Организация банковской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:16, реферат

Описание работы

Банковская деятельность является предметом банковского права, однако в настоящее время среди специалистов нет единого мнения об объеме этого понятия. Вместе с тем можно выделить некоторые особенности (характерные черты) банковской деятельности:

• это предпринимательская, коммерческая деятельность, то есть направленная на извлечение прибыли;

• она может осуществляться только специальными субъектами:

- кредитными организациями и только на основании разрешения ЦБ РФ (лицензии)

- самим ЦБ РФ;

• основным содержанием такой деятельности выступает систематическое совершение банковских операций и банковских сделок.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3

1 Задачи и принципы организации банковской деятельности…………………………5

1.1 Задачи организации банковской деятельности……………………………….5

1.2 Принципы организации банковской деятельности…………………………..8

2 Модели организационных структур банка…………………………………………...12

2.1 Линейные модели……………………………………………………………..12

2.2 Матричные модели……………………………………………………………15

Заключение……………………………………………………………………………….18

Глоссарий………………………………………………………………………………...19

Список используемых источников……………………………………………………..21

Приложение………………………………………………………………………………22

Работа содержит 1 файл

Организация банковской деятельности.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

     Содержание

 
 

Введение…………………………………………………………………………………...3

1 Задачи  и принципы организации банковской деятельности…………………………5

      1.1 Задачи организации банковской деятельности……………………………….5

      1.2 Принципы организации банковской  деятельности…………………………..8

2 Модели организационных структур банка…………………………………………...12

      2.1 Линейные модели……………………………………………………………..12

      2.2 Матричные модели……………………………………………………………15

Заключение……………………………………………………………………………….18

Глоссарий………………………………………………………………………………...19

Список  используемых источников……………………………………………………..21

Приложение………………………………………………………………………………22

     Введение

 
 

     Банковская  деятельность является предметом банковского  права, однако в настоящее время  среди специалистов нет единого  мнения об объеме этого понятия. Вместе с тем можно выделить некоторые особенности (характерные черты) банковской деятельности:

     • это предпринимательская, коммерческая деятельность, то есть направленная на извлечение прибыли;

     • она может осуществляться только специальными субъектами:

     - кредитными организациями и только на основании разрешения ЦБ РФ (лицензии)

     - самим ЦБ РФ;

     • основным содержанием такой деятельности выступает систематическое совершение банковских операций и банковских сделок.

     Таким образом, под банковской деятельностью  следует понимать направленную на извлечение прибыли деятельность кредитных организаций и ЦБ РФ по систематическому совершению банковских операций и банковских сделок.

Эффективность чаще всего оценивается по отношению  прибыли к затратам, при этом доминирует идея экономии затрат в процессе банковской деятельности. Чем ниже элементы расходов, тем более ощутимыми и положительными являются конечные результаты деятельности кредитной организации. Экономии при этом можно достичь посредством не только сокращения отдельных заранее и местных элементов расходов, но и совершенствования организационных структур, улучшением их производительной деятельности. Известно, что совершенствование процесса кредитования, самой технологии выдачи и погашения кредита также дает возможность получить более высокий положительный результат[1].

     Банки являются порождением обмена, и, будучи элементом рыночных отношений, они  ближе расположены к потребностям своих клиентов. Именно в той связи  банковский менеджмент и организация  работы в банке в большей степени  носят децентрализованный характер, ориентация на рынок приводит к перемещению компетенции решения к рыночной среде, требует принятия решения па месте предоставления услуги. Поскольку при этом свои услуги банк предоставляет по месту их потребления, число филиалов у банка больше, чем у промышленного предприятия Специфика банка, ориентирующегося на установление долговременных отношений с клиентами, на их развитие как приоритетное направление деятельности, требует от него готовности выполнять операции в соответствии с потребностями клиентов, в связи с чем значимость организации работы с персоналом приобретает повышенное значение[1].

