Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 19:49, курсовая работа
Таким образом, цель работы – отразить сущность национальной валютной системы и особенности ее развития в Республике Беларусь.
Объект исследования – национальная экономика Республики Беларусь.
Предмет исследования – валютная система.
В ходе работы необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть экономическое содержание валютной системы;
- показать виды валютных систем;
- выявить особенности валютной системы Республики Беларусь.
Введение
1 Экономическое содержание валютной системы: понятие, элементы
2 Виды валютных систем
3 Особености валютной системы Республики Беларусь
Заключение7
Список использованных источников8
- через отдельные лицевые счета, открытые в Национальном банке Республики Беларусь (по долл. США/рубль, евро/рубль, росс. рубль/рубль, юань/рубль);
- непосредственно между участниками торгов (по остальным финансовым инструментам) [3].
Национальный банк и биржа не отвечают по обязательствам участников торгов при проведении расчетов по биржевым сделкам без использования отдельных лицевых счетов Национального банка.
Биржевые торги иностранными валютами проводятся с использованием электронной системы торгов. Торговый зал биржи оборудован программно-техническими средствами, средствами коммуникации [3].
Рассмотрим данные об объемах иностранной валюты на валютном рынке страны.
Таблица 3.1 – Информация об оборотах иностранной валюты на сегментах внутреннего валютного рынка, млн. долларов
Примечание – Источник: [13].
На основе анализа таблицы 3.1 можно констатировать, что среднемесячные обороты иностранной валюты на валютном рынке Республики Беларусь за 2011 г. существенно не изменились. Объем оборотов по иностранной валюте колебался от 5-6 до млрд. долл. в начале и середине года с подъемом до 10-15 млрд. долл. в конце 2011 года. В начале 2012 года оборот иностранной валюты сократился и составил 6,5 млрд. долларов.
Проведем анализ рублевого сегмента валютного рынка страны (таблица 3.2).
Таблица 3.2 – Широкая денежная масса за 2008-2012 гг., млрд. руб., на 01.02.2012.
| 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
Показатели |
|
|
|
|
|
1. Наличные деньги в обороте – М0 | 3323,2 | 3836,2 | 3 647,2 | 6521,7 | 6146,5 |
2. Переводные депозиты | 5416,7 | 6882,2 | 7 657,6 | 11869,4 | 11703,3 |
Физических лиц | 1703,3 | 1952,0 | 2 104,8 | 3737,6 | 4082,2 |
Юридических лиц* | 3713,4 | 4930,2 | 5 552,8 | 8131,7 | 7621,1 |
Денежный агрегат – М1 | 8739,9 | 10718,4 | 11 304,8 | 18391,0 | 17849,8 |
3. Другие депозиты | 6992,5 | 9117,8 | 8 886,7 | 17450,8 | 21815,2 |
Физических лиц | 5082,4 | 5779,3 | 5 907,7 | 8733,8 | 10595,9 |
Юридических лиц* | 1910,1 | 3338,5 | 2 979,0 | 8717,0 | 11219,2 |
Окончание таблицы 3.2
Денежная масса в национальном определении – М2 | 15732,4 |
19836,3 |
20 191,6 |
35841,8 |
39665,0 |
4. Ценные бумаги, выпущенные банками (вне банковского оборота) в национальной валюте | 1032,0 | 705,3 | 545,5 | 2444,0 |
2399,1 |
Рублевая денежная масса – М2* | 16764,5 | 20541,7 | 20 737,0 | 38285,9 | 42064,1 |
5. Депозиты в иностранной валюте | 7670,3 | 10204,3 | 16 214,1 | 61090,8 | 66656,5 |
5.1 Переводные депозиты | 2874,1 | 3402,09 | 3 580,8 | 14079,6 | 14567,2 |
Физических лиц | 141,4 | 130,5 | 352,2 | 1980,0 | 2446,3 |
Юридических лиц* | 2732,6 | 3271,5 | 3 228,5 | 12099,6 | 12120,9 |
5.2. Другие депозиты | 4796,2 | 6802,2 | 12 633,3 | 47011,3 | 52089,3 |
Физических лиц | 3642,1 | 5400,25 | 9 788,5 | 32485,7 | 34981,4 |
Юридических лиц* | 1154,0 | 1402 | 2 844,8 | 14525,6 | 17107,9 |
6. Ценные бумаги, выпущенные банками (вне банковского оборота) в иностранной валюте | 65,6 | 211,6 | 1 149,0 | 4294,5 |
3781,7 |
7. Депозиты в драгоценных металлах | 5,5 | 3,4 | 7,0 | 409,7 |
443,5 |
Широкая денежная масса – М3 | 24506 | 30961,1 | 38 107,1 | 104080,9 | 112945,8 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [13].
Из таблицы 3.2 четко прослеживается тенденции значительного увеличения широкой денежной массы (агрегат М3) за указанный период. Несомненно, этого требует поступательно и прогрессивно развивающаяся экономическая система Республики Беларусь. Однако такое резкое увеличение денежной массы (с 24506 млрд. руб. до 112945,8 млрд. руб.) таит в себе серьезные инфляционные риски для национальной экономики. Вместе с тем, положительным является не столь значительное увеличение наличных денег в обороте за 2008- начало 2012 гг. (3323,2 – 6146,5 млрд. руб.).
Как известно, в Беларуси гарантируется полная сохранность сбережений населения во всех банках (Декрет Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2008 г. № 22 "О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) в банковские вклады (депозиты)", Закон Республики Беларусь с учетом изменений и дополнений от 14.07.2009 № 41-3 "О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц". Кроме этого, согласно действующему в республике законодательству доходы физических лиц от размещения денежных средств в банковских вкладах не облагаются налогами [3].
