Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 11:03, контрольная работа
Пластиковая карточка - это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий пользующемуся карточкой лицу возможность безналичной оплаты товаров и/или услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах). Принимающие карточку предприятия торговли/сервиса и отделения банков образуют сеть точек обслуживания карточки (или приемную сеть).
Часть 1. Пластиковые карточки: понятие, основа возникновения и развития…………………………………………………………………...…….…3
Часть 2. Виды пластиковых карточек. Достоинства и недостатки отдельных видов…………………………………………………………………..6
Часть 3. Особенности применения пластиковых карточек в денежном обращении…………………………………………………………………………9
Тестовая часть……………………………………………………………14
Список литературы……………………………………………………….16
План.
Часть
1. Пластиковые карточки: понятие, основа
возникновения и развития…………………………………………………………
Часть
2. Виды пластиковых карточек. Достоинства
и недостатки отдельных видов………………………………………
Часть
3. Особенности применения пластиковых
карточек в денежном обращении………………………………………………………
Тестовая
часть……………………………………………………………14
Список
литературы……………………………………………………
Часть 1. Пластиковые карточки:
понятие, основа
возникновения и
развития.
Пластиковая карточка - это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий пользующемуся карточкой лицу возможность безналичной оплаты товаров и/или услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах). Принимающие карточку предприятия торговли/сервиса и отделения банков образуют сеть точек обслуживания карточки (или приемную сеть).
Особенностью продаж и выдач наличных по карточкам является то, что эти операции осуществляются магазинами и, соответственно, банками "в долг" - товары и наличные предоставляются клиентам сразу, а средства в их возмещение поступают на счета обслуживающих предприятий чаще всего через некоторое время (не более нескольких дней). Гарантом выполнения платежных обязательств, возникающих в процессе обслуживания пластиковых карточек, является выпустивший их банк-эмитент. Поэтому карточки на протяжении всего срока действия остаются собственностью банка, а клиенты (держатели карточек) получают их лишь в пользование. Характер гарантий банка-эмитента зависит от платежных полномочий, предоставляемых клиенту и фиксируемых классом карточки.
История денег уходит в глубину веков, в те времена, когда человечество отказалось от прямого обмена товара на товар. Вся дальнейшая эволюция от экзотических ракушек к редкостным веществам, а затем к драгоценным металлам была поиском оптимального мерила человеческому труду, исключающего появление инфляции. В конце этого пути стояли бумажные деньги, эмиссия которых регулировалась сначала царским казначейством, а в последствии государственным банком, т.е. организацией, основной функцией которой было регулирование монетарного хозяйства страны. Теоретически бумажные деньги имеют много недостатков, но основной причиной появления безналичных форм платежей явился тот факт, что деньги легко изымаясь из обращения, теряют способность генерировать доходы. Зато банковский чек, гарантирующий покупательскую способность коммерсанта, оставлял банку возможность доходного использования этих средств до момента оплаты по счету продавца. Поэтому рынок оптовой торговли, а затем и расчеты между организациями были давно переведены на безналичные формы оплаты, дающие возможность максимального использования денег.
Первая кредитная карта была выпущена в 1914 году известной фирмой Mobil Oil (раньше эта фирма называлась General Petroleum Corporation of California). Карты, выпущенные этой компанией, использовались при оплате торговых операций по нефтепродуктам. Они были картонными, а данные на них были либо написаны, либо выдавлены.
В 1928 году бостонской компанией Farrington Manufacturing были выпущены первые металлические пластинки, на которых выдавливался (эмбоссировался) адрес. Они выдавались кредитоспособным клиентам. Продавец вкладывал такую пластинку в специальную машину, называемую импринтером, и буквы, выдавленные на ней, отпечатывались на торговом чеке.
Поиск
подходящего материала
Первые карточки современного вида появились в США в начале 50-х годов. Впоследствии система карточных расчетов была введена многими банками. Системы карточных расчетов получили распространение во многих странах мира, а сами расчеты приобрели международный характер.
