Огранизация деятельности коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 23:51, контрольная работа

Описание работы

Экономическое содержание активных банковских операций, их виды, общая характеристика. Проблема комплексности банковского обслуживания и пути ее решения.

Работа содержит 1 файл

моя контрольная.docx

— 27.30 Кб (Скачать)

Задание 1

   Экономическое содержание активных банковских операций, их виды, общая характеристика. Проблема комплексности  банковского обслуживания и пути ее решения. 
 

     Существуют  разные принципы классификации операций банка, прежде всего - в зависимости  от их роли и места в банковской деятельности. С этой точки зрения выделяют пассивные, активные и комиссионно-посреднические операции банка. 
 
Пассивные операции служат для привлечения в банк временно свободных денежных средств экономических агентов, на базе которых и формируются ресурсы коммерческого банка. С помощью пассивных операций банк формирует как собственные, так и привлеченные (заемные) средства. 
Собственный капитал составляет незначительную долю ресурсов банка (15% - 20%), однако играет весьма важную роль в его деятельности, выполняя гарантийную, регулирующую и оператив ную функции. Гарантийная функция заключается в обеспечении покрытия убытков, возникающих в процессе банковской деятельности, и выполнения обязательств перед клиентами. Регулирующая функция обеспечивает возможность воздействия государственных органов банковского регулирования и надзора на различные параметры банковской деятельности, прежде всего риски, а также передачу регулирующих импульсов через финансовых посредников в другие сектора экономики. Оперативная функция состоит в возможности использования капитала банка в качестве источника финансирования его деятельности. 
Однако основа ресурсной базы банка - не собственные, а привлеченные ресурсы, составляющие 80-85% всех пассивов. Эта часть ресурсной базы делится на две части: ресурсы, привлекаемые из депозитных и недепозитных источников (заемные средства). Ресурсы, привлекаемые из депозитных источников, формируются поинициативе клиентов с использованием депозитных операций банка. Банк может формировать ресурсы по своей инициативе проводя кредитные и эмиссионные операции. Это недепозитные источники формирования его ресурсной базы. 
Таким образом, основные виды пассивных операций банка -депозитные, кредитные и эмиссионные. 
Под депозитными операциями в широком смысле понимают операции по привлечению денежных средств клиентов - физических и юридических лиц на счета и во вклады. В 2006 году на долю депозитных операций приходилось почти 60% пассивов банковской системы. В узком смысле депозит (вклад) - это размещение вкладчиком денег в банке с целью хранения и получения дохода. Режим банковских депозитов физических и юридических лиц различается. Для привлечения денег от физических лиц банк должен получить специальную лицензию Банка России. Условием ее получения является вступление банка в систему обязательного страхования вкладов граждан. 
Таким образом, в группу депозитных операций входят две их разновидности: 
• операции по привлечению денег клиентов на счета (в целях получения расчетного и кассового обслуживания); 
• операции по привлечению денег во вклады и депозиты (с целью хранения и получения дохода).

