Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 19:34, курсовая работа
Мировой опыт свидетельствует, что использование механизма лизинга является важнейшим источником финансирования для предприятий во многих странах независимо от их величины или уровня развития. Особенно важен лизинг для стран с развивающейся и переходной экономикой, поскольку он позволяет обеспечить дополнительный приток финансирования в производственный сектор, таким образом способствуя увеличению объемов внутреннего производства и развитию финансовых механизмов, доступных в том числе мелким и средним предприятиям. С другой стороны, лизинг является эффективным и высокодоходным инвестиционным инструментом, который обеспечивает доступ к финансовым ресурсам для предприятий, не имеющих возможность привлекать банковские кредиты.
Введение 3
1. Определение и сущность лизинга 4
1.1. Лизинг. Определение, виды 4
1.2. Объекты и субъекты лизинга 6
1.3. Основные преимущества лизинга 8
2. Базовые тезисы Концепции развития лизингового рынка России 12
2.1. Роль лизинга в экономике России 12
2.2. Основные направления развития российского лизингового рынка: 13
3. Рэнкинг лизинговых компаний по итогам 1 полугодия 2010 года 17
Заключение 20
Литература 23
приложение 1 24
Лизинговый рынок в России является основным инструментом долгосрочных инвестиций в обновление основных фондов экономики. Именно лизинговые компании способны обеспечивать финансирование проектов по модернизации производственных мощностей, а следовательно, поддерживать инновационную траекторию экономического роста и способствовать укреплению конкурентоспособности национальной экономики. Дефицит долгосрочных инвестиций сейчас не способны в полной мере восполнить ни банки, ни другие финансовые институты. Для целого ряда инфраструктурных отраслей (транспорт, связь, энергетика, сельское хозяйство) лизинговое финансирование является базовым источником средств модернизации бизнеса. Перебои в работе таких отраслей означают угрозу жизнеспособности экономики.
Кроме
того, для малого и среднего бизнеса
лизинг - практически единственная
возможность получить долгосрочное
финансирование, в котором банки
ему зачастую отказывают. При этом
малый бизнес является основой для
динамичного экономического развития,
важным инструментом диверсификации экономики
и повышения
Экономический кризис существенно снизил возможности лизинговых компаний по привлечению финансирования и заключению ими новых сделок. Для национальной экономики это более сильный удар, чем даже кратковременная приостановка банковского кредитования. Приостановка процессов модернизации экономики означает быструю потерю не только текущих, но и будущих конкурентных преимуществ национальных производителей, переориентацию всей экономики на «догоняющее» развитие.
Высокая степень износа основных фондов в России и необходимость поддержки малого бизнеса как драйвера развития экономики, обуславливают необходимость принятия срочных мер для восстановления полномасштабного функционирования лизинговой отрасли. Лизинг как основная форма инвестиций в модернизацию экономики, должен стать главным инструментом промышленной политики государства.
Цель
концепции – указать основные
направления поддержки
I.
Государственная поддержка
Задача: сделать лизинг доступным инструментом для стратегических отраслей национальной экономики, субъектов малого и среднего бизнеса и компаний, ориентированных на инновационный тип развития
Меры:
Субсидирование части затрат по лизинговым платежам
-
Возмещение субъектам малого
бизнеса, инновационным
Разделение рисков и дополнительное обеспечение сделок со стороны государства
-
Предоставление
-
Ввиду отсутствия на
Развитие лизинговых услуг в сложных капиталоемких сегментах:
-
Лизинг должен стать одним
из важнейших элементов
Необходима активизация применения лизинга в сегментах недвижимости и авиатранспорта путем устранения несовершенства законодательной базы. Для этого требуется:
Разработка
нормативной базы по регулированию
вопросов государственной регистрации
договоров лизинга
Снижение налоговой нагрузки на собственников воздушных судов (устранение двойного налогообложения – налогом на имущество и транспортным налогом).
II.
Государственная нефинансовая
Задача: создать прозрачные условия осуществления деятельности и снизить административную нагрузку на лизингодателей.
Меры:
-
Решение проблемы возмещения
НДС. Для этого целесообразно
введение для лизинговых
-
Обеспечение единой позиции и
согласованности действий
Улучшение механизмов защиты прав лизингодателей:
-
Ужесточение ответственности
-
Законодательное упрощение
Повышение надежности и прозрачности рынка:
-
Формирование сильного
-
Высокий уровень
-
Совершенствование
Задача: повышение инвестиционной привлекательности лизинговых компаний с помощью снижения рисков их деятельности
Меры:
По снижению кредитного риска:
-
Предоставление
По снижению валютного риска:
- Введение контроля за открытой валютной позицией лизинговых компаний;
Совершенствование правил бухгалтерского учета для предотвращения возникновения «бумажных» убытков лизингодателей, связанных с резкими колебаниями курсов валют.
По
снижению риска мошенничества
-
Создание единой базы данных
лизингополучателей (бюро лизинговых
историй клиентов) позволит минимизировать
случаи мошенничества и
IV.
Финансирование лизинговых
Задача: обеспечить лизинговые компании достаточным объемом финансовых ресурсов для реализации масштабных долгосрочных проектов
Меры:
Повышение капитализации лизингодателей:
-
Для обеспечения возможности
лизингового финансирования
Разрешение
включения в собственные
Снижение налоговой нагрузки на реинвестирование прибыли;
В
будущем возможно введение требований
к достаточности уставного
Государственная финансовая поддержка:
-
Фондирование лизинговых
-
Субсидирование части затрат
на оплату процентов по
Рынок
лизинга начал
Объем нового бизнеса по итогам 1 полугодия 2009 года составил 255,5 млрд руб. , темпы прироста к аналогичному периоду прошлого года достигли 183,6%. Суммарный портфель лизинговых компаний на 01.07.2010 г. увеличился до 1037 млрд руб.
"Основной тенденцией в
По мнению большинства лизингодателей, проблема просроченной задолженности потеряла прежнюю остроту. С клиентами, временно испытывающими трудности, еще в 2009 году были проведены реструктуризации графиков лизинговых платежей. У лизингополучателей, с которыми не удалось договориться, либо имеющих неудовлетворительное финансовое состояние, техника была изъята и, по оценкам лизингодателей, в большинстве своем продана на вторичном рынке. В среднем по рынку продажа изъятой техники на вторичном рынке составила примерно 90%, а передача ее новым лизингополучателям - около 10%.
Доля просроченной задолженности на 01.07.2010г., согласно данным, предоставленным 73 компаниями, составила 3,5% от суммы лизингового портфеля. Хотя у отдельных лизингодателей еще остаются трудности с урегулированием просроченной задолженности, рынок уже находится на стадии роста.