Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 15:13, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение денежного оборота в России и пути его совершенствования.
При выполнении работы необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть денежный оборот и его структуру;
проанализировать налично-денежное обращение и безналичный денежный оборот в РФ;
изучить проблемы и пути совершенствования денежного оборота в РФ.
Введение 3
Понятие денежного оборота, его содержание и структура 5
Налично-денежное обращение Российской Федерации 11
содержание и структура обращения
наличных денег в РФ 11
методы организации и регулирования
налично-денежного обращения в РФ 13
Безналичный денежный оборот в Российской Федерации
и система безналичных расчетов: 17
понятие и структура безналичного
денежного оборота 17
особенности организации и регулирования
безналичных расчетов в России. 18
краткая характеристика форм
безналичных расчетов в РФ 24
Проблемы и пути совершенствования денежного оборота
в Российской Федерации 27
Заключение 32
Список использованной литературы 35
Расчеты аккредитивами относятся к расчетным операциям по специальным счетам в банке. Бухгалтерский учет расчетов аккредитивами осуществляется на счете 55 «Специальные счета в банках» субсчет «аккредитив».
Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (далее банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (далее исполняющий банк) произвести такие платежи (п. 4.1 Положения 2-П).
Банком могут открываться следующие виды аккредитивов:
-Покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);
-Отзывные и безотзывные.
Удобной формой расчетов для получателей средств являются расчеты по чекам из лимитированной чековой книжки. Преимущество этой формы расчетов заключается в том, что практически отгрузка продукции или товарно-материальных ценностей совпадает по времени с ее оплатой.
Расчеты
чеками из лимитированных чековых книжек
относятся к расчетным
Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, а в части, им неурегулированной, другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.
Расчёты по инкассо — это банковская операция, посредством которой банк по поручению и за счёт клиента на основании расчётных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Расчёты по инкассо производятся на основании платёжных требований и инкассовых поручений.
Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий взыскателя.
Банковские (пластиковые) карты, эмитируемые банками, являются удобной формой осуществления расчетов. Такие расчеты на территории Российской Федерации регламентируются Положением Центрального банка РФ от 9 апреля 1998 г.»О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием».
Корпоративная банковская карта позволяет ее владельцу производить операции по счету юридического лица. Держателем такой карты, как правило, является сотрудник организации, который уполномочен совершать операции по счету.
Корпоративные банковские карты бывают двух видов: расчетные корпоративные карты и кредитные.
Расчетная корпоративная карта – это банковская карта, которая позволяет ее держателю, уполномоченному юридическим лицом, распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете юридического лица, в пределах расходного лимита согласно условиям договора с клиентом.
Кредитная
корпоративная карта – это банковская
карта, которая позволяет держателю, уполномоченному
юридическим лицом, осуществлять операции
в размере представленной эмитентом кредитной
линии и в пределах расходного лимита,
установленного эмитентом в соответствии
с условиями договора с клиентом, согласно
перечню разрешенных операций.
Нейтральность денег - предположение, что в долгосрочном периоде изменение денежной массы не оказывает воздействия на реальный национальный продукт, занятость, ставку процента и инвестиции, а приводит лишь к росту цен. Она выражает свободную рыночную силу и восстанавливает равновесие денежной и товарной массы, по закону денежного обращения, увеличивая цену товаров или уменьшая её при изменении денежной массы.
Для совершенствования
В настоящее время приняты только Федеральный закон «О цифровой подписи» №1-ФЗ от 10 января 2002 года, но ввиду сложности технической реализации можно сказать, что и он ориентирован преимущественно на юридических лиц, а также Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях", однако указанный закон подробно не раскрывает легальных работающих механизмов накопления и обмена информацией между кредитными бюро. В законе не прописано, как именно бюро кредитных историй должны сотрудничать и обмениваться информацией между собой. Поэтому единое информационное пространство, которое и является залогом эффективности функционирования созданной системы, не сложилось.
Наряду с вышеизложенным, целесообразно включить в действующий Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" юридическую норму, предусматривающую наделение Банка России правом устанавливать предельный размер одного платежа наличными деньгами, осуществляемого отдельными российскими гражданами и предпринимателями без образования юридического лица при денежных расчетах с третьими лицами за приобретаемые товары, выполненные работы и услуги производственно-технического и потребительского характера. Согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в настоящее время Банк России определяет размер одного такого платежа лишь в отношении взаимных расчетов между юридическими лицами, проводимых ими с использованием наличных денег.
Целесообразно также закрепить в законе в качестве одной из задач Центрального банка снижение доли наличного обращения и стимулирование развития системы безналичных расчетов.
В качестве начальной меры по стимулированию развития безналичного обращения целесообразно шире использовать практику безналичных расчетов населения с применением специальных расчетных чеков, которые во многом схожи с расчетными и кроссированными чеками, получившими очень широкое распространение за рубежом.
Введение в оборот банковских расчетных чеков позволит сократить как количество бумажных рублей и металлической монеты в наличном обращении, так и расходы по инкассации и затраты Центрального банка на обслуживание денежного обращения. Использование расчетных чеков в обороте торговой сети позволит сократить потребность в наличности и создаст условия для ослабления влияния криминальных структур в сфере налично-денежного обращения.
Клиентская кредитовая чековая система подразумевает вовлечение Центрального Банка в качестве главного элемента инвестиционного процесса. Центральный банк служит ключевым звеном функционирования системы чековых расчетов. При зачислении чеков на счет, коммерческий банк автоматически кредитуется Центробанком на сумму полученного чека на срок обработки, сортировки и предъявления этого чека к оплате в банк, выдавший чек (в банк плательщик по данному чеку). После оплаты чека ЦБ возвращает себе выданную сумму кредита из банка, оплатившего чек.
Данный кредитный механизм запускает процесс безналичной денежно-кредитной мультипликации. В результате чего количество денег в экономике увеличивается не за счет их эмиссии центральным банком в наличной форме.
Еще одним направлением стимулирования развития безналичного денежного обращения должно стать формирование единой государственной платежной системы, которая была бы доступна и удобна для населения.
Однако при реализации систем с использованием пластиковых карт основные затраты приходятся на создание инфраструктуры системы, включающей банкоматы, инфокиоски, абонентские терминалы и др. Поэтому устранить несовместимость существующих региональных расчетных систем модернизации инфраструктуры под различные стандарты и интерфейсы карт, имеющихся в регионах, практически невозможно. Наилучший выход из этого положения - создание унифицированной социальной карты, позволяющей работать с уже существующей в регионах инфраструктурой (возможно, с некоторой модернизацией программного обеспечения оборудования).
В
настоящее время имеется
Информация о работе Организация денежного оборота в РФ и пути его совершенствования