Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 22:01, курсовая работа
На рынке, на ряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит.
Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется особо отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.
Введение…………………………………………………………………….3
1 Понятие и сущность государственного кредита……………………….4
1.1 Особенности государственного кредита как формы финансовых отношений……………………………………………………………………………4
1.2 Роль государственного кредита в экономике страны………………..7
2 Государственные займы как форма реализации государственного кредита, взаимосвязь его с государственным долгом…………………………10
2.1 История государственных займов в России и зарубежных государствах………………………………………………………………………………10
2.2 Классификация государственных займов, виды ценных бумаг государства……………………………………………………………………………14
2.3 Понятие и виды государственного долга, методы управления им...22
3 Управление задолженностью в Российской Федерации и за рубежом………………………………………………………………………………..25
3.1 Опыт зарубежных государств в управлении внешней и внутренней задолженностью………………………………………………………………….25
3.2. Основные способы погашения государственного долга…………..33
3.3 Современные методы управления государственным долгом……...35
3.4 Основные направления совершенствования управления государственным долгом…………………………………………………………………...38
Заключение………………………………………………………………..43
Список литературы……………………………………………...…..……44
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Понятие и сущность
1.1 Особенности государственного кредита
как формы финансовых отношений………………………………………………………
1.2 Роль государственного кредита в экономике страны………………..7
2 Государственные займы как форма реализации государственного кредита, взаимосвязь его с государственным долгом…………………………10
2.1 История государственных займов в
России и зарубежных государствах………………………………………………
2.2 Классификация государственных займов,
виды ценных бумаг государства…………………………………………………
2.3 Понятие и виды государственного долга, методы управления им...22
3 Управление задолженностью в Российской
Федерации и за рубежом……………………………………………………………
3.1 Опыт зарубежных государств в управлении
внешней и внутренней задолженностью…………………………………………
3.2. Основные способы погашения государственного долга…………..33
3.3 Современные методы
управления государственным дол
3.4 Основные направления совершенствования управления государственным
долгом………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала.
Через кредитную систему реализуются сущность и функции кредита.
Кредит - есть движение ссудного капитала, который отдается в ссуду на условиях возвратности за определенный процент.
Кредит выполняет следующие функции:
аккумуляцию
и мобилизацию денежного
перераспределение денежного капитала ;
экономию издержек;
ускорение концентрации и централизации капитала;
регулирование экономики.
На рынке, на ряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит. Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд , динамикой, величиной процента и сферой функционирования.
Темой данной
курсовой работы является
1 Понятие и сущность государственного кредита
1.1 Особенности государственного кредита как формы фианнсовых отношений
Считается, что государственные займы менее опасны, чем эмиссия. Но и они оказывают заметное негативное воздействие на экономику.
Во-первых, правительство часто прибегает к принудительному их размещению, что нарушает рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов.
Во-вторых, практика выпуска государственных ценных бумаг, мобилизуя свободные средства финансового рынка, увеличивает среднюю рыночную ставку процента. Это ведет к удорожанию кредита, снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично — к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения производственных инвестиций финансовыми, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики.
В-третьих, долговые обязательства государства, накапливаясь, формируют внутренний и внешний государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Поэтому говорят, что сегодняшние государственные долги — это завтрашние налоги. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать сами займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают к новым займам; покрывая старые долги, они делают еще большие новые (практика рефинансирования государственного долга).
Долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способ не устраняет угрозы роста инфляции. Он только создает временную отсрочку для этого роста, что характерно для многих переходных экономик, в том числе и для российской, тем более если учитывать имеющуюся у Центрального банка РФ возможность скупки государственных облигаций на вторичном рынке ценных бумаг.
Сложная система финансов включает в себя наряду с другими элементами и кредит, который в воспроизводственном процессе обеспечивает субъектов экономических отношений (государства, юридических и физических лиц) заемными средствами на условиях срочности, платности, обеспеченности, возвратности и целевого использования.
Кредитные ресурсы формируются
главным образом путем
- государственный кредит;
- банковский кредит.
Существуют принципиальные отличия между двумя этими формами кредитования (табл. 1).
Госкредит представляет экономические отношения по перераспределению стоимости ВВП и определенной части национального богатства. Действительно, при первичном распределении распределяется лишь часть доходов — временно свободные средства предприятий и населения. Однако предприятия и население имеют возможность отчуждать некоторую часть доходов и на длительный период. Эту часть ресурсов государство привлекает для покрытия своих расходов на возмездной основе.
Посредством государственного кредита государство мобилизует дополнительные ресурсы для финансирования своих потребностей и выполнения своих функций. Эта форма кредита хотя и затрагивает вторичное распределение ВВП, доставляет государству значительные объемы средств, которые не распределяются через бюджетную систему.
