Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 20:53, отчет по практике
ОАО Банк ВТБ — системообразующий финансовый институт, являющийся ключевым звеном банковской группы «ВТБ» и одним из крупнейших банков России. Обслуживание корпоративных клиентов исторически является основной частью бизнеса группы ВТБ. Корпоративно-инвестиционный бизнес – основной сегмент российского банковского рынка и ключевое направление нашей деятельности.
Ревизионная комиссия проверяет соблюдение Банком законодательных и других актов, регулирующих его деятельность, постановку внутрибанковского контроля, законность совершаемых Банком операций.
Ежегодно в целях проведения проверки и подтверждения достоверности годовой финансовой отчетности Банк привлекает профессиональную аудиторскую организацию – внешнего аудитора. По итогам аудиторской проверки внешний аудитор готовит заключение, которое передается в Комитет по аудиту для предварительной оценки. Подготовленное заключение направляется Наблюдательному совету Банка, а также представляется к годовому Общему собранию акционеров Банка.
Управление внутреннего контроля Банка ВТБ является самостоятельным структурным подразделением ОАО Банк ВТБ и создана для осуществления внутреннего контроля и содействия органам управления Банка в обеспечении эффективного функционирования Банка.
В целях обеспечения устойчивости и эффективности работы в Банке функционирует комплексная система управления основными банковскими рисками (кредитным, рыночным, операционным и риском ликвидности), призванная обеспечить идентификацию, оценку, лимитирование принимаемых Банком рисков, контроль их объема и структуры.
Организационная система управления рисками включает в себя различные коллегиальные органы (в том числе кредитный комитет, малый кредитный комитет, кредитные комитеты филиалов, комитет по управлению активами и пассивами) и структурные подразделения. В Банке сформирован департамент рисков, состоящий из следующих структурных подразделений:
1. Профильных подразделений по основным видам рисков и/или функциям кредитной процедуры:
2. Управления консолидированного анализа рисков, отвечающего за риск-менеджмент на уровне финансовой группы ВТБ.
Одним из филиалов ОАО Банк ВТБ является филиал в г.Петрозаводске. Он является обособленным подразделением ОАО Банк ВТБ, и образован с целью аккумулирования и эффективного использования финансовых ресурсов предприятий и организаций различных форм собственности и организации инвестиционных процессов.
Республика Карелия является для Банка одним из ключевых регионов развития бизнеса. Начиная с 1994 года Банк принимает активное участие в финансировании предприятий региона и в настоящее время занимает лидирующие позиции на рынке банковских услуг Республики. Доля филиала на рынке корпоративного кредитования по итогам 2010 года достигла 44,3%.
Глава 2. Деятельность отдела по кредитованию и анализу рисков в Северо-западном региональном центре ОАО Банк ВТБ
2.1 Отдел по кредитованию и анализу рисков в Северо-западном региональном центре ОАО Банк ВТБ
Отдел кредитования и анализа рисков является самостоятельным структурным подразделением филиала Банка. Отдел кредитования и анализа рисков осуществляет свою деятельность, руководствуясь действующим законодательством РФ, Постановлениями Правительства и Президента РФ, нормативными актами ЦБ, Положением о Филиале, Правилами внутреннего распорядка, Положением об отделе, а также устными и письменными распоряжениями Управляющего, приказами и распоряжениями руководства банка, внутрибанковскими инструкциями. Подразделением руководит начальник, назначаемый и смещаемый с должности приказом управляющего филиалом. Структура и штатное расписание отдела кредитования и анализа рисков утверждаются Правлением Банка по представлению управляющего филиалом.
Начальник отдела кредитования и анализа рисков распределяет обязанности между сотрудниками подразделения, контролирует и несет ответственность за выполнение ими должностных обязанностей. В состав отдела входит начальник, главные специалисты, специалисты.
Отношения отдела кредитования и анализа рисков с клиентами строятся на основе договоров и иных документов, оформляемых в порядке и на условиях, установленных Банком, с обязательным использованием форм договоров и других документов, утвержденных Банком, в соответствии с законодательством РФ.
