Особенности централизованных финансов СССР и формирование современной финансовой системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 10:10, курсовая работа

Описание работы

Одним из наиболее важных факторов развития и функционирования экономики государства является надежная финансовая система данного государства.
Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции.

Содержание

Введение 3
Особенности централизованных финансов СССР и формирование
современной финансовой системы
Российской Федерации 4
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Работа содержит 1 файл

централизованные финансы СССР.docx

— 41.24 Кб (Скачать)

До настоящего времени  сохранились натуральные раздачи населению медицинских услуг, образования, жилья и др. Одновременно продолжают существовать и получают свое развитие натуральные формы платежей в бюджеты всех уровней.

Шестая особенность государственной  финансовой системы СССР состоит  наличии иерархического бюджета как ее основы.

Особенностью иерархического бюджета является вложенность бюджетов низших уровней в бюджеты высших, тогда как при бюджетном федерализме  бюджеты территорий, входящих в состав государства, являются независимыми. 

Основными проблемами в области финансовой системы СССР являлись:

1. Огромные расходы на  дотации сельскому хозяйству  и поддержание уровня государственных  розничных цен, расходы на обеспечение  паритета вооружений с развитыми  странами давали о себе знать,  и финансовая система все более  прибегала к скрытому заимствованию  у Госбанка.

2. Жесткая государственная  банковская монополия, не давала  развиться банковскому делу  и  предпринимательству, в условиях  тоталитарный режима экономики.

3. Не развитость налоговой  системы СССР. Главные поступления  в государственный бюджет были  поступления от социалистического  хозяйства доля которых составляла 91% всех доходов. Поступления от населения, т.е. налоги, составляли совсем малую часть - не более 9%.

Отказ во второй половине 80 – х годов прошлого века от монополии  государственной собственности  на средства производства стал причиной кризиса планово-директивной финансов политики СССР. Невозможность управления финансовой отношениями в негосударственном  секторе экономики административными  методами привела к необходимости  пересмотра принципов проведения финансовой политики. [5]

Современная финансовая система  РФ формировалась под влиянием следующих  факторов:

- начатая в 1990 г. радикализация экономических реформ в сторону создания многоукладной рыночной экономики, опирающейся на свободное предпринимательство;

- обострение политической  борьбы по вопросу выбора пути  трансформации советского общества;

- непредвиденный многими  реформами распад СССР и в  силу этого неподготовленность  вычленения финансовой системы  России из общей финансовой  системы СССР;

- обострение финансового  и в целом экономического кризиса  в 1991 году из-за недостаточной  эффективности эволюционных мер  реформирования ценообразования,  внешнеэкономических связей, хозрасчета  предприятий.

Финансовая система РФ претерпела кардинальные изменения  с распадом Советского Союза. На современном  этапе в состав финансовой системы  Российской Федерации входят:

- бюджетная система, состоящая  из государственных и местных  муниципальных образований, внебюджетные  целевые государственные и муниципальные  фонды;

- финансы предприятий,  организаций, учреждений;

- кредит (государственный,  муниципальный и банковский).

Разграничение финансовой системы  на отдельные звенья обусловлено  различиями в задачах каждого  звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. [1]

Децентрализованные фонды  денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий. Несмотря на разграничение сферы  деятельности и применения особых способов и форм образования и использования  денежных фондов в каждом отдельном  звене, финансовая система является единой, т.к. базируется на едином источнике  ресурсов всех звеньев данной системы. Основой единой финансовой системы  являются финансы предприятий, поскольку  они непосредственно участвуют  в процессе материального производства. Источником централизованных государственных  фондов денежных средств является национальный доход, создаваемый в сфере материального  производства.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: 1) в  обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; 2) перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и  регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, формами  собственности, отдельными группами и  слоями населения. Общегосударственные  финансы органически связаны  с финансами предприятий. С одной  стороны главным источником доходов  бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального  производства. С другой - процесс  расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостатке собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами - заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков. Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.

Через финансовую систему  государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и  потребления, используя для этого  налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.

Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования  и использования централизованного  фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как  закон. С помощью него происходит перераспределение национального  дохода, что позволяет маневрировать  денежными средствами и влиять на темпы развития общественного производства.[4]

Внебюджетные фонды - это  средства федерального правительства  и местных властей, связанные  с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Основные суммы  отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены  в процентах к фонду оплаты труда. [3]

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации  государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком - государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Государственный кредит может  быть внутренним и внешним. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.

Государственный долг - это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок. Государственный внешний долг – это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности.[1]

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению. Страхование в условиях рыночной экономики все больше становится сферой коммерческой деятельности, но многие страховые компании не имеют  четкой специализации по направлениям страхования.

Финансы предприятий различных  форм собственности, являясь основой  единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и  распределения общественного продукта и национального дохода. От состояния  финансов предприятия зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми  ресурсами. При этом активное использование  финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции  не исключает участи в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования. [7]

В условиях рыночной экономики  предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, целью которого является получение  прибыли. Они самостоятельно распределяют выручку от реализации, формируют  и используют фонды различного назначения, изыскивают необходимые им средства для расширенного производства продукции, используя кредитные ресурсы  и возможности финансового рынка.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Финансовая система - это  совокупность финансовых отношений, связанных  с товарообменом. Финансовая система  позволяет наиболее эффективно достичь  одной из главных целей, ради которых  создавалось государство – разделение труда.

В процессе функционирования финансовой системы производятся денежные платежи и расчеты, то есть используется денежная система. При формировании валютных фондов производятся валютные операции.

Россия вступает в сфере  финансов в разнообразные международные  связи, которые вместе с тем оказывают  воздействие на состояние и возможности  использования ее финансовой системы  для решения внутренних вопросов. Это финансовые отношения со странами СНГ, развивающиеся после распада  СССР, а также с другими зарубежными  государствами.

В связи с переходом  к рыночной экономике страхование  перестало быть государственной  монополией. Наряду с государственными, в этой сфере действуют в качестве предпринимательских негосударственные страховые организации, находясь под надзором государства. Кредит играет специфическую роль в экономике: он не только обеспечивает непрерывность производства, но и ускоряет его.

Российское государство  в связи с использованием для  выполнения своих задач финансовой системы осуществляют в лице своих  органов соответствующую финансовую деятельность. Возникающие в процессе этой деятельности финансовые общественные отношения регулируются нормами  особой отрасли права, а именно –  финансового права. В результате этого финансовая система приводится в действие. Следовательно, от уровня (качества) правовых норм и правоприменительной  деятельности в данной сфере зависит  эффективность действия финансовой системы и реализация социально-экономических  программ страны.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Альвинская Н.В. Финансы современной  России. Учебное пособие – М.: «ЮНП», 2006 – 226с.
  2. Бюджетная система России: учебник для вузов/под ред. Г.Б.Поляка. - М.: ЮНИТИ, 2007
  3. Деева А.И. – Финансы и кредит – М.: КноРус, 2009 г.
  4. Мацкуляка И.Д.  Финансы, налоги и кредит – М.: Изд. РАГС, 2009 г.
  5. Финансы: Учебник. 2-е издание перераб.  и доп. / под ред. В.В. Ковалева  – М: ТК Велби, Издательство  Проспект, 2008 – 640с.
  6. Финансы: учебник / под ред. Г.Б. Поляка. -  М. ЮНИТИ-ДАНА, 2007;
  7. Финансы и кредит: учебник для вузов/ под ред. М.В. Романовского, Г.Н. Белоглазовой. – Юрайт, 2007 – 570 с.

 

 


Информация о работе Особенности централизованных финансов СССР и формирование современной финансовой системы Российской Федерации