Пассивные операции коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - проанализировать пассивные операции коммерческого банка, и понять для чего и какую роль играют пассивные операции в коммерческом банке. Для её достижения нужно решить следующие задачи:
1. раскрыть значение собственного капитала для деятельности банка;
2. рассмотреть депозитные операции банка;

Содержание

Введение_________________________________________________________3
Глава 1. Виды пассивных операций. Собственный капитал банка__________5
§ 1. Пассивные операции__________________________________________5
§ 2. Собственный капитал банка____________________________________6
§ 3. Норматив достаточности собственных средств банка_______________7
Глава 2. Депозитные операции банка_________________________________12
§ 1. Срочные вклады_____________________________________________12
§ 2. Вклады до востребования_____________________________________14
Глава 3. Недепозитные привлечённые ресурсы________________________17
§ 1. Межбанковские кредиты_____________________________________17
§ 2. Кредиты, полученные от ЦБ РФ_______________________________20
§ 3. Евродолларовые займы______________________________________21
§ 4. Операция “РЕПО”__________________________________________23
Заключение______________________________________________________25
Приложение______________________________________________________27
Список использованной литературы_________________________________30

Работа содержит 1 файл

пассивные операции коммерческих банков.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

   Однако коммерческие банки могут предоставлять друг другу ре­сурсы и без посредничества бирж и аукционов — путем установления прямых договорных отношений. Следует выделить несколько разно­видностей межбанковских кредитов.

- Межбанковские кредиты, полученные от других коммерческих банков. Этот вид ресур­сов весьма распространен и имеет как отрицательные, так и положи­тельные стороны. Высокая доля межбанковских кредитов в общем объеме привлеченных ресурсов ведет к сильному удорожанию кредитных ресурсов банка в целом, так как это самый дорогой инструмент. Кроме того, растущая зависимость от крупных межбанковских кредитов может быть охарак­теризована отрицательно, так как диверсификация привлекаемых ре­сурсов укрепляет ликвидность банка, а межбанковский кредит не способствует диверсификации. Желательный уровень межбанковского кредита — не более 20% в ресурсной базе. Однако в современных условиях, когда привлечение срочных депозитов предприятий и населения затруднено, банк вынужден для пополнения своей ресурсной базы и обеспечения текущей ликвидности в целом все чаще прибегать к межбанковским кредитам, тем более, что данный вид ресурсов не учитывается при исчислении и внесении в ЦБ РФ фонда обязательных резервов.

- Кредитование путем подкрепления корреспондентского счета. Данный вид перераспределения ресурсов является скрытой формой, поскольку кредит выдается в форме пополнения корреспондентского счета одного банка в другом на основе договора о корреспондентских отношениях. При этом прямой договор о предоставлении межбанковского кредита не составляется, проценты за пользование ресурсами не выплачиваются, а вознаграждением является плата за остаток на корреспондентском счете. Данный вид перераспределения ресурсов используется в основном дружественными или связанными между собой иными отношениями коммерческими банками.

- Кредитные ресурсы, полученные от других филиалов (в пределах одного и того же коммерческого банка). В общей структуре привле­ченных средств эти ресурсы относятся к межбанковским кредитам. Однако здесь есть свои особенности, так как для получения межбанковского кредита от других банков необходимо предоставление высоколиквидного залога, как правило, ценных бумаг государства. Это принуждает держать часть средств в государственных краткосрочных облигациях или высоколиквидных бумагах сторонних эмитентов, что не всегда целесообразно, так как отсутст­вие возможности игры на курсовых разницах при повышении или по­нижении тех или иных серий оставляет возможность довольствовать­ся доходностью к погашению, а это не всегда выгодно. В то же время предоставление других форм залога (например, зданий) требует до­полнительных расходов, и весьма существенных. К тому же оформле­ние любого залога требует времени. А когда речь идет о ликвидности банка, временные рамки сужаются порой до нескольких часов. Ресур­сы, предоставляемые другими филиалами, удобны тем, что для их привлечения не требуется залог, оформление и обмен договорами происходит уже после сделки, операции осуществляются день в день. Для покупки ресурсов достаточно телефонного звонка, а гарантией совершения операции служит подтверждение, отправленное по элек­тронной почте или по факсу. Все перечисленное делает данный инст­румент наиболее мобильным и удобным, позволяющим привлекать с минимальными затратами требуемую сумму средств на любой срок от одного дня до месяца и по минимальной цене.

