Перспективы развития лизинга в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка, обусловлена прежде всего неблагоприятным состоянием парка оборудования: значителен удельный вес морально устаревшего оборудования, низка эффективность его использования, нет обеспеченности запасными частями и т.д. Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг, который объединяет все элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.

Содержание

Введение 3
1. Валютный рынок: общие положения 5
1.1. Понятие и структура валютного рынка 5
1.2. Классификация валютных рынков 7
1.3. Участники валютных рынков 11
1.4. Валютный курс и режимы валютных курсов 14
2. Валютный рынок России 20
2.1. Проблемы формирования валютного рынка России 20
2.2. Перспектива развития валютного рынка РФ 26
Выводы и предложения 32
Список литературы 34

Работа содержит 1 файл

курсовая работа Деньги кредит, банки.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

    2) спросом  данной страны на финансовые  активы других стран, поскольку  для того, чтобы оплатить покупку  данной страной (Великобританией)  товаров и финансовых активов  других стран (США), она должна  обменять свою национальную валюту (фунты) на национальную валюту той страны, у которой она покупает (т.е. на доллары). [7]

     Предложение национальной валюты (фунтов) будет  тем больше, чем больше желание  данной страны (Великобритании) купить товары и финансовые активы других стран (США). Рост предложения национальной валюты (фунтов) (сдвиг вправо кривой предложения фунтов от S1 до S2 на рис.1.(в)) снижает ее валютный курс (от е1 до е2). Снижение валютного курса, т.е. цены национальной денежной единицы означает, что за 1 единицу национальной валюты (фунт) можно в обмен получить меньшее количество иностранной валюты (долларов), например, не 2 доллара за 1 фунт, а только 1.5 доллара за 1 фунт.

     Различают 2 режима валютных курсов: фиксированный  и плавающий. Фиксированный валютный курс. При режиме фиксированного валютного курса (fixed exchange rate) валютный курс устанавливается центральным банком в определенном жестком соотношении, например, 2 доллара за 1 фунт и поддерживается путем интервенций центрального банка. Интервенции центрального банка представляют собой операции по покупке и продаже иностранной валюты в обмен на национальную валюту с целью поддержания валютного курса национальной денежной единицы на неизменном уровне. Так, если спрос на национальную валюту растет, то ее курс повышается от е1 до е2 (рис. 1(б). Между тем центральный банк должен поддерживать фиксированный валютный курс на уровне е1. Следовательно, чтобы снизить курс и вернуть его с уровня е2 на уровень е1, центральный банк должен вмешаться (intervene) и увеличить предложение фунтов, скупая доллары (т.е. предъявляя спрос на доллары). В результате кривая предложения фунтов сдвинется вправо от S1 до S2 и восстановится первоначальный курс фунта е1. Если увеличится предложение национальной валюты (рис.20.1.(в)) в результате роста спроса на импортные товары и иностранные финансовые активы, то курс национальной валюты (фунта) снизится (от е1 до е2), то центральный банк, который обязывается поддерживать фиксированный курс на уровне е1, проводит интервенцию с целью повышения валютного курса. В этом случае он должен уменьшить предложение национальной валюты (сдвиг влево кривой предложения фунтов от S2 до S1), предъявив спрос на иностранную валюту (доллар), т.е. обменяв на нее национальную валюту (фунт). Интервенции центрального банка основаны на операциях с валютными резервами (foreign exchange reserves) (счет валютных резервов является составной частью платежного баланса при режиме фиксированных валютных курсов). Интервенции центрального банка связаны с состоянием платежного баланса. [19]

     Если  курс национальной валюты растет, то валютные резервы увеличиваются. Дело в том, что курс валюты растет, если увеличивается  спрос на товары данной страны, т.е. увеличивается экспорт, что обусловливает  приток иностранной валюты в страну и положительное сальдо счета текущих операций и если увеличивается спрос на финансовые активы данной страны, что ведет к притоку капитала и положительному сальдо счета движения капитала. Это обусловливает профицит платежного баланса. Чтобы снизить валютный курс, центральный банк увеличивает предложение национальной валюты, скупая иностранную валюту. В результате происходит пополнение валютных резервов.

