Основные тенденции развития государственного кредита в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Государственный кредит характеризуется срочностью, платностью, возвратностью. Средства привлекаются государством на какой-либо определенный срок. Чрез период времени сумма должна возвращаться с процентами.

Государственный кредит используется государством для решения различных задач:

1.поиск финансовых ресурсов для финансирования государственных расходов, увязки доходов и расходов;

2.регулирование макро- и микроэкономических процессов;

3.воздействие на социальную и денежно-кредитную политику.

Содержание

Введение

Глава 1.Экономическое содержание и функции государственного кредита.

1.1 Государственный кредит как экономическая категория.

1.2 Функции государственного кредита.

1.3 Отличия государственного кредита от банковского кредита.

Глава 2. Формы государственного кредита.

2.1 Международный государственный кредит.

2.2 Формы внутриэкономического государственного кредита.

Глава 3. Основные тенденции развития государственного кредита в РФ.

Заключение.

Список литературы.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ (Автосохраненный).docx

— 50.46 Кб (Скачать)

1. средств  государственных бюджетов, относящихся  к фондам накопления;

2.  собственные и привлеченные средства национальных и международных банков;

3. средств  государственных предприятий и  организаций (коммерческие кредиты).

Международный кредит в денежной форме предоставляется  в национальных валютах и свободно конвертируемых валютах. Функцией международного кредита является перераспределение товарных и денежных ресурсов государств в процессе их внешнеэкономической деятельности на условиях прочности, платности и возвратности. Использование международного кредита способствует ускорению развития экономики, процессу выравнивания уровней экономического развития, росту внешней торговли, ускорению экономической интеграции. Договоренность между сторонами в международном государственном кредите оформляется обычно как кредитные линии - обязательства кредитора предоставлять заемщику в течение обусловленного периода кредиты в пределах согласованного лимита. В рамках открытых кредитных линий заключаются отдельные кредитные соглашения, на основе которых предоставляются ссуды сериями - траншами. Использование метода кредитных линий позволяет достичь устойчивости и надежности в кредитных отношениях, как для заемщика, так и кредитора при изменении конъюнктуры на мировом рынке ссудных капиталов. Основной формой международного кредита являются внешние займы, при которых имеет место передача заимодателем заемщику обусловленной суммы денежных средств или товаров или услуг на эту сумму на срок, по истечении которого заемщик обязуется возвратить кредитору с процентами. Заемные средства используются для осуществления внешнеторговых сделок или для содействия экспорту и импорту - кредитования внешней торговли. При кредитовании внешней торговли предоставление, использование и погашение кредитов предусматривается в соответствующих программах и бюджетах стран, что позволяет им полностью и беспрепятственно выполнять свои обязательства. В формах международного кредита выделяется официальная помощь развитию, предоставляемая с целью поддержки экономического развития зарубежными правительственными или многосторонними организациями. Цели предоставления помощи носят некоммерческий характер, в отличие от займов, предоставляемых на рыночных условиях, то есть многосторонние валютно-кредитные организации не стремятся максимизировать свои прибыли, а финансируют те сферы, которые могут обеспечить структурные преобразования и экономический рост страны. В практике международных экономических отношений применяется также форма экспортных или «связанных кредитов». Предоставление таких кредитов «связывается» с поставками в страну - заемщик конкретных товаров, под закупку которых предоставляется кредит. Обычно связанные кредиты предоставляются на льготных условиях, что вызывается необходимостью продвижения товаров с недостаточным спросом в собственной стране на рынки других стран. Использование экспортных кредитов имеет то последствие, что они воздействуют на торговый баланс страны. За счет дополнительного финансирования увеличивается импорт, что может вызвать или увеличить дефицит торгового баланса. Кроме того, экспортные кредиты отрицательно воздействуют на экономический рост в стране-реципиенте, поскольку, во-первых, соответствующие средства могли бы быть вложены в производственную сферу и в будущем приносить доход вместо моментного удовлетворения текущих потребностей; во-вторых, импортируемые товары, как более качественные и дешевые, втесняют отечественные или подавляют их производство. В современных условиях при закупках оборудования, материалов, продовольствия в развитых странах внешнеторговые организации и внешнеэкономический банк используют банковские и коммерческие кредиты, получаемые от банков и фирм этих стран на основе контрактов и соглашений, в том числе компенсационных соглашений. Компенсационные соглашения - это вид внешнеторговых соглашений, при которых покупатель товара оплачивает его стоимость поставками других товаров. Компенсационные соглашения предусматривают, как правило, получение от иностранных банков долгосрочных кредитов, за счет которых инофирмам оплачиваются приобретаемые у них товары для сооружения определенного объекта. Возмещение стоимости поставок производится за счет экспорта продукции сооруженных объектов в объеме, полностью покрывающем сумму предоставленного кредита, включая проценты. Целями государственных внешних займов являются финансирование дефицита республиканского бюджета и поддержание платежного баланса. Средства, полученные по внешним займам правительством, зачисляются в республиканский бюджет и используются в порядке исполнения бюджета, а полученные Национальным банком используются на цели реализации денежно-кредитной политики. Эти средства, в зависимости от целевого назначения, могут направляться непосредственно для безвозмездного использования или предоставляться на возвратной основе внутренним (конечным) заемщиком. Безвозмездное использование осуществляется путем бюджетного расходования (ассигнования) или использования средств Национальным банком. Средства для внутренних (конечных) заемщиков предоставляются по кредитным договорам заимодателем, по которым выступает правительство или Национальный банк. Контроль над целевым использованием заемных средств осуществляется заимодателем согласно законодательству и кредитному договору, а при несоблюдении оговоренных условий применяются соответствующие санкции. Для оценки кредитоспособности международными рейтинговыми агентствами разрабатывается кредитный рейтинг страны, при этом принимаются во внимание следующие аспекты: 1. Прогресс в создании демократической политической системы; под этим подразумевается эффективность демократических политических институтов, прозрачность процесса принятия решений, политическая приверженность к проведению экономических реформ и способность к их практическому осуществлению.