Сегодня платежные системы на базе пластиковых карт стали неотъемлемым атрибутом финансовой системы любого индустриально-развитого государства.
Сами по себе пластиковые карточки - инструмент розничного рынка. Они предназначены для массового обслуживания и рассчитаны на привлечение свободных средств населения.
Актуальность развития данного средства расчетов подтверждает тот факт, что в России в последние годы выпущено более 300 тысяч международных пластиковых карточек EuroСard/MasterСard и не менее 250 тысяч карточек VISA.
В
настоящее время пластиковый
бизнес - это более 1,3 млрд. выпущенных
карт. Ежегодный мировой оборот превышает
3 трлн. долл. Платежные карты принимаются
более чем 20 млн. торгово-сервисных предприятий.
Около полумиллиона банковских отделений,
предоставляющих услуги, проводят операции
с платежными картами, а число банкоматов
превысило 700 тыс. Наряду с локальными
(национальными) системами всё более широкое
развитие получают международные системы
расчетов с использованием платежных
карт. Основная часть мирового рынка пластиковых
карт контролируется двумя крупнейшими
компаниями - Visa International и MasterCard International.
Если разделить весь мировой рынок пластиковых
карт на сферы влияния основных игроков
- платежных систем, то получится следующая
картина: на платежную систему Visa приходится
около 57%, на Europay/MasterCard примерно 26%, на American
Express - порядка 13%, и на другие (включая DinersClub
и JCB) - 4%.
Часть 2. Виды пластиковых карточек.
Достоинства и недостатки отдельных видов.
Все пластиковые карточки, предназначенные для расчетов, могут подразделяться на личные и корпоративные. Банки выдают личные карточки частным лицам: своим платежеспособным клиентам, а также другим лицам после анализа «кредитной истории» последних и открытия ими текущего счета в этом банке либо внесения страхового депозита. Корпоративные карточки выдаются другим лицам под их гарантии и обеспечение также после анализа платежеспособности юридического лица. Пользоваться корпоративными карточками могут сотрудники организации, получившей карточку.
Основные виды пластиковых карт: магнитные и электронные.
К магнитным относятся:
- кредитные карты;
- платежные (дебетовые) карты;
- экзекъютивные (исполнительные) карты;
- чековые гарантийные карты;
- карты с фиксированной покупательной способностью – телефонные и прочие.
К электронным относятся:
- микропроцессорные: карты памяти (memory cards), интеллектуальные
(smart cards), суперинтеллектуальные карты (supersmart cards);
- лазерные карты.
Такое разнообразие карт служит мотивацией для привлечения клиентов на обслуживание.
С точки зрения клиентов достоинства карточек заключаются в следующем:
- с одной стороны, снижение риска (можно не носить с собой большие суммы денег), с другой - возможность моментально оплатить покупку;
- не нужно заботиться о конвертируемости валюты. Это сделает банк, причем так, что клиент выиграет на разнице между курсом обмена в магазине и курсом, по которому конвертацию осуществит банк;
- строже становятся контроль и планирование бюджета;
- при потере карточки достаточно лишь сообщить в банк, чтобы все расчеты по ней были немедленно заблокированы;
- на внесенные в банк денежные средства (как правило, на средний остаток выше какой-то оговоренной суммы) можно получать проценты;
- престижность (особенно в тех странах, где карточки пока не стали общеупотребительными), свидетельствующая к тому же об умении обращаться с современными техническими средствами, используемыми в финансовой сфере.