Я проходила практику в отделе кредитования и анализа рисков, поэтому на личном опыте ознакомилась с кредитными операциями, проводимыми этим отделом с клиентами – юридическими лицами:
Проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности клиента (крупный бизнес), оценка возможности предоставления кредита соответственно действующим методикам;
Представление клиентов на кредитном комитете;
Дальнейшее сопровождение клиентов в процессе реализации договора;
подготовка заключений об уровне кредитного риска и рекомендаций по его снижению;
анализ кредитоспособности заемщика, внутренней и внешней среды, в которой работает заемщик;
анализ перспективности функционирования отрасли, к которой относится деятельность заемщика;
Расчет страховых резервов для возмещения возможных потерь по кредитным операциям;
формирование управленческой, статистической отчетности по кредитному портфелю филиала;
оценка имущества, предлагаемого в залог.
2.2 Процесс кредитования корпоративных клиентов в Северо-западном региональном центре ОАО Банк ВТБ
ВТБ предоставляет своим клиентам широкий комплекс услуг по кредитованию, позволяющий в полной мере удовлетворять потребности клиентов в заемных средствах для финансирования их текущей и инвестиционной деятельности.
С целью оперативного удовлетворения неотложных краткосрочных потребностей клиента в денежных средствах Банк осуществляет кредитование клиентов в форме овердрафта, предоставляя клиенту возможность проводить платежи, получать наличные деньги с банковского счета при отсутствии или недостаточности на нем собственных средств.
Крупным корпоративным клиентам назначаются персональные менеджеры для оказания необходимых консультационных услуг, обеспечения максимальной оперативности рассмотрения потребностей в кредитных продуктах и для организации и сопровождения кредитных сделок с клиентами.
Процесс предоставления банковской ссуды называется кредитным процессом. Он включает пять основных этапов, которые схематично представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Схема кредитного процесса
2.2.1 Рассмотрение заявки на получение кредита
Первый этап - рассмотрение заявки на получение ссуды. В заявке содержатся главные параметры ссудной операции: вид кредита, цель, сумма, срок кредитования, процентная ставка, обеспечение возврата кредита и источники погашения кредита. Банк анализирует заявку и прилагаемый к ней сопроводительный пакет документов, который представлен на Рисунке 2.
Рисунок 2 - Пакет сопроводительных документов, прилагаемых к заявке на кредит.
Процесс рассмотрения заявки заключается в проведении специалистами кредитного и юридического отдела и службы безопасности проверки предоставляемых клиентом документов и сведений. По результатам проверки и анализа документов составляют письменные заключения на предоставление кредит.
Кредитный работник, прежде чем составить обобщающее заключение, проводит комплексный анализ кредитоспособности заемщика и изучает его кредитную историю.
Подготовленное кредитующим подразделением заключение о целесообразности предоставления кредита передается на рассмотрение Кредитному комитету. При принятии Кредитным комитетом Банка решения отклонить просьбу о выдаче кредита, в адрес клиента направляется письменное уведомление с аргументированными причинами, по которым кредит не может быть предоставлен. В случае принятия Кредитным комитетом положительного решения, сотрудник кредитующего подразделения приступает к оформлению кредитной документации.
В качестве обеспечения ОАО Банк ВТБ принимает: залог объектов недвижимости, транспортных средств, оборудования, товаров в обороте; поручительство юридических и физических лиц.
Залоговая стоимость предметов залога определяется исходя из их оценочной стоимости, с учетом поправочных коэффициентов, и должна покрывать сумму кредита и причитающихся за пользование кредитом процентов.
Оформление кредитного договора сопровождается одновременным оформлением соглашения о безакцептном списании с расчетного счета заемщика, а также, в зависимости от вида обеспечения, договора залога и договора поручительства.
2.2.2 Анализ и оценка кредитоспособности заемщика
Второй этап - анализ и оценка кредитоспособности заемщика. Процесс кредитования связан с действием разнообразных факторов риска, способных привести к непогашению кредита и процентов по нему, поэтому, прежде чем принять решение о предоставлении кредита клиенту, банк анализирует его кредитоспособность.
Кредитоспособность заемщика – это способность погасить долговые обязательства перед банком по ссуде, процентам по ней в полном объеме и в срок, предусмотренный договором.