2. Успехи  в достижении финансовой стабильности  и экономического роста. Они  включают в себя: эффективность  фискальной и монетарной политики, поддержание низкого уровня инфляции  при стабильности и конвертируемости  национальной валюты.

3. Прогресс  в переходе к рыночной экономике. 

2.1.  Формы   внутриэкономического   государственного   кредита 

Кредитные отношения возникают по поводу получения или предоставления денежных средств внутри страны (внутренний кредит) и нерезидентами (внешний кредит).

В системе  кредитных отношений внутренний государственный кредит выступает  в следующих формах: 

- государственные  займы;

-обращение  части вкладов населения в  государственные займы;  
-заимствование средств общегосударственного ссудного фонда;

-казначейские  ссуды;

-гарантированные  займы.

Государственные займы характеризуются тем, что  временно свободные 
денежные средства физических и юридических лиц привлекаются на 
финансирование общественных потребностей путем выпуска государственных ценных бумаг: облигаций, казначейских обязательств и др. Облигация представляет собой ценную бумагу, символизирующую государственное долговое обязательство и дающую право ее владельцу по истечению определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении срока вернуть и сумму долга. Государство устанавливает номинальную стоимость облигаций. Она обозначается на облигации и выражает денежную сумму, предоставленную держателем облигации государству во временное пользование. Именно эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент ее погашения и на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации продаются по курсовой цене, которая отклоняется от номинальной стоимости. Данное отклонение называется курсовой разницей и зависит от ряда факторов. К их числу относятся: величина дохода, выплачиваемого по займу, уровень ссудного процента, время покупки облигации, степень насыщенности фондового рынка государственными ценными бумагами и др. Другим видом государственных займов являются казначейские обязательства, которые отличаются от облигаций целями выпуска, формой выплаты дохода и свободой обращения. Средства от продажи облигаций направляются в бюджет, внебюджетные фонды или на специальные цели. Средства от реализации казначейских обязательств направляются только на пополнение бюджета. Доход от облигаций может быть выплачен в виде процентов, выигрышей или не выплачивается вообще, по казначейским обязательствам – в виде процентов. Облигации могут быть либо свободно обращаемые или с ограниченным кругом обращения. Казначейские обязательства имеют только ограниченный круг обращения и реализуются только среди населения. Государственные внутренние займы классифицируют по нескольким признакам. По праву эмиссии они делятся на выпускаемые: центральным правительством; республиканскими правительствами; местными органами власти. Широкое распространение получила практика выпуска государственных займов центральным правительством. Задолженность республиканских и местных органов власти является, как правило, незначительной. По признаку держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые: только у населения; среди юридических лиц; универсальные, предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц. В зависимости от формы выплаты доходов выделяют: процентные займы, выигрышные займы, процентновыигрышные займы. В настоящее время процентновыигрышные и беспроигрышные займы в нашей стране не выпускаются, беспроцентные (целевые) займы не предусматривают выплату процентов, но гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который пока полностью не удовлетворяется. По срокам погашения займы делятся на:

