Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 18:37, контрольная работа
Анализ и учет банковской себестоимости требуют подбора разнохарактерной информации по всей совокупности затрат в коммерческом банке, которую не так то просто объединить в единую информационную систему. Потому, что не все операции и процессы поддаются строгой формализации, в том числе по последовательности выполнения и нормативам времени и трудоемкости.
Целью выполнения данной работы явилось рассмотрение особенностей управления затратами коммерческих банков.
Введение 3
1. Состав и структура затрат банка 4
2. Планирование затрат банка 5
3. Методы калькулирования и учета затрат банка 6
4. Влияние затрат банка на финансовый результат деятельности 8
5. Принятие управленческих решений в управлении затратами банка 10
Заключение 12
Список использованной литературы 13
Особенности управления затратами коммерческих банков
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Управление затратами»
Содержание
Введение 3
1. Состав и структура затрат банка 4
2. Планирование затрат банка 5
3. Методы
калькулирования и учета
4. Влияние затрат банка на финансовый результат деятельности 8
5. Принятие
управленческих решений в
Заключение 12
Список использованной литературы 13
В условиях жесткой конкурентной борьбы и тенденциях всеобщего сокращения прибыльности бизнеса в банковской сфере, залогом успешной работы на финансовом рынке становится эффективное управление затратами.
Используемая в банке методика управления затратами в основном должна быть нацелена на обеспечение надежности и обоснованности управленческих решений, которые позволяют собственникам и менеджменту эффективно управлять растущим бизнесом банка. В первую очередь для планирования и осуществления ряда мероприятий по управлению затратами банка, которые направлены на снижение себестоимости банковских продуктов и оптимизацию организационной структуры и технологических процессов – как связанных с оказанием услуг, так и связанных с внутрибанковскими бизнес-процессами – выступает только достоверная оперативная отчетность о себестоимости банковских продуктов.
При определении затрат каждого продукта и расчета совокупной себестоимости по комплексу банковских продуктов, потребляемых каждым отдельным клиентом, становится возможным анализ доходности для определенного клиента или групп клиентов.
Анализ и учет банковской себестоимости требуют подбора разнохарактерной информации по всей совокупности затрат в коммерческом банке, которую не так то просто объединить в единую информационную систему. Потому, что не все операции и процессы поддаются строгой формализации, в том числе по последовательности выполнения и нормативам времени и трудоемкости.
Целью выполнения данной работы явилось рассмотрение особенностей управления затратами коммерческих банков.
Понятие «затраты» обычно в банковском деле увязывается с формированием себестоимости и стоимости банковских услуг. Понятие «затрат в банках» главным образом отличается от понятия «затрат предприятия», это обусловлено тем, что у кредитной организации есть особый статус и специфика экономического содержания ее деятельности.
Затраты коммерческого банка – это расходы денежных средств банка на осуществление операций и обеспечение функционирования банка [1, c. 307].
Расходы трактуются обычно как затраты трудовых, материальных, природных, финансовых, информационных и других видов ресурсов в стоимостном выражении для осуществления процесса расширенного воспроизводства. Можно сделать вывод, что затраты это то, что расходуется в целях получения прибыли, то есть это то, что инвестируется для воспроизводства.
В теории и практике банковской деятельности процесс управления затратами обычно основывается на классификации затрат банка, подразделяющиеся на условно постоянные и переменные.
При функционировании коммерческого банка условно постоянными расходами называется большая часть административно-хозяйственных расходов, обеспечивающих его жизнедеятельность, а именно это расходы на приобретение бензина для инкассаторских машин, обслуживание программного обеспечения. Переменные расходы – это расходы на приобретение мебели, обучение персонала.
При составлении сметы затрат коммерческого банка конкретно указывают их постоянный или переменный характер. Увеличение постоянных расходов должен быть обусловлен только необходимостью оптимизации деятельности банка.
К переменным расходам вместе с хозяйственными включаются и операционные расходы банка, определяющиеся объемом вовлеченных в оборот пассивов и количеством проводимых банком операций.
В свою очередь операционные расходы разделяются на процентные и непроцентные. Это деление очень важно, так как в процессе анализа прибыльности банковских операций и общего состояния банка стоимость привлеченных ресурсов является отправным базовым показателем. Руководители банка первоочередно анализируют полученные процентные портфели, затем сравнивают процентные ставки по привлечению и размещению. После этого оценивают процентную маржу, характеризующую эффективность вложения средств и их прибыльность.
