Организация безналичного денежного обращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы является проанализировать организацию безналичных денежных расчетов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть основные принципы организации безналичного денежного расчета в хозяйстве;
• разобрать формы безналичных денежных расчетов и механизм их документооборота;

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3
1. Понятие расчетных отношений и их элементы………………………… 5
2. Принципы организации безналичных денежных расчетов в хозяйстве…………………………………………………………….......... 9
3. Формы безналичных денежных расчетов и механизм их документооборота………………………………………………………. 14
3.1. Расчеты платежными поручениями…………………………….. 15
3.2. Расчеты платежными требованиями…………………………… 18
3.3. Расчеты чеками…………………………………………………... 21
3.4. Расчеты аккредитивами…………………………………………. 25
4. Порядок осуществления межбанковских расчетов. Корреспондентские отношения банков. ЦБ как расчетный центр………………………… 27
5. Современные платежные технологии………………………………... 31
6. Основные направления совершенствования исследуемой проблемы……………………………………………………………….. 33
Выводы и предложения……………………………………………………… 35
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая по ДКБ.docx

— 79.21 Кб (Скачать)

1-й экземпляр используется  в банке плательщика для списания  средств со счета плательщика  и остается в документах для  банка;

4-й экземпляр возвращается  плательщику со штампом банка в качестве расписки о приеме платежного поручения к исполнению;

2-й и 3-й экземпляры  платежного поручения отсылаются в банк получателя платежа; при этом 2-й экземпляр служит основанием для зачисления средств на счет получателя и остается в документах для этого банка, а 3-й экземпляр прилагается к выписке со счета получателя как основание для подтверждения банковской проводки.

Плательщик может заблаговременно  передавать банку платежные поручения  на плановые платежи за предстоящий  месяц. В этом случае платежные поручения регистрируются в специальном журнале и оплачиваются в день наступления срока платежа. Поручения по плановым платежам, сроки оплаты которых не наступили, могут быть отозваны плательщиком, но при соблюдении вышеназванного указа.

По договоренности сторон платежи поручателями могут быть срочными, досрочными и отсроченными. Срочный платеж совершается при авансовых платежах, т.е. до отгрузки товара; после отгрузки товара, т.е. путем прямого акцепта товара; при частичных платежах при крупных сделках. Досрочный и отсроченный платежи возможны в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон.

Схема расчетов платежными поручениями при последующей  и предварительной оплате товаров  представлены соответственно на рис.2 и 3.

                                                         1


                                                         



              6                                                                                         2 



                             5                                     4                                      3

Рис.2. Расчеты платежными поручениями при последующей оплате товаров:

1-поставка товара; 2-передача  платежного поручения в банк; 3-списание средств со счета  покупателя; 4-перевод средств в  банк поставщика на счет покупателя; 5-зачисление средств на счет  покупателя; 6-сообщение поставщику  о зачислении средств на его  банковский счет.

                                                                   1


                                                                  7


              6                                                                                                   2

 


                                                            4


                    5                                                                                 3

Рис.3. Расчеты платежными поручениями при предварительной  оплате товаров:

1-заключение договора  о поставке товаров с предварительной  оплатой; 2-передача платежного поручения  в банк; 3-списание средств со  счета покупателя; 4-перевод средств  в банк поставщика на счет  получателя; 5-зачисление средств  на счет получателя; 6-сообщение поставщику о зачислении средств на его банковский счет; 7-поставка товара.

 

Расчеты платежными поручениями  имеют ряд достоинств по сравнению с другими формами расчетов: относительно простой и быстрый документооборот, ускорение движения денежных средств, возможность плательщика предварительной проверки качества оплачиваемых товаров или услуг, возможность использовать данную форму расчетов при нетоварных платежах, что делает расчеты платежными поручениями наиболее перспективной формой расчетов.

3.2. Расчеты платежными требованиями.

