Особенности развития инфляционных процессов в рыночной и переходной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:47, курсовая работа

Описание работы

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, так как её показатели и социально-экономические последствия отрицательно влияют на все стороны жизни общества, а также играют большую роль в экономической безопасности страны и мирового хозяйства.
Уровень инфляции в стране влияет не только на спрос на товары и услуги, но и на процентные ставки, на приток инвестиций в страну, на колебания курса национальной валюты и т.д.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
5
1.
Экономическая сущность инфляционных процессов в странах с рыночной и переходной экономикой………………………………
7

1.1
Понятие инфляции, формы и виды инфляции……………..
7

1.2
Причины инфляции и методы измерения………………….
11

1.3
Социально-экономические последствия инфляции……….
13
2.
Анализ инфляционных процессов странах с рыночной и переходной экономикой…………………………………………….
16

2.1
Инфляционные процессы в странах с рыночной экономикой…………………………………………………..
16

2.2
Инфляционные процессы в странах с переходной экономикой…………………………………………………...
19
3.
Методы регулирования инфляционных процессов в странах с рыночной и переходной экономикой………………………………
23

3.1
Антиинфляционная политика государства…………………
23

3.2
Косвенные и прямые методы борьбы с инфляцией………..
25

3.3
Первоочередные антиинфляционные методы……………..
26
Заключение…………………………………………………………………
29
Список использованных источников……………………………………...
30

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 401.40 Кб (Скачать)

 

Рисунок 2.3 – Индекс потребительских цен США, м/м

Примечание – источник [12].

На данном графике синим цветом обозначено фактическое значение индекса потребительских цен, оранжевым цветом – прогноз. Заметим, что не всегда эти два показателя совпадают. Иногда прогноз находится значительно выше, чем его фактическое значение и наоборот.  И на этом графике четко виден период дефляции в 2009 году, когда значение индекса потребительских цен было отрицательным.

Рассмотрим  более детально фактические и  прогнозируемые значения потребительских  цен в 2012 году, представленные в таблице 2.1

 

Таблица 2.1 – Индексы потребительских цен за 2012 год

Примечание  – источник [12].

По данным таблицы за период 19.01.2012-15.11.2012 можно  сделать вывод о том, что уровень  инфляции остается достаточно стабильным на протяжении года. Максимальное отклонение фактического значения от прогнозируемого  сотавляет 0.2 процентных пункта. В мае наблюдался отрицательный темп прироста потребительских цен.

Таким образом, экономическая ситуация с стране стабильна, на сегоднейший момент не наблюдается резких скачков инфляции.

 

2.2 Инфляционные процессы в странах с переходной экономикой

 

Особенности развития инфляционных процессов в  странах с переходной экономикой рассмотрим на пример Республики Беларусь за период 2006-2012 гг. Как уже отмечалось, самым распространенным показателем  измерения темпов роста инфляции является индекс потребительских цен (ИПЦ), который выражает изменение во времени стоимости фиксированного набора товаров и услуг, фактически потребляемых населением.

В настоящее  время при подсчете индекса потребительских  цен Национальный статистический комитет  использует более 400 видов товаров  и платных услуг с учетом их значимости в общей совокупности.

Проследим динамику темпов роста инфляции в Республике Беларусь за период 2006-2012 гг. на рисунке 2.1:


Рисунок 2.4 – динамика индекса потребительских цен за 2006-2012 гг.

Примечание – источник: собственная разработка по данным «Национального статистического комитета», все индексы предоставлены за декабрь по отношению к декабрю предшествующего года

На данном графике прослеживается прирост  потребительских цен около 10% к  предшествующему году за 2006-2010 гг., что  является нормальным явлением для экономики  нашей страны. На графике выделяется рост инфляции в 2011 году, который составляет 208,7% к декабрю 2010 года. В результате инфляция в Беларуси составила рекордную  в Европе величину.         

Доминирующим  фактором ускорения инфляционных процессов  в 2011 году явилась широкомасштабная девальвация белорусского рубля, в  результате которой белорусский  рубль с начала года обесценился  практически в 3 раза [15, с.103].

Также подогревает инфляцию и рост денежной массы. Избыток рублевой денежной массы в прошлые годы приводил к увеличению ввоза товаров в Беларусь, что и сдерживало цены. Рост импорта в свою очередь приводил к увеличению спроса на иностранную валюту, который Национальный банк удовлетворял за счет золотовалютных резервов. Эмиссия приводила к вымыванию валюты из страны, в то время как цены были стабильны, и причиной стабильности цен была, в конечном итоге, свободная продажа валюты Национальным банком.