По месту возникновения затраты группируют для планирования, контроля и определения общего финансового результата или анализа эффективности работы коммерческого банка. [3, c. 287]
Анализ затрат по принадлежности, в частности к клиентам или отдельным операциям коммерческого банка, дает возможность наметить пути и способы их оптимизации, что способствует экономии расходов ресурсов банка и осуществлению их в более доходных операциях.
Таким образом, в основе различных группировок затрат находится общий подход к управлению расходами, цель которого их оптимизация.
Оперативные решения в области затрат, которые реализуют разработанную стратегию коммерческого банка, классифицируются на процессы бизнес-планирования и процессы оперативного планирования. Бизнес-планирование является основой для реализации сформулированных стратегических задач и подготовленного плана их осуществления. На этом этапе формулируется состав количественных характеристик деятельности коммерческого банка и их величины, соотносятся с запрашиваемым совокупным объемом денежных потоков, прогнозируется объем операционной деятельности банка, необходимый для получения прибыли, планируемой для реализации программ развития и выплаты дивидендов. На последнем этапе бизнес-планирования разрабатывается тактика достижения плановых целей и собираются данные по расходам для составления финансового плана. Основой финансового планирования является конкретная оценка расходов, которые связаны как с текущей деятельностью так и с развитием коммерческого банка, так как план должен определить источники покрытия этих затрат из доходов и прибыли банка. Результатом финансового планирования является план доходов, расходов и прибыли банка.
Основой стратегического планирования расходов коммерческого банка является определение объема необходимых расходов для реализации разработанной стратегии при неотступном поддержании прогнозируемых уровней рентабельности банковских продуктов, услуг и операций, а также выявление источников их финансового обеспечения. Процесс этот должен быть интерактивным, т. е. изменяемым по мере выполнения прогнозируемых задач и изменяющихся внешних факторов.
Важным критерием целесообразности прогнозируемых или осуществленных затрат является их окупаемость в виде дополнительно обеспеченной прибыли или предотвращенных убытков.
Базой для управления определения себестоимости является методика калькулирования расходов коммерческого банка, которая отражает их состав в зависимости от места возникновения расходов и направления их. При определении общих параметров калькуляций все расходы банка классифицируются на прямые, которые непосредственно относятся к процессам создания банковского продукта, и косвенные, которые относятся к нескольким банковским продуктам.
К прямым расходам, которые относятся на себестоимость банковского продукта, относят затраты операционных и вспомогательных подразделений коммерческого банка, имеющие прямое отношение к процессам осуществления конкретного продукта [2, c. 148].
Следующим этапом идет приведение к расходам на каждый отдельный банковский продукт – в зависимости от доли конкретного банковского продукта в общем объеме расходов на банковские продукты операционного подразделения коммерческого банка.
Коммерческим банком разрабатывается база аллокаций, опирающаяся на количественные показатели таблица коэффициентов, которая определяет долю общебанковских затрат, переносящая на расходы определенной точки продаж, классификаторы внутрибанковских кодов, которые описывают вид и структуру управленческого баланса банка. Осуществление правил классификации затрат обычно происходит на шаге создания системы финансово-экономического и управленческого прогнозирования и оговаривается в организационных документах банка.
Те банковские продукты, которые потребляют меньше ресурсов, пропорционально которым распределяются косвенные затраты, не должны автоматически быть более прибыльными по сравнению с продуктами, которые потребляют больший объем этих ресурсов (продукты с высокой трудоемкостью). Во избежание таких ошибок внедряют методику АВС (Activity Based Costing) [2, c. 247].
Данный метод АВС основан на том, что на самом деле расходы коммерческого банка образуются в результате осуществления определенных операций.
Для того, чтобы внедрить АВС-метод потребуется гораздо увеличенная детализация учитываемой структуры затрат - до уровня конкретного сотрудника. Так, величина затрат на оплату труда конкретного сотрудников каждого ЦФУ собирается по данным внутрибанковской бухгалтерии для конкретного сотрудника. Расходы на аренду распределяются вначале на конкретный ЦФУ пропорционально занимаемой площади, а потом на отдельного сотрудника пропорционально количеству сотрудников в конкретном ЦФУ.
