Организационная структура коммерческого банка, напрвления ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка перспективных направлений совершенствования организационной структуры ОАО «Сбербанк».
Для реализации данной цели предполагается решить следующие задачи:
1) использовать системный подход для описания процессов организационной структуры коммерческого банка;
2) выделить основные особенности деятельности ОАО «Сбербанк»;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Формирование организационной структуры коммерческого банка 5
1.1. Принципы формирования организационной структуры коммерческого банка 5
1.2. Проектирование организационной структуры коммерческого банка...10
Глава 2. Анализ деятельности ОАО «Сбербанк» и организационная структура 14
2.1. Экономическая характеристика банка 14
2.2. Органы управления ОАО «Сбербанк» 16
2.3. Структура функциональных подразделений 19
Глава 3. Направления совершенствования организационной структуры ОАО «Сбербанк» 21
3.1. Развитие организационной структуры ОАО «Сбербанк» 21
3.2. Совершенствование организационной структуры в управлении инвестиционного банкинга 23
Заключение 27
Библиографический список 29

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 1.92 Мб (Скачать)

Глaвным принципoм пocтрoения нoвoй oргaнизaциoннoй мoдели cтaнет coxрaнение cильныx территoриaльныx бaнкoв и иx кoмплекcнoй oтветcтвеннocти зa финaнcoвый результaт и oргaнизaцию рaбoты в cooтветcтвующиx региoнax.

Нa урoвне центрaльнoгo aппaрaтa и территoриaльныx бaнкoв будут функциoнирoвaть бизнеc-блoки — пoдрaзделения пo рaбoте c рoзничными и кoрпoрaтивными клиентaми, кoтoрые cтaнут oпределять cтрaтегию рaбoты и неcти oтветcтвеннocть зa финaнcoвый результaт пo cooтветcтвующей группе клиентoв. В результaте нa фoне уcиления клиентcкoй и геoгрaфичеcкoй вертикaлей прoдуктoвые пoдрaзделения нaчнут игрaть пoддерживaющую рoль. Внутри клиентooриентирoвaнныx блoкoв будут выделены пoдрaзделения, oтветcтвенные зa oргaнизaцию рaбoты c кoнкретными cегментaми клиентoв — cocтoятельные клиенты в рoзнице, крупные, cредние и мaлые предприятия в кoрпoрaтивнoм блoке.

Вaжнoй предпocылкoй для реaлизaции изменений в Бaнке являетcя пoэтaпнaя кoнcoлидaция oперaциoнныx функций, упрaвления риcкaми, инфoрмaциoнныx теxнoлoгий и некoтoрыx другиx функций и coздaние cooтветcтвующиx вертикaлей функциoнaльнoгo пoдчинения.

Результaтoм предпoлaгaемыx изменений теxнoлoгий и oргaнизaции рaбoты бaнкa cтaнет cущеcтвенный рocт прoизвoдительнocти трудa и эффективнocти cиcтем упрaвления, кoтoрый coздacт вoзмoжнocти для выcвoбoждения знaчительныx трудoвыx реcурcoв. Эти реcурcы будут зaдейcтвoвaны в первую oчередь для oбеcпечения oбрaбoтки бoльшегo oбъемa oперaций Бaнкa без увеличения чиcленнocти перcoнaлa, a тaкже для улучшения кaчеcтвенныx xaрaктериcтик рaбoты, в чacтнocти улучшения кaчеcтвa oбcлуживaния и пoвышения oбъемa прoдaж. Вo мнoгиx cлучaяx увеличение прoизвoдительнocти трудa тaкже дacт вoзмoжнocть oптимизирoвaть чиcленнocть перcoнaлa бaнкa.

К 2014 гoду Бaнк плaнирует привеcти cреднеcпиcoчную чиcленнocть перcoнaлa к урoвню 210 тыc. челoвек, чтo cooтветcтвует ежегoднoму coкрaщению чиcленнocти нa 3—5 % при плaнируемoм ежегoднoм рocте кoличеcтвa oперaций нa 8—10%.[12]

 


3.2. Совершенствование организационной структуры в управлении инвестиционного банкинга

 

Считаем целесообразным в предложенной структуре управления инвестиционного банкинга выделить функциональные отделы - отдел инвестиционного кредитования и проектного финансирования, отдел корпоративного финансирования, отдел управления инвестиционными портфелями клиентов, отдел брокерского обслуживания, отдел трастовых операций, отдел информационно-аналитического и консалтингового обслуживания, а также вспомогательные отделы - бэк-офис, депозитарий, отдел стратегического планирования и анализа инвестиционной деятельности, отдел оценки и управления инвестиционными рисками. Все названные отделы должны обладать соответствующими полномочиями и выполнять возложенные на них функции, которые кратко охарактеризуем ниже.