Но ситуация резко изменилась после того, как  Президент Республики Беларусь на встрече с членами нового правительства 25 февраля потребовал от правительства и Национального банка ограничить продажу валюты импортерам. После этого Национальный банк начал вводить ограничения на валютном рынке и в марте вообще прекратил продавать валюту на бирже. В результате импорт больше не мог удовлетворять спрос на товары, и вся накопленная за предыдущие годы избыточная денежная рублевая масса обвалила курс рубля, что затем привело и к росту цен.

С другой стороны, если бы такого решения принято не было, у страны могли бы значительно сократиться золотовалютные резервы вплоть до их полного исчезновения [17, c. 48].

Динамику темпов роста инфляции в Республике Беларусь в 2012 году можно  проследить на рисунке 2.2.

Рисунок 2.5 - динамика индекса потребительских цен за период январь-октябрь 2012 года к декабрю 2011 года

Примечание – Источник: собственная разработка по данным «Национального статистического комитета».

На 1 ноября 2012 года темп роста индекса потребительских  цен составил 118,1% к декабрю 2011 года, что свидетельствует о том, что  принятые меры по замедлению инфляционных процессов оказали благоприятное  воздействие на экономику.

Следует отметить, что рост потребительских цен  в Беларуси остается достаточно высоким, по сравнению с большинством сопредельных стран (таблица 2.1).

 

Таблица 2.2 – Индексы потребительских цен в отдельных странах в 2007-2010 гг.

Страна

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

Беларусь

108,4

114,8

113,0

107,8

Россия

109,0

114,1

111,7

106,9

Украина

112,8

125,2

115,9

109,4

Латвия

110,1

115,4

103,5

98,9

Польша

102,5

104,2

103,5

102,6

Германия

102,3

102,6

100,4

101,1


Примечание – Источник: собственная разработка по данным «Национального статистического комитета»

По данным таблицы следует, что наиболее высокие индексы потребительских цен наблюдались в 2008 году. Это обусловлено высоким ростом цен в 2007-2008 гг. на энергоресурсы и продовольствие. Самый высокий уровень инфляции наблюдался в Украине, также значительно инфляция увеличилась в странах с формирующимся рынком (Беларусь, Россия, Латвия). Ускорение темпов инфляции в Беларуси объясняется существенным весом продовольствия в потребительских корзинах, достаточно высокими темпами экономического роста и менее действенным по сравнению с развитыми странами контролем за инфляционными ожиданиями.

Изучив особенности  развития инфляционных процессов в  Республике Беларусь, можно сделать  вывод, что темпы прироста инфляции составляли примерно 10% к предыдущему  году. Однако девальвация белорусского рубля, значительный рост денежной массы  в стране привели к гиперинфляции 2011 года. В сравнении с другими  странами, в Республике Беларусь индекс потребительских цен является достаточно высоким.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

МЕТОДЫ  РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ  В СТРАНАХ С РЫНОЧНОЙ И ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

 

    1. Антиинфляционная политика государства

 

В рыночной экономике, как свидетельствует зарубежный опыт, избавиться от инфляции невозможно. Однако можно ее сделать умеренной  и управляемой.

Для борьбы с  инфляцией государство проводит антиинфляционную политику, т.е. разрабатывает  комплекс взаимосвязанных мероприятий, способствующих снижению инфляции и  стабилизации уровня цен. Антиинфляционная политика является важнейшим элементом  макроэкономического регулирования  [2, c.142].

Можно выделить несколько вариантов государственной  антиинфляционной политики в зависимости  от целей, основных инструментов, ориентации на решение тактических или стратегических задач.

В зависимости  от цели выделяют два направления  такой политики.

Первое –  адаптивная политика, ориентированная  на смягчение негативного влияния  высокой инфляции на уровень жизни  населения и ослабление социально-политической напряженности в обществе. Инструментами  для этого является индексация заработной платы и некоторых других денежных доходов.

Второе направление  – политика, нацеленная на снижение высоких темпов инфляции путем воздействия  на факторы, их обусловливающие. Концептуальные основы такого регулирования различны у сторонников кейнсианской и  монетаристской теории. Кейнсианская теория предлагает следующие подходы:

  1. политика доходов (прямой контроль или установление целевых показателей для роста заработной платы и цен);
  2. либерализация кредитно-денежной политики;
  3. участие органов государственной власти в структурных экономических преобразованиях и формировании инфраструктуры рынка;
  4. государственное регулирование внешней торговли и рынка валют;

развитие  производства (снижение издержек производства, определяющих себестоимость продукции) [10].

