Перспективы развития лизинга в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Мировой опыт свидетельствует, что использование механизма лизинга является важнейшим источником финансирования для предприятий во многих странах независимо от их величины или уровня развития. Особенно важен лизинг для стран с развивающейся и переходной экономикой, поскольку он позволяет обеспечить дополнительный приток финансирования в производственный сектор, таким образом способствуя увеличению объемов внутреннего производства и развитию финансовых механизмов, доступных в том числе мелким и средним предприятиям. С другой стороны, лизинг является эффективным и высокодоходным инвестиционным инструментом, который обеспечивает доступ к финансовым ресурсам для предприятий, не имеющих возможность привлекать банковские кредиты.

Содержание

Введение 3
1. Определение и сущность лизинга 4
1.1. Лизинг. Определение, виды 4
1.2. Объекты и субъекты лизинга 6
1.3. Основные преимущества лизинга 8
2. Базовые тезисы Концепции развития лизингового рынка России 12
2.1. Роль лизинга в экономике России 12
2.2. Основные направления развития российского лизингового рынка: 13
3. Рэнкинг лизинговых компаний по итогам 1 полугодия 2010 года 17
Заключение 20
Литература 23
приложение 1 24

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 55.61 Кб (Скачать)

     Тройку  лидеров рынка по объему новых  сделок в 1 полугодии 2010 года сформировали дочерние компании крупнейших финансовых институтов страны – "ВТБ-Лизинг", "ВЭБ-Лизинг" и "Сбербанк Лизинг". Суммарно компании обеспечили 34,4% объема новых сделок. Наибольший объем контрактов (30,07 млрд руб.) был заключен компанией "ВТБ-Лизинг". Примечательна жесткая  конкуренция между указанными компаниями – впервые за последние пять лет  между достигнутыми результатами ведущих  лизингодателей образовался такой  минимальный разрыв.

       В разрезе видов оборудования  наибольший объем сделок в  1 полугодии 2010 года пришелся на  железнодорожную технику – 37,14% (график 1). "Рынок лизинга вагонов  имеет большие перспективы и  показал свою устойчивость в  период кризисного 2009 года. Если  в прошедшем году цены на  вагоны упали почти в 3 раза, то сейчас они практически  восстановились, а в ряде сегментов  снова наблюдается дефицит вагонов", - отмечает Олег Литовкин, генеральный  директор "Лизинговой компании  УРАЛСИБ". Одной из причин увеличения  доли данного сегмента (примерно  на 5 п.п.) стало также влияние проведенных  компанией "Альфа-Лизинг" сделок  по передаче изъятой техники  новым лизингополучателям.

     В число лидирующих сегментов вошли  также грузовой и легковой автотранспорт  и авиатехника. Несмотря на значительные темпы прироста сегментов автотехники (грузовой – 179,9%, легковой – 53,4%), их совокупная  

доля  составила лишь 15,9%, в то время  как до кризиса (в 2007г.) она достигала 19,3%.

 

Заключение 
 

     В общем виде лизинг можно охарактеризовать как комплексные экономико-правовые отношения по приобретению в собственность  имущества и последующей сдаче  его в аренду.

     Понятие договора финансовой аренды (лизинга) отражает тройственную природу лизинговой сделки:

     1) лизингодатель заключает договор  с поставщиком;

     2) лизингодатель заключает (в большинстве  случаев) договор с банком на  получение кредита для приобретения  имущества;

     3) лизингодатель заключает договор  с лизингополучателем на передачу  данного имущества в лизинг.

     Из  многочисленных функций лизинга  общепризнанными являются четыре:

     1) финансовая функция выражается  в освобождении лизингополучателя  от единовременной оплаты полной  стоимости необходимого имущества;

     2) производственная функция заключается  в оперативном решении производственных  задач путем временного использования,  а не покупки дорогостоящего  имущества;

     3) сбытовая функция - это расширение  круга потребителей и завоевание  новых рынков сбыта посредством  применения лизинговых схем;

     4) функция получения налоговых  льгот. 