Платежное требование – поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании приложенных к нему отгрузочных и товарных документов стоимость поставленных по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг.5

Платежное требование-поручение  выписывается поставщиком на основании  фактической отгрузки продукции или оказания услуг на стандартизированном бланке в 3 экземплярах и вместе с отгрузочными документами направляется в банк покупателя для оплаты. Возможен прием требований-поручений и на инкассо (в банке поставщика).

Инкассо — это банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает причитающиеся ему денежные средства от других предприятий и организаций на основе расчетных, товарных и денежных документов.6 При инкассовой услуге банк поставщика сам пересылает платежные требования-поручения в банк плательщика через органы связи специальной почтой. При взаимной договоренности между поставщиком и покупателем и их банками в целях ускорения расчетов почтовая пересылка документов из банка поставщика в банк плательщика заменяется передачей их содержания по телетайпу или телефаксу. Инкассовые услуги банка поставщика предоставляются клиенту за комиссионное вознаграждение.

Поскольку инициатива в расчетах платежными требованиями-поручениями исходит от поставщика, то оплата этих документов может быть произведена только с согласия (акцепта) покупателя. С этой целью поступившие в банк покупателя платежные требования-поручения регистрируются в специальном журнале и передаются банком непосредственно плательщику под расписку для акцепта.

Отечественная банковская практика знает разные формы акцепта: положительный  и отрицательный, предварительный  и последующий, полный и частичный.

Положительный акцепт — форма акцепта, при которой плательщик обязан по каждому расчетному документу, содержащему требование поставщика на оплату, заявить в письменной форме либо свое согласие на оплату, либо отказ от акцепта.

Отрицательный акцепт — форма акцепта, при которой плательщик письменно уведомляет банк только об отказе от акцепта. Не заявленные в обусловленный срок отказы расцениваются банком как согласие плательщика на оплату (молчаливый акцепт).

Предварительный акцепт означает, что плательщик свое согласие на оплату требования поставщика дает до списания денег с его счета. При этом расчетный документ считается акцептованным, если плательщик не заявил банку отказ в течение трех рабочих дней. При этом день поступления расчетного документа в банк в расчет не принимается. Оплата производится на следующий день по истечении срока акцепта.

Последующий акцепт предусматривает немедленную оплату расчетных документов по мере их поступления в банк в течение операционного дня банка. При этом за плательщиком сохраняется право заявления последующего отказа от акцепта в течение 3 рабочих дней. Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации, введенное в действие в 1992 г., предусматривает использование в расчетах платежными требованиями-поручениями положительной формы акцепта, которая всегда имеет предварительный характер.

Заявляемый плательщиком отказ может быть полным или частичным и обязательно должен быть мотивирован.

Традиционными мотивами отказов  от акцепта являются: товар не заказан; счет бестоварный; товар ранее оплачен; отсутствует согласованная цена; отгрузка по ненадлежащему адресу, а также другие мотивы, связанные с нарушением договорных обязательств со стороны поставщика.

Как правило, мотив отказа от акцепта должен быть подтвержден  ссылками на соответствующие пункты договора между поставщиком и  покупателем. Никаких споров между  поставщиком и плательщиком по существу отказов от акцепта банк не рассматривает. В то же время как согласие на оплату, так и отказ от нее не лишает предприятий права на заявление друг другу претензий, которые рассматриваются судом или арбитражем по иску одной из сторон.

Для акцептования платежного требования-поручения плательщику дается 3 рабочих дня (не считая дня поступления его в банк плательщика).

При согласии оплатить полностью  или частично платежное требование-поручение  плательщик оформляет его подписями  лиц, уполномоченных распоряжаться  счетом в банке, и оттиском печати на всех экземплярах и сдает их в обслуживающий банк, из которых:

  • 1-й экземпляр служит основанием для списания средств со счета плательщика и остается в документах для банка;
  • 2-й экземпляр высылается в банк поставщика, где служит основанием для зачисления средств на счет поставщика;
  • 3-й экземпляр возвращается плательщику как расписка в совершении банковской операции по его счету.

