Особенности использования факторинга в международных операциях банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:25, реферат

Описание работы

Слово «факторинг» произошло от английского «factor» - «комиссионер, агент, посредник» и означает в широком смысле комиссионно-посредническую деятельность.
В соответствии с Конвенцией ЮНИДРУА о международном факторинге «под «факторинговым контрактом» следует понимать контракт, заключенный между одной стороной (поставщиком) и другой стороной (финансовым агентом), в соответствии с которым:
a) поставщик должен или может уступать финансовому агенту денежные требования, вытекающие из контрактов купли - продажи товаров, заключаемых между поставщиком и его покупателями (должниками), за исключением контрактов, которые относятся к товарам, приобретаемым преимущественно для личного, семейного и домашнего использования;
b) финансовый агент выполняет, по меньшей мере, две из следующих функций:
- финансирование поставщика, включая заем и предварительный платеж;
- ведение учета (бухгалтерских книг) по причитающимся суммам;
- предъявление к оплате денежных требований;
- защита от неплатежеспособности должников;
c) должники должны быть уведомлены о состоявшейся уступке требования.»

Работа содержит 1 файл

МВКО.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

     Участником  факторингового объединения может  стать только компания, удовлетворяющая  определенному набору требований. Несмотря на строгость отбора, многие компании стремятся стать членами таких  ассоциаций, так участие в них  является гарантией качества для потенциальных клиентов.

     За  рубежом основные клиенты факторинговых  компаний и банков – средние и  мелкие фирмы, испытывающие потребность  в дополнительном финансировании и  профессиональной административной поддержке. Каждая факторинговая компания имеет свои критерии отбора клиентов. Например, существуют отрасли, которые факторинговая компания может не обслуживать из-за повышенного риска, или же потенциальный клиент должен иметь определенный объем оборота.

     В России финансовыми агентами должны быть банки, другие кредитные организации, а также иные коммерческие предприятия, имеющие лицензию на осуществление деятельности такого рода.8 Клиентами могут быть коммерческие организации или индивидуальные предприниматели (т.е. факторинговая операция может использоваться только в предпринимательской деятельности).

     Наиболее  эффективно использование факторинга для следующих предприятий:

  • малые и средние предприятия, увеличивающие объем продаж или выходящие на новые рынки;
  • новые компании, еще не имеющие отлаженного механизма работы с дебиторской задолженностью.

     Подобные  предприятия зачастую не могут получить банковский кредит, так как не удовлетворяют  условиям, предъявляемым банками. Факторинг  же позволяет этим предприятиям пополнить  оборотные средства и ускорить их оборачиваемость.

     Взаимодействие  субъектов факторинга происходит посредством  отношений по купле-продаже товаров  с отсрочкой платежа и отношений  по переуступке дебиторской задолженности.

     Этапы

     При факторинге сразу после поставки банк выплачивает поставщику 70-90% от номинальной стоимости счета-фактуры по данной поставке. Оставшиеся 10-30% за вычетом комиссионного вознаграждения зачисляются на блокированный счет предприятия и выплачиваются ему только после того, как покупатель погасил свои обязательства.

     Можно выделить три этапа факторинга:

    1. Обоснование и подготовка проводимой факторинговой операции.

     На  этом этапе проводится подготовительная работа по изучению всех условий сделки с целью минимизации возможных  рисков. Клиент предоставляет в банк заявление на факторинговое обслуживание и другие необходимые документы (расшифровка дебиторской задолженности, контракты с покупателями, счета-фактуры, бухгалтерская отчетность и др.). после этого банк готовит заключение о платежеспособности поставщика и его дебиторов и решает, стоит ли брать на себя риск или лучше отказаться от операции.

    1. Юридическое оформление факторинговой сделки.

     Между банком и поставщиком заключается  договор о факторинге (как правило, на срок от 1 до 4 лет). После этого  банк устанавливает программное  обеспечение поставщику для оперативного информирования о состоянии дебиторской задолженности.

    1. Исполнение договора факторинга.