- Овердрафт головного банка (для филиалов коммерческого бан­ка). Данный вид ресурсов также можно отнести к межбанковскому кредиту с той лишь разницей, что процентная ставка по данному виду источника привле­ченных средств не является компромиссом двух сторон, достигнутым в процессе переговоров, а устанавливается головным банком дирек­тивно. Несмотря на относительно невысокую стоимость этих ресурсов, из-за непредсказуемости процентной ставки по ним наличие их в структуре привлеченных средств нежелательно. Поэтому надо изыскивать возможность для замены ресурсов головного банка на более стабильные с контролируемой процентной ставкой.

Центральный банк РФ осуществляет денежно-кредитное регулирование экономики страны и в зависимости от направления кредитной политики строит свои отношения с коммерческими банками. При этом используются такие инструменты, как изменение уровня учетной ставки (ставка, по которой ЦБ РФ предоставляет кредиты коммерческим банкам), размера требований по обязательному резервированию части привлеченных банками ресурсов, объемов опера­ций, проводимых на открытом рынке.

§ 2. Кредиты, полученные от ЦБ РФ

   ЦБ РФ предоставляет кредиты коммерческим банкам прежде все­го для инвестирования в приоритетные отрасли народного хозяйства: кредитование конверсионных программ, оборонных отраслей про­мышленности, предпосевных затрат, досрочного завоза товаров в районы Крайнего Севера, затрат на строительство объектов социаль­ного назначения (школ, больниц, жилья) и т.д. При этом ЦБ РФ стре­мится не допустить использования централизованных ресурсов на проведение операций, не связанных напрямую с производственной деятельностью. Поэтому наиболее доступными оказываются ссуды ЦБ РФ для коммерческих банков, созданных на базе бывших государ­ственных специализированных банков, сохранивших клиентуру. Условием предоставления коммерческому банку ресурсов является также соблюдение им размера маржи, т.е. разницы между ценой при­обретения и ценой перепродажи в виде ссуды клиентам.

   Коммерческие банки получают кредиты у ЦБ в форме переучета и перезалога векселей, в порядке рефинансирования и в форме ломбардных кредитов.

§ 3. Евродолларовые займы

   К другим наиболее распространенным формам недепозитных операций относят:

  Евродолларовые займы - один из способов внешних заимствований характеризующийся следующими параметрами:

- местонахождение рынка - Европа

- размер рынка измеряется сотнями миллиардов долларов

- сроки займов в среднем 3 - 5 лет, что по российским меркам является - сверхдолгосрочным

- данные заимствования едва ли не самые дешевые из-за большого объема предложения на мировом рынке

- выпуск евродолларовых облигаций не требует обеспечения.

- выпуск облигаций в отличие от акций не приводит к размыванию капитала.

   Выпуск ценных бумаг для резидентов - один из способов привлечения дополнительных ресурсов для коммерческих баков: выпуск облигаций, векселей,  депозитных и сберегательных сертификатов.

   Эта категория банковских ресурсов называется эмитированными средствами банков. Банки проявляют особую  заинтересованность в изыскании таких средств клиентуры, которыми они могли бы пользоваться достаточно длительный период. К таким средствам относятся облигационные займы, банковские векселя и др.

   Облигационные займы эмитируются в виде облигаций. Выпуск этих ценных бумаг является объектом жесткой регламентации со стороны государственных органов.

   В современной банковской практике встречаются двухвалютные облигации, то есть облигации, выплата купонного дохода по которым предусмотрена по выбору держателя облигации: в национальной валюте или в долларах США (или в евро).

   Одна из разновидностей ценных бумаг, эмитируемых банками, – ценные бумаги с «плавающей процентной ставкой».

   Разновидностью управляемых пассивов являются депозитные и сберегательные сертификаты. Сертификат является ценной бумагой, удостоверяющей сумму вклада, внесенного в кредитную организацию, и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы вклада и обусловленных в сертификате процентов в кредитной организации, выдавшей сертификат.

   Депозитный сертификат – это ценная бумага, свидетельствующая о том, что в банк внесен срочный вклад с фиксированным сроком и ставкой процента. Т.е. депозитный сертификат – это письменное свидетельство банка о внесении денежных средств, которое дает право вкладчику на получение по окончании установленного срока суммы вклада и процентов по нему. Депозитный сертификат выдается только юридическим лицам. Он имеет две разновидности – непередаваемые, которые хранятся у вкладчика и при наступлении их срока предъявляются в банк; и передаваемые, которые свободно продаются на вторичном денежном рынке, где право на получение вклада по депозитному сертификату может быть передано другому лицу; другими словами он может быть именным и на предъявителя.

   Депозитный сертификат выпускается банками под определенный в договоре процент на конкретный срок или до востребования. Для физических лиц используются  сберегательные сертификаты, выдаваемые банком, как на фиксированный срок, так и до востребования.

