Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 09:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение понятия и видов потребительского кредита, рассмотрение зарубежного опыта потребительского кредитования, а также его развития в Республике Беларусь. Для этого поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность потребительского кредита;
дать классификацию видов потребительского кредита;
исследовать зарубежный опыт потребительского кредитования;
проанализировать сложившуюся ситуацию предоставления потребительского кредита в Республике Беларуси, выявить проблемы и рассмотреть возможные пути решения этих проблем.
- бесплатный (беспроцентный) кредит, рекламу о котором запрещено помещать за пределами банка. Такой кредит предлагается покупателям нового или значительно обновленного жилья. При его предоставлении в расчет принимается уровень налогооблагаемого дохода заемщика в год, предшествующий заключению соответствующего контракта.
В практике нашего государства бесплатных кредитов нет, но весьма популярным является льготное кредитование недвижимости для нуждающихся в улучшении жилищных условий.
До 2008 года быстро рос объем долгосрочных займов на приобретение жилья: в 2000-2007 гг. доля полученных населением займов на срок свыше 20 лет в общем объеме займов, предоставленных по фиксированным процентам, возросла с 6 до 35%. Получателями таких займов являлись в основном молодые люди, стремящиеся с самого начала своей карьеры приобретать собственное жилье, а не арендовать его. 2005г. является рекордным по числу сделок по приобретению квартир на вторичном рынке: по оценкам, их число составляет 730 тыс. Это во многом объяснялось доступностью кредитов на эти цели, номинальные процентные ставки по которым, как правило, не превышали 5%.
Однако
2008 год оказался рекордсменом по темпам
падения популярность жилищных кредитов,
на что оказали влияние
Законодательство
Франции предусматривает
-
координаты банка,
-
условия и способы
- сумма займа, связанные с ним издержки и эффективные процентные ставки;
-
точный график и суммы
Под эгидой Банка Франции создана Национальная картотека инцидентов, связанных с погашением кредитов физическими лицами (Le fichier national des incidence de paiement des credit aux particuliers - FICP), или картотека неплательщиков. Каждый случай неплатежа по кредиту рассматривается комиссией по задолженности, принимающей решение о включении соответствующего досье в картотеку, в которой содержится информация не только об инциденте, но и о мерах договорного или судебного характера, предназначенных для урегулирования задолженности. Сведения об инциденте хранятся в картотеке в течение восьми лет. Пользоваться данными картотеки могут только банки и другие кредитные организации и только для собственных нужд, т.е. не передавая эту информацию другим. Что касается граждан, внесенных в картотеку, то они могут получить устную информацию из своего досье только в отделении Банка Франции [8, с.28].
Рассматривая опыт потребительского кредитования в других зарубежных странах, отметим, что проблема неплатежей по кредитам также является главным поводом для беспокойства. Например, в азиатских странах для потребителя практически нет ограничений и препятствий к количеству открываемых кредитов, так как банки по существу предоставляют их "вслепую". И хотя большинство людей, открывающих кредитные линии, выполняют свои обязательства, определенная доля покупателей не может соразмерить запросы и свои финансовые возможности в набирающем обороты потребительском буме. Так, в Гонконге каждый такой кредитополучатель имел в среднем по 14 различных кредитных линий с общим размером кредита в $75000. Потери по непогашенным кредитам на азиатских рынках быстро поднялись до рамок стран Запада. Согласно статистическим данным, в США несостоятельным оказывается каждый восьмой из тысячи человек. Подобное состояние дел уже сегодня наблюдается в Гонконге, два года тому назад имевшему показатель 1:1000, и в Южной Корее, даже за более короткий период времени сумевшей превзойти американские показатели[6, с. 130].
Решая данную проблему можно также обратиться к опыту США, где риск по операциям потребительского кредитования намного ниже.
Успех развития потребительского кредита в США, во многом связан с функционированием на рынке специализированных информационных агентств: так называемых кредитных бюро (credit bureaus) и кредитно-сыскных бюро (credit reporting bureaus/investigating bureaus). Кредитные бюро, как правило, организуются ассоциациями торговых и финансовых предприятий, хотя не исключены случаи создания и независимых бюро. Эти агентства занимаются сбором финансовой информации не только о текущих, но и потенциальных клиентах банков. К таким данным относится не только информация о доходах клиента, но и предположительная оценка состояния счета клиента в банках, данные о предоставленных и погашенных кредитах. Кроме того, досье на клиента может также содержать и информацию, потенциально влияющую на его кредитоспособность: семейное положение, количество иждивенцев, судебные иски и, иногда, личные характеристики клиента: данные об успеваемости в учебных заведениях, где учился клиент, возможные осложнения в личных отношениях (например, потенциальный развод), моральный облик и т. д. Кредитные бюро собирают и предоставляют данные на абонентских условиях членам ассоциаций, однако могут продать разовую информацию и третьим лицам, но за существенно большую плату. Часто предприятия - члены ассоциации "скидывают" имеющиеся у них данные кредитному бюро, чтобы они впоследствии стали доступными остальным членам ассоциации. Таким образом, кредитные бюро выполняют еще и функцию общего банка данных по клиентам предприятий-участников ассоциации.