-краткосрочные  – срок погашения до 1 года;

-среднесрочные  – срок погашения до 5 лет;

-долгосрочные  – срок погашения более 5 лет.

По месту  размещения займы подразделяют на:

-добровольные; 
-размещенные по подписке;

-принудительные. 
Каждому методу размещения займов соответствует свой способ 
реализации. Облигации добровольных займов свободно продаются и 
покупаются банковскими учреждениями. Принудительные займы 
распространяются среди кредиторов в силу постановления правительства, 
предусматривающего строгую ответственность за уклонение от покупки 
облигаций. Займы, размещаемые среди населения по подписке с рассрочкой платежа, формально являются добровольными. Однако их реализация сопровождается такой массовополитической компанией, которая делает их по существу обязательными. Государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых свидетельств. В тесной связи с государственными займами находится и вторая форма государственного кредита, функционирование которой опосредуется системой сберегательных учреждений (банков, касс и др.) и является важным каналом формирования финансовых ресурсов государства – обращение части вкладов населения в государственные займы. В отличие от первой формы государственного кредита, когда физические и юридические лица покупают ценные бумаги за счет собственных временно свободных денежных средств, сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заумных денежных средств. Наличие посредника между государством и населением в лице сберегательных учреждений и предоставление займа последними государству за счет заемных средств без ведома их реального владельца (населения) позволяет выделить эти отношения в качестве особой формы 
государственного кредита. Эта форма кредитования осуществляется через 
покупку особых ценных бумаг (например, казначейских сберегательных 
сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских 
обязательств), а также оформление безоблигационных займов. 
Безоблигационные займы являются, по существу, бессрочными. Они 
оформляются государством не выпуском ценных бумаг, а путем 
непосредственного учета сумм на счетах соответствующих учреждений и в 
книге государственного долга. Сроки погашения таких займов заранее не 
оговариваются, но государство оставляет за собой право выкупа займа и 
обязуется выплачивать проценты за весь период его действия. Очевидно, 
что процент по вкладам, хранящимся в сберегательных учреждениях, не 
может быть ниже официального уровня инфляции. Для большей активизации сберегательного дела начисляемый процент должен превышать этот уровень в целях обеспечения получения вкладчиком хотя бы минимального дохода. В нашей стране сейчас это достигается на основе покупки Сбербанком долговых обязательств государства. Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, как форма 
государственного кредита характеризуется тем, что государственные 
кредитные учреждения непосредственно (не опосредуя эти операции 
покупкой государственных ценных бумаг) передают часть кредитных 
ресурсов на покрытие расходов правительства. Казначейские ссуды выражают отношения оказания финансовой помощи 
предприятиям и организациям органами государственной власти и 
управления за счет бюджетных средств на условиях возвратности, 
срочности и платности. В настоящее время в нашей стране эта форма 
активно не используется. Однако при коренной реформе отношений 
собственности сопровождаемой разгосударствлением и приватизацией 
хозяйственных структур, государство не может нести ответственность за финансовые результаты деятельности предприятий и организаций вместо их правомочных владельцев. Но при необходимости государственные органы могут оказывать финансовую помощь хозяйственным субъектам, в стабильной работе которых они заинтересованы. 
Казначейские ссуды выдаются на льготных условиях по срокам и норме 
процента. Они возможны в случае финансовых затруднений предприятий и 
хозяйственных организаций в виду их особого положения на рынке, не 
имеют коммерческой цели, а являются средством поддержки жизненно 
важных для народного хозяйства экономических структур. 
По гарантированным займам правительство реально несет финансовую 
ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика. В 
России созданы условия для возрождения гарантированных займов в связи 
с предоставлением местным органам власти, а так же отдельным 
хозяйственным структурам права проводить операции по заключению 
займов.
 

