Организация денежного оборота в РФ и пути его совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение денежного оборота в России и пути его совершенствования.

При выполнении работы необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть денежный оборот и его структуру;
проанализировать налично-денежное обращение и безналичный денежный оборот в РФ;
изучить проблемы и пути совершенствования денежного оборота в РФ.

Содержание

Введение 3

Понятие денежного оборота, его содержание и структура 5
Налично-денежное обращение Российской Федерации 11
содержание и структура обращения
наличных денег в РФ 11

методы организации и регулирования
налично-денежного обращения в РФ 13

Безналичный денежный оборот в Российской Федерации
и система безналичных расчетов: 17

понятие и структура безналичного
денежного оборота 17

особенности организации и регулирования
безналичных расчетов в России. 18

краткая характеристика форм
безналичных расчетов в РФ 24

Проблемы и пути совершенствования денежного оборота
в Российской Федерации 27

Заключение 32

Список использованной литературы 35

Работа содержит 1 файл

ДКБ.Курсяк.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

     Расчеты аккредитивами относятся к расчетным операциям по специальным счетам в банке. Бухгалтерский учет  расчетов аккредитивами осуществляется на счете 55 «Специальные счета в банках» субсчет «аккредитив».

     Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (далее банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (далее исполняющий банк) произвести такие платежи (п. 4.1 Положения 2-П).

     Банком  могут открываться следующие  виды аккредитивов:

     -Покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

     -Отзывные  и безотзывные.

     Удобной формой расчетов для получателей  средств являются расчеты по чекам из лимитированной чековой книжки. Преимущество этой формы расчетов заключается в том, что практически отгрузка продукции или товарно-материальных ценностей совпадает по времени с ее оплатой.

     Расчеты чеками из лимитированных чековых книжек относятся к расчетным операциям по специальным счетам в банке. Бухгалтерский учет расчетов чеками из лимитированных чековых книжек осуществляется на счете 55 «Специальные счета в банках» субсчет 2 «чековая книжка».

     Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, а в части, им неурегулированной, другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.

     Расчёты по инкассо — это банковская операция, посредством которой банк по поручению и за счёт клиента на основании расчётных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Расчёты по инкассо производятся на основании платёжных требований и инкассовых поручений.

     Платежные требования и инкассовые поручения  предъявляются  получателем средств (взыскателем) к счету  плательщика через банк, обслуживающий взыскателя.

     Банковские (пластиковые) карты, эмитируемые банками, являются удобной формой осуществления  расчетов. Такие расчеты на территории Российской Федерации регламентируются Положением Центрального банка РФ от 9 апреля 1998 г.»О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием».

     Корпоративная банковская карта позволяет ее владельцу производить операции по счету юридического лица. Держателем такой карты, как правило, является сотрудник организации, который уполномочен совершать операции по счету.

     Корпоративные банковские карты бывают двух видов: расчетные корпоративные карты и кредитные.

     Расчетная корпоративная карта – это банковская карта, которая позволяет ее держателю, уполномоченному юридическим лицом, распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете юридического лица, в пределах расходного лимита согласно условиям договора с клиентом.

     Кредитная корпоративная карта – это банковская карта, которая позволяет держателю, уполномоченному юридическим лицом, осуществлять операции в размере представленной эмитентом кредитной линии и в пределах расходного лимита, установленного эмитентом в соответствии с условиями договора с клиентом, согласно перечню разрешенных операций. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Проблемы  и пути совершенствования  денежного оборота  в Российской Федерации

     Д. Юм считал, что изменение предложения денег влияют только на номинальные, но никак не реальные экономические величины.

 

 Нейтральность денег - предположение, что в долгосрочном периоде изменение денежной массы  не оказывает воздействия на реальный национальный продукт, занятость, ставку процента и инвестиции, а приводит лишь к росту цен. Она выражает свободную рыночную силу и восстанавливает равновесие денежной и товарной массы, по закону денежного обращения, увеличивая цену товаров или уменьшая её при изменении денежной массы.

     Инфляция - обесценивание денег, дисбаланс спроса и предложения.

     Дефляция - устойчивая тенденция к снижению среднего (общего) уровня цен. В этом случае деньги «дорожают», а их покупательная  способность растет.

     Виды  инфляции:

     - умеренная (темп роста цен (индекс  цен) <10%, стоимость денег сохраняется);

     - галопирующая (темп роста цен  <100%);

     - гиперинфляция (темп роста цен  >100%).

     По  различия роста цен по различные  товары:

     - сбалансированная (цены товаров  относительно друг друга неизменны),

     - несбалансированная (значительная диспропорция между товарами)

     По  критерию предсказуемости:

     - ожидаемая (предсказывается заранее),

     - неожидаемая

     Типы  инфляции:

     инфляция  спроса - избыточный спрос, доходы растут быстрее, чем объем товаров и  услуг (милитаризация экономики, дефицит  госбюджета, кредитная экспансия банков, отток национальной валюты.)

     инфляция  издержек - рост издержек, сокращение прибыли  и объема продукции - уменьшение предложения  и увеличение спроса.

     Причины: несоответствие денежной массы сумме  товаров, денежно-кредитная политика государства, налогообложение, ценообразование.

     Последствия: обесценивание потока денежных доходов, перераспределение доходов.

     Антиинфляционная  политика бывает: активная (занятость  населения, денежные реформы, грамотная  денежная политика) и адаптивная (приспособление, учет фактического положения, ценообразование). Процесс замедления темпа роста цен (уровня инфляции) называется дезинфляцией.

