Перспективы развития лизинга в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Мировой опыт свидетельствует, что использование механизма лизинга является важнейшим источником финансирования для предприятий во многих странах независимо от их величины или уровня развития. Особенно важен лизинг для стран с развивающейся и переходной экономикой, поскольку он позволяет обеспечить дополнительный приток финансирования в производственный сектор, таким образом способствуя увеличению объемов внутреннего производства и развитию финансовых механизмов, доступных в том числе мелким и средним предприятиям. С другой стороны, лизинг является эффективным и высокодоходным инвестиционным инструментом, который обеспечивает доступ к финансовым ресурсам для предприятий, не имеющих возможность привлекать банковские кредиты.

Содержание

Введение 3
1. Определение и сущность лизинга 4
1.1. Лизинг. Определение, виды 4
1.2. Объекты и субъекты лизинга 6
1.3. Основные преимущества лизинга 8
2. Базовые тезисы Концепции развития лизингового рынка России 12
2.1. Роль лизинга в экономике России 12
2.2. Основные направления развития российского лизингового рынка: 13
3. Рэнкинг лизинговых компаний по итогам 1 полугодия 2010 года 17
Заключение 20
Литература 23
приложение 1 24

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 55.61 Кб (Скачать)

 

     

  1. Базовые тезисы Концепции  развития лизингового  рынка России
    1. Роль лизинга в экономике России
 

     Лизинговый  рынок в России является основным инструментом долгосрочных инвестиций в обновление основных фондов экономики. Именно лизинговые компании способны обеспечивать финансирование проектов по модернизации производственных мощностей, а следовательно, поддерживать инновационную  траекторию экономического роста и  способствовать укреплению конкурентоспособности  национальной экономики. Дефицит долгосрочных инвестиций сейчас не способны в полной мере восполнить ни банки, ни другие финансовые институты. Для целого ряда инфраструктурных отраслей (транспорт, связь, энергетика, сельское хозяйство) лизинговое финансирование является базовым источником средств  модернизации бизнеса. Перебои в  работе таких отраслей означают угрозу жизнеспособности экономики.

     Кроме того, для малого и среднего бизнеса  лизинг - практически единственная возможность получить долгосрочное финансирование, в котором банки  ему зачастую отказывают. При этом малый бизнес является основой для  динамичного экономического развития, важным инструментом диверсификации экономики  и повышения конкурентоспособности  страны.

     Экономический кризис существенно снизил возможности  лизинговых компаний по привлечению  финансирования и заключению ими  новых сделок. Для национальной экономики  это более сильный удар, чем  даже кратковременная приостановка банковского кредитования. Приостановка процессов модернизации экономики  означает быструю потерю не только текущих, но и будущих конкурентных преимуществ национальных производителей, переориентацию всей экономики на «догоняющее» развитие.

     Высокая степень износа основных фондов в  России и необходимость поддержки  малого бизнеса как драйвера развития экономики, обуславливают необходимость принятия срочных мер для восстановления полномасштабного функционирования лизинговой отрасли. Лизинг как основная форма инвестиций в модернизацию экономики, должен стать главным инструментом промышленной политики государства.

     Цель  концепции – указать основные направления поддержки лизингового  рынка, направленной на то, чтобы лизинговые услуги стали устойчивым, стабильным и эффективным инструментом долгосрочных инвестиций в приоритетные отрасли  экономики, в развитие субъектов  малого и среднего предпринимательства  и в обеспечение инновационного экономического роста.

    1. Основные направления развития российского лизингового рынка:
 

     I. Государственная поддержка лизингополучателей

     Задача: сделать лизинг доступным инструментом для стратегических отраслей национальной экономики, субъектов малого и среднего бизнеса и компаний, ориентированных  на инновационный тип развития

     Меры:

     Субсидирование  части затрат по лизинговым платежам

     - Возмещение субъектам малого  бизнеса, инновационным компаниям,  а также предприятиям стратегических  отраслей части лизинговых платежей  при покупке нового технологического  оборудования, произведенного в  России (либо импортного при условии,  что аналогичное оборудование  не производится на территории  России).

     Разделение  рисков и дополнительное обеспечение  сделок со стороны государства 

     - Предоставление государственных  гарантий субъектам малого бизнеса,  инновационным компаниям, а также  предприятиям инфраструктурных  отраслей при покупке нового  технологического оборудования, произведенного  в России.

     - Ввиду отсутствия на лизинговом  рынке специального регулятора, определяющего направления его  развития, активную роль в развитии  лизинга должны играть профильные  министерства отраслей, наиболее  нуждающихся в лизинге. Использование  лизинга как основного инструмента  промышленной политики даст мощный  импульс развития как отраслям-лизингополучателям, так и отраслям – производителям  предметов лизинга.

     Развитие  лизинговых услуг в сложных капиталоемких  сегментах:

     - Лизинг должен стать одним  из важнейших элементов промышленной, региональной и кластерной политики. Для этого профильными министерствами  должны быть разработаны программы  модернизации соответствующих отраслей, с определением роли лизинга  в данных программах и составлением  индикативных планов, указывающих  объемы средств, которые должны  быть направлены на модернизацию  с использованием лизинговых  механизмов финансирования.

     Необходима  активизация применения лизинга  в сегментах недвижимости и авиатранспорта путем устранения несовершенства законодательной  базы. Для этого требуется:

     Разработка  нормативной базы по регулированию  вопросов государственной регистрации  договоров лизинга недвижимости, не входящей в противоречие с другими  нормами регистрации прав на недвижимое имущество;

     Снижение  налоговой нагрузки на собственников  воздушных судов (устранение двойного налогообложения – налогом на имущество и транспортным налогом).

