Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 12:33, контрольная работа
Четко организованная система безналичных расчетов имеет огромное значение в условиях серьезного кризиса неплатежей, когда огромная взаимная задолженность, задержка платежей в каком-либо одном звене затрагивает работу большого числа хозяйствующих субъектов, что отражается на важнейших показателях их производственной и коммерческой деятельности. Так, непоступление выручки в связи с платежным кризисом ограничивает возможность предприятий приобретать необходимые им материальные ресурсы.
Безналичные расчеты нашли широкое применение в процессе развития банковской системы и имеют ряд преимуществ перед расчетами с использованием наличных денег.
1. Введение …………………………………………………………………....3
2. Понятие безналичных расчётов. Принципы их организации в России ...4
2.1 Безналичный денежный оборот как составная часть совокупного денежного оборота. Соотношение наличной и безналичной сфер денежного обращения …………….............................................................................................4
2.2 Система и принципы организации безналичного денежного оборота …………………………………………….................................................................7
2.3 Деньги безналичного оборота .....................................................................11
3. Характеристика основных форм безналичных расчётов. Развития форм безналичных расчётов …………………………………………………………..12
3.1 Переводы ………………………………………………………………….14
3.1.1 Расчёты платежными поручениями ……………………………....15
3.1.2 Расчёты платежными требованиями-поручениями ……………...17
3.1.3 Расчёты чеками ………………………………………………….....18
3.1.4 Вексель ………………………………………………………….......19
3.1.5 Инкассовое поручение на бесспорное (безакцептное) списание средств ……………………………………………………………........................21
3.2 Расчёты аккредитивами ...............................................................................21
3.3 Инкассо ……………………………………………………………………24
3.4 Клиринг ……………………………………………………………………24
4. Заключение ………………………………………………………………..26
5. Практическая часть …………………………………………………….....28
6. Список использованной литературы ……………………………………29
Расчёты платежными требованиями-поручениями
Относительно новым для
нашей экономики расчетным
Платежные требования-поручения
выписываются поставщиками и вместе
с коммерческими документами
отправляются в банк покупателя, который
передает требование-поручение
Расчёты чеками
Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы клиенту. В расчетах чеками участвуют следующие лица: Банк чекодателя - банк, выдавший своему клиенту бланки чеков и обеспечивающий оплату предъявленных банком чекодержателя соответствующим образом оформленных чеков.
Чекодатель - лицо, обладающее
оформленным чеком, с правом получения
денежных средств контрагентом согласно
договору. Чекодержатель - лицо, обладающее
оформленным чеком, с правом получения
денежных средств от чекодателя. Банк
чекодержателя - банк, обеспечивающий
оплату предъявленных чекодержателем
чеков за счет средств чекодателя
и через банк чекодателя. Чек удобен
для расчетов в случаях: когда
плательщик не хочет совершать платеж
до получения товара, а поставщик
- передавать товар до получения
гарантии платежа; когда продавец заранее
не известен. Расчетный чек, эмитированный
российским банком, имеет хождение
только на территории Российской Федерации.
Бланки чековых книжек - документы
строгой отчетности и их форма
устанавливается Центральным
Вексель
Вексель - безусловное абстрактное письменное долговое обязательство строго установленной законом формы, дающее его владельцу (векселедержателю) бесспорное право по наступлении срока требовать от должника (векселедателя) или акцептанта уплаты денежной суммы. Различаются простой и переводный вексель.
Простой вексель - письменный документ, по которому заемщик(векселедатель) обещает (обязуется) уплатить векселедержателю (бенефициару) или по его указанию третьему лицу, определенному в определенный срок. В практике он получил название соло-вексель, ибо после подписания заемщиком и выдачи первому держателю ответственность числится за одним лицом - векселедателем.
Переводный вексель - письменный документ, по которому кредитор (трассант) поручает своему дебитору (трассату) выплатить определенную сумму в установленный срок определенному лицу (ремитенту). Синоним переводного векселя - тратта (от лат. trahere - тащить, тянуть). По отношению к ремитенту это - римесса - вексель, по которому предстоит получить деньги. Ремитировать - посредством векселя перевести деньги. Отличия этих видов векселя состоят в следующем.
Простой вексель есть обычная долговая расписка должника -обещание уплатить. Переводной вексель - предложение (оферта) кредитора должнику уплатить получателю (ремитенту) сумму денег.
Простой вексель предполагает участие двух лиц - векселедателя (должника) и получателя (кредитора). В переводном векселе участвуют 3 лица: векселедатель (кредитор) - трассант, плательщик (дебитор) - трассат, первый векселедержатель (первый получатель платежа по векселю) – ремитент. В простом векселе векселедатель - плательщик (дебитор) по отношению к векселедержателю (кредитору) или по указанию векселедержателя - по отношению к третьему лицу всегда лично оплачивает вексель, а значит, не требуется акцепт векселя и совершение протеста в неакцепте. В переводном векселе векселедатель - кредитор, предлагающий своему дебитору оплатить долг не ему, а третьему лицу, по отношению к которому данный кредитор, скорее всего, является должником (или самому векселедателю, если вексель подписан с оборотом на себя). Иными словами, он не лично платит свой долг, а по его просьбе это делает другое лицо. Посредством переводного векселя уплата долга переводится на другое лицо.
Процесс обращения простого векселя:
1. Покупатель вручает вексель продавцу.
2. Продавец отгружает
товар, продукцию, выполняет
3. Продавец предъявляет вексель к оплате.
4. Покупатель оплачивает товар, продукцию, услуги.
Инкассовое поручение на бесспорное (безакцептное) списание средств
Инкассовое поручение, составленное на бланке установленной формы, применяется при бесспорном и безакцептном (без согласия плательщиков) списании средств с их счетов.