     Основная  часть

     1 Задачи и принципы организации банковской деятельности

 

     1.1 Задачи организации банковской деятельности 
 

     Общие задачи организации банковской деятельности. Одной из задач банковского менеджмента является организация деятельности денежно-кредитных институтов. Организовать означает предпринять систему упорядоченных действий в условиях функционального разделения труда. Главное в процессе организации деятельности банка и его структурных подразделений состоит в том, чтобы реализовать по крайней мере три наиболее существенные цели - добиться высокой рентабельности, достаточной ликвидности и устойчивого развития банка. Разумеется, у банка могут быть и другие цели (например, количественный и качественный рент объема операций, собственного капитала, банковских резервов), однако именно три указанные цели являются наиболее существенными.

     Эффективность чаще всего оценивается по отношению прибыли1 к затратам, при этом доминирует идея экономии затрат в процессе банковской деятельности. Чем ниже элементы расходов, тем более ощутимыми и положительными являются конечные результаты деятельности кредитной организации. Экономии при этом можно достичь посредством не только сокращения отдельных заранее и местных элементов расходов, но и совершенствования организационных структур, улучшением их производительной деятельности. Известно, что совершенствование процесса кредитования, самой технологии выдачи и погашения кредита также дает возможность получить более высокий положительный результат[3].

     Практика  показывает, что улучшение взаимодействия между отдельными подразделениями  банка ускоряет процесс принятия решений, усиливает надзор и контроль, содействует рационализации банковской деятельности. Даже простая реорганизация аппарата управления, связанная с упразднением излишних звеньев, в конечном счете, положительно сказывается на экономии затрат. Напротив, создание некоторых центров (например, но управлению ликвидностью) позволяет, и избежать ошибок, приводящих к прямым потерям ресурсов. В конечном счете, цели банка достигаются не только на базе упорядочения взаимодействия между отдельными организационными структурами банка, но и главным образом на основе улучшения взаимосвязи банка с внешней средой.

     Задача  организации банковской деятельности состоит в том, чтобы посредством  разделения труда, создания организационных  структур (отделов, групп, управлении комитетов  и т п.) содействовать реализации целей банка. Задача организации заключается также в том, чтобы наладить и координировать работу персонала организационных структур в соответствии с поставленными целями. Для этого важными становятся также задачи по организации информационного обеспечения, разработке правил и процедур осуществления различных видов банковской деятельности. Таким образом, функции организации состоят в том, чтобы обеспечить эффективную деятельность денежно-кредитного института посредством создания организационных структур, налаживании их работы.

Особенности организации деятельности банка. Организация  деятельности банка имеет рил  особенностей. Эти особенности вытекают из специфики банка как предприятия  и природы его продукта. Продуктом  банка являются платежные средства, денежные капиталы, различного рода рыночные услуги. Они и выделяют банк из множества разновидностей предпринимательской деятельности, делают эту деятельность, с одной стороны, обособленной от других производств, а с другой стороны - тесно связанной с ними.

     Банки в своей деятельности не оперируют технологиями материального производства, а разрабатывают и внедряют технологии аккумуляции денег (накоплений и сбережений), их перераспределения посредством различных схем в форме денежных кредитов, покупки, продажи ценных бумаг, участия в капитале функционирующих промышленных и торговых предприятий.

     Отличие организации банковской деятельности и в другом направлении. В структуре  затрат на производство банковского  продукта большую долю, чем в промышленности, занимает оплата труда. Объекты менеджмента и организации деятельности в банках как бы в большей степени перемещаются из сферы материального производства в сферу деятельности персонала2, обращены к личности. В производительности труда доминируют личные факторы в отличие от материальных и технических факторов, имеющих основополагающее значение в промышленном производстве[3].

     Банки являются порождением обмена, и, будучи элементом рыночных отношений, они  ближе расположены к потребностям своих клиентов. Именно в той связи  банковский менеджмент и организация работы в банке в большей степени носят децентрализованный характер, ориентация на рынок приводит к перемещению компетенции решения к рыночной среде, требует принятия решения па месте предоставления услуги. Поскольку при этом свои услуги банк предоставляет по месту их потребления, число филиалов у банка больше, чем у промышленного предприятия Специфика банка, ориентирующегося на установление долговременных отношений с клиентами, на их развитие как приоритетное направление деятельности, требует от него готовности выполнять операции в соответствии с потребностями клиентов, в связи с чем значимость организации работы с персоналом приобретает повышенное значение. 
 
