Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 19:49, курсовая работа
Таким образом, цель работы – отразить сущность национальной валютной системы и особенности ее развития в Республике Беларусь.
Объект исследования – национальная экономика Республики Беларусь.
Предмет исследования – валютная система.
В ходе работы необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть экономическое содержание валютной системы;
- показать виды валютных систем;
- выявить особенности валютной системы Республики Беларусь.
Введение
1 Экономическое содержание валютной системы: понятие, элементы
2 Виды валютных систем
3 Особености валютной системы Республики Беларусь
Заключение7
Список использованных источников8
Наконец, колебания валютного курса через отмеченные эффекты неблагоприятным образом воздействуют на внутриэкономическое положение страны. Изменения его через изменения импортных и экспортных цен изменяют спрос и предложение на внутреннем рынке, вызывают не желательные колебания занятости и уровня доходов населения, экономического роста. В этом случае внешнее неравновесие или неравновесие платежного баланса вызывает внутреннее макроэкономическое неравновесие [11,с 285].
В условиях проведения определенной макроэкономической политики ни один из двух основных валютных режимов - фиксированного или плавающего курса - не является предпочтительнее другого. Вплоть до 1990-х гг. считалось, что фиксированный курс несет с собой низкий уровень инфляции и финансовую стабильность, и это является его главным преимуществом. Как свидетельствовала статистика, в странах с официально поддерживаемым курсом инфляция постепенно снижалась и становилась менее волатильной. Однако в начале 1990-х гг., когда мировая финансовая система развивалась достаточно стабильно, различие в инфляции между двумя режимами существенно уменьшилось. При поддержании неизменным валютного курса при продолжительных неблагоприятных тенденциях в платежном балансе (продолжительных дефицитах) существует риск истощения золотовалютных запасов. Поэтому многие национальные валютные системы представляют «смешанный», или регулируемый ее тип. В определенной мере правительства и центральные банки не фиксируют жестко курсы своих валют, позволяя им подвергаться свободному воздействию спроса и предложения. В такие национальные валютные системы не исключены валютные интервенции в целях корректировки валютного курса [8, с 96].
Тот факт, что правительства стремятся регулировать курсообразующие факторы, будет более очевиден после знакомства с так называемыми валютными ограничениями.
Введение системы управляемого плавания, или жесткого фиксирования валютного курса не ликвидирует негативные последствия диспропорций платежного баланса для экономики, если ограничены или малы запасы золотовалютных резервов. Существует средне- и долгосрочная несбалансированность внешних оттоков и притоков иностранной валюты и капиталов, обуславливаемая еще не освоенной экспортной базой, неразвитостью финансового рынка. Тогда над валютным курсом устанавливают специальный государственный контроль, предусматривающий использование валютных ограничений по конвертируемости национальной валюты в иностранную, а также торговых ограничений по импорту и экспорту. Валютные и торговые ограничения по конвертируемости создают барьеры на пути удовлетворения спроса на иностранную валюту, влияя тем самым на валютный курс[7, c 188].
Валютные ограничения определяют условия конвертируемости. Экономисты различают внутреннюю и внешнюю конвертируемость национальной валюты, конвертируемость по текущим операциям и по движению капиталов. Под внутренней конвертируемостью понимается положение, когда резиденты имеют право конвертировать национальную валюту внутри страны в инвалютные активы. Она предполагает конвертацию валют для резидентов, а также возможность осуществлению различных операций на внутреннем рынке в иностранной валюте. Внешняя конвертируемость выражает возможность конвертируемости национальной валюты в иностранную и, наоборот, обратимости национальной валюты в национальную для нерезидентов. Внешняя конвертируемость играет важную роль в создании благоприятного климата для привлечения иностранных инвестиций.
Как внутренняя, так и внешняя конвертируемость могут быть частичными или полными. Примерами частичной внутренней конвертируемости являются разрешение на обмен национальной валюты для отдельных слоев и групп населения для определенных операций (например, выезжающим за границу), наличие односторонней обратимости (курса покупки) иностранной валюты.
Конвертируемость по текущим операциям означает возможность для резидентов и нерезидентов свободно обменивать национальную валюту на иностранную для совершения сделок по счету текущих операций платежного баланса. Конвертируемость по движению капиталов означает обмен валюты для совершения операций по счету движения капиталов и кредитов в платежном балансе.