          Для совершенствования денежного  оборота следует безотлагательно разработать специальную долгосрочную федеральную программу развития системы безналичных расчетов в секторе национальной экономики. Главной задачей такой общефедеральной программы, должно стать ускоренное и сбалансированное развитие в Российской Федерации различных форм и видов безналичных расчетов населения при одновременном снижении доли расчетов наличными деньгами, пользующихся сейчас наибольшим распространением. Без принятия на федеральном уровне указанной программы проблематично ликвидировать серьезное отставание России от цивилизованных стран в области развития системы денежного обращения. В свою очередь, данная федеральная программа должна быть подкреплена необходимыми экономическими, правовыми и организационно-техническими мероприятиями. Для этого необходимо подвести под розничные безналичные расчеты более прочную правовую базу, разработать и принять законы:

  • о безналичных расчетах физических и юридических лиц;
  • о финансовых компаниях (домах);
  • об электронной торговле (коммерции) и сделках, совершаемых при помощи электронных средств (электронных сделках);
  • о предоставлении финансовых услуг в электронной форме и электронных переводах денежных средств.

     В настоящее время приняты только Федеральный закон «О цифровой подписи» №1-ФЗ от 10 января 2002 года, но ввиду сложности технической реализации можно сказать, что и он ориентирован преимущественно на юридических лиц, а также Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях", однако указанный закон подробно не раскрывает легальных работающих механизмов накопления и обмена информацией между кредитными бюро. В законе не прописано, как именно бюро кредитных историй должны сотрудничать и обмениваться информацией между собой. Поэтому единое информационное пространство, которое и является залогом эффективности функционирования созданной системы, не сложилось.

     Наряду  с вышеизложенным, целесообразно  включить в действующий Федеральный  закон "О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)" юридическую норму, предусматривающую  наделение Банка России правом устанавливать  предельный размер одного платежа наличными деньгами, осуществляемого отдельными российскими гражданами и предпринимателями без образования юридического лица при денежных расчетах с третьими лицами за приобретаемые товары, выполненные работы и услуги производственно-технического и потребительского характера. Согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в настоящее время Банк России определяет размер одного такого платежа лишь в отношении взаимных расчетов между юридическими лицами, проводимых ими с использованием наличных денег.

     Целесообразно также закрепить в законе в  качестве одной из задач Центрального банка снижение доли наличного обращения  и стимулирование развития системы  безналичных расчетов.

     В качестве начальной меры по стимулированию развития безналичного обращения целесообразно шире использовать практику безналичных расчетов населения с применением специальных расчетных чеков, которые во многом схожи с расчетными и кроссированными чеками, получившими очень широкое распространение за рубежом.

     Введение  в оборот банковских расчетных чеков  позволит сократить как количество бумажных рублей и металлической  монеты в наличном обращении, так  и расходы по инкассации и затраты  Центрального банка на обслуживание денежного обращения. Использование расчетных чеков в обороте торговой сети позволит сократить потребность в наличности и создаст условия для ослабления влияния криминальных структур в сфере налично-денежного обращения.

     Клиентская  кредитовая чековая система подразумевает  вовлечение Центрального Банка в качестве главного элемента инвестиционного процесса. Центральный банк служит ключевым звеном функционирования системы чековых расчетов. При зачислении чеков на счет, коммерческий банк автоматически кредитуется Центробанком на сумму полученного чека на срок обработки, сортировки и предъявления этого чека к оплате в банк, выдавший чек (в банк плательщик по данному чеку). После оплаты чека ЦБ возвращает себе выданную сумму кредита из банка, оплатившего чек.

     Данный  кредитный механизм запускает процесс безналичной денежно-кредитной мультипликации. В результате чего количество денег в экономике увеличивается не за счет их эмиссии центральным банком в наличной форме.

     Еще одним направлением стимулирования развития безналичного денежного обращения должно стать формирование единой государственной платежной системы, которая была бы доступна и удобна для населения.

     Однако  при реализации систем с использованием пластиковых карт основные затраты  приходятся на создание инфраструктуры системы, включающей банкоматы, инфокиоски, абонентские терминалы и др. Поэтому устранить несовместимость существующих региональных расчетных систем модернизации инфраструктуры под различные стандарты и интерфейсы карт, имеющихся в регионах, практически невозможно. Наилучший выход из этого положения - создание унифицированной социальной карты, позволяющей работать с уже существующей в регионах инфраструктурой (возможно, с некоторой модернизацией программного обеспечения оборудования).

     В настоящее время имеется возможность создания интегрированной системы социальных карт для всех регионов после объявления решения Сберегательного банка РФ в конце 2005 года о преобразовании платежной системы СБЕРКАРТ, имеющей широкую инфраструктуру во всех регионах России, в Российскую Платежную Систему, открытую для всех российских банков. Дальнейшие события, выразившиеся в намерениях более 70 российских банков присоединения к РПС СБЕРКАРТ, создают предпосылки для реализации на единой технологической платформе региональных систем социальных карт. Использование унифицированных карт, имеющих как единое платежное, так и единые социальные приложения (социальный пакет, медицинское, идентификационное, транспортное и др.), основанные на единых унифицированных решениях, позволит преодолеть существующую разнородность региональных систем социальных карт, обеспечить интеграцию региональных систем в единую для всей страны систему. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Организация денежного оборота в РФ и пути его совершенствования