Изучение кредитоспособности заемщиков является одним из необходимых задач кредитного отдела и анализа рисков. Банк в каждом случае определяет степень риска, который готов взять на себя, и размер кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах.
Главным источником информации для оценки кредитоспособности организации служит бухгалтерская отчетность (баланс, отчет о прибылях и убытках), заверенная налоговой инспекцией, за три последних финансовых года и по состоянию на пять последних отчетных дат, с расшифровками следующих статей баланса (на последнюю отчетную дату): основные средства, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы и затраты, дебиторская и кредиторская задолженность (по наиболее крупным суммам), кредиты и займы, финансовые вложения и другие статьи баланса, превышающие 5% от валюты баланса. Бухгалтерская отчетность дает возможность проанализировать финансовое состояние заемщика на конкретную дату.
Кроме бухгалтерской отчетности для расчета показателей кредитоспособности используют: данные оперативного учета, сведения в банках, в статистических органах, информацию поставщиков и так далее.
Помимо анализа кредитоспособности заемщика необходимо оценить различного рода риски: отраслевые (состояние рынка по отрасли; тенденции в развитии конкуренции; уровень государственной поддержки; значимость предприятия в масштабах региона); акционерные (риск передела акционерного капитала; согласованность позиций крупных акционеров); регулирования деятельности предприятия (внешняя финансовая структура; лицензирование деятельности; льготы и риски их отмены; риски штрафов и санкций); производственные и управленческие (технологический уровень производства; риски, связанные с банками, в которых открыты счета; деловая репутация - аккуратность в выполнении обязательств, кредитная история, участие в крупных проектах, качество товаров и услуг).
Заключительным этапом оценки кредитоспособности общества является определение его рейтинга.
Одним из документов, с которыми я ознакомилась, была Методика ранжирования клиентов Банка, которая является внутренним документом и определяет рейтинг клиента. Рейтинг – классификационный признак клиента, характеризующий его текущее сравнительное финансовое положение, устойчивость его бизнеса, способность и намерение выполнять свои долговые обязательства.
Система рейтингов включает в себя: расчетный и экспертный рейтинги. Расчетный рейтинг определяется на основании оценки показателей деятельности, оценки финансового состояния на основании финансовой отчетности, а также на основании показателей понижающих\повышающих расчетный рейтинг клиента. В процессе мониторинга кредитной сделки происходит сравнение расчетного рейтинга на текущую дату мониторинга и расчетного рейтинга на момент принятия решения по кредитной сделке клиента. Экспертный рейтинг – это расчетный рейтинг экспертно скорректированный с учетом дополнительных факторов в деятельности клиента, не учтенных в формализованной модели.
Для целей установления рейтинга клиента определение расчетного рейтинга производится на базе индивидуальной отчетности клиента. Клиенты оцениваются по 2 группам показателей: «Оценка показателей деятельности» и «Оценка финансового состояния», каждой группе показателей присваивается определенный вес. Сумма всех весов групп показателей равна 1. Каждый показатель в группе «Оценка показателей деятельности» оценивается по 100 бальной шкале: 100-максимально возможная оценка, 0 – минимальная оценка соответственно. Полученная бальная оценка соответствует расчетному рейтингу клиента - А1, А2, А3, В1, В2, В3, С1, С2, С3, D1, D2, D3 и Е.
Класс А1 характеризуется устойчивым и стабильным финансовым положением, очень значительным запасом прочности по уровню платежеспособности клиента.
Класс В1 характеризуется уверенным финансовым положением, но присутствует чувствительность к воздействию неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях.
Класс С1 характеризуется не очень устойчивым финансовым положением. Развитие неблагоприятных изменений в коммерческих, финансовых и экономических условиях деятельности могут привести к недостаточной способности клиента выполнять свои обязательства.
Класс D1 характеризуется слабым уровнем платежеспособности. Клиент не способен выполнять свои обязательства своевременно и в полном объеме.
Класс Е характеризуется финансовым положением на грани банкротства, нет предпосылок рассчитывать на своевременное исполнение им своих обязательств в полном объеме. Кредитование клиентов данной группы нецелесообразно для Банка.