Отдел инвестиционного кредитования и проектного финансирования банка занимается финансированием инвестиционных проектов клиентов. На него следует возлагать такие функции: подготовка, регистрация и проверка основной документации, которая касается операций банка по инвестиционному кредитованию, проведение анализа эффективности инвестиционных проектов; хранение кредитных дел, включая оригиналы договоров, документов на залог, гарантийных обязательств, сообщений и т.д.; поддержание юридических прав банка на залог путем регистрации требований к заемщику и передачи права собственности банка; бюджетирования и разработки оптимальных финансовых моделей коммерческих проектов, финансовое моделирование; поиск источников финансирования инвестиционных проектов.

Отделу корпоративного финансирования целесообразно вести работу в сфере андеррайтинга ценных бумаг, а также предоставление услуг по слиянию-поглощению компаний. Так, группа андеррайтинга, которая включена в этот отдел, должна заниматься вопросами определения потребности в финансировании и подготовке проспекта эмиссии ценных бумаг, определением объема и структуры эмиссии, организацией проведения рекламных кампаний и презентаций ценных бумаг для потенциальных инвесторов, обеспечения прохождения листинга ценными бумагами на фондовых биржах, первичным и вторичным размещением ценных бумаг и т.п.. Группа слияний и поглощений должна выполнять следующие функции: определение оптимальных схем и анализ экономического состояния объектов слияния, поглощения или реструктуризации; аккумулирование на рынке крупных пакетов акций по заказу клиента (покупка пакетов акций и их продажа); привлечения необходимого объема финансовых ресурсов для реализации данных операций, проведение презентаций проекта и поиск потенциальных объектов слияния, инвесторов и участников сделки; проведения всестороннего исследования предприятий, расчет эффективности сделки, консультирование на этапе переговоров об условиях и методов реализации соглашения, выработка и осуществление эффективной защиты клиента от поглощения; помощь в подготовке необходимых документов и финансирования данных сделок, проведение анализа ожидаемого эффекта от осуществления трансакции.

Отдел управления инвестиционными портфелями клиентов должен выполнять следующие функции: моделирование общей структуры портфеля клиента, принятия решений о наиболее крупные вложения, которые непосредственно влияют на структуру портфеля, принятие решений о купле-продаже конкретных видов ценных бумаг при просмотре состава и структуры портфеля.

Отдел брокерского обслуживания клиентов занимается привлечением новых клиентов и работой с ними, текущим консалтингом, предложением существующих инвестиционных продуктов и услуг, заключает соответствующие соглашения с клиентами, принимает заявки на покупку-продажу ценных бумаг, информирует клиентов о заключенных договорах и представляет клиентам отчеты о выполненных заявки.

Отдел трастовых операций выполняет функции, которые касается формирования инвестиционного портфеля клиента на принципах совместного управления, когда дает свои рекомендации по формированию и реструктуризации портфеля, или осуществление управления портфелем клиента на основе его общих указаний. Также на этот отдел целесообразно возложить обязанности по управлению активами паевых и корпоративных инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов и т.д..

Отдел информационно-аналитического обеспечения и Интернет-трейдинга выполняет следующие функции:

- Информирование о действующем законодательстве зарубежных стран в сфере инвестирования и фондовой деятельности;

- Доведение информации о котировках и курсах ценных бумаг, их доходность, изменения фондовых индексов;

- Оперативное информирование клиентов о тенденциях фондового рынка, составление аналитических отчетов по видам ценных бумаг, прогнозирования ситуации на рынке ценных бумаг.

- Оценка инвестиционной привлекательности предприятий и отраслевой анализ;

- Анализ портфеля клиента и предоставление рекомендаций по его оптимизации;

- Подготовка информационных отчетов о торгах ценными бумагами.

Отдел стратегического планирования и анализа инвестиционной деятельности, который анализирует и прогнозирует состояние инвестиционных рынков, на которых работает банк, осуществляет сбор и обработку финансовой информации о клиентах и перспективных инвестиционных проектах, разрабатывает инвестиционную стратегию банка и осуществляет анализ и оценку результатов инвестиционной деятельности банка.

Деятельность отдела оценки и управления инвестиционными рисками направлена: на формирование стратегии и определение функциональной управления данной группой рисков; проведение количественной и качественной оценки тех рисков, которым подвергается банк или которые могут в дальнейшем появиться в его деятельности; разработка и представление на утверждение правления банка методик оценки инвестиционных рисков; разработка инфраструктуры для получения данных от других систем, создание системы для автоматизированного ведения и обработки базы данных относительно рисков, а также для обеспечения непрерывного мониторинга и оценки различных рисков; осуществление мониторинга данных относительно позиций и цен, рисковых позиций; идентификация и мониторинг нарушения лимитов, анализ возможных сценариев; разработка рекомендаций относительно методов управления инвестиционными рисками.

Бэк-офис в управлении инвестиционного банкинга занимается ведением управленческого учета, исходящего документооборота, а также анализом и формированием материалов с входного документооборота, ввод информации в автоматизированную систему обработки данных с последующим ее обновлением, бухгалтерским учетом инвестиционной деятельности, информационного обеспечения процесса управления инвестиционными портфелями банка и клиентов.

Депозитарий полностью обеспечивает операции своих депонентов на фондовом рынке, позволяя им мобильно оперировать всеми видами ценных бумаг.

