Основные тенденции развития государственного кредита в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Государственный кредит характеризуется срочностью, платностью, возвратностью. Средства привлекаются государством на какой-либо определенный срок. Чрез период времени сумма должна возвращаться с процентами.

Государственный кредит используется государством для решения различных задач:

1.поиск финансовых ресурсов для финансирования государственных расходов, увязки доходов и расходов;

2.регулирование макро- и микроэкономических процессов;

3.воздействие на социальную и денежно-кредитную политику.

Содержание

Введение

Глава 1.Экономическое содержание и функции государственного кредита.

1.1 Государственный кредит как экономическая категория.

1.2 Функции государственного кредита.

1.3 Отличия государственного кредита от банковского кредита.

Глава 2. Формы государственного кредита.

2.1 Международный государственный кредит.

2.2 Формы внутриэкономического государственного кредита.

Глава 3. Основные тенденции развития государственного кредита в РФ.

Заключение.

Список литературы.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ (Автосохраненный).docx

— 50.46 Кб (Скачать)

            Содержание 

Введение

Глава 1.Экономическое содержание и функции  государственного кредита.

1.1 Государственный  кредит как экономическая категория.

1.2 Функции  государственного кредита.

1.3 Отличия  государственного кредита от  банковского кредита.

Глава 2. Формы государственного кредита.

2.1 Международный  государственный кредит.

2.2 Формы  внутриэкономического государственного  кредита.

Глава 3. Основные тенденции развития государственного кредита в РФ.

Заключение.

Список  литературы. 

 

            Введение 

     Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных  капиталов и осуществляющих аккумуляцию  и мобилизацию денежного капитала. Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международным финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта. Если государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, то оно является гарантом.

Выступая  в качестве заемщика, государство  влияет на величину централизованных денежных фондов.

Государственный кредит характеризуется срочностью, платностью, возвратностью. Средства привлекаются государством на какой-либо определенный срок. Чрез период времени сумма  должна возвращаться с процентами.

      Государственный кредит используется государством для решения различных задач:

1.поиск финансовых ресурсов для финансирования государственных расходов, увязки доходов и расходов;

2.регулирование макро- и микроэкономических процессов;

3.воздействие на социальную и денежно-кредитную политику.

Государственный кредит, являясь составной частью финансовой системы любого государства, активно используется им в целях  сбалансированности бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Представляя  собой одну из форм мобилизации финансовых ресурсов, государственный кредит играет двоякую роль. Во-первых, в отношениях по государственному долгу он ориентирован на формирование дополнительных денежных средств в целях финансирования основных функций государства, во-вторых, в отношениях по государственному кредитованию он направлен на распределение имеющихся  денежных средств для финансирования отдельных направлений государственной  деятельности. Особое значение в современных условиях приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности. Одним из таких источников, наряду с налогами и иными доходами, являются государственные заимствования. Государственные заимствования являются важнейшим инструментом экономической политики государства, формирующим государственный долг. Государственное кредитование также активно используется в качестве инструмента регулирования экономики с целью поддержания тех или иных отраслей экономики, регионов, в некоторых случаях отдельных социально значимых предприятий и фирм. Использование международного кредита носит политический характер и служит обеспечению экономических и политических интересов России в современном мире. В этой связи необходимость рассмотрения и анализа государственного долга, а также государственного кредитования, которые оказывают непосредственное влияние на экономическое развитие страны, имеет важное значение. Однако, если в экономической науке «заемно -кредитные» отношения государства являлись и являются предметом глубокого изучения, то в юридической науке данной тематике, как в прошлом, так и в настоящем уделяется недостаточное внимание. 

          

                        Глава 1.Экономичнеское содержание и                                    функции государственного кредита. 

        1.1 Государственный кредит как экономическая категория.