            Для банков депозиты - главный вид их пассивных операций и, следовательно, основной ресурс для проведения активных операций. 
       Кроме того, банки привлекают средства в форме кредитов от других банков и Банка России. Кредитные операции будут пассивными, если банк выступает в роли заемщика. На эти операции пришлось около 12% пассивов российских банков. 
       Третий вид пассивных операций банков-эмиссионные, то есть операции по выпуску и размещению собственных ценных бумаг с целью привлечения денежных средств. Банки могут эмитировать долговые ценные бумаги (облигации, депозитные и сберегательные сертификаты и векселя) и долевые (акции). В первом случае формируются заемные средства банка, во втором - собственные. Объем ресурсов, привлеченных банками за счет эмиссии собственных долговых обязательств, составил в 2006 году около 7% банковских пассивов. 
       Ресурсы коммерческих банков могут быть дорогими и дешевыми, краткосрочными и долгосрочными. Кроме того, различают текущие (счета, вклады и другие обязательства банка до востребования) и управляемые пассивы (срочные вклады и депозиты, кредиты, эмиссионные операции). Банки работают в направлении оптимизации своей ресурсной базы. 
       Формирование ресурсной базы в процессе осуществления банком пассивных операций исторически играло первичную и определяющую роль по отношению к его активным операциям. Основная часть банковских ресурсов, как известно, образуется в процессе проведения депозитных операций банка, от эффективной и правильной организации которых зависит, в конечном счете, устойчивость функционирования любой кредитной организации. 
        Активные операции - это операции по размещению привлеченных и собственных средств банка в различные финансовые и нефинансовые активы с целью получения дохода и поддержания ликвидности. Основной вид активных операций, приносящих банку доход, - кредитные операции, которые составляют порядка 66% активов российских банков. Кредитование является главной операцией коммерческих банков, в которой реализуется его функция финансового посредника. Структура и качество кредитного портфеля банка в значительной степени определяют качество его активов, эффективность использования средств кредитного потенциала, устойчивость и рентабельность его работы. 
        Вторая по значению доходная активная операция - вложения в ценные бумаги, на них приходится в среднем 14-15% активов. Банки являются универсальными финансовыми посредниками и работают на всех финансовых рынках, включая фондовый. Операции по вложению ресурсов банка в ценные бумаги в банковской практике часто называют инвестиционными операциями. 
        Коммерческие банки не могут все аккумулированные с помощью пассивных операций ресурсы размещать в доходные активы. Они обязаны определенную долю ресурсов направлять на поддержание ликвидности. Под ликвидностью банка понимают его способность своевременно и без потерь трансформировать свои активы в денежные средства с тем, чтобы выполнять свои обязательства перед клиентами: вкладчиками и кредиторами банка. 
       Приблизительно 10% активов банки держат в виде наличных денег (в кассе банка) и безналичных денег (на корреспондентских счетах в ЦБ РФ и коммерческих банках). Такие активы называются кассовыми и служат для поддержания ликвидности банка. 
Остальные активы - это имущество и основные фонды • (6-7%) и прочие активы банка.

