Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 10:10, курсовая работа
Одним из наиболее важных факторов развития и функционирования экономики государства является надежная финансовая система данного государства.
Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции.
Введение 3
Особенности централизованных финансов СССР и формирование
современной финансовой системы
Российской Федерации 4
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Особенности централизованных финансов СССР и формирование современной финансовой системы Российской Федерации
Контрольная работа
Оглавление
Введение 3
Особенности централизованных финансов СССР и формирование
современной финансовой системы
Российской Федерации 4
Заключение 15
Список использованной литературы 16
ВВЕДЕНИЕ
Одним из наиболее важных факторов развития и функционирования экономики государства является надежная финансовая система данного государства.
Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции.
Актуальность темы контрольной работы обусловлена тем, что в существующих условиях слабой экономики России, слабость которой вызвана и непродуманным до конца переходом в конце 80-х, начале 90-х годов прошлого столетия от командной к рыночной экономике, и кризисом 1998 года, и продолжающимся мировым кризисом, который начался в конце 2008 года с ипотечного кризиса США, необходимо изучить теоретические аспекты и по возможности применить на практике знания построения прочной, устойчивой финансовой системы государства.
В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако, единства по теоретическим аспектам этого вопроса до сих пор не достигнуто.
Объектом исследования является система централизованных финансов СССР и финансовая система современной России.
Целью исследования является выявление особенностей централизованных финансов СССР и раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы России.
ОСОБЕННОСТИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ФИНАНСОВ СССР И ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Централизованные финансы – экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах для решения экономических, социальных и политических задач.
Централизованные финансы также называются Государственными финансами, которые включают в себя следующие элементы (на примере Российской Федерации): финансы государства в целом (общегосударственные финансы), финансы субъектов РФ, а также финансы органов местной власти.
В свою очередь в состав общегосударственных финансов входят следующие 3 подсистемы:
- государственный бюджет;
- внебюджетные фонды;
Особенности формирования централизованной системы финансов СССР определяются следующими аспектами:
Советский союз, используя административно-командную систему управления экономикой, применяла планово-директивную финансовую политику. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяла осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в тех условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.
Адекватно цели финансовой политики СССР строился и финансовый механизм. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производиться изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти.
Для государственных предприятий
был создан механизм двухканального
изъятия чистого дохода (с незначительными
последующими изменениями). Чистый доход
государственных предприятий
Регулирование использования
денежных доходов населения
Изъятие средств у местных
органов власти обеспечивалось ограничением
в установлении самостоятельных
источников доходов местных бюджетов.
Система местных доходов
Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, установленных государственным планом. Средства выделялись на затраты, как правило, без их увязки с возможным получаемым эффектом. В связи с этим значительные ресурсы использовались непроизводительно: на финансирование оборонных отраслей народного хозяйства, «долгостроя», военных расходов и т.п. В то же время покрытие расходов на социальные нужды осуществлялось остаточным методом по минимальным нормам, что отрицательно сказывалось на развитие отраслей социальной сферы. [6]
Управление финансами
осуществлялось из единого центра –
Министерства финансов, которое занималось
всеми вопросами использования
финансового механизма в
Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.п.) В тоже время использование такой финансовой системы в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.
Управление финансами
СССР осуществлялось из единого центра
– Министерства финансов, которое
занималось всеми вопросами использования
финансового механизма в
Министерство финансов являлось союзно-республиканским, что означало, что оно руководит финансами через министерства финансов союзных республик, которым в свою очередь были подчинены органы государственного страхования, министерства финансов автономных республик, а также финансовые отделы (управления) исполнительных комитетов Советов народных депутатов. Министерство финансов оставляло проект государственного бюджета СССР и несло ответственность за его исполнение, как по доходам, так и по расходам.
Главными задачами Министерства финансов СССР являлись похожие задачи, что выполняются сегодняшними финансовыми органами:
Свою работу Министерство финансов СССР проводило в тесном контакте с другими центральными экономическими органами: принимало участие в работе Госплана СССР по составлению сводного финансового баланса страны и валютного плана; совместно с ним утверждало формы плановых балансов доходов и расходов министерств и предприятий; участвовало в определении оптовых, розничным и закупочных цен на различные товары и услуги; осуществляло общее руководство государственным страхованием в стране; согласовывало с Министерством сельского хозяйства СССР инструкции о порядке обязательного страхования имущества колхозов и совхозов.
Тесные контакты имелись у Министерства финансов с органами кредитной системы. Оно давало заключения по кассовому плану Госбанка СССР, кредитным планам Госбанка СССР и Стройбанка СССР. Совместно с Госпланом СССР и банками, Министерство финансов разрабатывало предложения по улучшению денежного обращения, выпуску и размещению государственных внутренних займов и лотерей, участвовало в составлении балансов денежных расходов и доходов населения. Министерство финансов СССР возглавлял министр, назначаемый Верховным Советом СССР. При министерстве образовывался совещательный орган – коллегия министерства, в состав которой входили заместители министра и члены коллегии.[4]
Рассмотрев особенности
финансовой политики и
Особенность формирования Налоговой системы, как источник формирования общегосударственных доходов в СССР. Исторически налоги как денежные платежи центральной власти возникали эпизодически, как добровольные пособия или же взносы, вызванные особыми обстоятельствами (выкуп короля из плена, выдача его дочерей замуж и т.п.), а лишь затем стали носить постоянный характер, прежде всего в отношении промышленных и торговых классов, живших по преимуществу в городах.
При этом налоги представляли
собой сбор с населения на заранее
известные цели и были формой увязки
государственных и частных
Они выражались в том, что в нашей стране такими источниками служили, прежде всего, платежи от использования государственного ресурса (в виде разного рода податей, платы за фонды и т.п.) или поступления от казенных предприятий, казенной монополии и т.п.
Вторым отличием финансовой системы Советского союза был порядок определения общегосударственных доходов и расходов.
В СССР доходы и расходы государства регулировались централизованно, верховной властью, которая, с одной стороны, определяла размер налогов и сборов, и, с другой стороны, устанавливала объемы «раздач», исходя из общих нужд государственного хозяйства.
Третья отличительная
черта финансовой системы СССР
заключалась в том, что в
стране верховная власть
Названное различие сохранялось в порядке получения должности министра финансов. В России во все времена соответствующее лицо назначалось верховной властью.
Четвертая особенность организации
финансовой системы в советский
период выражением круговой поруки
служила зависимость фонда
Пятой отличительной чертой финансовой системы СССР является ее натурально-денежный характер. [3]
С древнейших времен формирование
доходов российского