Таблица 1 – Сравнительная характеристика государственного и банковского кредита
Госкредит |
Банковский кредит | |
Цель использования |
прежде всего покрытие бюджетного дефицита |
преодолевать негативные последствия, вызванные неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена |
Получатели |
органы власти и управления |
физические и юридические лица |
Юридические последствия нарушения сроков возврата |
как правило, к государству не предусматриваются экономические санкции |
срок возврата кредита строго определен и его нарушение приводит к возникновению соответствующих санкций |
Назначение |
не имеет строго целевого назначения |
на конкретные цели |
Согласованность экономических интересов участников отношений |
обособлены |
совпадают |
Влияние на денежную массу в обращении |
всегда сокращает количество денег в обращении |
может служить причиной появления избыточной денежной массы |
Помимо мобилизации ресурсов на общегосударственные нужды госкредит предусматривает также предоставление заемщикам денежных средств из бюджета на возвратной основе в виде:
1) бюджетных ссуд;
2) товарного кредита;
3) льготных кредитов;
4) инвестиционного налогового кредита;
5) в других формах.
В этих отношениях РФ, субъект РФ или муниципальное образование могут являться не только заемщиками, но и кредиторами.
Такое перераспределение национального дохода также является составляющим элементом вторичного распределения, как и финансирование за счет средств бюджетов разных уровней.
1.2 Роль государственного кредита в экономике страны
Основными задачами государственного и муниципального кредитования являются:
• мобилизация государством дополнительных финансовых ресурсов и использование их для решения поставленных им задач;
• консолидация временно свободных средств юридических и физических лиц;
• обеспечение финансирования бюджетного дефицита;
• проведение региональной финансово_кредитной политики по выравниванию социально_экономического уровня регионов;
• решение муниципальными образованиями их неотложных социально-экономических задач;
• поддержка развития важнейших для страны отраслей хозяйства.
Госкредит выполняет три основные функции — распределительную, регулирующую и контрольную.
В рамках распределительной функции происходит перераспределение ресурсов в соответствии как с общими потребностями экономики, так и для осуществления тех или иных социально-экономических процессов. Ресурсы перераспределяются между:
• различными уровнями бюджетной системы (федеральным и региональными бюджетами, региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований);
• международными финансово-кредитными организациями и федеральным бюджетом;
• иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами;
• федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами – резидентами и др.
Регулирующая функция означает, что, предоставляя на условиях срочности, платности, обеспеченности, возвратности и целевого использования средства заемщикам, государство способствует достижению лучшей результативности применения бюджетных ссуд. Действительно, практика показывает большую эффективность использования средств, выделенных именно на возвратной и платной основе, по сравнению с использованием безвозвратных и бесплатных ассигнований.
Указанные принципы кредитования обеспечивают эффективное использование средств, полученных РФ от зарубежных кредиторов на финансирование бюджетных дефицитов, проведение структурной политики и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п.
Контрольная функция государственного и муниципального кредита обеспечивает целевое и эффективное использование денежных ресурсов, выделяемых государством. Соответствующие контрольные действия проводят уполномоченные органы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. При этом используют следующие формы контроля:
• мониторинг движения денежных средств через органы федерального казначейства или уполномоченные банки;
• проверка соблюдения условий кредитных соглашений;
• контроль за целевым использованием заемщиком полученных средств;
• проверка выполнения принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления и пр.
Госкредит влияет на важные макроэкономические показатели развития страны. Здесь обнаруживается тесная взаимосвязь между этими показателями и проводимой государством денежно-кредитной, бюджетно-налоговой и валютной политикой. Мобилизуемые с помощью государственного кредита средства носят антиципированный характер и являются не чем иным, как изъятыми вперед налогами.
В макроэкономическом аспекте госкредит может иметь весьма неблагоприятные последствия в случае неверно выбранной стратегии и тактики его использования как финансового инструмента управления экономикой страны. В этом случае неизбежен мультипликативный эффект роста финансово-кредитной зависимости государства от кредиторов (как внутренних, так и внешних).
Госкредит способствует правильной организации сбережений, является источником увеличения денежных доходов держателей государственных ценных бумаг и вкладчиков банков, создает условия для большей сбалансированности доходов и расходов населения, организаций, предприятий и государственного бюджета, является одним из решающих факторов стабилизации денежного обращения и проведения эффективной кредитно-эмиссионной и валютной политики.
Главное же, для чего используется госкредит в макроэкономическом смысле, – покрытие дефицита бюджета. Этой же цели может служить эмиссия денежных знаков. Однако давно доказано, что госкредит значительно эффективнее для балансирования доходов и расходов бюджета. Государственные займы временно сокращают платежеспособный спрос населения и хозяйствующих субъектов, регулируют натурально-вещественные и стоимостные пропорции. Тем самым оптимизируется масса денег в обращении.
Государственный кредит приобретает различные формы.
2 Государственные займы
как форма реализации
2.1 История государственных займов в России и зарубежных государствах
Развитие государственной
Информация о работе Особенности государственного кредита как формы финансовых отношений