Глава 3. Основные тенденции развития государственного    кредита в РФ. 

 
        
Закон РФ "О  государственном внутреннем долге Российской Федерации", принят в 1992 году. В настоящее время заимствования делятся на внутренние и внешние, в соответствии с валютой возникающих обязательств, рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные к внешнему. Россия в современных условиях выступает одновременно и международным кредитором, и международным должником. Заимствование для Росси носит чисто коммерческий характер, а кредитование - преимущественно военнополитический. В настоящем времени, по отношению к развитым странам с рыночной экономикой Россия выступает чистым должником. По отношению же к развивающимся и некоторым постсоциалистическим странам Россия выступает чистым кредитором.      Внешний государственный долг России достался ей в наследство от СССР. Все страны СНГ, кроме Украины, доверили России на определенных условиях обслуживания своего внешнего государственного долга. Общий суммарный долг всех стран СНГ иностранным кредиторам (исключая Украину ) в 1993 году составил около 70 миллиардов долларов. Выплатить этот государственный долг в сравнительно короткие сроки крайне сложно, поскольку валютная выручка России от ее экспорта резко сократилась и в еще большей степени сократилась доля государства в этой выручке. « В течение 1999 года Министерство финансов РФ осуществляло гибкую политику управления государственным долгом, направленную, прежде всего, на оптимизацию объема новых заимствований для финансирования дефицита государственного бюджета, а также достижение договоренностей с иностранными кредиторами о частичном списании и реструктуризации внешнего долга бывшего СССР» (Финансы 2000, №5).  
 Можно выделить следующие особенности, связанные с нынешним состоянием государственного внутреннего долга: 
       1. Дефицитный бюджет приводит к ускоренному росту государственного внутреннего долга. 

2. На  государственный долг списывается  все текущее бюджетное недофинансирование  за последние шесть лет, приобретающее суррогатные формы.

3. Центральный  банк и Минфин РФ сконцентрировали свои усилия на узком "облигационном" сегменте финансового рынка. 
 4. Отсутствует средне- и долгосрочное планирование, в том числе при подготовке проекта федерального бюджета, состава и объема государственного долга, а также графиков его погашения. Без подобного прогноза, хотя бы на двух - трехгодичный период, невозможно проводить перспективный анализ ситуации. 
 5. Рынок российских государственных ценных бумаг станет цивилизованным только при увеличении числа инструментов и доли долгосрочных бумаг.       

6. Понятия  внутреннего и внешнего долга  постепенно смыкаются. Этот процесс  ускоряется при использовании  такой формы заимствования, как  выпуск ценных бумаг, в том  числе номинированных в валюте. Сегодня Центральный банк фактически  вынужден брать на себя не  свойственные ему функции гаранта  по сделкам нерезидентов с  ГКО. Такие дополнительные риски  не способствуют решению главной  задачи, возложенной на ЦБР, - поддержания  устойчивости российской денежно-кредитной  системы. Присоединение Российской  Федерации к статье 8 Устава МВФ  и переход к конвертируемости  рубля по текущим операциям  ускорят процесс "срастания"  двух видов государственного  долга. С выпуском еврооблигаций  и их размещением среди как  нерезидентов, так и резидентов  совершенно иной характер приобретает  задача маневрирования рублевыми  и валютными пассивами. 
       

Информация о работе Основные тенденции развития государственного кредита в РФ