     Все активы банка различаются по степени  ликвидности, доходности и рискованности. Между этими характеристиками существует определенная взаимосвязь. Чем более  рискованным является актив, тем  менее он ликвидный. В то же время  связь между риском и доходностью  актива обычно прямая: чем больший  доход приносит актив, тем он более  рискованный. В свою очередь высоколиквидные  активы либо низкодоходные, либо вообще не приносят дохода (неработающие активы). В балансе банка активы размещаются по мере снижения их ликвидности. 
      Большую и разнообразную группу составляют комиссионно-посреднические операции и услуги банка. Эти операции не приводят к увеличению банковских ресурсов и не осуществляются в форме вложений денежных средств от имени и за счет коммерческого банка. Поэтому они не отражаются на балансе банка, не явля ются ни активными, ни пассивными операциями (в банках их отражают на забалансовых счетах). Чаще всего при проведении комиссионно-посреднических операций банк осуществляет те или иные действия по поручению и за счет клиента, получая от него за это вознаграждение в форме комиссии. К такому типу операций относят большинство брокерских услуг на валютном и фондовом рынках, доверительное управление имуществом и денежными средствами клиента, расчетные услуги банка клиентам и многие другие. Наиболее характерным примером брокерских операций банка является купля-продажа банком ценных бумаг (или иностранной валюты) по поручению и за счет клиента. 
      Среди многочисленных операций банка необходимо выделять собственно банковские операции. Лицензия Банка России на проведение банковских операций дает право с правовой точки зрения на осуществление следующих операций: 
1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады до востребования и на определенный срок (депозитные операции); 
2) размещение привлеченных от клиентов средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, срочности, платности (кредитные операции); 
3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; 
4) осуществление расчетов по поручению и за счет клиентов; 
5) инкассация наличных денег, векселей и платежных документов и кассовое обслуживание клиентов2; 
6) выдача банковских гарантий; 
7) купля-продажа наличной и безналичной иностранной валюты; 
8) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; 
9) осуществление денежных переводов по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (кроме почтовых переводов). 
        Все остальные операции и услуги банков де-юре (юридически) банковскими не являются, но разрешены банкам, как и другим экономическим агентам при соблюдении требований законодательства. Обращает на себя внимание тот факт, что операции с ценными бумагами не являются банковскими, так же, как лизинговые, факторинговые и трастовые. В то же время купля-продажа наличной иностранной валюты является банковской операцией, для проведения которой требуется не только банковская, но и валютная лицензия Центрального банка. 
        Для того чтобы банк мог активно работать на фондовом рынке и совершать операции с ценными бумагами, прежде всего акциями и облигациями, он должен, как и другие профессиональные участники рынка ценных бумаг, получить лицензии от государственного органа - регулятора фондового рынка, коим является Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). Подлежат лицензированию следующие профессиональные виды деятельности на фондовом рынке: • дилерская; • брокерская; • доверительное управление; • депозитарная; • клиринговая. 
         В то же время банки могут свободно, без ограничений и лицензий, проводить любые операции с векселями, депозитными и сберегательными сертификатами. Банки совершают с векселями как пассивные (эмиссионные), так и активные операции (учет векселей, вексельное кредитование клиентов), а также комиссионно-посреднические (инкассирование векселей). 
         Эмиссия банком собственных векселей направлена на привлечение ресурсов нужного срока и качества. Это основная долговая цен ная бумага, эмитируемая российскими коммерческими банками. 
        Учет векселя представляет собой передачу векселедержателем банку права на получение платежа по векселю в обмен на немедленное получение денег с дисконтом (скидкой) от номинала векселя. В процессе учета векселя в банке происходит трансформация коммерческого кредита в косвенное банковское кредитование. Для банка это активная операция, направленная на получение дохода в форме дисконта. Переучет векселя осуществляется Центральным банком по просьбе коммерческого банка и представляет собой форму рефинансирования последнего. 
         При инкассировании векселя клиент дает поручения банку предпринять действия по предъявлению векселя плательщику при наступлении срока платежа, получению от него денег и переводу их клиенту - векселедержателю. Эта услуга может потребоваться, когда у московской фирмы есть вексель, подлежащий оплате, например, в Чите или Сингапуре. Банки принимают такие инкассовые поручения при условии наличия в месте платежа какой-либо банковской структуры. Операции с векселями требуют хорошего знания особенностей вексельного законодательства и тщательное ти в оформлении операций. 
        Третий принцип классификации операций банков, который мы рассмотрим в данном учебном пособии, - их деление на традиционные и современные банковские операции. Разумеется, такое деление весьма условно. К традиционным мы относим операции, составляющие исторически и логически основу банковской деятельности: депозитные, кредитные и расчетно-кассовые, возможно валютообменные операции. Под современными мы понимаем операции, которые появились относительно недавно как ответ на новые потребности экономических агентов - клиентов банков. Их появление связано как с научно-техническим прогрессом, так и с современными условиями ведения бизнеса в условиях глобализации и обострения конкуренции товаропроизводителей. В эту группу мы включаем лизинговые, факторинговые, форфейтинговые операции, сделки на срочных рынках (форвардные, фьючерсные, опционные контракты, операции своп и т.п.), операции на основе банковских платежных и кредитных карт, Интернет-бэнкинг, а также операции секьюритизации банковских активов. Некоторые из перечисленных операций рассматриваются далее в предлагаемом учебном пособии. 
          Лизинг - это вид инвестиционной деятельности по приобретению и передаче во временное владение и пользование за плату предмета лизинга для его использования в предпринимательской деятельности. Эти операции позволяют решать проблемы финансирования инвестиций, направляемых на расширение и обновление основных фондов предприятий в условиях их быстрого морального устаревания. 
 
Под факторингом понимают процесс кредитного обслуживания поставщика товаров в форме покупки банком с дисконтом (скидкой) его счетов - фактур, срок платежа по которым, как правило, не наступил, в обмен на право требования платежа с покупателя. Факторинг применяется в случае, если договор купли-продажи товаров предусматривает отсрочку платежа (коммерческий кредит). Поэтому появление этих операций вызвано тем, что в условиях острой конкуренции продавцы товаров вынуждены предоставлять все более длительную отсрочку платежа для привлечения покупателей и расширения сбыта. В результате сегодня в развитых западных странах 90 - 95% поставок предусматривает отсрочку платежа на срок от трех до шести месяцев с тенденцией к увеличению срока коммерческого кредита. В этих условиях у поставщиков возникают проблемы финансирования оборотного капитала и увеличения предпринимательских рисков, которые можно решать с помощью факторинга.