Недостатки кредитных карточек для клиента связаны прежде всего с затратами, которые он вынужден нести:
- за удобства, которые даст применение карточек, приходится платить;
- карточки принимают не во всех магазинах и иных организациях торговли и сферы обслуживания (особенно в странах, которые только вступают на этот путь);
- банк заинтересован работать с карточками, исходя из следующих соображений:
· они позволяют увеличивать объемы привлеченных ресурсов. Имеются в виду, во-первых, те суммы, которые владельцы карточек должны положить на свои спец.счета в банке. Во-вторых, это могут быть страховые депозиты, к которым банки (российские) прибегают для обеспечения большей надежности «карточных» операций;
· за все операции с карточками (покупка, обналичивание, конвертирование) банк, как правило, взимает комиссионные. Кроме того, клиент платит за получение самой карточки;
· повышается конкурентный потенциал банка с учетом общемировой тенденции вытеснения из платежного оборота не только наличных денег, но и чеков, растет авторитет банка как участника инновационных процессов.
При разовых покупках на "электронном рынке" карточка действует так же, как при обычной покупке в магазине: клиент покупает товар или услугу и передает продавцу для оплаты номер своей кредитной карточки. При многократной оплате одному и тому же продавцу часто используется принцип подписки: клиент один раз сообщает реквизиты кредитной карточки и при дальнейших покупках указывает лишь свое имя, а продавец просто списывает средства с его карточки. Подписку практикуют такие компании как America Online, CompuServe, NewsPage и ESPNET.
Предпринимаются
попытки распространить кредитную схему
и на сектор мелких платежей. Чтобы снизить
расходы на проведение клиринга и процессинга,
такие компании, как IBM и Clickshare, разрабатывают
механизмы сбора мелких транзакций с тем,
чтобы выполнять обработку лишь после
того, как их сумма достигнет определенной
величины.
К несомненным достоинствам кредитных
схем следует отнести их привычность для
клиентов и правовую определенность. Проблема
безопасности может быть решена в ближайшем
будущем - с введением протокола SET, разработанного
компаниями MasterCard, VISA, Microsoft и IBM. В соответствии
с этим протоколом номер карточки, передаваемый
по сети, шифруется с использованием электронной
подписи клиента. Дешифровку смогут осуществлять
только уполномоченные банки и процессинговые
компании. Протокол SET должен обеспечить
защиту клиентов от недобросовестных
продавцов и защиту продавцов от мошенничества
при помощи поддельных или краденых карточек.
Часть 3. Особенности применения пластиковых карточек в денежном обращении.
Особенностью продаж и выдач наличных по карточкам является то, что эти операции осуществляются магазинами и, соответственно, банками "в долг" - товары и наличные предоставляются клиентам сразу, а средства в их возмещение поступают на счета обслуживающих предприятий чаще всего через некоторое время (не более нескольких дней). Гарантом выполнения платежных обязательств, возникающих в процессе обслуживания пластиковых карточек, является выпустивший их банк-эмитент.
При выдаче карточки клиенту осуществляется ее персонализация - на нее заносятся данные, позволяющие идентифицировать карточку и ее держателя, а также осуществить проверку платежеспособности карточки при приеме ее к оплате или выдаче наличных денег. Технология авторизации зависит от схемы платежной.
Далее я перейду к применению карточек в денежном обращении. Выделяют два вида денежного обращения:
- налично-денежное обращение - это движение наличных денег в сфере обращения при выполнении ими двух функций: средства платежа и средства обращения, налично-денежное обращение обслуживается банкнотами, разменными металлическими монетами и бумажными деньгами;
- безналичное обращение- это движение стоимости без участия наличных денег путем перечисления денежных средств по счетам кредитных организаций.
В результате безналичного обращения изменяются остатки денежных средств на счетах клиентов банка. Осуществляется безналичное обращение чеками, векселями, пластиковыми карточками и т.п. кредитными инструментами.
Обслуживает
безналичное обращение
Использоваться безналичное обращение может также как и наличное: для оплаты товаров и услуг, при различных расчетах и платежах.
Объем
безналичного обращения во много
раз больше налично-денежного обращения
(90%). И это не случайно. Безналичное
обращение имеет некоторые
1) позволяет экономить наличные деньги,
2)
позволяет сокращать издержки
обращения, поскольку