       В условиях развитых товарно-денежных отношений  государство может привлекать к  покрытию своих расходов свободные  финансовые ресурсы хозяйственных  структур и средства населения. Главным  способом их получения является государственный  кредит. Он выражает отношения между  государством и многочисленными  физическими и юридическими лицами. При осуществлении кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. Тем не менее, государство может оказаться и в роли кредитора. Такое явление встречается не только в сфере межгосударственных отношений, но и во внутренней финансовой жизни по линии использования казначейских ссуд. Государственный кредит - одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки; аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности, срочности и платности; возможность использования кредитных операций внутри страны и в международных отношениях. 
С помощью государственного кредита государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Объективная необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями между растущими потребностями общества с возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета. По своей экономической природе госбюджет перераспределяет часть национального дохода станы. Объем доходной части бюджета ограничен уровнем налогообложения, установленным действующим законодательством с учетом общего состояния экономики и платежеспособности субъектов хозяйствования. То есть в сферу бюджетного распределения не попадают значительные объемы ресурсов, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, и личные доходы граждан. Между тем бюджетная нагрузка на расходы растет. Структурная перестройка и регулирование экономики социальная политика государства, расходы по обороне страны, участие в международной деятельности требуют больших средств. В периоды экономического кризиса, коренных изменений в хозяйственном механизме, нарушения сбалансированности бюджета государство испытывает острый недостаток финансовых ресурсов. 
Главным способом получения дополнительных финансовых ресурсов становится государственный кредит. В период экономического подъема, напротив, потребность в государственном кредите сокращается, и сфера его применения сужается. Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства. В сферу его применения попадает часть доходов и фондов, сформированных на стадии первичного распределения стоимости. Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. 
Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Но при определенных экономических и политических ситуациях население и хозорганы могут идти на сознательное ограничение потребления и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных или социальных нужд. Формирование посредством госкредитных отношений дополнительных финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы движения стоимости (ссудного фонда). Второй стороной выступают отношения, обусловленные возвратностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита. Государство гарантирует возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода в виде процентов. Госкредитные и налоговые отношения являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный характер. Государственный кредит – это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования государством финансовых ресурсов для финансирования бюджетных расходов и других государственных программ. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов (министерства финансов, местных органов власти). Для заемщика ценная форма кредита позволяет мобилизировать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажноденежной эмиссии, для не инфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирование финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства. Из многолетней практики банковского кредитования следует, что поручительство и гарантии являются наиболее действенными способами минимизации рисков при кредитовании. Это объясняется тем, что исполнение обязательств должником обеспечивается обязательством других лиц перед кредитором, которые гарантируют это своим имуществом. Аналогичная схема действует и в практике государственного кредита на международном уровне. Принимая государственную гарантию за третье лицо (государство или отдельное предприятие), государство фактически получает еще одного вспомогательного должника, на платежеспособность которого оно рассчитывает. При этом существенными условиями обязательства гаранта будут являться: - указание, за кого оно выдано, пределы обязательства гаранта, т.е. сумма, на которую выдана гарантия - срок действия. Отличительными чертами государственного кредита являются: безотзывность и непередаваемость прав по кредиту. Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, использование государственного кредита для покрытия дефицита бюджета является эффективным и разумным средством по сравнению с монетарными приемами.
 

      1.3.Основные функции государственного кредита.

 
        Государственный кредит выполняет три основные функции — распределительную, регулирующую и контрольную.  
В рамках распределительной функции происходит перераспределение ресурсов в соответствии с общими потребностями экономики и для осуществления тех или иных социально-экомических процессов.

Ресурсы перераспределяются между:

-различными  уровнями бюджетной системы (федеральным  и региональными бюджетами);

- международными  финансово-кредитными организациями  и федеральным бюджетом;

-иностранными  юридическими и физическими лицами, федеральным и региональными  бюджетами;

- федеральным,  региональными и местными бюджетами  и юридическими лицами-резидентами.  
С помощью распределительной функции идет процесс формирования централизованных денежных фондов государства либо их использование на принципах срочности, возвратности. В связи с более быстрым увеличением расходов по сравнению с налоговыми поступлениями государственные займы в последнее время стали инструментом финансирования расходов бюджета. И в результате налоговое бремя с помощью распределительной функции государственного кредита более равномерно распределяется на налогоплательщиков по времени.  
Регулирующая функция означает, что, предоставляя на условиях срочности, платности, обеспеченности, возвратности и целевого использования средства заемщикам, государство способствует достижению лучшей результативности применения бюджетных ссуд. Действительно, практика показывает большую эффективность использования средств, выделенных именно на возвратной и платной основе, по сравнению с использованием безвозвратных и бесплатных ассигнований.  
Указанные принципы кредитования обеспечивают эффективное использование средств, полученных Российской Федерацией от зарубежных кредиторов на финансирование бюджетных дефицитов, проведение структурной политики и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка. Контрольная функция государственного кредита обеспечивает целевое и эффективное использование денежных ресурсов, выделяемых государством. Уполномоченные органы на федеральном уровне, проводя соответствующие контрольные действия, используют следующие формы контроля:  
- мониторинг движения денежных средств через органы федерального казначейства или уполномоченные банки;

- проверка  соблюдения условий кредитных соглашений;

- контроль  над целевым использованием заемщиком  полученных средств; 

         1.2 Отличия государственного кредита от банковского.

