Платежный баланс как объект государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:08, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной темы невозможно преувеличить, т.к. платежный баланс является зеркальным отражением экономического состояния страны. В современных условиях трудно прогнозировать или активно участвовать в международной валютно-финансовой системе, если четко и реально не сбалансирован платежный баланс. Объективно обусловленные тенденции к росту взаимосвязей и взаимовлияний экономики развитых стран требует тщательного подхода к разработке платежного баланса страны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1. Понятие платежного баланса………………………………………………….4
2. Платежный баланс - отражение внешнеэкономических связей страны……5
3. Факторы, влияющие на платежный баланс…………………………………..6
4. Структура платежного баланса………………………………………………..9
5. Платежный баланс как объект государственного регулирования…………14
Заключение…………………………………………………………………16
Список литературы…………………………………………………………17

Работа содержит 1 файл

Колчанова ДКБ.docx

— 35.24 Кб (Скачать)

Баланс  услуг включает платежи и поступления  по транспортным перевозкам, страхованию, электронной, телеграфной, телефонной, почтовой и другим видам связи, международному туризму, обмену научно-техническим  и производственным опытом, экспертным услугам, содержанию дипломатических, торговых и иных представительств за границей, передаче информации, культурным и научным обменам, различным комиссионным сборам, рекламе, ярмаркам и т. д. Услуги представляют собой динамично развивающийся сектор мировых экономических связей; его роль и влияние на объем и структуру платежей и поступлений постоянно возрастают.  
С ростом уровня благосостояния в развитых странах резко увеличились масштабы международного туризма, в составе которого значительную часть составляют деловые поездки в связи с интернационализацией современного производства.  
          Развитие международного производства, научно-техническая революция и другие факторы интернационализации хозяйственной жизни стимулировали торговлю лицензиями, ноу-хау, другими видами научно-технического и производственного опыта, лизинговые операции (аренда оборудования), деловые консультации и другие услуги производственного и персонального характера.

    По  принятым в мировой статистике правилам в раздел «услуги» входят выплаты  доходов по инвестициям за границей и процентов по международным  кредитам, хотя по экономическому содержанию они ближе к движению капиталов  и услуг. В платежном балансе выделяются статьи: предоставление военной помощи иностранным государствам, военные расходы за рубежом. Они как бы примыкают к операциям услуг.  
По методике МВФ принято также показывать особой позицией в платежном балансе односторонние переводы. В их числе:

- государственные  операции - субсидии другим странам  по линии экономической помощи, государственные пенсии, взносы  в международные организации;  
- частные операции- переводы иностранных рабочих, специалистов, родственников на родину. Этот вид операций имеет большое экономическое значение. Италия, Турция, Испания, Греция, Португалия, Пакистан, Египет и другие страны уделяют большое внимание регулированию выезда за границу своих граждан на заработки, так как используют этот источник значительных валютных поступлений для развития экономики. Для Франции, Великобритании, Швейцарии, США, ЮАР и других стран, временно привлекающих иностранных рабочих и специалистов, напротив, такие переводы средств служат источником дефицита этой статьи платежного баланса.

    Перечисление  операции услуг, движения доходов от инвестиций, сделки военного характера  и односторонние переводы называют «невидимыми» операциями, подразумевая, что они не относятся к экспорту и импорту товаров, т.е. осязаемых  ценностей. В их составе выделяются три основные группы сделок: услуги, доходы от инвестиций, односторонние  переводы.

    Баланс  движения капиталов и кредитов.

Баланс  движения капиталов и кредитов выражает соотношение вывоза и ввоза государственных  и частных капиталов, предоставленных  и полученных международных кредитов. По экономическому содержанию эти операции делятся на две категории: международное  движение предпринимательского и ссудного капитала.

    Предпринимательский капитал включает прямые заграничные  инвестиции (приобретение и строительство  предприятий за границей) и портфельные  инвестиции (покупка ценных бумаг  заграничных компаний). Прямые инвестиции являются важнейшей формой вывоза долгосрочного  капитала и оказывают большое  влияние на платежный баланс. В  результате этих инвестиций развивается  международное производство, которое  интегрирует национальные экономики  в мировое хозяйство на более  высоком уровне и прочнее, чем  торговля. В 1992г. накопленная стоимость  прямых пограничных инвестиций всех стран, подсчитанная методом суммирования ежегодных вложений нарастающим  итогом, составила около 2 трлн. долларов. Вывоз предпринимательского капитала происходит интенсивнее, чем рост производства и внешней торговли, что свидетельствует о его ведущей роли в интернационализации хозяйственной жизни. Более двух третей стоимости прямых заграничных инвестиций составляют взаимные капиталовложения развитых стран. Это означает, что хозяйственные связи между ними укрепляются в большей степени, чем с остальным миром.

