Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 22:01, курсовая работа
На рынке, на ряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит.
Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется особо отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.
Введение…………………………………………………………………….3
1 Понятие и сущность государственного кредита……………………….4
1.1 Особенности государственного кредита как формы финансовых отношений……………………………………………………………………………4
1.2 Роль государственного кредита в экономике страны………………..7
2 Государственные займы как форма реализации государственного кредита, взаимосвязь его с государственным долгом…………………………10
2.1 История государственных займов в России и зарубежных государствах………………………………………………………………………………10
2.2 Классификация государственных займов, виды ценных бумаг государства……………………………………………………………………………14
2.3 Понятие и виды государственного долга, методы управления им...22
3 Управление задолженностью в Российской Федерации и за рубежом………………………………………………………………………………..25
3.1 Опыт зарубежных государств в управлении внешней и внутренней задолженностью………………………………………………………………….25
3.2. Основные способы погашения государственного долга…………..33
3.3 Современные методы управления государственным долгом……...35
3.4 Основные направления совершенствования управления государственным долгом…………………………………………………………………...38
Заключение………………………………………………………………..43
Список литературы……………………………………………...…..……44
В структуре погашения долга относительно ровная кривая складывается после 2024 года (рис. 1). Часть, относящаяся к 2020-2030 гг., - это портфель Центрального банка, который переоформили в ОФЗ. В условиях такого исполнения бюджета годовое погашение значительно меньше месячного поступления дохода в федеральный бюджет. Это позволяет говорить практически об отсутствии кредитных рисков.
Рис. 1. Структура государственного внутреннего долга РФ по срокам погашения, млрд. руб.
2010-2014 года-года пиковых
платежей по внутреннему
3.3 Современные методы управления государственным долгом
Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определение условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.
Хотя и существует график выплат госдолга, но управление реальной динамикой долговых обязательств предполагает контроль за двумя важнейшими показателями - величиной государственного долга и стоимостью его обслуживания. В условиях экономического роста важны не абсолютные их размеры, а доля государственного долга в ВВП и соотношение реального процента (стоимости обслуживания за вычетом инфляционной составляющей) и темпа экономического роста. В настоящее время основными принципами государственной политики РФ в области внутренних заимствований являются следующие:
1. Замещение государственного внешнего долга РФ внутренними заимствованиями, т.е. увеличение размеров государственного внутреннего долга в ближайшие годы будет обусловлено использованием его на погашение внешнего долга.
2. Удлинение сроков
заимствования. В настоящее
3. Повышение уровня
рыночной ликвидности и
Государственный внутренний долг является важным инструментом перераспределения доходов в обществе и мобилизации временно свободных средств граждан и хозяйствующих субъектов. С его помощью государство может регулировать многие экономические процессы, включая уровень ссудного процента, степень инвестиционной активности и др.
Нельзя недооценивать негативные последствия внутреннего долга, потому что при определенных условиях он может стать серьезной проблемой для экономики страны. Рассмотрим некоторые из самых ярких проблем. Рост внутреннего долга опасен для страны с низким уровнем доходов, но следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативой инвестированию свободных денежных средств в производство. Поэтому наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала. Другая опасность связана с тем, что государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с частным сектором. В результате конкуренции ставка ссудного процента повышается, что ведет к совращению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов. Негативным последствием роста внутреннего долга является увеличение суммы процентных выплат по нему. Если в экономике наблюдается стагнация или спад производства, то процентные выплаты могут оказаться неподъемными для страны. Поэтому необходимо постоянно отслеживать динамику соотношения между внутренним долгом и объемом национального производства. Если долг растет медленнее, чем объем валового внутреннего продукта, то это означает уменьшение его доли в национальном продукте. Если же темпы роста внутреннего долга обгоняют темпы роста валового внутреннего продукта, то доля государственного долга в последнем будет увеличиваться. Чтобы при этом его последствия не стали слишком тяжелыми для экономики, правительство должно предпринять определенные меры по управлению государственным долгом.
На 1 июля 2011 года объем госдолга, по подсчетам минфина, составил 4,6 триллиона рублей. По сравнению с другими странами, сущие "копейки". Низкие показатели государственного долга выгодно отличают Россию от большинства как развитых стран, так и государств формирующихся рынков. При этом, однако, инвестиционные кредитные рейтинги, присвоенные России ведущими международными агентствами (BBB с позитивным прогнозом от Fitch, Ваа1 со стабильным прогнозом от Moody s и ВВВ со стабильным прогнозом от Standard&Poor s), свидетельствуют о том, что наша страна явно недооценена. Поэтому Россия будет создавать предпосылки для его повышения в перспективе до высшей категории, отмечается в документе минфина. Поддержание высокого уровня кредитных рейтингов России инвестиционной категории является одной из целей долговой политики на ближайшие три года.