    Государственный кредит как самостоятельная форма  кредитных отношений отличается от банковского кредита рядом  особенностей: Потребность государства в кредите возникает у государства при финансовых затруднениях, необходимости урегулировать разрыв между денежной массой в обращении и товарными ресурсами. Государственный кредит используется, прежде всего, на покрытие бюджетного дефицита. Потребность в банковском кредите возникает в связи с неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена. Банковский кредит включен в кругооборот средств хозяйствующих субъектов и используется для поддержки бесперебойности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности, а также для социального развития производственных коллективов. Банковский кредит могут получать и частные лица на цели, установленные законодательством.

        Условием сделки банковского кредита является совпадение экономических интересов кредитора и заемщика, при государственном кредите экономические участников обособлены, поэтому нужно обеспечить экономическую заинтересованность кредиторам для добровольной передачи денежных средств в пользование заемщика. Для этого государство берет на себя обязательство выплачивать кредиторам определенный доход. В отличие от банковского процента за кредит, где он выступает как механизм воздействия на хозяйственную и коммерческую деятельность заемщиков, вознаграждение кредиторов при государственном кредите выступает как стимул реализации обособленных экономических интересов кредиторов и заемщиков.  Целевое назначение. Банковский кредит имеет строго целевое назначение, используется, прежде всего, для обеспечения своевременности денежного оборота, опосредующего движение материально-вещественных элементов производственного процесса и реализации товаров. Государственный кредит используется глобально и опосредует платежи товарного и нетоварного назначения. Ресурсы, мобилизуемые помощью государственного кредита, расходуются государством в соответствии с текущими потребностями народного хозяйства и для финансирования чрезвычайных расходов. Срок возврата ссуды. При банковском кредитовании срок возврата ссуды строго регламентирован. 
Его нарушение влечет экономические санкции, повышенные проценты за кредит. В государственном кредите такой регламентации нет. Отношения между участниками строятся добровольно.  Способность увеличивать или сокращать денежную массу. С помощью банковского кредита создаются деньги и при не продуманной кредитной политике банковский кредит может служить фактором проявления и роста избыточной денежной массы. 
Государственный кредит, напротив, всегда является средством сокращения денег в обращении. Государственный кредит при правильной его ориентации оказывает позитивное воздействие на экономику. Мобилизация государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций способствует нормализации и укреплению денежного обращения в стране и одновременно служит источником доходов для держателей государственных ценных бумаг. 
 

                   Глава 2. Формы государственного кредита. 

                    2.1 Международный государственный кредит.

            Международный кредит - это займы, предоставляемые государствами, банками, а также другими юридическими и физическими лицами одних стран, государствам, банкам и иным юридическим и физическим лицам других стран. В связи с развитием внешнеэкономических связей все более значительное место в сфере международного кредита занимают международные валютно-кредитные организации. Международный Валютный Фонд содействует международной торговле и валютному сотрудничеству путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, устранения валютных ограничений среди стран-участниц, предоставление им средств для регулирования платежных балансов. Всемирный банк и его организации поддерживают экономическое развитие стран посредством оказания им технической помощи и финансирования проектов, способных реализовать экономический потенциал стран. Международный государственный кредит представляет собой движение материальных ресурсов стран в сфере межгосударственных экономических отношений, представляемых в товарной и денежной формах во временное пользование за определенную плату - процент, на условиях возвратности. Субъектами кредита выступают страны в лице государственных уполномоченных органов. По своей сущности международный кредит является одним из средств обеспечения расширенного воспроизводства, в ряде случаев - средством оказания экономической помощи развивающимся странам. Необходимость международного кредита определяется всей совокупностью экономических законов. Развитие международного кредита обусловлено следующими факторами:

1.углублением  международного разделения труда  и экономической интеграцией;

2. специализацией, кооперированием производства;

3. неодинаковой  обеспеченностью стран природными ресурсами и рабочей силой.

4. необходимостью  преодоления неравномерности экономического  развития отдельных стран;

5. необходимостью  оказания экономической помощи  развивающимся странам;

6. торгово-экономическим  сотрудничеством развивающихся  стран с развитыми странами.

 Кредитные ресурсы государства для предоставления международного кредита состоят из:

Информация о работе Основные тенденции развития государственного кредита в РФ