Кредитно-сыскные бюро, напротив, собирают информацию только по заказу о конкретном лице в более широком разрезе и делают меньший упор на финансовое положение, скорее концентрируясь на личностных характеристиках данного лица. Основными заказчиками кредитно-сыскных бюро являются работодатели и страховщики, однако компании, оперирующие на рынке потребительского кредита, также обращаются в кредитно-сыскные бюро. Таким образом, наличие разветвленной сети информационных агентств (кредитных и кредитно-сыскных бюро), на данные которой опираются большинство поставщиков потребительского кредита, позволяет существенно снизить издержки по оценке кредитоспособности отдельных потребителей, что существенно снижает финансовые риски, связанные с потребительским кредитом [6, с. 134].
Таким образом, потребительский кредит как особая форма кредита заключается в предоставлении рассрочки платежа населению при покупке товаров длительного пользования.
Потребительский кредит предоставляется на принципах срочности, возвратности, платности и материальной обеспеченности.
В схеме потребительского кредитования могут участвовать не только банк и кредитополучатель, но и поручители, а также торговые организации.
В Республике Беларусь нормативно-правовая база, касающаяся регулирования потребительского кредитования представлена рядом нормативно-правовых актов, из которых особо выделить хотелось бы три из них: Банковский кодекс, Гражданский кодекс и Инструкция о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата.
3
Проблемы и перспективы
развития потребительского
кредитования в Республике
Беларусь
3.1
Развитие розничного
банковского кредитования
в Республике Беларусь
До
недавнего времени в Беларуси
фактически отсутствовал рынок кредитования
физических лиц, и население не могло
приобретать дорогостоящие
Кредитование
физических лиц как одного из сегментов
рынка розничных банковских услуг
является приоритетным. Однако, очевидно
в результате влияния мирового экономического
кризиса, мы можем наблюдать снижение
доли кредитной задолженности
Нужно отметить, что темп прироста
кредитов населению за 2008-2010 гг. оказался
ниже аналогичного показателя
по прочим кредитным вложениям
– 100,2% против 126,9% (таблица 3.1)
Таблица 3.1 – Динамика кредитных вложений банков Республики Беларусь
Показатели | 01.01.2008г. | 01.01.2009г. | 01.01.2010г. | Изменение (+,-) | ||||
сумма, млрд. руб. | уд. вес, % | сумма, млрд. руб. | уд. вес, % | сумма, млрд. руб. | уд. вес, % | сумма, млрд. руб. | темп прироста % | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Населению | 7966,8 | 27,5 | 12588,4 | 28,1 | 15953,5 | 25,1 | 7986,7 | 100,2 |
Прочие | 21009,8 | 72,5 | 32177,5 | 71,9 | 47686,4 | 74,9 | 26676,6 | 126,9 |
Всего | 28976,6 | 100,0 | 44765,9 | 100,0 | 63639,9 | 100,0 | 34663,3 | 119,6 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [1, с.92, 2, с.99, 3, с.116].
Белорусские банки предоставляют кредиты физическим лицам на потребительские цели и финансирование недвижимости. Отметим, что за прошедшие годы в Республике Беларусь отмечается устойчивая положительная тенденция к росту подобных кредитов.
В
настоящее время основной удельный
вес кредитов, выдаваемых населению,
приходится на долгосрочные кредитные
вложения, к которым относятся
кредиты со сроком полного погашения,
первоначально установленным кредитным
договором, свыше одного года (таблица
3.2).
Таблица 3.2 - Состав и структура кредитов, выданных населению банками Республики Беларусь по срочности
Показатели | 01.01.2008г. | 01.01.2009г. | 01.01.2010г. | Изменение (+,-) | ||||
сумма, млрд руб. | уд. вес, % | сумма, млрд руб. | уд. вес, % | сумма, млрд руб. | уд. вес, % | сумма, млрд руб. | темп прироста % | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Краткосрочные | 138,8 | 1,7 | 304,9 | 1,9 | 380,7 | 2,4 | 241,9 | 274,3 |
Долгосрочные | 7827,9 | 98,3 | 12283,5 | 98,1 | 15572,8 | 97,6 | 7744,9 | 198,9 |
Всего | 7966,7 | 100 | 12588,4 | 100 | 15953,5 | 100,0 | 7986,8 | 200,3 |