     Поставщик предоставляет в банк копии выставленного  на покупателя платежного требования, которое переуступается банку. Банк извещает банк покупателя о замене в платежном требовании наименования получателя на реквизиты банка, оказывающего факторинговую услугу. Поставщик уведомляет покупателя (с помощью специальной надписи на счете-фактуре и в специальном письме) о том, что единственным законным получателем платежа является банк. Далее банк выплачивает поставщику аванс в размере 70-90% от суммы поставки.

     Периодически  банк предоставляет поставщику полную информацию о состоянии дебиторской  задолженности. По окончании отсрочки платежа покупатель погашает свою задолженность банку, после чего банк выплачивает поставщику оставшуюся сумму за вычетом комиссионного вознаграждения.

     Для уточнения сущности факторинга необходимо сравнить его с классическим банковским кредитованием. Преимущества факторинга:

  1. банк проводит постоянную работу по управлению дебиторской задолженностью клиента;
  2. банк принимает на себя риск неплатежа дебиторов;
  3. сразу после отгрузки предоставляется финансирование;
  4. банк оказывает информационную поддержку;
  5. сумма финансирования клиента не лимитирована абсолютным пределом, а зависит от величины поставок.
  1. Виды  факторинга
 

     Классифицировать  виды факторинга в зависимости от различных признаков можно следующим  образом:

  1. По месту проведения.
  1. Внутренний: все субъекты факторинговой операции находятся в одной стране.
  1. Международный: субъекты факторинговой операции находятся в разных странах.
  1. По роли клиента банка во внешнеторговой сделке.
  1. Импортный: банк обслуживает импортера, находящегося на территории той же страны.
  2. Экспортный: банк обслуживает экспортера, находящегося на территории той же страны.
  1. По используемой схеме расчетов.
  1. Прямой: субъектов факторинговой операции три – производитель, факторинговая компания и покупатель, причем производитель или покупатель находится в другой стране.
  2. Взаимный (двухфакторный): субъектов факторинговой операции четыре – производитель, покупатель, два банка.
  1. По информированности дебиторов о факторинговом обслуживании.
  1. Открытый: должник уведомлен об участии в факторинговой сделке.
  2. Закрытый: должник не уведомлен об участии в факторинговой сделке.
  1. По наличию у банка права обратного требования к клиенту.
  1. С правом регресса: банк имеет право обратного требования к поставщику возместить уплаченную сумму.
  2. Без права регресса: банк не имеет права обратного требования к поставщику возместить уплаченную сумму.
  1. По наличию финансирования.
  1. Без финансирования: поставщик предъявляет клиенту счета через банк, который и должен получить денежные средства в пользу поставщика.
  2. С финансированием: банк покупает у поставщика счета-фактуры, немедленно выплачивая 70-90% от их номинальной стоимости, а оставшуюся часть бронирует на отдельном счете.
  1. По способу кредитования.
  1. В форме предварительной оплаты: клиенту предварительно оплачивается фиксированный процент от суммы долговых обязательств, который заранее оговорен.
  2. Оплата к определенной дате: денежные средства перечисляются поставщику на определенную дату или по истечении определенного срока.
  1. По объему предоставляемых услуг.
  1. Традиционный: поставщики пользуются только основными услугами банка по факторингу.
  2. Универсальный: предоставляются услуги, предполагающие полную защиту интересов клиентов, гарантированный приток средств, управление кредитом, учет реализации, кредитование в форме предварительной оплаты.
  1. По количеству банков, участвующих в сделке.
  1. Однофакторный: в сделке принимает участие один банк.
  2. Взаимный (двухфакторный): в сделке участвует два банка, каждый из которых обслуживает своего клиента.
  3. Дробный: поставщик переуступает все свои долговые требования сразу нескольким банкам.
  1. По характеру деятельности обслуживаемого клиента.
  1. Поставщик товаров.
  2. Поставщик услуг.
  1. По периодичности обслуживания.
  1. Регулярный: поставщик переуступает банку долги всех своих клиентов.
  2. Разовый: поставщик обращается в факторинговую компанию только при необходимости немедленного получения средств.

