Организация инкассаторской службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Испокон веков для защиты перевозимых материальных ценностей нанимали ратных людей. Например, в Киевской Руси купцам покровительствовали князь и бояре, отряжая свои дружины для защиты торговых экспедиций. У богатых купцов Великого Новгорода и у европейских негоциантов в большой чести были отряды профессиональных солдат. И лишь около ста лет назад в разных европейских странах стали возникать специальные службы. До 1917 года единой службы сопровождения денежных и иных ценностей не существовало. После революции это ответственное дело поручили органам ЧК (ОГПУ, НКВД).

Содержание

Введение…………………………………………………………………

Инкассация: что к чему?..........................................................................

Договор об инкассации денежной наличности………………………

Инкассаторский набор…………………………..

Заключение……………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Реферат по ДКБ.docx

— 29.26 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ОАНО  «Рязанский институт открытого образования»

(РИОО) 
 

РЕФЕРАТ

по  дисциплине

ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ

на  тему:

«Организация  инкассаторской службы» 

      Выполнила: студентка Буркевич К.Л.

                                                                                                  Специальность «Финансы  и кредит»

                                                                                                    
 

                                                                  
 
 
 
 
 
 

Рязань 2010

Содержание

Введение…………………………………………………………………

Инкассация: что к чему?..........................................................................

Договор об инкассации денежной наличности………………………

Инкассаторский  набор…………………………..

Заключение………………………………………………………………. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Необходимость транспортировки и охраны денежных средств и ценностей возникла одновременно с их появлением. Причем перевозка ценностей всегда и  везде была делом небезопасным. Только два непреложных закона гарантировали  сохранность груза: строгая секретность  и надежная охрана в пути.

     Испокон веков для защиты перевозимых  материальных ценностей нанимали ратных людей. Например, в Киевской Руси купцам покровительствовали князь и  бояре, отряжая свои дружины для  защиты торговых экспедиций. У богатых  купцов Великого Новгорода и у  европейских негоциантов в большой  чести были отряды профессиональных солдат. И лишь около ста лет  назад в разных европейских странах  стали возникать специальные  службы. До 1917 года единой службы сопровождения  денежных и иных ценностей не существовало. После революции это ответственное  дело поручили органам ЧК (ОГПУ, НКВД).

     И, наконец, 1 августа 1939 года, был создан аппарат инкассации при Госбанке СССР. В 1989 году ЦБ образовал Российское объединение инкассации, имеющее  сегодня статус единого юридического лица. До 1992 года монопольным перевозчиком денежных средств был РОСИНКАС при  Госбанке. Потом коммерческие банки  стали создавать собственные  службы. Первоначально – для обеспечения  внутренних потребностей. Дело шло  трудно, так как не было законодательной  базы, в частности, дающей право на оружие. Даная особенность отличала РОСИНКАС от коммерческих организаций, так как его инкассаторы на законных правах пользуются боевым (в  том числе автоматическим) оружием. 
 
 

     Инкассация: что к чему?

     В классическом понимании инкассация представляет собой перевозку денежных средств из точки А. в точку  В. Однако в условиях существующей конкуренции на рынке инкассаторских услуг и постоянно растущих запросов клиентов круг задач служб инкассации значительно расширен. Включает в себя услуги не только по доставке и перевозке наличных денежных средств, но и услуги по перевозке других ценностей (документов, ценных бумаг, драгоценностей, предметов искусства, антиквариата, др.). Также инкассаторы перевозят наличные денежные средства между различными банками (например, вновь отпечатанные банкноты в хранилище банка), кроме того наполнение банкоматов наличными и выемка приёмных кассет в банкоматах. В сферу деятельности профессиональных инкассаторов входит также сопровождение лиц, имеющих при себе денежные средства и другие материальные ценности.

     В среднем за месяц инкассаторы  банка обслуживают более 6000 точек, перевозят денежной наличности и  ценностей на сумму более 36,4 млрд. рублей. Общий среднемесячный пробег автомобилей составляет около 500 тысяч  км., а общая протяженность маршрутов – 23314 км. Круг потребителей услуг  – это и малый, и средний, и крупный бизнес, и физические лица.

     Отношения клиента с банком регулируются договором, устанавливающим ответственность  сторон. Для осуществления инкассаторских услуг обязательно наличие лицензии. Впрочем, банку отдельная лицензия не нужна. Банковской лицензией предусматривается  оказание услуг по инкассации, а  деятельность частных охранных предприятий  регламентируется лицензией на осуществление  охранной деятельности, в том числе по охране имущества собственников при его транспортировке на договорной основе. Банк несет полную ответственность за сохранность перевозимых ценностей в рамках договора.

     Сохранность денежных средств должна быть обеспечена как при их получении в банковских и иных кредитных учреждениях, так  и при их сдаче в указанные  учреждения. При этом следует учитывать, что организации обязаны сдавать  в банк всю денежную наличность сверх  установленных лимитов остатка  наличных денег в кассе в порядке  и сроки, согласованные с обслуживающими банками.

     Прием денежной наличности учреждениями банков от обслуживаемых организаций осуществляется в порядке, установленном Инструкцией  по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях  Банка России и Положением "О  порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации", которое утверждено ЦБ.

     Прием денежной наличности от организаций  производится по объявлениям на взнос  наличными (форма 0402001), представляющим собой комплект документов, состоящий  из объявления, ордера и квитанции. При этом организация должна вносить  денежную наличность только на свой банковский счет, открытый в соответствующей  кредитной организации.

