Понятие и виды холдинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 07:26, реферат

Описание работы

Термин "холдинг" происходит от английского глагола "to hold" - держать, иметь.
Холдинговые компании - это держательские организации, которым принадлежат акции (доли) в уставных капиталах других предприятий. Холдинговые компании широко распространены в зарубежных странах. Однако термин "холдинговая компания" применяется в основном в странах англо-американской правовой системы.

Содержание

1. Понятие холдинга 3
2. Какая компания может быть холдингом 5
3. Виды холдингов 7
4. Правовое положение холдинговых компаний 18
5. Выводы 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

Работа содержит 1 файл

Сафарова Е.Р., ФБ-82, реферат.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

Гражданский кодекс содержит одну норму, крайне неприятную для многих холдингов. Как известно, общество вполне может иметь всего  лишь одного участника. Однако такое общество с единственным участником не может быть единственным участником другого общества (ст. 88, ст. 98 ГК РФ). Зачастую (если холдинг «многоэтажный») это приводит к необходимости искусственного введения в состав участников общества неких миноритариев, что, как мы увидим далее, может быть чревато разнообразными неприятными последствиями.

Наконец, Гражданский  кодекс запрещает дарение в отношениях между коммерческими организациями (п. 4 ст. 575). Казалось бы, это исключает  возможность безвозмездного финансирования в рамках холдинга. Однако это не совсем так. Финансирование (передача имущества или денежных средств для выполнения определенных задач) – это не то же самое, что дарение (безвозмездная передача, носящая безусловный характер; гл. 32 ГК РФ). Кроме того, как мы вскоре увидим, Налоговый кодекс явно допускает возможность безвозмездного финансирования в отношениях юридических лиц.

Антимонопольное и корпоративное законодательство

Важнейшей с  точки зрения холдингов частью антимонопольного законодательства является то, что некоторые часто встречающиеся в их практике операции и сделки осуществляются с обязательным уведомлением или с предварительного согласия антимонопольного органа. А именно, к таким сделкам относятся (ст. 18 Закона «О конкуренции...»):

1. приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20% указанных акций (долей);

2. получение в собственность, пользование или владение одним хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки (взаимосвязанных сделок), превышает 10% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего или передающего имущество;

3. приобретение лицом (группой лиц) прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа.

Если суммарная  балансовая стоимость активов участвующих  в операции лиц превышает 100 тыс. МРОТ, требуется уведомление антимонопольного органа; если она превышает 200 тыс. МРОТ, или одно из лиц внесено в реестр монополистов, требуется предварительное согласие антимонопольного органа.

Кроме того, уведомление  или с согласие антимонопольного органа может требоваться для слияния и присоединения коммерческих организаций (суммарная балансовая стоимость активов свыше 100 тыс. МРОТ – уведомление, свыше 200 тыс. МРОТ – предварительное согласие). Наконец, создание коммерческих организаций также производится с уведомлением антимонопольного органа, если суммарная стоимость активов учредителей превышает 200 тыс. МРОТ (п. 1, п. 5 ст. 17 Закона «О конкуренции...»).

(В августе  2004 г. правительство внесло в  Государственную думу законопроект, значительно повышающий пороговые  значения упомянутых величин:  с 200 тыс. до 30 млн. МРОТ). 

Понятие аффилированности, введенное антимонопольным законом, довольно широко используется также  в законах «Об акционерных  обществах» и «Об обществах с  ограниченной ответственностью». Общество обязано хранить списки своих  аффилированных лиц (ст. 50 Закона «Об ООО», ст. 89 Закона «Об АО»). Акционерное общество (в отличие от общества с ограниченной ответственностью), обязано предоставлять эти списки государственному регистрирующему органу (п. 4 ст. 93 Закона «Об АО»). Аффилированные лица акционерного общества должны сами уведомлять общество о приобретении ими его акций (п. 2 ст. 93 Закона «Об АО»). Кроме того, понятие аффилированного лица используется при определении порядка приобретения 30% и более акций АО (ст. 80 Закона «Об АО»). Оно же используется при определении сделок с заинтересованностью, но об этом ниже. Как уже упоминалось, информация о приобретении более 20% акций (долей) общества подлежит обязательной публикации, однако именно эта норма не использует термина «аффилированность».

Бюрократические процедуры, предписываемые антимонопольным законодательством, подчас довольно обременительны для руководства холдингов. Но настоящей головной болью для них являются нормы корпоративного законодательства, связанные с крупными сделками и, в особенности, сделками с заинтересованностью, которые порождают еще большую волокиту.

Крупными сделками считаются сделки общества (одна или несколько взаимосвязанных), связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25% и более балансовой стоимости активов общества (ст. 78 Закона «Об АО», ст. 46 Закона «Об ООО»). Решение о их совершении принимается в особом, предусмотренном законом, порядке. Для акционерного общества сделка на сумму от 25% до 50% активов одобряется решением советом директоров (единогласно) или, если единогласие не достигнуто, общим собранием акционеров (простым большинством от участвующих в собрании); на сумму от 50% активов – общим собранием акционеров (большинством в 3/4 от участвующих в собрании) (ст. 79 Закона «Об АО»). В обществе с ограниченной ответственностью решение принимается общим собранием участников, но в случае образования совета директоров принятие решений о совершении сделок на сумму от 25% до 50% активов может быть отнесено уставом к его компетенции (ст. 46: Закона «Об ООО»).

Кроме того, глава  о крупных сделках Закона «Об  АО» предусматривает особый порядок  приобретения 30% и более обыкновенных акций акционерного общества (всем акционерам должно быть сделано предложение  

5. Выводы

Холдинговая структура  – эффективный инструмент владения и управления крупными разнородными активами. Единый закон о холдингах  в РФ отсутствует. Деятельность холдингов  регулируется отдельными положениями  гражданского, налогового, антимонопольного, корпоративного законодательства. Закон налагает определенные ограничения на деятельность холдингов, но в целом дает необходимые средства для эффективного управления и финансирования в рамках холдинга. [13]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. [Электронный ресурс] http://www.pravo.vuzlib.net/book_z2191_page_20.html
  2. [Электронный ресурс] http://www.bibliotekar.ru/teoriya-organizacii/133.htm
  3. Franchesco Galgano. I gruppi di societа. ITET. Torino, Italy, 2001. P.179
  4. [Электронный ресурс] http://www.for-expert.ru/articles/pravo_economica-4-2003.shtm
  5. David Lane. Everything must go. Financial Times. December 16, 1998. P.4.
  6. Ланьков А.Н. Потерянная "Вселенная"//Эксперт. 2001. N 24
  7. [Электронный ресурс] http://www.mfit.ru/defensive/obzor
  8. Глинских А., Андронова О. Анализ современного состояния российского рынка КИС.
  9. Глушецкий А. Реорганизация: одним голосованием - всех "зайцев"!//Экономика и жизнь. 2000. N 1
  10. Горбунов А.Р. Дочерние компании, филиалы, холдинги. М., 1999
  11. Ксения Портной. «Волтерс Клувер», 2004. - 278 стр. Правовое положение холдингов в России.
  12. Шиткина И.С. Холдинги. Правовой и управленческий аспекты. – М.: Городец-издат, 2003.
  13. [Электронный ресурс] http://www.roche-duffay.ru/articles/holdings_russia_p1.htm

Информация о работе Понятие и виды холдинга