Белорусский рубль стал полностью конвертируемым по текущим операциям, что нашло отражение в присоединении Беларуси к статье VIII Соглашения Международного валютного фонда (далее – МВФ). С 2001 по 2005 год объем сделок на валютных рынках увеличился в 6 раз, а поступление валютной выручки на счета субъектов хозяйствования – в 4,7 раза.
Среди других положительных результатов проводимой денежно-кредитной политики следует отметить снижение долларизации экономики, улучшение структуры денежной массы, увеличение золотовалютных резервов страны.
В 2011-2015 гг. денежно-кредитная политика будет направлена на формирование условий для сбалансированного экономического развития Республики Беларусь. Активно будут применяться монетарные инструменты денежно-кредитного регулирования. Приоритетная цель денежно-кредитной политики – обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, как важного фактора поддержания стабильного роста экономики.
Обменный курс белорусского рубля сохранит за собой ключевую роль в реализации денежно-кредитной политики, обеспечивающую адаптацию экономики к возможным внешним шокам и ограничение роста потребительских цен [13].
Режим управляемого плавания белорусского рубля, введенный с 20 октября 2011 г. позволит оперативно реагировать на конъюнктурные изменения спроса и предложения на валютном рынке.
Процентная политика будет ориентирована на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы путем поддержания процентных ставок в реальном выражении на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность вкладов в национальной валюте и доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики.
По мере замедления инфляционных процессов и сохранения устойчивой ситуации на валютном рынке в 2012 г. продолжится снижение процентных ставок. С учетом прогнозируемого на 2012 год уровня инфляции в 20% к концу 2012 года ставка рефинансирования может составить 15-20% процентов годовых, процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору – 25-30 процентов годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках – 20 - 25 процентов годовых [13].
Для рыночного регулирования уровня ставки межбанковского кредитного рынка Национальный банк продолжит использовать систему коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит, своп и депозит овернайт по фиксированной процентной ставке в Национальном банке).
Операциями на денежном рынке Национальный банк обеспечит движение ставки межбанковского рынка в указанном коридоре, приближая ее к ставке рефинансирования и одновременно способствуя сглаживанию ее ежедневных колебаний. При этом ставка рефинансирования будет задавать минимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям поддержки текущей ликвидности и максимальный уровень по аукционным операциям изъятия ликвидности банков.
Предоставление ликвидности в целом будет осуществляться как посредством кредитов Национального банка, так и в равной мере за счет операций по покупке иностранной валюты.
Дальнейшее совершенствование системы регулирования ликвидности на рыночных принципах позволит повысить эффективность процентной политики и снизить процентные риски для банковской системы.
В 2012 году параметры денежно-кредитных показателей будут складываться с учетом спроса экономики на деньги и платежеспособности заемщиков под воздействием производственной, инвестиционной и финансовой деятельности субъектов хозяйствования, а также изменения динамики денежных доходов, расходов и сбережений физических лиц. Прирост рублевой денежной базы оценивается в пределах 24 - 26 процентов, рублевой денежной массы - 27 - 29 процентов, широкой денежной массы - 25 - 28 процентов [14].
При этом депозиты физических лиц вырастут на 6,4 - 7,2 трлн. рублей, юридических лиц - на 3,8 - 4,4 трлн. рублей [13].
Реализация мер денежно-кредитной, бюджетной и экономической политики позволит увеличить коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе до 14,4 процента, по широкой денежной массе – до 26,7 процента.
Улучшение сбалансированности внешнего сектора и состояния платежного баланса станет основой для дальнейшего наращивания международных резервных активов Республики Беларусь. Прогнозируется, что международные резервные активы в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда за 2012 год увеличатся не менее чем на 1,2 млрд. долларов США.
Денежно-кредитные показатели рассчитаны исходя из прогноза основных параметров социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012 год. При изменении макроэкономических параметров монетарные показатели будут формироваться в соответствующих пропорциях [13].
Приоритетными направлениями развития банковского сектора Беларуси станут обеспечение его устойчивости и повышение финансового потенциала, рост конкурентоспособности за счет внедрения более эффективных систем и методов управления, новых банковских технологий, а также поддержания размера капитала на уровне, обеспечивающем адекватное покрытие рисков.
Развитие банковского сектора в 2012 году будет проходить в условиях дальнейшего качественного улучшения структуры финансового сектора, связанного с изменением системы финансирования проектов, включенных в государственные программы. При формировании условий деятельности банков, прежде всего контролируемых государством, возрастет роль рыночных механизмов, что потребует совершенствования соответствующих систем и методов управления в этих банках.
Предпринимаемые шаги положительным образом скажутся на устойчивости банковского сектора, а также позволят повысить эффективность регулирования деятельности банков.
Ожидается, что в условиях достижения высоких темпов экономического роста и поддержания макроэкономической стабильности в течение 2012 года важнейшие показатели финансовой устойчивости банковского сектора будут характеризоваться общей позитивной динамикой.
За 2012 год прирост нормативного капитала банковского сектора составит 15-21 процент. Доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, не превысит 8 процентов [13].
Масштабы кредитных операций банковского сектора будут определяться платежеспособным спросом со стороны нефинансовых организаций и домашних хозяйств. При этом расширится доступ к кредитованию частного сектора экономики.
Прирост активов банков сложится на уровне 21-22 процентов, что составит 72 процента к ВВП. Требования банков к экономике возрастут на 24 - 25 процентов и достигнут 58 процентов к ВВП.
Национальный банк продолжит проводить мероприятия, направленные на дальнейшую либерализацию валютного законодательства, совершенствование деятельности банков в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.
Информация о работе Особености валютной системы Республики Беларусь