     Следует отметить, что Конвенция не рассматривает  внутренний и закрытый факторинг  как собственно факторинг. Российское законодательство также требует, чтобы должник был уведомлен об участии в факторинговой сделке.

    1. Риски при факторинговом обслуживании
 

     При осуществлении факторинговой операции банк становится собственником неоплаченных платежных требований, гарантируя платежи  по ним клиенту. Т.о., факторинг является для банка рискованной операцией. Риски банковского факторинга можно  разделить на внутренние и внешние.

     Внешние риски – это, во-первых, несовершенство законодательства, регулирующего факторинговые  операции. Из-за этого возникают  спорные моменты, урегулирование которых  приводит к потерям банков и их клиентов. Во-вторых, это недостаточная  информированность клиентов о факторинговом обслуживании, что является причиной недополучения банками прибыли и медленным развитием факторинга в стране. В-третьих, у клиентов отсутствует потребность в комплексном факторинговом обслуживании, из-за чего у банков не формируется постоянная факторинговая клиентура. В-четвертых, существуют сложности со сбором полной информации о должниках клиентов, всвязи с чем некоторым клиентам факторинговые услуги предоставить невозможно. В-пятых, форс-мажорные обстоятельства могут привести к финансовым потерям как банка, так и клиента. В-шестых, на экономические отношения с другими государствами могут быть введены ограничения, что опять же приведет к финансовым потерям. В-седьмых, существует риск инфляции, обесценивающий возвращаемые банку дебиторами денежные средства. Т.о., внешние риски в основном связаны с функционированием механизма факторинга, а также с проблемами развития всей экономики в стране в целом и банковского сектора в частности.

     Внутренние  риски – это, во-первых, кредитный риск, связанный с неоплатой поставки должником. Во-вторых, это процентный риск, когда процентные ставки по привлеченным средствам превышают процентные ставки по предоставленному факторинговому обслуживанию. В-третьих, это валютный риск, когда из-за изменения курса одной из иностранных валют банк несет валютные потери. В-четвертых, это юридический риск, когда из-за некорректно составленного договора факторинга банк несет убытки либо вынужден вести судебные разбирательства с клиентом. В-пятых, существует также технический риск – сбои в работе программного обеспечения, ведущие к дополнительным затратам на их устранение и уплату неустоек клиентам. В-шестых, может иметь место организационный риск, когда из-за отсутствия отработанного механизма работы с клиентами они переходят на обслуживание в другие банки.

     Для обеспечения эффективности факторинговых  операций банки должны разработать  меры по контролю за рисками, на основании  проведенного анализа определить приемлемое для банка соотношение прибыльности и рискованности, и на основе этого принимать решение по каждой сделке.

     5. Факторинговое обслуживание в России

 

     В России предпринимались неоднократные  попытки дополнить и усовершенствовать  нормативно-правовую базу, регулирующую факторинговые операции, но, несмотря на это, некоторые моменты требуют дальнейшей доработки. Развитие факторинга в России сталкивается с проблемами на макро- и микроуровнях, в частности:

  • Сложность становления банковской системы в России. По словам английского специалиста Г.Мэллоу, российские банки могут развиваться лишь настолько, насколько им позволяют экономические и политические неурядицы в стране, и традиционный банковский бизнес идет у них «тонким ручейком».
  • Нормативно-правовая база не вполне четко определяет сущность факторинга. Отсутствует четко отработанная структура взаимоотношений экономических субъектов в сфере факторингового обслуживания.
  • Для внедрения факторинга нужен длительный период подготовки обслуживания (до 2-3 лет).

     Механизм  факторинга в России требует усовершенствования и доработки для повышения эффективности его функционирования. Необходимо разрабатывать связи между коммерческими банками и международными факторинговыми объединениями В настоящее время членами международных факторинговых объединений являются лишь единичные российские банки. Участие в подобных организациях является гарантией качества для клиентов, и для их привлечения количество входящих в объединения российских банков необходимо увеличивать.

Информация о работе Особенности использования факторинга в международных операциях банка