   Сертификаты могут выпускаться как в разовом порядке, так и сериями. Сертификаты могут быть именными или на предъявителя. Депозитные и сберегательные сертификаты не могут служить расчетным или платежным средством.

   Сертификаты выпускаются в валюте РФ. Выпуск сертификатов в иностранной валюте не допускается. Владельцами сертификатов могут быть резиденты и нерезиденты в соответствии с действующим законодательством РФ и нормативными актами Банка России.

§ 4. Операция “РЕПО”

   Сделка РЕПО — сделка покупки (продажи) ценной бумаги с обязательством обратной продажи (покупки) через определенный срок по заранее определенной цене. Иначе, соглашение РЕПО может рассматриваться как краткосрочный заем под залог ценных бумаг, чаще всего краткосрочных долговых бумаг денежного рынка.

   Виды сделок РЕПО:

- Сделка прямого РЕПО - сделка продажи с обязательством обратной покупки;

- Сделка обратного РЕПО - сделка покупки с обязательством обратной продажи.

   Сделка РЕПО состоит из двух частей — первая - прямая и вторая – обратная часть. Как правило, первая часть является наличной (spot) сделкой, вторая часть является срочной (форвард — forward) сделкой.

   РЕПО «овернайт» — это сделка РЕПО с совершением обратной сделки на следующий день — обе части являются наличными (первая часть — today, вторая — spot).

   Биржевая сделка РЕПО - это сделка РЕПО, заключенная на биржевом рынке. Для заключения такой сделки в заявке на биржевую сделку указывается признак того, что заключается сделка РЕПО.

   Сделки РЕПО часто совершаются с целью кредитования участников рынка деньгами либо ценными бумагами. В этом случае доход кредитующей стороны сделки реализуется через разницу цен первой и второй части. Ставка РЕПО — положительная или отрицательная величина, выраженная в процентах, используемая для расчета цены второй части сделки РЕПО. Срок РЕПО — интервал между 1 и 2 частями сделки.

  Формирование пассивных операций и увеличение ресурсов коммерческих банков должно быть гарантировано рядом факторов: устойчивой их работой, ростом доверия к банкам со стороны потенциальных инвесторов, разнообразием видов вкладов, расширением банковских услуг, эффективной процентной политикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

   Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что пассивные операции являются ключевым элементом управления банковской деятельностью, так как без качественных ресурсов на возможно обеспечить эффективность активных операций. Пассивы влияют на уровень доходности, задача банка при проведении операций состоит в том, что ресурсы в каждый конкретный момент времени должны быть не просто в достаточном количестве, а их было столько, сколько необходимо для обеспечения активных операций.

   Ресурсная база, как экономический фактор, оказывает прямое влияние на ликвидность и платежеспособность коммерческого банка. Сами масштабы деятельности коммерческого банка, а следовательно и размеры доходов, которые он получает, жестко зависят от размеров тех ресурсов, которые банк приобретает на рынке ссудных и депозитных ресурсов. Отсюда возникает конкурентная борьба между банками за привлечение ресурсов.

   Формирование ресурсной базы, включающее в себя не только привлечение новой клиентуры, но и постоянное изменение структуры источников привлечения ресурсов, является составной частью гибкого управления активами и пассивами коммерческого банка. Эффективное управление пассивами предполагает осуществление грамотной депозитной политики. Специфика этой области деятельности состоит в том, что в части пассивных операций выбор банка обычно ограничен определенной группой клиентуры, к которой он привязан намного сильнее, чем к заемщикам.

   При выдаче ссуды банк, а не клиент, решает вопрос о передаче денег заемщику, то есть имеет значительную возможность маневра денежными ресурсами. При привлечении  денежных средств право выбора остается за клиентом, а банк вынужден вести нередко жесткую конкуренцию за вкладчика, потерять которого довольно легко. Безусловно, хорошие заемщики тоже представляют собой большую ценность и формирование их широкого круга - одна из важнейших задач банка. Но первичным все же является привлечение, а не размещение ресурсов.

   Ограниченность ресурсов, связанная с развитием банковской конкуренции, ведет к тесной привязке к определенным клиентам. Если круг этих клиентов узок, то зависимость от них банка очень высока. Поэтому банкам нужна грамотная депозитная политика, в основу которой ставится поддержание необходимого уровня диверсификации, обеспечение возможности привлечения денежных ресурсов из других источников и поддержание сбалансированности с активами по срокам, объемам и процентным ставкам.

В рыночных условиях коммерческие банки должны уделять серь­езное внимание привлечению ресурсов и для этого:

Информация о работе Пассивные операции коммерческих банков