Последним этапом АВС-модели являются расчеты стоимостных объектов, хотя стоимостные объекты так же необходимы для проводимой работы, как и функции, нужные для производства банковских продуктов и обслуживания клиентов коммерческого банка. Стоимостные объекты отличаются большим разнообразием, которое зависит от принятого уровня детализации. Стоимостные объекты, как и функции, необходимо организовывать в иерархические структуры: разные элементы предоставления банковских продуктов (бизнес-транзакции), именно банковские продукты, группы, линейки.
Коммерческий банк должен в идеале стремиться отражать в своей отчетности прибыль, и желательно в динамике показатель прибыли должен увеличиваться. Если банка не умеет заработать прибыль, то непременно отразится на состоянии его ликвидности.
Главное назначение системы показателей финансовых результатов деятельности коммерческих банков - во всесторонней, всеобъемлющей оценке деятельности банков, примерно показывающей происходящие в них процессы. Деятельность коммерческого банка, и требования по учету и отчетности банков отличаются от требований, предъявляемых к другим коммерческим предприятиям. Так как в качестве финансовых показателей деятельности коммерческого банка выступают доходы, расходы, а также прибыль (убыток). К финансовым итогам деятельности коммерческого банка относятся доходы и расходы, что исходит из специфики деятельности банков, применяемыми методами управления активами и пассивами, и методиками расчета финансового результата по конкретной сделке, услуге (продукту).
Увеличение или сокращение процентных затрат зависит в основном от изменения остатков платных привлеченных средств и усредненной процентной ставки, которую банк платит за данные средства.
Выявление влияния отдельного фактора на изменение суммарных процентных расходов сможет проанализировать способы сокращения или уменьшения их воздействия.
Определение значения данных коэффициентов в динамике сможет определить тенденцию увеличения или уменьшения размера затрат, что довольно содействует увеличению или понижению доходности коммерческого банка.
Факторный анализ данных коэффициентов позволяет количественно оценить воздействие на модифицирование значений коэффициентов таких факторов, как размер совокупных затрат, их качественный состав, уровень активов, приносящих прибыль и активов в целом.
При умеренном повышения затрат, коммерческому банку необходимо разработать программу оптимизации затрат - это процесс осуществления затрат оптимальным для коммерческого банка образом при данных критериях, которые определяют стратегию развития коммерческого банка.
Главными способами оптимизации расходов коммерческого банка являются:
- осуществление соответствия общего уровня расходов и итоговых финансовых результатов коммерческого банка, что осуществляется в процессе оперативного управления сотрудников;
- увеличение удельного веса расходов коммерческого банка, не связанных с непосредственной оплатой труда, что позволяет минимизировать обязательные отчисления в социальные внебюджетные фонды;
- непозволительность экономии на затратах по увеличению квалификации и переподготовке персонала. Смета затрат коммерческого банка прогнозируется на год, с разбивкой по кварталам и утверждается в зависимости от организационно-правовой формы банка советом банка или собранием его акционеров.
При особенных обстоятельствах работы коммерческие банки вынуждены переходить к оперативному управлению затратами, выстраивая особую систему управленческого учета. Перевод к правлению расходами вызывает их выделения в качестве отдельного объекта управления, а также осуществления фигур управления этим объектом в общей системе управления коммерческим банком. В этом качестве обычно выступают руководители и специалисты банка и его финансовых подразделений. Таким образом, осуществление управления затратами превращается в систему, имеющую две подсистемы: управляющую (субъекты управления) и управляемую (объект управления) [1, c. 382].
На данном этапе коммерческие банки должны анализировать сметное планирование постоянных и дискреционных затрат в качестве инструмента оптимизации полученных издержек.
На начальном этапе процесс сметного планирования постоянных расходов должен являть собой проверку обязательств по заключенным банком хозяйственным контрактам, а также намеревать обработку бюджетных заявок структурных подразделений банка. Решение по капитальным вложениям коммерческого банка может повлечь за собой повышение постоянных расходов. Данные затраты переходят из одного этапа в другой, и нужно исправлять их с учетом индекса инфляции или изменения валютного курса в соответствии с условиями по договорам.
Информация о работе Особенности управления затратами коммерческих банков