     И наоборот, снижение курса национальной валюты происходит, когда данная страна увеличивает спрос на импортные товары и иностранные финансовые активы. В результате роста импорта появляется дефицит счета текущих операций, а из-за роста спроса на иностранные финансовые активы происходит отток капитала, и сальдо счета движения капитала становится также отрицательным. Возникает дефицит платежного баланса. Чтобы профинансировать этот дефицит и повысить курс национальной валюты, центральный банк сокращает предложение национальной валюты, т.е. покупает ее, продавая иностранную валюту. В результате валютные резервы центрального банка сокращаются. [11]

     Таким образом, при режиме фиксированных валютных курсов уравнение платежного баланса (ВР – balance of payments) имеет вид:

ВР = Хn + СF - ΔR = 0,

т.е. Хn + СF = ΔR

где Хn – баланс счета текущих операций,

СF –  баланс счета движения капитала,

ΔR –  изменение величины валютных резервов.

     При режиме фиксированных валютных курсов опасен как хронический профицит платежного баланса, так и хронический  дефицит. При хроническом профиците  платежного баланса возникает возможность  сверхнакопления официальных резервов, что чревато инфляцией (поскольку центральный банк для поддержания фиксированного курса в условиях его роста при профиците платежного баланса будет вынужден постоянно увеличивать предложение денег, т.е. национальной валюты). Это ведет к тому, что опасаясь либо инфляции, либо исчерпания валютных резервов, центральный банк может оказаться вынужденным официально изменить валютный курс национальной денежной единицы, т.е. ее цену (value) относительно других валют.

     Итак, в первой главе мы рассмотрели  общие положения валютного рынка: понятие валютного рынка, дали классификацию валютных рынков, выявили его участников, а также определили, как устанавливается валютный курс и методы его регулирования. Во второй же главе мы предлагаем перейти к практической части – рассмотреть современный валютный рынок России. [18] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.      Валютный рынок России

2.1. Проблемы формирования валютного рынка России

     В истории развития валютной системы  в послереволюционной России выделим  несколько основных этапов.

     Первый  этап (до 1986 года) обладал всеми характерными чертами валютной монополии государства. В это время имела место полная централизация валютных доходов от экспорта, который был монополизирован государством, от имени и за счет которого на мировых рынках выступали государственные внешнеторговые объединения. Выручка от экспорта в иностранной валюте концентрировалась на счетах одного банка-монополиста, обслуживающего все международные расчеты СССР – Внешторгбанка СССР (позднее – Внешэкономбанк). Использование доходов от экспорта, сумм привлеченных валютных кредитов и накопленных золотовалютных резервов осуществлялось на основе планового распределения средств государством в лице Госплана СССР, Минфина СССР, Госбанка СССР в соответствии с потребностями регионов и отраслей.

     Валютные планы государства (источники и объемы поступлений, направления и суммы расходов) утверждались в составе народнохозяйственных планов Верховным Советом СССР. Министерства, ведомства, предприятия, местные органы власти расходовали выделенные им валютные средства в пределах установленных им лимитов в процессе исполнения соответствующих смет. Практически полная изолированность внутреннего товарного и денежного рынка от мировых рынков товаров, услуг и капиталов; централизация управления валютными ресурсами государства; минимальное число непосредственных участников внешнеэкономической, прежде всего внешнеторговой деятельности, обслуживаемых в основном через один банк-хранитель единой валютной "копилки" государства – все это объективно не требовало систем валютного регулирования, характерных для стран с рыночной экономикой на различных этапах их развития. [14]

     Валютная  политика СССР сводилась главным  образом к перераспределению  валютной выручки и привлеченных иностранных кредитов внутри страны в соответствии с валютным планом, к переговорам о кредитах и финансовых условиях торговых сделок, управлению официальными золотовалютными резервами и надзору за жестко ограниченными валютными операциями физических лиц (у предприятий таких операций вообще не могло быть). В целом это было не регулирование, а прямое администрирование, государственное командование.

