Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:47, курсовая работа
Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, так как её показатели и социально-экономические последствия отрицательно влияют на все стороны жизни общества, а также играют большую роль в экономической безопасности страны и мирового хозяйства.
Уровень инфляции в стране влияет не только на спрос на товары и услуги, но и на процентные ставки, на приток инвестиций в страну, на колебания курса национальной валюты и т.д.
Введение……………………………………………………………………
5
1.
Экономическая сущность инфляционных процессов в странах с рыночной и переходной экономикой………………………………
7
1.1
Понятие инфляции, формы и виды инфляции……………..
7
1.2
Причины инфляции и методы измерения………………….
11
1.3
Социально-экономические последствия инфляции……….
13
2.
Анализ инфляционных процессов странах с рыночной и переходной экономикой…………………………………………….
16
2.1
Инфляционные процессы в странах с рыночной экономикой…………………………………………………..
16
2.2
Инфляционные процессы в странах с переходной экономикой…………………………………………………...
19
3.
Методы регулирования инфляционных процессов в странах с рыночной и переходной экономикой………………………………
23
3.1
Антиинфляционная политика государства…………………
23
3.2
Косвенные и прямые методы борьбы с инфляцией………..
25
3.3
Первоочередные антиинфляционные методы……………..
26
Заключение…………………………………………………………………
29
Список использованных источников……………………………………...
30
Кредитная – вызывается увеличением масштабов предоставления кредитных ресурсов.
Подавленная (скрытая) характерна для административно-командной экономики: цены стабильны, но существует дефицит товаров;
Открытая вызвана изменением цен под влиянием спроса и предложения.
Ожидаемая – темпы роста инфляции предсказываются заранее и определяются на основе анализа факторов текущего периода;
Непредвиденная - характеризуется тем, что ее уровень выше ожидаемого за определенный период [8].
Таким образом, типы инфляции различаются по темпу роста цен, по степени сбалансированности роста цен, по критериям проявления и ожидаемости. Кроме того, выделяют и другие типы инфляции, не менее важные, но не подходящие по характеру под вышеперечисленные критерии.
Что касается причин инфляции, то их существует много, однако часто бывает трудно определить, какая именно причина вызвала инфляцию в каждом конкретном случае, так как они почти всегда существуют в какой-то комбинации.
В экономической литературе выделяют следующие причины инфляции:
1) Увеличение производственных издержек: рост цен на сырье, промежуточные товары, опережающий рост заработной платы по сравнению с производительностью труда, издержки финансового характера. Предприниматель старается заложить это повышение в себестоимость продукции с целью обеспечения прибылей. Но это возможно, когда остальные предприниматели, отмечая аналогичное повышение издержек, следуют такой же линии поведения. Иначе конкуренция является препятствием для повышения цен, которое намеревается осуществить одно предприятие, как и конкуренция продукции иностранного производства.
2) Избыток спроса. Между предложением и спросом может возникнуть расхождение. В тех случаях, когда спрос превышает объем производства, продавцы могут увеличивать цены без риска способствовать понижению спроса или обращению спроса к продукции других производителей. Единственным ограничением в повышении цен может оказаться существование конкуренции со стороны продукции иностранного производства. В тех областях, где такой конкуренции не наблюдается (жилищный фонд, услуги), повышение цен может быть существенным.
3) Монопольное ценообразование, ведущее к росту монопольных прибылей и инфляции прибылей. Все эти причины отмечаются кейнсианской школой. Монетаристская модель распространения инфляции ищет ее корни в излишке образования денежной массы.
4) Излишек в образовании денежной массы.
5) Инфляционные ожидания – это психологический феномен, когда исходя из прошлого опыта роста цен, потребители и производители меняют свою стратегию в отношении товарных запасов и инвестиций. Потребители закупают товары впрок, ожидая повышения цен. В результате этого ни требуют повышения заработной платы, а предприниматель принимает эти требования.
6) Импортируемая инфляция, роль которой возрастает с ростом открытости национальных экономик и вовлечения их в мирохозяйственные связи той или иной страны. Данное положение вещей ведет к воздействию на цены внутреннего рынка колебаний курсов валют, цен на импортируемые товары и ресурсы.