Для борьбы с бюджетным дефицитом Россия ежегодно будет увеличивать свой госдолг по 2 триллиона рублей, занимая на внутреннем и на внешних рынках. До конца 2014 года объем госдолга достигнет 12 триллионов рублей, или 17 процентов ВВП.
Абсолютный приоритет минфин отдает развитию национального долгового рынка. Планируется, что в среднем на 90 процентов дефицит бюджета будет покрываться за счет внутренних займов. Внешние займы соответственно не превысят 133-140 миллионов рублей в год.
Долговую политику на ближайшие три года будут определять несколько факторов. Во-первых, она будет реализовываться на фоне ускоренных темпов роста национальной экономики, постепенного снижения инфляции, умеренного роста цен на нефть и относительной стабильности курса рубля. Во-вторых, дефицит бюджета сохранится на протяжении всех трех лет, увеличиваясь в первые два года до 2,7 процента ВВП и снижаясь в 2014 году до 2,3 процента ВВП.
3.4 Основные направления совершенствования управления государственным долгом
В нынешних условиях существует необходимость законодательного реформирования системы управления госдолгом Российской Федерации и первоочередного проведения необходимых мероприятий, к которым можно отнести:
· разработку и принятие Федерального закона о внесении в Бюджетный кодекс Российской Федерации по внесению поправок в части, касающейся вопросов управления государственным долгом;
· разработку и принятие федерального закона о государственном долге Российской Федерации;
· создание единой базы данных по государственному долгу Российской Федерации;
· разработку и утверждение
единого порядка ведения
· разработку критериев и механизмов оценки эффективности заемной и долговой политики.
Можно выделить два основных направления совершенствования управления государственным внутренним долгом РФ: усиление административного контроля за финансовыми потоками, дополненное ужесточением законодательства и осуществление системных институциональных изменений, создающих благоприятный инвестиционный климат.
Первое направление -
это осуществление
Второе направление для России предпочтительнее. Меры по укреплению доверия к российской экономике должны включать в себя: улучшение налоговой системы и налогового администрирования; сбалансированность бюджета; обеспечение надежной работы банковской системы; защиту прав кредиторов и инвесторов; прозрачность финансовой отчетности всех предприятий и организаций; борьба с преступностью и коррупцией, резкое улучшение работы прокуратуры и судебной системы; строгое соблюдение федеральных законов на всей территории РФ, прекращение произвола и избирательных привилегий со стороны региональных и местных властей.
В среднесрочной перспективе политика в области государственного внешнего долга базируется на следующих принципах:
1. обеспечение стабильного доступа РФ на рынки внешних заимствований на выгодных условиях;
2. расширение объемов внутренних заимствований на погашение внешнего долга;
3. активное управление
внешней задолженностью с
4. проведение сбалансированной
политики между увеличением лик
5. проведение сбалансированной политики в области внешних заимствований с целью сохранения и дальнейшего улучшения платежной репутации России и повышения ее инвестиционного рейтинга к 2012 году.
Главными целями долговой политики Российской Федерации на ближайшее будущее должно быть решение следующих задач:
- улучшение качества
долга за счет снижения
- обеспечение стабильного обслуживания как внешних, так и внутренних обязательств страны при любой кризисной ситуации;
- содействие достижению
инвестиционного кредитного
- гибкое реагирование
на изменяющиеся условия
- обеспечение надежного
механизма перевода заемных
- усиление привлекательности российских долговых бумаг для широкого круга инвесторов, предотвращение резких колебаний их цены на мировых финансовых рынках;
- создание комплексной
системы управления
- совершенствование учета
и мониторинга
Представляется целесообразным в короткие сроки завершить урегулирование долга бывшего СССР путем погашения обязательств по этому долгу перед Парижским клубом кредиторов и трансформации этого долга в инструменты, позволяющие осуществлять гибкое управление им .
Со странами, не являющимися членами Парижского клуба, основным инструментом управления задолженностью должны стать операции по ускоренному погашению долга путем прямого выкупа долговых требований со значительным дисконтом, определяемым исходя из чистой приведенной стоимости долга. В ряде случаев для продвижения на рынки этих стран военной техники и высокотехнологической продукции машиностроения, погашение долга бывшего СССР может осуществляться поставками товаров или посредством проведения других видов операций по конверсии долга.
Политика управления задолженностью РФ перед правительствами иностранных государств и международными финансовыми организациями, в том числе осуществления заимствований у правительств иностранных государств и международных финансовых организаций, нуждается в существенной корректировке и будет строиться на необходимости жесткого нормативного закрепления новых ориентиров заемной политики государства:
Информация о работе Особенности государственного кредита как формы финансовых отношений