Автор: Светлана Чернавина, 19 Сентября 2010 в 18:21, автореферат
Рынок ценных бумаг подразделяется на первичный и вторичный. На первичном рынке размещаются новые выпуски ценных бумаг, эмитентами которых являются корпорации, правительство и муниципальные органы. Эти фондовые ценности приобретаются индивидуальными инвесторами и кредитно-финансовыми институтами. Таким образом, первичный рынок – это как бы то экономическое пространство, которое ценная бумага проходит от эмитента до первого покупателя.
Введение 3
1. Организация первичного рынка ценных бумаг 4
2. Эмиссия ценных бумаг 5
2.1. Стандарты эмиссии ценных бумаг 5
3. Процедура эмиссии ценных бумаг и ее этапы 7
Заключение 15
Список использованной литературы 16
андеррайтинг на принципах «все или ничего»;
андеррайтинг с авансированием и без авансирования эмитента;
конкурентный андеррайтинг.
Андеррайнинг «на базе твердых обязательств» по условиям договора с эмитентом несет твердые обязательства по выкупу всего или части выпуска по фиксированным ценам. При этом в случае, если часть выпуска бумаг окажется неразмещенной на первичном рынке, то андеррайтер обязан ее приобрести. Беря на себя эти обязательства, андеррайтер тем самым рискует потерей не только репутации, но и собственных средств. Например, биржевой финансовый кризис, разразившийся в 1997г., совпал с резким понижением курсовой стоимости ценных бумаг на вторичных рынках Японии, Южной Кореи и других стран, соответственно андеррайтеры понесли крупные потери.
Несколько иной характер договора имеет андеррайтинг «на базе лучших традиций». В этом случае по условиям соглашения с эмитентом андеррайтер обязуется приложить максимум усилий для размещения ценных бумаг. При этом финансовую ответственность он несет по выкупу нераспространенных частей эмиссии. Тем самым все финансовые риски полностью ложатся на эмитента.
Андеррайтинг «стэнд-бай» - это форма андеррайтинга, при которой андеррайтед обязуется выкупить для последующего размещения часть невыкупленной эмиссии старыми акционерми или теми, кто приобрел у них это право.
Андеррайтинг на принципах «все или ничего». Согласно этого вида посредничества андеррайтер обязуется полностью разместить эмиссию. Действие договора прекращается, если андеррайтеру не удается выполнить свои обязательства.
Эмитент должен заключить договор на комплекс услуг по размещению ценных бумаг с авансированием его или без авансирования. При всех прочих условиях андеррайтер в лице инвестиционного фонда или компании может выдать аванс за взятые им для размещения ценные бумаги, а может и не включать в условия договора эти обязательства, т.е. обходиться без авансирования.
Конкурентный андеррайтинг. Суть его заключается в подготовке эмиссии и ее выкупе на основе конкуренции разных андеррайтеров. Договор с эмитентом заключает тот андеррайтер, который предложит лучшие ценовые и иные условия по сравнению с конкурентами.
Процесс взаимодействия эмитента и андеррайтера при размещении ценных бумаг и заключении соответствующего договора во многом зависит от результатов анализа складывающейся ситуации, определяющих:
объем денежных средств, привлекаемый путем публичного выпуска акций;
выбор наиболее подходящего для данных условий эмитента типа акций, а также связанных с ними прав;
выбор андеррайтеров или их группы, которые могли бы лучшим образом разместить предполагаемые ценные бумаги в соответствии с приданными им полномочиями;
все затраты выпуска, включая плату за юридическое сопровождение, аудиторскую проверку эмитента и т.д.;
цену предложения, по которой новый выпуск будет размещаться.
В ряде случаев андеррайтер берет опцион на подписку, т.е. право купить выпуск у эмитента. Такое право он реализует в случае, если найдет покупателей на ценные бумаги. Естественно, дилер также может самостоятельно приобрести часть выпуска, а на остаток - взять опцион.
Указанные задачи отчасти легко решаются, если ценные бумаги эмитента находятся в обращении. Тогда, к примеру, рыночная цена вновь размещаемых бумаг может условно быть принята на уровне уже размещенных фондовых инструментов. Соответственно договором эмитента и андеррайтера могут быть оговорены условия, что цена предложения не должна быть ниже определенного уровня с тем, чтобы избежать распродажи выпуска по демпинговым ценам.
Существуют также другие обязательства, заставляющие корпорацию-эмитента занижать цену первоначального предложения ценных бумаг. К ним следует отнести: экономическую обстановку в стране; прогрессивность развития предприятий отрасли; ситуации, складывающиеся на биржевых и внебиржевых рынках; тактику и стратегию инвесторов.
Первоначальное предложение является первым публичным или внесезонным предложением, в котором, как правило, сначала цены занижены, а затем завышены. Последнее обстоятельство заставляет руководство корпораций-эмитентов выпускать новые ценные бумаги. Опубликованные предложения служат для потенциальных инвесторов поводом к пересмотру оценок стоимости бумаг. Причем, как показали исследования американских специалистов, цены, к примеру, акций промышленных компаний уменьшаются больше, чем акций предприятий социальной сферы, которые чаще объявляют о новых предложениях.
Как показывает зарубежная практика участия андеррайтеров в подготовке к эмиссии ценных бумаг и их размещении, большую часть, примерно 70-80% всего выпуска размещает инвестиционная компания (синдикат), а оставшиеся 20-30% выпуска приходятся непосредственно на эмитента.
Разница между ценой покупки у эмитента и ценой продажи бумаг колеблется от 1% (крупная известная, кредитоспособная инвестиционная компания) до примерно 25% (маленькая венчурная компания).
В
нашей стране механизм размещения ценных
бумаг с помощью андеррайтинга и инвестиционных
компаний только начинает складываться.
Притом, что в России не сформировалась
еще сеть крупных компаний по ценным бумагам,
а также соответственно услуг по операциям,
существуют законодательно разрешаемые
предпосылки для более широкого развития
андеррайтинга19.
Заключение
Первичный рынок ценных бумаг всегда остается в определенной степени неопределенным и «капризным». Акции и другие ценные бумаги могут распространяться не так активно, как хотелось бы. Могут возникать сомнения в эффективности предприятий эмитентов, и тогда курсы их акций будут снижаться. Устойчивость рынка во многом зависит от брокеров и дилеров, от их способности «фиксировать» цену, т.е. придать ей стабильность, не допускать ее резких колебаний. Первичный рынок ценных бумаг при всей его организованности всегда таит в себе потенциальную угрозу потери равновесия и стабильности.
Бумаги,
приобретенные инвесторами при эмиссии,
могут быть перепроданы. Такие сделки
совершаются на вторичном рынке, состоящем
из двух частей - фондовых бирж и внебиржевого
рынка.
Список использованной литературы
Килячков А. А., Чалдаева Л. А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. - М.: Юристъ, 2004г.
Колтынюк Б. А. Рынок ценных бумаг: Учебник, Второе изд. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2005г.
Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебник для вузов / Под ред. проф. О. И. Дегтяревой, проф. Н. М. Коршунова, проф. Е. Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003г.
Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В. А. Галанова, А. И. Басова. - М.: Финансы и статистика, 2000г.
Семенкова
Е. В. Операции с ценными бумагами: российская
практика: Учебник. - М.: Изд-во «Перспектива»:
Издательский дом «Инфра - М», - 2000г.
Информация о работе Первичный рынок, эмиссия ценных бумаг, ее этапы