7) Усиление профсоюзов, добивающихся повышения заработной платы, в том числе путем сокращения предложения труда. Повышение заработной платы, с одной стороны, увеличивает платежеспособный спрос, с другой - издержки производства. И то и другое является фактором роста цен.
8) Возникновение крупных институтов частной власти – крупнейших фирм, транснациональных корпораций (монополий и олигополий), получающих сверхприбыли за счет сдерживания предложения и поддержания высокого уровня цен.
Для измерения инфляции используют следующие показатели:
Индекс цен = Цена расчетного года / Цена базисного года
I = (1+r) n,
где I – индекс инфляции показывает, во сколько раз выросли цены за определенный период времени;
r – месячный уровень инфляции;
n - количество лет (месяцев);
R= I –1,
где R – уровень инфляции [9, c.314]
Таким образом, можно сделать вывод о том, что причины возникновения инфляции имеют локальный, всеохватывающий характер; они подразделяются на внутренние и внешние, что говорит о международном характере инфляции.
1.3 Социально-экономические последствия инфляции
Инфляция, являясь основным дестабилизирующим фактором рыночной экономики, оказывает значительное влияние на динамику экономического развития страны и уровень жизни населения. Ее воздействие зависит от темпов инфляции. Умеренная инфляция ведет к временному оживлению экономики в результате незначительного роста цен и нормы прибыли. Галопирующая и тем более суперинфляция наносят значительный урон народному хозяйству. Рост цен намного опережает рост количества денег в обращении, происходит “бегство от денег” населения и предприятий. В результате этого нарастает скорость обращения денег, что равносильно их дополнительной эмиссии, побуждая цены подниматься еще выше. Цены перестают быть достоверным средством измерения затрат, падает их стимулирующая роль. Неравномерный рост цен на товары разрушает и дезорганизует хозяйственные связи, ведет к диспропорциям в экономике.
Таким образом,
инфляция дезорганизует все народное
хозяйство. Предприятиям из-за быстрого
роста цен не хватает выручки
за реализованную продукцию, чтобы
рассчитаться с поставщиками ресурсов
и комплектующих изделий, выплатить
зарплату своим работникам. Стремительное
увеличение издержек производства в
связи с удорожанием ресурсов
лежит в основе дальнейшего роста
цен на продукцию и раскручивания
инфляционной спирали “цены —
зарплата — издержки—цены”. Суть ее
в том, что повышение цен на
товары и услуги ведет к падению
реальных доходов трудящихся. Чтобы
остановить их, профсоюзы и наемные
работники требуют повышения
номинальной заработной платы. Более
высокая зарплата повышает издержки
производства, что требует повышения
цен на продукцию. Изменившиеся цены
делают необходимым очередной
В условиях инфляции начинается кризис взаимных неплатежей, который охватывает все народное хозяйство. В результате продукция не продается, предприятия работают “на склад”, затовариваются и вынужденно останавливаются. Начинается массовое сворачивание производства.
Инфляция
наносит серьезный ущерб
В условиях инфляции нарушается функционирование денежно-кредитной системы. Несут потери банки и другие финансовые учреждения, выдающие кредиты, так как реальная денежная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции.
Социальные последствия инфляции проявляются, прежде всего, в ухудшении жизни населения. Реальная заработная плата постоянно отстает от инфляционного прироста цен на товары и услуги. В итоге падают стимулы к труду, ухудшается его качество. В условиях инфляции особенно страдают наименее защищенные слои населения - пенсионеры, студенты, безработные. Несмотря на то, что их доходы растут в результате корректировки и индексации, проводимых правительством, этот рост постоянно отстает от темпов инфляции.