     При этом могут устанавливаться следующие  сроки сдачи предприятиями наличных денежных средств:

    • для предприятий, расположенных в населенном пункте, где имеются учреждения банков ежедневно в день поступления наличных денег в кассы предприятий;
    • для предприятий, которые в силу специфики своей деятельности и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы учреждения банка, не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в учреждения банков на следующий день;
    • для предприятий, расположенных в населенном пункте, где нет учреждений, а также находящихся от них на отдаленном расстоянии, 1 раз в несколько дней.
 

     От  организаций может приниматься  денежная наличность, упакованная в  инкассаторские сумки, специальные  мешки, кейсы, другие средства для упаковки денег, обеспечивающие их сохранность  при доставке и не позволяющие  осуществить их вскрытие без видимых  следов нарушения целости (далее  по тексту сумки). В кредитной организации  ведется список организаций, сдающих  денежную наличность в сумках, с  указанием в нем наименования организаций, количества и номеров  закрепленных за каждой организацией сумок.

     Организации, сдающие денежную наличность в сумках, представляют в кассовое подразделение  кредитной организации образцы  оттисков пломбиров, которыми будут  опломбировываться сумки. Оттиск пломбы должен содержать номер и сокращенное  наименование организации или ее фирменный знак. Кассир организации  формирует подлежащие сдаче сумки  с денежной наличностью с использованием препроводительной ведомости.

     Прием денежной наличности от организаций, сумок  с денежной наличностью и другими  ценностями от организаций и инкассаторов после окончания операционного  дня кредитной организации производится вечерними кассами. Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями, исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков.

     Договор об инкассации денежной наличности.

1. ПРЕДМЕТ  ДОГОВОРА 

1.1. Клиент  поручает, а Банк принимает на  себя обязательства осуществлять  инкассацию денежной наличности  Клиента, ее пересчет и зачисление  на расчетный счет Клиента                            № _______________________________, открытый в Банке. Адреса и контактные телефоны объектов инкассации указываются в Заявках на включение Клиента в маршрут инкассации денежной наличности, являющихся приложениями к настоящему Договору. 

  

2. ПРАВА  И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН 

Банк: 

2.1. Банк  в согласованные с Клиентом  и указанные в Заявках, являющихся  приложениями к настоящему Договору, дни и часы осуществляет сбор  денежной наличности, ее пересчет, сортировку, проверку на подлинность,  упаковку и зачисление на счет  Клиента в Банке. 

2.2. Банк  закрепляет в пользование Клиента  необходимое количество инкассаторских  сумок (далее – «сумки»), которые   являются собственностью Банка  и при расторжении Договора  подлежат возврату. Пришедшие в  негодность сумки принимаются  Банком  в обмен на новые. 

2.3. Инкассаторы  Банка предъявляют Клиенту служебные  удостоверения, доверенности и  другие документы на получение,  и перевозку денежной наличности. 

2.4. Банк  обязуется зачислять инкассированные  денежные средства на расчетный  счет Клиента № _____________________________________ не позднее следующего рабочего  дня после дня осуществления  инкассации. 

             

Клиент: 

2.5. Клиент  обеспечивает своевременную подготовку  сумок до прихода инкассаторов  Банка с денежной наличностью  и правильное оформление, и заполнение  сопроводительных документов к  ней. 

2.6. Клиент  обеспечивает наличие свободных  и освещенных подъездных путей,  входов и коридоров, изолированных  и  запираемых изнутри помещений  для приема инкассаторами денежной  наличности и возможность осуществления  инкассации, как правило, на первых  этажах. В случае отсутствия возможности  инкассирования на первом этаже  Клиент принимает меры, направленные  на обеспечение безопасности  инкассаторов (сопровождение инкассатора  при его следовании с деньгами  до машины работником охраны Клиента и т.п.). 

2.7. Клиент  предоставляет Банку образцы  оттисков пломбиров, которыми  будут опломбировываться  сумки  с денежной наличностью. 

2.8. В  случае невыполнения вышеуказанных  условий в п.п. 2.5 и 2.6 настоящего  Договора, Банк вправе расторгнуть  настоящий Договор в одностороннем  порядке или приостановить оказание  Клиенту услуг по инкассации  денежной наличности до момента  выполнения указанных условий. 

  

3. УСЛОВИЯ  СБОРА, ПОДГОТОВКИ, СДАЧИ (ПРИЕМА) 

ИНКАССАТОРСКИХ  СУМОК И ПЕРЕСЧЕТА ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТИ 

3.1. Сбор  денежной наличности производится  путем приема сумок с денежной  наличностью инкассаторами непосредственно  у Клиента. 

3.2. При  подготовке сумки с денежной  наличностью для сдачи в Банк  Клиент: 

а) производит сортировку банкнот по купюрам и  годам выпуска на годные к обращению  и ветхие, монеты - по достоинствам и  году выпуска на годную и дефектную, руководствуясь при этом Признаками платежности банкнот и монет  Банка России (Положение  ЦБ РФ № 199-П от 09 октября 2002 года «О порядке  ведения кассовых операций в кредитных  организациях на территории Российской Федерации», Приложение № 2). Рассортированные банкноты обвязывает поперечно по видам и достоинствам, монету упаковывает по достоинствам в отдельные мешочки (пакеты) и вкладывает в сумку; 

б) заполняет  под копирку комплект бланков (препроводительную  ведомость, накладную, копию препроводительной  ведомости) к каждой сумке, подписывает  их в соответствии с Положением ЦБ РФ № 199-П от 09 октября 2002 года и вкладывает сопроводительную ведомость  в сумку  в специальный карман; 

Информация о работе Организация инкассаторской службы