Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 22:22, контрольная работа
На первичном рынке осуществляется мобилизация временно свободных денежных средств и инвестирование их в экономику. Но первичный рынок не только обеспечивает расширение накоплений в масштабе национальной экономики, на первичном рынке происходит распределение свободных денежных средств по её отраслям и сферам. Критерием этого распределения в условиях рыночной экономики служит доход, т.е. свободные денежные средства направляются в предприятия, отрасли и сферы хозяйства, обеспечивающие максимизацию дохода.
Введение 3
1. Внебиржевой (первичный) рынок ценных бумаг 4-13
Заключение 14
2. Тестовые задания 15
Задача 16
Список литературы 17
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДКРАЦИИ
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
Кафедра
деньги, кредиты и ценные бумаги
по дисциплине «Рынок ценных бумаг»
с использованием компьютерной обучающей программы
Вариант
№11
Липецк
2011
Содержание
Введение 3
1. Внебиржевой (первичный) рынок ценных бумаг 4-13
Заключение 14
2. Тестовые задания 15
Задача 16
Список литературы 17
Введение
Основой рынка ценных бумаг служит первичный рынок, именно он определяет его совокупные масштабы и темпы развития. Изучению первичного рынка ценных бумаг и будет посвящена данная контрольная работа.
На первичном рынке осуществляется мобилизация временно свободных денежных средств и инвестирование их в экономику. Но первичный рынок не только обеспечивает расширение накоплений в масштабе национальной экономики, на первичном рынке происходит распределение свободных денежных средств по её отраслям и сферам. Критерием этого распределения в условиях рыночной экономики служит доход, т.е. свободные денежные средства направляются в предприятия, отрасли и сферы хозяйства, обеспечивающие максимизацию дохода. Первичный рынок выступает средством создания эффективной с точки зрения рыночных критериев структуры национальной экономики, поддерживает пропорциональность хозяйства при сложившемся в данный момент уровне прибыли по отдельным предприятиям и отраслям, будучи фактическим регулятором движения долгосрочного ссудного капитала. В значительной степени он определяет размеры накопления и инвестиций в стране, а также темпы, масштабы и эффективность национальной экономики.
Поэтому
изучение особенностей первичного рынка
ценных бумаг и механизмов его
функционирования приобретает в настоящее
время особую актуальность.
Внебиржевой (первичный) рынок ценных бумаг
Первичный рынок ценных бумаг - это отношения между его участниками, в результате которых ценные бумаги выпускаются в обращение и начинают свое движение на рынке ценных бумаг. Первичное размещение характерно для всех без исключения ценных бумаг.
Первичный рынок ценных бумаг представляет собой самостоятельный рынок с собственными способами и методами размещения ценных бумаг. В развитых странах на нем продаются преимущественно корпоративные облигации. В отличие от фондовой биржи, этот рынок не имеет собственного постоянного места и времени совершения операций. Основное назначение первичного рынка заключается в мобилизации ресурсов для финансирования экономики.
Особенность внебиржевого рынка в том, что он пропускает через себя новые выпуски ценных бумаг, которые затем уходят на фондовую биржу при их последующей покупке и перекупке.
Участниками первичного рынка выступают :
1. Эмитенты (продавцы) ценных бумаг.
Эмитенты,
нуждающиеся в финансовых ресурсах для
инвестиций в основной и оборотный капитал,
определяют предложение ценных бумаг.
В основном это корпоративный сектор,
но также в качестве эмитентов могут выступать
федеральное правительство, муниципалитеты.
2. Посредники.
К ним относятся инвестиционные и коммерческие банки, банкирские дома, фирмы, агентства, представительства, занимающиеся куплей-продажей корпоративных ценных бумаг, другие финансово-кредитные учреждения;
3. Инвесторы (покупатели) ценных бумаг.
Инвесторы, ищущие выгодную сферу для применения своего капитала, формируют спрос на ценные бумаги. В качестве инвесторов могут выступать кредитно-финансовые учреждения, индивидуальные и институциональные инвесторы и другие субъекты.
Рассмотрим процедуру эмиссии ценных бумаг, т.е. их первоначального размещения на рынке ценных бумаг. Понятие эмиссия ценных бумаг правильно использовать для эмиссионных ценных бумаг - акций и облигаций.
Процедура эмиссии ценных бумаг на первичном рынке включает в себя следующие этапы:
1) Принятие решения о размещении ценных бумаг
2) Утверждение
решения о выпуске ценных
3) Государственная
регистрация выпуска ценных
4) Размещение ценных бумаг.
5) Государственная регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг.
В случае отказа в государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг такой выпуск признается несостоявшимся и его государственная регистрация аннулируется.
В случаях размещения ценных бумаг путем открытой подписки и закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500, процедура эмиссии дополнительно включает ещё два этапа: государственную регистрацию проспекта ценных бумаг и раскрытие информации о каждом этапе процедуры эмиссии.
Государственная регистрация проспекта ценных бумаг.
Проспект ценных бумаг - это документ, составленный по установленной форме и содержащий сведения об эмитенте, его финансовом состоянии и предстоящем выпуске ценных бумаг.