Кроме того, необходимо выделить и некоторые стабилизационные программы, используемые для борьбы с галопирующей и гиперинфляцией. Это:

  1. Ортодоксальная программа опирается на теоретические и практические рекомендации монетаризма. Она предусматривает следующие меры против инфляционного спроса:
  2. уменьшение государственных расходов и дефицита госбюджета;
  3. повышение налогов;
  4. поддержание высоких процентных ставок. В случае чрезмерного увеличения платежеспособного спроса возможно проведение конфискационной денежной реформы;
  5. упор на рыночные регуляторы (свободные цены при возможном ограничении роста заработной платы, плавающий курс национальной валюты; максимальная либерализация условий деятельности предприятий и компаний на внутреннем и внешнем рынках);
  6. уменьшение государственной собственности за счет приватизации;
  7. максимальное свертывание хозяйственной активности государства, задача которого сводится к сбалансированию бюджета и поддержанию темпов прироста денежной массы в обращении в соответствии с реальными возможностями увеличения производства, обычно в пределах нескольких процентов прироста.
  8. Гетеродоксная программа исходит из параллельного действия факторов инфляции спроса и инфляции издержек, предусматривает активное регулирующее воздействие государства.

К основным предлагаемым мерам относятся:

  1. временное замораживание или сдерживание прироста цен и заработной платы;
  2. либеральная кредитно-денежная политика с установлением низких процентных ставок для поддержки производства;
  3. стимулирование производства путем значительного снижения налоговой нагрузки на экономических агентов (пример - "рейганомика-2" в США, где были резко снижены подоходный налог и налог на прибыль);
  4. участие государства в формировании рыночной инфраструктуры, стимулирования им благоприятных структурных сдвигов в экономике и поддержание жизненно важных отраслей и производств;
  5. государственный контроль монополистических процессов - появления монополий и монополистического ценообразования в отдельных отраслях;
  6. регулирование цен в отдельных отраслях, имеющих важное экономическое или социальное значение;
  7. государственное регулирование внешнеэкономической сферы, прежде всего за счет валютной политики [8, c. 18].

Опыт  показывает, что наиболее удачные  результаты достигаются на основе смешанных программ, сочетающих ортодоксальные и гетеродоксные меры. Их соотношение определяется масштабами инфляции и сопровождающих ее кризисных процессов. При высокой инфляции и глубоких кризисных потрясениях должны преобладать гетеродоксные меры; при умеренной - достаточно ортодоксально-монетаристской политики.

Негативные  социально-экономические последствия  инфляции вынуждают правительство проводить определенную экономическую политику. Различают две их части: антиинфляционную стратегию и антиинфляционную тактику.

Составляющие  антиинфляционной стратегии:

1. Гашение антиинфляционных ожиданий путем информирования населения;

2. Долгосрочная денежная политика (введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы);

3. Сокращение бюджетного дефицита (увеличение налогов или уменьшение расходов государства).

Антиинфляционная  тактика должна быть направлена на увеличение предложения товаров без повышения спроса или на снижение спроса без падения предложения. Важную роль здесь может сыграть повышение степени товарности народного хозяйства. Этому содействует льготное налогообложение предприятий, продающих побочные продукты производства, услуги, информацию, формирующие новые рынки. Мощным фактором снижения инфляции является приватизация государственной собственности, реализация государственных стратегических запасов, материальных ресурсов предприятий, массированный потребительский импорт. Регулирование спроса предусматривает повышение норм сбережений, и уменьшение уровня их ликвидности. Для этого значительно повышаются процентные ставки по вкладам, по государственным облигациям, форсируется приватизация. Иногда даже вводится временное замораживание вкладов. Когда полностью исчерпаны все способы противодействия инфляции, может быть проведена денежная реформа конфискационного типа.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: последствия инфляции регулируются с помощью определенной антиинфляционной политики, представляющей собой несколько отдельно существующих, но взаимосвязанных частей – адаптивная политика, стабилизационные программы, антиинфляционная стратегия и антиинфляционная тактика.

 

    1.  Косвенные и прямые методы борьбы с инфляцией

 

В экономической  литературе также часто разделяют  методы борьбы с инфляцией на прямые и косвенные.

Косвенные методы включают:

1. Регулирование общей массы денег центральным банком;

2. Регулирование центральным банком процентных ставок коммерческих банков;

Информация о работе Особенности развития инфляционных процессов в рыночной и переходной экономике