     Субъектами  лизинговых отношений являются три основных лица: лизингодатель, лизингополучатель и продавец предмета лизинга.

     Объектами лизинга в РФ могут выступать  любые непотребляемые вещи, в том  числе предприятия и другие имущественные  комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое  может использоваться в предпринимательской  деятельности.

     В составе предметов лизинга можно выделить здания и помещения, передаточные устройства, силовые машины, рабочие машины, оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование, вычислительную технику, транспортные средства, прочие машины и оборудование.

       По оценке рейтингового агентства Эксперт РА  в 2010 году Лизинговые компании преодолели проблему неплатежей и наращивают активность. Однако отрасли угрожают новые законодательные инициативы – отмена ускоренной амортизации

       Российский рынок лизинга не  имеет ни специализированного  регулятора, ни ощутимо значимых  лоббистов, в результате чего  его законодательное регулирование  осуществляется в хаотичном режиме. При этом, если меры поддержки  рынка реализуются точечно, то  негативные законодательные новации  носят значительно более масштабный  характер.

     Позитивное  влияние на рынок в последнее  время оказала проводимая государством поддержка отдельных отраслей экономики, а именно возмещение части затрат лизингодателей (по привлеченным кредитам) и лизингополучателей (по лизинговым платежам) при осуществлении лизинговых сделок с отечественной авиатехникой, оборудованием для рыбопереработки  и автотранспортом российского  производства.

     В то же время наряду с предпринимаемыми государством усилиями по стимулированию спроса на автотранспорт, в 2008 году был  принят закон, отменивший возможность  применения ускоренной амортизации  имущества 1-3 амортизационных групп (куда в частности входят автомобили с объемом двигателя до 3,5 литров). Принятие указанного закона обусловило целый ряд негативных последствий.

     Во-первых, произошло снижение спроса на лизинг имущества 1-3 амортизационных групп (в том числе и на автомобили). По оценке "Эксперт РА" уменьшение спроса на лизинг данного имущества  могло способствовать сокращению рынка  на 6-10%.

     Во-вторых, по действующим договорам лизингодателям пришлось вручную менять норму амортизации, пересчитывать для клиентов графики  платежей. При этом возможности пересчета  графика лизинговых платежей в сторону  увеличения были минимальны не только согласно условиям договоров, но и в  связи с ухудшением платежеспособности клиентов в целом. Лизингодатели, старавшиеся  удержать клиентов и сохранить тарифы без изменений, столкнулись с  сокращением собственной маржи.

     В-третьих, отмена ускоренной амортизации привела  к дополнительным расхождениям налогового и бухгалтерского учета в лизинговых компаниях, увеличению налоговой нагрузки за счет роста налога на прибыль, формированию налогового убытка при передаче предмета лизинга в собственность лизингополучателя  по окончании договора лизинга.

      

      

 

Литература 
 

  1. Деньги, кредит, банки Учебник для вузов (под  ред. Лаврушина О.И.) Изд. 3-е, перераб., доп. 4-е 5-е 6-е 7-е, стереотип., изд. КНОРУС, 2008
  2. Деньги. Кредит. Банки: Учебник. / Под ред. Г. Н. Белоглазовой Белоглазова Г. Н. – М.:Высшее образование, 2009. – 392 с.
  3. Володин А.А. Управление финансами (Финансы предприятия). – М.: Инфра –М, 2006. – 504с.
  4. Газман В. Рынок лизинговых услуг России – 2006 // ЛИЗИНГревю. – 2007. - № 2. – с.16-23.
  5. Лизинг: экономические и правовые основы: Учеб. пособие для вузов / Под ред. М.В.Карпа, Е.М. Шабалина, Н.Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 191 с.
  6. Лизинг: экономические, правовые и организационные основы: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.М.Тавасиева, Н.М.Коршунова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 320 с.
  7. www.raexpert.ru
  8. www.leasinginfo.ru
 
 

 

приложение 1 
 
 
 
 

График  1. Более  трети объема нового бизнеса составила  железнодорожная техника 

Информация о работе Перспективы развития лизинга в России