Проспект эмиссии содержит 10 основных разделов:
1. Краткие сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения о банковских счетах, об аудиторе, оценщике и о финансовом консультанте эмитента, а также об иных лицах, подписавших проспект;
2. Краткие
сведения об объеме, сроках, порядке
и условиях размещения по
3. Основная
информация о финансово-
4. Подробная информация об эмитенте;
5. Сведения
о финансово-хозяйственной
6. Подробные сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента и краткие сведения о сотрудниках эмитента;
7. Сведения
об общем количестве
8. Бухгалтерская отчетность эмитента и иная финансовая информация;
9. Подробные
сведения о порядке и об
условиях размещения
10. Дополнительные
сведения об эмитенте и о
размещенных им эмиссионных
В случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, любым заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения этой информации. При открытой подписке сокращенный проспект ценных бумаг печатается и тиражируется в объеме 10 000 экземпляров, при закрытой подписке - 1000 экземпляров .
Основные методы продажи и покупки ценных бумаг на первичном рынке
Размещение эмиссионных ценных бумаг - отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок .
Размещение ценных бумаг осуществляется в течение срока, указанного в зарегистрированном решении о выпуске ценных бумаг, который не может превышать одного года от даты государственной регистрации выпуска ценных бумаг.
Существует несколько способов размещения эмиссионных ценных бумаг: распределение, подписка, конвертация, обмен, приобретение .
Распределение (только для акций) - размещение акций среди заранее известного круга лиц без заключения договора купли-продажи. Это возможно в двух случаях:
1) при
увеличении уставного капитала
за счет нераспределенной
2) при
учреждении акционерного
Подписка - это размещение ценных бумаг (акций и облигаций) путем заключения договора купли-продажи на возмездной основе. Подписка осуществляется в двух формах:
1) закрытая подписка - размещение ценных бумаг среди заранее ограниченного круга участников;
2) открытая
подписка - размещение ценных бумаг
среди потенциально
Конвертация - размещение одного вида ценных бумаг в другой вид на заранее установленных условиях. Конвертация может быть:
- облигаций в новые облигации;
- облигаций
в привилегированные и
- привилегированные акции в новые привилегированные или обыкновенные акции;
- обыкновенные
акции только в обыкновенные
акции при реорганизации
Обмен - это размещение акций акционерного общества, созданного в результате преобразования в него общества с ограниченной ответственностью или кооператива. Обмен возможен только для акций, без заключения договора купли-продажи.
Приобретение - это размещение акций вновь создаваемого акционерного общества в результате его выделения из другого акционерного общества или приватизации государственного предприятия.
Первичный рынок имеет собственные методы размещения ценных бумаг андеррайтинг, публичный метод, прямой (частный) метод, конкурентные торги и новая технология .
Андеррайтинг
Это среднесрочный договор между эмитентом и инвестиционным банком о размещении ценных бумаг. Наибольшее распространение получил в США, Англии, Канаде (где есть инвестиционные банки, осуществляющие свою деятельность на рынке ценных бумаг). В России он также нашел свое применение. Существует три вида андеррайтинга. Согласно первому эмитент ценной бумаги заключает договор с инвестиционным банком, на основании которого банк консультирует эмитента по вопросам эмиссии и размещении ценных бумаг. Эмитент оставляет за собой право самому распределять ценные бумаги в течение определенного срока, а затем по истечении срока инвестиционный банк приобретает не размещенные эмитентом ценные бумаги и размещает их на вторичном рынке. За это банк имеет комиссионное вознаграждение. Такой метод размещения выгоден как для эмитента, так как он с одной стороны, может сам разместить пакет ценных бумаг по курсовой цене, а с другой стороны, он уверен в реализации всего эмитированного пакета ценных бумаг и привлечении соответствующей, необходимой суммы денежных средств. Банку это тоже выгодно, так как он имеет вознаграждение от эмитента, а за последующую реализацию ценной бумаги получает курсовую маржу как разницу между приобретением ценных бумаг у эмитента и их реализацией на рынке. Как правило, такой вид андеррайтинга используется, когда акции компании уже востребованы инвесторами и нет особых проблем с их реализацией.
Согласно второму виду договора инвестиционный банк берет на себя обязательство либо выкупить ценные бумаги, либо предоставить равноценный кредит эмитенту (равный номинальной стоимости выпущенных ценных бумаг). В данном случае эмитент сразу получает необходимую сумму денежных средств и направляет ее в производство, что не приводит к перерыву в производственном цикле и соответственно увеличивает оборачиваемость капитала. Банк за это получает комиссионное вознаграждение. Однако если в первом случае эмитент не занимается реализацией ценных бумаг, то во втором случае, получив кредит, эмитент направляет эти деньги в производство, а сам продолжает заниматься реализацией собственных ценных бумаг. Он реализует их по курсовой стоимости, за что получает учредительскую прибыль (разницу между курсовой стоимостью и номиналом) и из нее выплачивает проценты по кредиту. При таком договоре обязательство по консультированию и помощи в эмиссии ценных бумаг берет на себя банк, за что и получает комиссионное вознаграждение. Такой вид договора подписывают, как правило, эмитенты не уверенные в быстрой реализации ценных бумаг и предпочитающие сразу получить деньги и возместить расходы, связанные с эмиссией, за счет возрастания прибыли предприятия.