     II. Государственная нефинансовая поддержка  лизинговых компаний

     Задача: создать прозрачные условия осуществления  деятельности и снизить административную нагрузку на лизингодателей.

     Меры:

     - Решение проблемы возмещения  НДС. Для этого целесообразно  введение для лизинговых компаний  уведомительного характера зачета  НДС, а не разрешительного. Предоставить право налоговым органам предъявлять претензии по зачету НДС только по результатам проведения последующих проверок, если при этом будет выявлен факт неправомерного зачета НДС.

     - Обеспечение единой позиции и  согласованности действий различных  государственных органов. Необходима  синхронизация действий Министерства  Финансов с действиями ФНС,  в частности, автоматическое принятие  сотрудниками налоговых органов  писем МинФина без сопроводительных  писем самой ФНС.

     Улучшение механизмов защиты прав лизингодателей:

     - Ужесточение ответственности лизингополучателя  за невозврат предмета лизинга

     - Законодательное упрощение процедуры  изъятия имущества в случае  нарушения лизингополучателем лизингового  договора, в частности введение  исполнительной надписи нотариуса.

     Повышение надежности и прозрачности рынка:

     - Формирование сильного устойчивого  лизингового рынка не осуществимо  без повышенного внимания лизингодателей  к уровню собственной финансовой  устойчивости.

     - Высокий уровень транспарентности  лизинговых компаний должен способствовать  повышению доверия между лизингодателями  и их клиентами.

     - Совершенствование законодательства, регулирующего лизинговую деятельность, должно способствовать формированию  благоприятной институциональной  среды и снижению транзакционных  издержек.

     Задача: повышение инвестиционной привлекательности  лизинговых компаний с помощью снижения рисков их деятельности

     Меры:

     По  снижению кредитного риска:

     - Предоставление государственных  гарантий и снижение рисков  в рамках механизмов государственно-частного  партнерства

     По  снижению валютного риска:

     - Введение контроля за открытой  валютной позицией лизинговых  компаний;

     Совершенствование правил бухгалтерского учета для  предотвращения возникновения «бумажных» убытков лизингодателей, связанных  с резкими колебаниями курсов валют.

     По  снижению риска мошенничества лизингополучателей:

     - Создание единой базы данных  лизингополучателей (бюро лизинговых  историй клиентов) позволит минимизировать  случаи мошенничества и снизить  риски лизинговых компаний

     IV. Финансирование лизинговых компаний

     Задача: обеспечить лизинговые компании достаточным  объемом финансовых ресурсов для  реализации масштабных долгосрочных проектов

     Меры:

     Повышение капитализации лизингодателей:

     - Для обеспечения возможности  лизингового финансирования наиболее  масштабных и долговременных  проектов следует значительно  повысить уровень капитализации  российских лизинговых компаний. Для этого требуется:

     Разрешение  включения в собственные средства лизинговых компаний субординированных  кредитов по аналогии с банками;

     Снижение  налоговой нагрузки на реинвестирование прибыли;

     В будущем возможно введение требований к достаточности уставного капитала.

     Государственная финансовая поддержка:

     - Фондирование лизинговых компаний  через банки развития

     - Субсидирование части затрат  на оплату процентов по привлеченным  кредитам.

 

     

  1. Рэнкинг лизинговых компаний по итогам 1 полугодия 2010 года
 
 

     Рынок лизинга начал восстанавливаться  после кризиса. Быстрому росту масштабов  деятельности участников рынка способствовали стабилизация в экономике и существенное снижение процентных ставок в 2010 году, а также эффект  "низкой базы" (в результате значительного сокращения объема рынка лизинга в 2009 г.). Позитивно  повлиял на работу лизингодателей и  ощутимый рост предложения заемных  средств со стороны банков, которые  в настоящее время активно  ищут надежные объекты для размещения своих активов.

     Объем нового бизнеса по итогам 1 полугодия 2009 года составил 255,5 млрд руб. , темпы  прироста к аналогичному периоду  прошлого года достигли 183,6%.  Суммарный  портфель лизинговых компаний на 01.07.2010 г. увеличился до 1037 млрд руб.

      "Основной тенденцией в деятельности  лизингодателей в 1 пол. 2010г. стал  переход от работы с просроченной  задолженностью к наращиванию  объемов нового бизнеса, - отмечает  Андрей Коноплев, генеральный директор "ВТБ-Лизинг". - Деятельность ранее  стабильных клиентов, просроченная  задолженность у которых возникла  в связи с кризисными явлениями  в экономике, восстанавливается.  В связи со стабилизацией экономики  возросла потребность предприятий  в обновлении и расширении  основных фондов, и соответственно  спрос на лизинговые услуги".

     По  мнению большинства лизингодателей, проблема просроченной задолженности  потеряла прежнюю остроту. С клиентами, временно испытывающими трудности, еще в 2009 году были проведены реструктуризации графиков лизинговых платежей. У лизингополучателей, с которыми не удалось договориться, либо имеющих неудовлетворительное финансовое состояние, техника была изъята и, по оценкам лизингодателей, в большинстве своем продана  на вторичном рынке. В среднем  по рынку продажа изъятой техники на вторичном рынке составила примерно 90%, а передача ее новым лизингополучателям - около 10%.

     Доля  просроченной задолженности на 01.07.2010г., согласно данным, предоставленным 73 компаниями, составила 3,5% от суммы лизингового  портфеля. Хотя у отдельных лизингодателей еще остаются трудности с урегулированием  просроченной задолженности, рынок  уже находится на стадии роста.

Информация о работе Перспективы развития лизинга в России