В экономической практике сложилось разделение оснований бесспорного, по существу принудительного, списания средств на две группы:
- по распоряжению взыскателей;
- исходя из исполнительных и приравненных к ним документов Списание средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке по распоряжению взыскателей допускается только на основе решений соответствующих органов по следующим видам платежей: недоимок по налогам и других обязательных платежей, а также сумм штрафов и иных санкций; таможенных платежей, пеней и штрафов, взимаемых таможенными органами; недоимок по взносам платежей, штрафов и иных санкций в государственные внебюджетные фонды.
Всего насчитывается свыше десятка подобного вида взысканий. Бесспорное списание средств плательщиков производится по исполнительным документам, выданным судами.
Расчёты аккредитивами
Аккредитив (от лат. «accredo» -
доверяю) - письменное поручение одного
кредитного учреждения другому о
выплате определенной суммы физическому
или юридическому лицу при выполнении
указанных в аккредитиве
Аккредитивная форма - одна из основных в международных расчётах.
Аккредитив - условная форма поставки товаров, максимально учитывающая вопросы, возникающие в процессе сделки. Она удовлетворяет интересы и поставщика (своевременное получение платежа) и покупателя (контроль над действиями поставщика). Это достоинство аккредитива обусловлено тем, что расчеты проводятся третьей, нейтральной стороной – банком.
Технология расчетов с использованием аккредитивной формы расчётов:
Операция 1. Покупатель предоставляет в банк-эмитент заявление на открытие аккредитива.
Операция 2. Банк-эмитент открывает аккредитив и направляет его через авизирующий банк поставщику.
Операция 3. Авизирующий банк извещает поставщика об открытии аккредитива в его пользу.
Операция 4. Поставщик исполняет договорные отношения по отношению к получателю. Операция 5. Поставщик оформляет и представляет в авизирующий банк комплект документов для получения платежа по аккредитиву.
Операция 6. Авизирующий банк направляет банку-эмитенту комплект полученных от поставщика документов.
Операция 7. Банк-эмитент проверяет полученные документы и при выполнении всех условий аккредитива оплачивает их.
Операция 8. Банк-эмитент передает оплаченные документы покупателю.
Операция 9. Авизующий банк зачисляет поставщику причитающуюся ему сумма денежных средств.
В соответствии с Положением о безналичных расчетах в нашей стране могут открываться следующие виды аккредитивов:
- покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные);
- отзывные или безотзывные.
Покрытыми (депонированными)
считаются аккредитивы, при открытии
которых банк-эмитент
При установлении между банками
корреспондентских отношений
Каждый аккредитив должен
быть отзывным или безотзывным. При
отсутствии такого определения аккредитив
считается отзывным. Отзывной аккредитив
может быть изменен или аннулирован
банком-эмитентом без
В России аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком и не может быть переадресован. Выплата с аккредитива наличными деньгами не допускается. Использование аккредитивов в международных расчетах регламентируется Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов, утвержденных Международной торговой палатой в декабре 1993 г.
При аккредитивной форме расчетов полностью соблюдаются все основные правила осуществления расчетов:
- продукция оплачивается после ее отгрузки;
- оплата производится
с согласия плательщика,
- плательщику предоставляется право отказаться от оплаты, если обнаружены нарушения условий договора;
- аккредитив открывается
за счет средств покупателя
или кредита банка, если
Положительной стороной аккредитивной формы расчетов является гарантия платежа. Вместе с тем этой форме расчетов присущ ряд существенных недостатков, которые и предопределили ограниченную сферу ее применения:
- средства покупателя
в сумме аккредитива
- замедляется товарооборот,
так как поставщик до
Инкассо
Инкассо - банковская операция, посредством которой банк берет на себя обязательство получить от имени и за счет клиента деньги и (или) акцепт платежа от третьего лица по представленным на инкассо документам. В основе инкассовых операций согласно праву большинства стран лежит договор поручения. Унифицированные правила по инкассо (УСИ) разработаны Международной Торговой Палатой (МТП), Париж. С 1996 г. действуют УПИ в редакции 1995 г., публикация МТП № 522. Расчеты в форме инкассо широко распространены в международных платежах по контрактам на условиях коммерческого кредита. На инкассо зарубежными банками принимаются финансовые и коммерческие документы. Банк, принимая документы на инкассо, обязан переслать их в банк, обслуживающий плательщика, т.е. исполняющий банк, взыскать с него средства и перечислить на расчётный счет поставщика.
Особенностью российской практики является возможность отправления банком документов, принятых на инкассо, как при наличие между банками корреспондентских отношений, т.е. в порядке, принятом мировой практикой, так и при их отсутствии. Банк плательщика, получив присланные документы, сообщает об этом плательщику и осуществляет оплату только после получения от него предварительного акцепта в той или иной форме.
Клиринг
Клиринг - представляет собой способ безналичных расчетов, основанный на зачете взаимных требований и обязательств юридических и физических лиц за товары (услуги), ценные бумаги. Сущность зачета взаимных требований заключается в том, что равновеликие суммы взаимных требований кредиторов и обязательств должников друг к другу погашаются, а платежи осуществляются только на разницу. Экономической основой клиринга является высокий уровень специализации и кооперации хозяйствующих субъектов и обусловленные ими широкие взаимопоставки. Концентрация платежей при клиринге позволяет значительно сократить сумму взаимной задолженности, прервать цепочку платежей, достичь экономии платежных средств на сумму зачтенного оборота, расширить сферу безналичных расчетов и облегчить управление ими. Как следствие -- упрощаются, удешевляются и ускоряются расчеты, сохраняется имеющаяся денежная (кассовая) наличность, и за счет этого повышается уровень прибыльности и ликвидности участников.