В зависимости от того, какого курса придерживается страна в отношении введения или снятия валютных ограничений, Международный валютный фонд определяет ее «валютный статус» в ежегодном докладе «Валютные системы и ограничения». Статус статьи VIII Соглашения МВФ предусматривает обязательства не вводить без согласования с МВФ новых ограничений на осуществление платежей и переводов по текущим международным операциям, не использовать дискриминационные платежные соглашения и практику множественности валютных курсов. Статус статьи XIV предполагает наличие ограничений по текущим международным операциям и их последовательное устранение. Так все государства СНГ имеют (имели) данный статус, что легко объясняется переходным состоянием их хозяйственных систем. Тем не менее, принадлежность страны к статусу статьи VIII в реальности еще не означает отсутствия у нее ограничений, что принятые обязательства могут носить формальный характер. Например, из 80 стран-членов МВФ, принявших на себя обязательства по статье VIII, в 1993 г. 15 применяли те или иные формы валютных ограничений. В то же время статьи Соглашения МВФ позволяют странам-членам использовать любые ограничения в сфере движения капиталов и кредитов.
Введение конвертируемости национальной валюты по текущим операциям в странах, где раньше проводились централизованное планирование, имеют много выгод для их экономик. Прямыми выгодами снятия запретительных ограничений на импорт и на обратимость валюты по текущим операциям является формирование потребительского рынка, что дает населению большую свободу выбора предметов потребления, расширяет возможность закупки товаров из-за рубежа, приводит к значительному росту потребления и удовлетворению потребительского спроса в краткосрочной перспективе [12, с 43].
Вместе с тем косвенные преимущества представляются более значительными из-за создания конкурентной среды для отечественных производителей, что заставляет их более эффективно использовать ресурсы и увеличивать объем выпускаемой продукции. Импорт может стать важным источником конкурентного давления. Открытость экономики страны для международной конкуренции ослабляет власть внутренних монополистов и олигополистов, что было характерно для многих государств с плановой экономикой. В более долгосрочной перспективе конкуренция с импортом стимулирует обновление производства и повышение качества производимой отечественной промышленностью продукции. Отечественные предприятия будут вынуждены менять ассортимент и обновлять выпускаемую продукцию, внедрять новые технологии, чтобы их продукция могла конкурировать с импортными товарами.
Риски, связанные с введением конвертируемости по текущим операциям, заключаются в возможности снижения внутреннего производства, увеличения безработицы в силу давления импорта товаров (ресурсов) на внутреннюю экономику при отсутствии достаточной экспортной базы для нейтрализации эффекта импортных закупок. В силу этого многие развивающиеся страны и страны с переходной экономикой применяют такие виды ограничений, как множественность валютных курсов, лицензирование экспорта и импорта, требование о сдаче части валютной выручки от экспорта и репатриации получаемой вне пределов страны прибыли в валюте, контроль за открытием счетов за рубежом, двусторонние платежные соглашения и т.п.
Введение конвертируемости по движению капитала связано с получением значительных макроэкономических преимуществ и вместе с тем значительных рисков. Преимущества заключаются в создании благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, получение современных технологий и менеджерского опыта, а также в представлении населению и предприятиям широких возможностей для инвестирования. Несмотря на возможные положительные последствия от ведения конвертируемости по движению капиталов, важно заметить, что для реализации необходимы дополнительные условия – законодательная система, макроэкономическая и политическая стабильность, развитая производственная инфраструктура, включая систему транспорта и коммуникационных сетей, достаточный уровень квалификации рабочей силы, богатые природно-сырьевые ресурсы.
Хотя успех экономических реформ решающим образом зависит от привлечения иностранного капитала, стране, вводящей конвертируемость по движению капиталов, угрожает опасность «бегства» капиталов. В системах с плавающим валютным курсом отток капиталов вызовет заметное понижение обменного курса национальной валюты.
В странах с фиксированным валютным курсом отток капиталов обуславливает потенциальные крупные потери резервов иностранной валюты, нестабильную динамику валютного курса и внутренних процентных ставок, перепады в денежной массе и, таким образом, значительно затрудняет достижение макроэкономической стабильности.
Многие экономисты считают, что важнее избежать риска, связанного с введением конвертируемости по движению капитала, нежели рисков, связанных с конвертируемостью по текущим операциям.