    Международное движение ссудного капитала классифицируется по признаку срочности. Долгосрочные и  среднесрочные операции включают государственные  и частные займы и кредиты, предоставленные на срок более одного года. Получателями государственных займов и кредитов выступают преимущественно отстающие от лидеров страны, в то время как передовые развитые государства являются главными кредиторами. По-иному выглядит картина с частными долгосрочными займами и кредитами. Здесь также развивающиеся страны прибегают к заимствованию у частных кредитно-финансовых институтов развитых стран. Но и в развитых странах корпорации активно используют привлечение ресурсов с мирового рынка в форме выпуска долгосрочных ценных бумаг или банковского кредита.  
Краткосрочные операции включают международные кредиты сроком до года, текущие счета национальных банков в иностранных банках (авуары), перемещение денежного капитала между банками. В последние два десятилетия межбанковские краткосрочные операции на мировом денежном рынке приобрели большой размах. Если в 60-70-е годы преобладало стихийное перемещение «горячих» денег, что усиливало инфляцию и кризис Бреттонвудской валютной системы, то в 80-е годы основной поток краткосрочных денежных капиталов (ежегодно 100-150 млрд. долларов) направляется в США, привлекаемый сравнительно высокими процентными ставками и курсом доллара (в начале 90-х годов снизился до 70 млрд. долларов).  
        Заключительные статьи платежного баланса отражают операции с ликвидными валютными активами, в которых участвуют государственные валютные органы, в результате чего происходит изменение величины и состава централизованных официальных золото - валютных резервов.

5. Платежный баланс как объект государственного регулирования.

    Платежный баланс издавна является одним из объектов государственного регулирования. Это обусловлено следующими причинами.  
        Во-первых, платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо у других. Нестабильность баланса международных расчетов на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики.

    Во-вторых, после отмены золотого стандарта  в 30-х годах ХХ в. стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем  ценового регулирования действует  слабо. Поэтому выравнивание платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий.

    В-третьих, в условиях интернационализации  хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе  государственного регулирования экономики. Задача его уравновешивания входит в круг основных задач экономической  политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы.

    Материальной  основой регулирования платежного баланса служат:

  1) государственная собственность,  в том числе официальные золото - валютные резервы; 

  2) возрастание доли (до 40-50%) национального  дохода, перераспределяемого через  государственный бюджет;

  3) непосредственное участие государства  в международных экономических  отношениях как экспортера капиталов  кредитора, гаранта, заемщика;

  4) регламентация внешнеэкономических  операций с помощью нормативных  актов и органов государственного  контроля.

    Государственное регулирование платежного баланса - это совокупность экономических, в  том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также  покрытие сложившегося сальдо. Существует разнообразный арсенал методов  регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирования экспорта, либо на ограничение внешнеэкономических  операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных  расчетов страны.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

    На  основании изложенного материала  можно сделать следующие выводы:

  1. Платежный баланс является одним из основных инструментов макроэкономического анализа и прогнозирования.

  2. Данные платежного баланса отражают, как в течение отчетного периода  развивалась торговля с другими  странами, которая непосредственно  влияет на уровень производства, занятости и потребления, сколько  доходов было получено от нерезидентов  и сколько было выплачено им. Эти данные позволяют проследить, в какой форме происходило  привлечение иностранных инвестиций, своевременно ли осуществлялось  погашение внешней задолженности  страны или имели место просрочки  и ее реструктуризация, а также,  как резиденты инвестировали  в экономику других стран, как  центральный банк устранял платежные  дисбалансы, увеличивая или уменьшая  размер своих резервов в иностранной  валюте.

  3. Платежный баланс активно используется  для определения фискальной и  монетарной политики, протекционистских  мер, а также при принятии  решений по регулированию внутреннего  валютного рынка и валютного  курса. 

  4. На основании результатов платежного  баланса принимаются дальнейшие  решения в области экономической  политики страны. И во избежание  негативных последствий необходимо  выбрать наиболее оптимальный  вариант схемы построения платежного  баланса. 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

1. Международные  валютно-кредитные и финансовые  отношения // под редакцией Л.Н.  Красавиной. - Москва, 2004

2. Меньшиков  С.М. Новая экономика. Основы  экономических знаний. Учебное пособие. - М.: Междунар. отношения, 2006

3. Экономика:  Учеб. пособие / М.И.Плотницкий, М.Г.Муталимов,  Г.А.Шмарловская и др.; Под ред.  М.И.Плотницкого. - М.: Новое знание, 2002

4. Экономическая  теория: Учебник. 3-е изд. перераб.  и доп. / Н.И.Базылев, А.В.Бондарь,  С.П.Гурко и др.; Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко. - Мн.: БГЭУ, 2007

5. Калаев  О.А. Платежный баланс и валютные  курсы в мировой экономике.  М., 2008

Информация о работе Платежный баланс как объект государственного регулирования