При частичном отказе от оплаты в платежном требовании-поручении в графе «Сумма к платежу» плательщик проставляет ту сумму, которую согласен оплатить расчетный счет поставщика.

В случае отказа полностью  или частично оплатить платежное  требование-поручение плательщик оформляет сопроводительное письмо (извещение) с мотивировкой отказа от акцепта. Если отказ частичный, то указанное сопроводительное письмо передается плательщиком в обслуживающий его банк вместе с оформленным платежным требованием-поручением для пересылки его вместе с последним в банк поставщика.  

В случае полного отказа от акцепта платежное требование-поручение  вместе с сопроводительным письмом  об отказе в оплате возвращается плательщиком непосредственно поставщику, минуя банк.

Расчеты платежными требованиями-поручениями, являясь новой для нашей банковской практики формой безналичных расчетов (введена с 1990 г.), можно оценить в качестве перспективной. Она отвечает финансовым и хозяйственным интересам и поставщиков, и покупателей, укрепляет договорные отношения в хозяйстве:

    • ускоряется выписка расчетных документов, так как их оформление осуществляет сам получатель платежа; поставщик- сразу после отгрузки продукции или оказания услуг;
    • платеж совершается с согласия плательщика после предварительной проверки им расчетных и товарно-транспортных документов поставщика с целью проверки выполнения последним условий хозяйственного договора;
    • поставщик имеет возможность на время отвлечения средств из хозяйственного оборота в товары отгруженные получить в банке факторинговый кредит.

3.3. Расчеты чеками.

Чек — это ценная бумага, выполненная владельцем счета в банке на бланке установленного образца, содержащая поручение банку произвести по ее предъявлении платеж указанной суммы третьему лицу. 7

Денежные чеки применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке, например на заработную плату, хозяйственные нужды, командировочные расходы, закупки сельхозпродуктов и т. д.

Расчетные чеки — это документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Расчетный чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, но в отличие от платежного поручения

чек передается плательщиком предприятию-получателю платежа в момент совершения хозяйственной операции, который и предъявляет чек в свой банк для оплаты.

В настоящее время использование  в платежном обороте Российской Федерации расчетных чеков регламентируется Положением о чеках от 1 марта 1992 г., Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации от 1 июля 1992 г., а также поступающими дополнительными указаниями ЦБР. С июля 1992 г. в платежном обороте Российской Федерации находятся расчетные чеки единого образца с грифом «Россия». Эти чеки используются в расчетах только на территории Российской Федерации. Расчетные чеки с грифом «Россия» могут быть покрытыми и непокрытыми.

Покрытые расчетные  чеки — чеки, средства по которым предварительно депонированы клиентом-чекодателем на отдельном банковском счете № 722 «Расчетные чеки», что обеспечивает гарантию платежа по данным чекам.

Непокрытые расчетные  чеки — чеки, платежи по которым гарантируются банком. В этом случае банк гарантирует чекодателю при временном отсутствии средств на его счете оплату чеков за счет средств банка. Сумма гарантий банка, в пределах которой могут быть оплачены чеки, учитывается в банке-гаранте на внебалансовом счете № 9925 «Гарантии, поручительства, выданные банком».

В настоящее время согласно указаниям ЦБ РФ предусматривается использование в расчетах только покрытых расчетных чеков.

Для получения расчетных  чеков клиент обращается в обслуживающий его коммерческий банк с заявлением по установленной форме, где указываются количество чеков и сумма общей потребности в расчетах чеками. На основании этих данных определяется лимит одного чека, который должен быть проставлен на оборотной стороне каждого чека. Заявление на выдачу чеков подписывается руководителем предприятия, главным бухгалтером и заверяется печатью.

Информация о работе Организация безналичного денежного обращения