Ограничения по движению капиталов и кредитов имеют большое распространение не только в государствах со слабой промышленной базой, но и в развитых индустриальных державах. Так, в 1973 г. из 178 стран-членов МВФ 147 применяли ограничения по движению капиталов (среди них Италия, Франция, Швеция, Турция, Греция, Норвегия, Португалия, Израиль, ЮАР, Корея, Индия), а 97 - по текущим операциям.
Таким образом, различают национальные, региональные и мировые валютные системы. В зависимости от такого основного признака валютной системы, как порядок установления валютного курса, определяются ее разновидности. Основными типами национальной валютной системы являются система фиксированных валютных курсов, система плавающих валютных курсов и система управляемого, или контролируемого, плавания.
3 Особенности валютной системы РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Вопросы становления валютной системы в период перехода к рыночной экономике рассматривались как в отечественных, так и в зарубежных научных изданиях. На основании их анализа можно оценить этапы становления валютной системы и политики в Республике Беларусь. С этой целью необходимо выделить три периода становления валютного режима в нашей стране.
Первый период охватывает 1990—1992 годы, когда в основном был сформирован пакет законодательных и нормативных правовых актов, определяющих основные принципы валютного режима и механизмы регулирования, а также уполномоченные органы валютной политики.
Второй период также был краткосрочным: в течение 1993— 1994 годов органами валютного регулирования и контроля разработаны направления реализации девизной политики, определены также процедуры регламентации и рекомендации проведения мероприятий валютной политики.
Третий период (с начала 1994 года по настоящее время) характеризуется совершенствованием и развитием валютной системы в условиях трансформационной экономики [2, с 143].
В первый период после провозглашения независимости в Республике Беларусь обращались денежные знаки Госбанка СССР, а затем Центрального банка России. Без изменения, в рублях, проводились и безналичные расчеты.
Однако традиционные связи по взаимным поставкам с другими странами, входившими ранее в СССР, рушились. Каждая республика стала создавать инструменты защиты внутреннего рынка от проникновения из других республик таких платежных средств, как рубль: выпускались талоны, купоны, карточки, расчетные билеты, вводились национальные денежные знаки. В Республике Беларусь в 1992 г. были выпущены расчетные билеты Национального банка Республики Беларусь (многоразовые купоны) для защиты внутреннего потребительского рынка, и ряд товаров можно было приобрести только с оплатой этим средством. Расчетные билеты Национального банка Республики Беларусь не объявлялись национальной валютой, их выпустили в дополнение к основной денежной единице – рублю.
Спрос на безналичные российские рубли привел к росту курса российского безналичного рубля по отношению к белорусскому. Многие плательщики начали использовать для платежей в России и других республиках наличные рубли, спрос на которые поднялся. Однако по-прежнему российские наличные рубли наряду с расчетными билетами применялись для платежей за все товары и услуги.
Решение Центрального банка России об изъятии из обращения денежных знаков образца 1961, 1991 - 1992 гг. выпуска и замене их денежными знаками образца 1993 г. существенно повлияло на структуру денежных знаков, обращавшихся в Республике Беларусь [14,c 115]. В ее денежный оборот для обслуживания внутреннего оборота дополнительно были выпущены расчетные билеты Национального банка Республики Беларусь. Денежные знаки, отпечатанные до 1993 г., были выкуплены у населения, предприятий и переданы Центральному банку России, а образца 1993 г. – обращались на территории Беларуси, имея законную платежную силу. Однако их фактическое использование осуществлялось в режиме иностранной валюты с более высоким курсом по отношению к расчетным билетам. Таким образом, со второй половины 1993 г. в налично-денежном обороте Республики Беларусь стали практически использоваться расчетные билеты Национального банка.
В 1994 г. Национальный банк Республики Беларусь постановил, что отныне единственным платежным средством в стране признается белорусский рубль, а в налично-денежном обороте – расчетный билет. Это решение было закреплено законодательно постановлением Верховного Совета Республики Беларусь в октябре 1994 г. В последующие годы из обращения был изъят расчетный билет, а в качестве официального единственного платежного средства признан белорусский рубль – билет Национального банка Республики Беларусь. Для упорядочения денежного обращения, упрощения учета в Республике Беларусь в законодательном порядке прошли две деноминации.
Информация о работе Особености валютной системы Республики Беларусь