     Второй  этап развития валютного рынка в России начался в 1986 году децентрализацией внешнеэкономической деятельности, когда субъекты хозяйственной деятельности (предприятия, учреждения, организации) получили право прямого выхода на внешние рынки. Была установлена и стала развиваться система так называемых "валютных фондов" и "валютных отчислений", подразумевающая отчисления от формально принадлежащей государству валютной выручки в виде фиксированного процента (40-50% для предприятий машиностроительного комплекса, 70% для аграрно-промышленного комплекса и более низкие для сырьевых отраслей). Таким образом, предприятиям предоставлялась возможность оставлять себе часть валютной выручки от экспорта товаров, работ, услуг. Число участников внешнеэкономической деятельности и разнообразие форм их участия в осуществлении этой деятельности существенно возросли в 1987-1988 годах с началом бурного развития совместного (с участием иностранного капитала) предпринимательства на территории страны. [5]

     Другой  качественный скачок в процессе интеграции в мировую экономику был сделан начавшейся широкомасштабной реформой банковской системы. Появилось большое  число независимых от государства  коммерческих банков, получивших право открытия и ведения валютных счетов клиентов и проведения международных расчетов. В течение нескольких лет отсутствовал специальный орган валютного регулирования (его роль, наряду с другими функциями, фактически выполняла Государственная внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР), и источниками валютного законодательства служили решения Совета Министров СССР, а также издаваемые в их развитие нормативные акты министерств и ведомств. Нарушение "планового" характера валютных отношений страны с внешним миром, быстрое расширение круга предприятий-участников внешнеэкономических связей и банков, осуществляющих их валютное обслуживание, привели к пониманию необходимости специального законодательного регулирования валютных отношений, создания единых правил совершения валютных операций, придания функций органа валютного регулирования одному из органов государственного управления. Это послужило основанием для разработки в 1990 году проекта специального закона о валютном регулировании.

     С вступлением в силу в марте 1991 года Закона СССР "О валютном регулировании" начался третий этап развития валютного  регулирования в стране. На уровне закона впервые в юридическую  практику были введены такие понятия  валютного регулирования как "валютные ценности", "валюта СССР", "иностранная валюта", "резиденты", "нерезиденты", "валютные операции", "текущие валютные операции", "валютные операции, связанные с движением капитала".

     Законом были установлены основные принципы проведения операций с валютой СССР и с иностранной валютой на территории СССР, операций на валютном рынке, разграничены полномочия органов  власти и определены функции банковской системы (Госбанка СССР и уполномоченных банков) в валютном регулировании и управлении валютными ресурсами. [21]

     Главным, "универсальным" документом, в  котором была предпринята небезуспешная  попытка комплексно отрегулировать практически все важнейшие стороны  валютных отношений субъектов внешнеэкономической деятельности, стало разработанное Госбанком СССР в соответствии с его компетенцией письмо от 24 мая 1991 года №- 352 "Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР".

     С начала 1991 года получил бурное развитие внутренний валютный рынок - межбанковский и биржевой, - который ранее находился в зачаточном состоянии. Стимулирование развития и упорядочение деятельности валютного рынка в стране явилось важным направлением в работе Центрального банка Российской Федерации в области валютного регулирования. В течение двух лет (начало 1991- начало 1993 гг.) были созданы и получили лицензии Банка России на организацию и проведение операций по купле-продаже иностранной валюты шесть специализированных межбанковских валютных бирж: Московская межбанковская валютная биржа, Санкт-Петербургская валютная биржа, Уральская региональная межбанковская валютная биржа, Сибирская межбанковская валютная биржа, Азиатско-Тихоокеанская межбанковская валютная биржа и Ростовская межбанковская валютная биржа. Были сняты многие ограничения с операций по купле-продаже наличной иностранной валюты физическими лицами через уполномоченные банки (телеграмма Банка России от 27 июля 1992 года № 162-92). Ускоренное развитие валютного рынка подогревалось механизмом обязательной продажи части валютной выручки предприятий (учреждений, организаций), который был введен с начала 1991 года.

     В настоящее время действующим  нормативным актом, регламентирующим порядок продажи предприятиями  части экспортной выручки, является Инструкция ЦБ РФ №7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" в редакции Указаний ЦБР № 580-У от 18.06.1999. [20]

     Одним из важнейших направлений реформирования экономики страны, вставшей на путь экономических реформ, стало развитие внешнеэкономических связей и, прежде всего, либерализация внешней торговли. Началом данного процесса в России следует считать Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 213 "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР". Указ положил конец монополии государственных внешнеэкономических ведомств на осуществление экспортно-импортных операций, на протяжении многих лет игравших роль посредников между производителями экспортной продукции в нашей стране и их зарубежными партнерами.

     Распад  СССР и образование суверенного  государства Российской Федерации  привели к необходимости ведения  Россией самостоятельной экономической политики, в том числе денежно-кредитной политики и валютной как ее составляющей.

Информация о работе Перспективы развития лизинга в Российской Федерации