Операции проводятся как с документарными, так и бездокументарными ценными бумагами: акциями, облигациями, корпоративными и государственными долговыми бумагами, векселями, муниципальными ценными бумагами.

Такое подразделение банка должно осуществлять инвестиционную деятельность на основании внутреннего положения при условии соблюдения им установленных законодательством требований, ограничивающих риски по операциям и услугам в сфере инвестиций.


Заключение

 

В ходе исследования получены следующие выводы:

Организационная структура (в составе организационного элемента) наравне с человеческим и клиентским капиталом образует интеллектуальный капитал банка, что особенно актуально в экономике информации и знаний.

Несмотря на то, что организационная структура рассматривается многими специалистами как наиболее консервативный элемент системы управления, а ее постоянное совершенствование имеет большое значение в успехе реализации банковской стратегии, вечных или идеальных структур управления банком не существует, равно как не существует того или иного типа оргструктуры в чистом виде. Каждая структура будет эффективной только определенное время, при определенных условиях и, возможно, в соединении с другими структурами.

Организационная структура банка — важнейший управленческий ресурс менеджмента банка, так как в условиях одной и той же внешней среды (одинакового доступа к ресурсам, одинаковым возможностям использования достижений информационных технологий и т. д.) результат деятельности различных банков может быть прямо противоположным. Таким образом, эффективность организационного построения имеет одно из решающих значений в достижении целей банковского менеджмента.

Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют более четверти банковской системы страны (27%), а доля в банковском капитале находится на уровне 26% (1 января 2011 г.). Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. Привлечение средств частных клиентов и обеспечение их сохранности является основой бизнеса Сбербанка, а развитие взаимовыгодных отношений с вкладчиками – залогом его успешной работы. По итогам 2010 года 47,9% хранящихся в российских банках сбережений граждан доверены Сбербанку.

Банк продолжает развивать филиальную сеть, открывая новые подразделения и улучшая расположение действующих: в 2010 году организовано 78 подразделений, перемещены 208 точек обслуживания. Банк также объединяет отделения и формиру­ет на их базе крупные банковские центры с высоким потенци­алом развития: в отчетном году реорганизовано 83 отделения. Для повышения эффективности региональной структуры в кон­це 2010 года были объединены Алтайский и Сибирский терри­ториальные банки.

На уровне центрального аппарата и территориальных банков будут функционировать бизнес-блоки — подразделения по работе с розничными и корпоративными клиентами, которые станут определять стратегию работы и нести ответственность за финансовый результат по соответствующей группе клиентов.

Считаем целесообразным в предложенной структуре управления инвестиционного банкинга выделить функциональные отделы - отдел инвестиционного кредитования и проектного финансирования, отдел корпоративного финансирования, отдел управления инвестиционными портфелями клиентов, отдел брокерского обслуживания, отдел трастовых операций, отдел информационно-аналитического и консалтингового обслуживания, а также вспомогательные отделы - бэк-офис, депозитарий, отдел стратегического планирования и анализа инвестиционной деятельности, отдел оценки и управления инвестиционными рисками.

Предложенные мероприятия могут быть использованы в практической деятельности ОАО «Сбербанк».

Все поставленные задачи исследования были решены.

 


Библиографический список:

 

  1. Федеральный закон РФ от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)».
  2. Федеральный закон РФ от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности».
  3. Федеральный закон РФ от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
  4. Инструкция ЦБ РФ от 16.01.2004 г. № 110-И «Об обязательных нормативах банков».
  5. Инструкция ЦБ РФ от 14.01.2004 г. № 109-И «О порядке принятия банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».
  6. «Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» (утв. Банком России 26.03. 2004 г. № 254-П).
  7. «Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» (утв. Банком России 20.03.2006 г. № 283-П).
  8. «Положение о Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (утв. Банком России 26.03.2007 г. № 302-П).
  9. Банковское дело: [учебник для вузов] / Н. Г. Александрова [и др.]; под ред. Г. Н. Белоглазовой, Л. П. Кроливецкой. — 2-е изд. — Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2010. — 400 с.
  10. Банковское дело: [учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям] / О.И. Лаврушин [и др.]; Финансовая академия при Правительстве РФ; под ред. О.И. Лаврушина. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Кнорус, 2008. – 766 с.
  11. Банковское дело: [учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям] / Е.Ф. Жуков [и др.]; под ред. Е.Ф. Жукова, Н.Д. Эриашвили; Международное банковское объединение. 3-е изд., перераб. и дом. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 655 с.
  12. Белоглазова Г. Н. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка: учебник / Г. Н. Белоглазова, Л. П. Кроливецкая; Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов (ФИНЭК). — М.: ЮРАЙТ, 2010. – 422 с.
  13. Кроливецкая Л. П. Банковское дело: кредитная деятельность коммерческих банков: [учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Финансы и кредит"] / Л. П. Кроливецкая, Е. В. Тихомирова. — М.: Кнорус, 2009. — 280 с.

Информация о работе Организационная структура коммерческого банка, напрвления ее совершенствования