 
 
 
 

     1.2 Принципы организации банковской деятельности 
 

     Специфика банковской деятельности определяет необходимый набор структурных подразделений кредитной организации. Не случайно в любом банке всегда существуют такие подразделения и службы, как Совет банка, Правление, администрация, подразделения, занимающиеся общими вопросами управления, коммерческой деятельностью, финансами, автоматизацией банковской деятельности.

     В Совет банка, как правило, входят его учредители. Число учредителей и пайщиков у многих банков довольно значительно, иногда достигает нескольких десятков. Так, в одном из московских банков их более 50. Учредителями банков часто выступают государственные структуры, поэтому частными такие банки можно назвать лишь условно. В чистом виде, однако, есть и частные банки, где учредителями выступают отдельные частные лица. Преимущественной формой собственности для банков в мировой практике является акционерная форма собственности, где как учредителями, так и акционерами являются юридические и физические лица. Совет банка утверждает годовой отчет банка, организует ежегодные собрания учредителей и пайщиков, принимает или может принимать участие в решении стратегических вопросов банковской деятельности.

     Правление (Совет директоров) банка отвечает за общее руководство банком, утверждает стратегические направления его деятельности. В состав Правления входят высшие руководители банка: председатель (президент, управляющий) банка, его заместители, руководители важнейших подразделений банка. В Правление могут входить (или возглавлять его) также лица, владеющие полностью либо частично данной кредитной организацией[6].

     В блок общих вопросов управления, входят организация планирования, прогнозирования деятельности банка, подготовки и разработки методологии, юридическая служба и служба безопасности. Назначение данного блока состоит в том, чтобы обеспечить целенаправленное развитие банка, выполнение стоящих перед ним задач, регулировать его доходы и расходы, снабжать необходимыми ресурсами, выполнять требования Центрального банка по основным направлениям деятельности (качеству активов, достаточности капитала, ликвидности и др.). Чаще всего такие вопросы решаются в рамках планово-экономического управления. Его деятельность сконцентрирована на анализе текущей деятельности (доходы, расходы, прибыль, ликвидность), формировании уставного капитала3, планировании деятельности головного подразделения банка и филиалов, методическом обеспечении. В самостоятельное управление (дирекцию) может быть выделено управление финансами.

     Коммерческая деятельность охватывает организацию различных банковских услуг - кредитование, инвестирование, валютные, трастовые и другие активные операции, связанные с обслуживанием клиентов на коммерческих (платных) началах. Этот функциональный блок является центральным звеном, где зарабатываются банковские доходы. В этот блок обычно входят кредитное управление, операционное управление, управление операциями с ценными бумагами, валютными операциями и другое.

Кредитное и правление осуществляет всю работу но формированию кредитного портфеля, кредитованию клиентов, контролю за обеспеченностью ссуд и контролю кредитной деятельности филиалов, анализу кредитных операции и их методическому обеспечению[6].

     Банки, однако, зарабатывают не только на выдаче кредита и получении платы  от клиентов за его использование. Среди  банковских услуг заметное место занимают расчетные операции, за осуществление которых банки получают комиссию. Организацию работы банка в сфере расчетов выполняет операционное управление. Основной функцией его работников является обслуживание клиентов, которое заключается в приеме от юридических и физических лиц платежных документов (распоряжений) на списание с их счетов денежных средств; приеме и выдаче расчетных чеков и последующем зачислении по ним денег на счета клиентов; проведении операции по аккредитивам, консультировании клиентов по вопросам правильного заполнения платежных документов, по тем или иным формам расчетов, по вопросам зачисления или списания средств и т.п.

     В составе коммерческого блока  находится и отдел (управление) по операциям банка с ценными  бумагами, который осуществляет прием, хранение, учет ценных бумаг, что позволяет банку получать за эту работу определенное комиссионное вознаграждение. К сожалению, в связи со слабым развитием рынка ценных бумаг данная операция в российских банках не получила должного развития.

Информация о работе Организация банковской деятельности