Обесцениваются
сбережения населения, что подрывает
стимулы к денежному
Кроме того, налоговое
законодательство обычно не успевает
за темпами инфляции. В результате
многие налогоплательщики
Таким образом,
в условиях инфляции нарушается стабильность
экономических связей и социальных
отношений общества. Часто меняющиеся
цены перестают быть информационным
ориентиром для производителей и
потребителей, предприниматели не знают,
какую цену установить на свою продукцию,
а покупатели не знают, сколько нужно
заплатить. Нарушаются финансово-кредитные
отношения. Деньги перестают выполнять
свои функции. Сворачивается производство,
население нищает. Стимулируются
кризисные явления в
Социально-экономические последствия инфляции: обесценение и перераспределение доходов, материализация денежных средств, падение интереса к долгосрочным целям, обесценение денежных сбережений, уменьшение реальной процентной ставки и скрытая конфискация денежных средств.
Высокие темпы
инфляции оказывают разрушительное
воздействие на производство: подавляют
стимулы к занятию
Так для выработки наиболее эффективных мер, способствующих снижению инфляции, необходимо выявлять причины, осуществлять прогнозирование инфляции и анализировать степень воздействия тех или иных мер на инфляционные процессы.
ГЛАВА 2
АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
В СТРАНАХ С РЫНОЧНОЙ И
2.1 Инфляционные процессы в странах с рыночной экономикой
Рассмотрим особенности инфляционных процессов в странах с рыночной экономикой на примере США.
Индекс потребительских цен США (CPI) оценивает изменения стоимости жизни людей, путем измерения изменения потребительских цен на определенный набор элементов (потребительская корзина). Индекс потребительских цен служит заголовком показателя инфляции. Проще говоря, инфляция отражает снижение покупательной способности доллара, где каждый доллар покупает меньше товаров и услуг. С точки зрения измерения инфляции, индекс потребительских цен является наиболее очевидным способом количественной оценки изменений в покупательской способности. Увеличение индекса потребительских цен показывает, что необходимо больше долларов, чтобы купить одну и ту же корзину основных потребительских товаров.
Инфляция,
как правило, плохая новость для
экономики, вызывает нестабильность, неопределенность
и трудности. Для решения инфляции,
ФРС может повысить процентные ставки.
Тем не менее, ФРС опирается на
PCE дефлятор в качестве основного
показателя инфляции, потому что индекс
потребительских цен не учитывает
способность потребителя
Индекс потребительских цен включает в себя более 200 категорий товаров и услуг, разделенных на 8 основных групп, каждая с различным весом: жилье, транспорт, питание, медицинское обслуживание, образование и коммуникация, отдых, одежда и другие товары и услуги.
Индекс потребительских цен сообщают с исключением продовольствия и энергии, два из наиболее волатильных компонентов. Эти компоненты являются особенно чувствительными к временным экономическим факторам, как цены на нефть, стихийные бедствия и сезонные зависимости. Следовательно, индекс потребительских цен без учета продуктов питания и энергии обеспечивает более стабильный показатель, но это исключает стоимость двух важнейших секторов в экономике (суммарно продукты питания и энергоносители составляют почти четверть товаров, включенных в CPI).
Проследим динамику роста потребительского индекса США за период 2002-2011 гг. на рисунке 2.1
Рисунок 2.1 – динамика индекса потребительских цен за 2002-2011 гг.
Примечание – источник [13].
На данном графике отметим максимальное и минимальное значения индекса потребительских цен, они равны 3.8 и -0.3 соответственно.
Более подробно изучить динамику инфляции за период 2000-2012 гг. можно на рисунке 2.2
Рисунок 2.2 – темпы инфляции по отношению к предыдущему году
Примечание – источник [22].
На приведеннм рисунке видно, что темпы прироста потребительских цен за период 2000-2012 гг. в США остаются стабильными. В периоды экономического роста (на графке белый цвет) темпы прироста потребительских цен находились в узком коридоре, ежегодно прибавляя порядка 3%. В периоды рецессии (на графике серый цвет) темпы прироста потребительских цен резко снижались, а в 2009 году в США наблюдалась дефляция, т.е. отрицательный темп прироста потребительских цен. Это можно объяснить спадом в экономике, что привело к падению потребительского спроса. В период с 2010г. по 2012г. темпы прироста оставались стабильными (в пределах 4%).
Информация о работе Особенности развития инфляционных процессов в рыночной и переходной экономике