     Для банка факторинг - активная операция, так же, как и лизинг. Обратите внимание на то, что факторинг - это не разовая операция, в отличие от учета векселя, а процесс обслуживания клиентов на основе соответствующего договора. 
          Форфейтинг по целям и технике реализации весьма близок к факторингу, но применяется исключительно во внешнеэкономической деятельности. Срок форфейтинговой операции составляет от 6 месяцев до 8 лет. Таким образом, форфейтинг - это форма среднесрочного кредитного обслуживания экспортеров специализированной компанией (форфейтером), предусматривающая покупку у экспортера с дисконтом пакета авалированных векселей импортера без права обратного требования с экспортера. Обратите внимание на то, что это разовая операция, характерная для обслуживания в основном участников внешнеэкономической деятельности. Применяется чаще всего для финансирования экспортно-импортных операций на очень конкурентном рынке машин и оборудования, например при поставках за рубеж заводов «под ключ».

     Банковские  операции являются продуктами и услугами, которые банки как коммерческие предприятия предлагают на рынке  своим клиентам. Потребление банковских продуктов требует от клиентов определенной экономической грамотности, а сами продукты и услуги часто характеризуются  протяженностью во времени, несохраняемостью, непостоянством качества, отличаются высокой степенью сложности и абстрактности. Все это требует от всех участников договорных банковских отношений хорошего знания банковских операций, их возможностей и целей применения.

     Корпоративный потребитель не хочет взаимодействовать  с множеством кредитных организаций. Идеальный случай — когда запросы  клиента решаются в одном месте, и он работает с одними и теми же людьми, зная их. Вот почему оказываются  в выигрыше кредитные организации, максимально обеспечивающие клиента  во всем многообразии его запросов и пожеланий. Следует отметить, что  основными источниками получения  информации о банковских услугах  являются рекомендации знакомых, что  говорит об отсутствии более эффективных  каналов продвижения и сбыта, прежде всего, тщательно продуманной  системы информирования клиента (как  действующего, так и потенциального) по всем направлениям деятельности банка. Речь идет о наличии аналитической  информации, доступной для клиента, и работе специальных служб банка, цель которых информирование клиентов — от работы представителя такой  службы в офисе на встрече клиента  до участия работников службы в акциях МК, рекламных действиях банка.

     Более 13% респондентов отметили важность удобства финансового обслуживания. Клиента  очень интересует набор банковских услуг и быстрота расчетов Корпоративным  клиентам важно предложить широкий  спектр финансовых инструментов, удобных  для расчетов. Очевидно, чем шире спектр таких инструментов, чем яснее  преимущества каждого из них для  конкретного клиента, и чем шире возможности обслуживающих банков, тем выше удовлетворенность клиента  своим взаимодействием с кредитной  организацией. В то же время удобство обслуживания зависит и от того, насколько эти учреждения знают  и понимают финансовые проблемы клиента  и насколько представляемые банками  услуги и продукты помогают решать наиболее насущные проблемы клиента, особенно в области налогообложения и  финансового управления.

     Сегодня предложение стандартного банковского  обслуживания полностью исчерпало  себя, и в современных условиях требуется, чтобы банк разрабатывал новые виды услуг, ориентированных  на конкретные группы клиентов, с учетом их реальных потребностей.

     Кроме того, корпоративные клиенты при  выборе обслуживающего банка уделяют  особое внимание соблюдению конфиденциальности переговоров и сделок.

     Что же касается частных клиентов, то в  этом отношении иллюстративно исследование проведенное аналогичным способом компанией SYNOVATE в Москве.

     Согласно  результатам этого исследования, банковскими услугами пользуются 56% москвичей в возрасте от 18 до 64 лет. При этом под банковскими услугами понимается совершение различных финансовых операций, ведение текущих счетов и наличие накопительных вкладов, получение банковской карты и  другие операции за исключением оплаты коммунальных услуг.

     При упоминании банков, большинство респондентов упоминает Сбербанк. Следующим пор  популярности являются Альфа Банк, Банк Москвы и Русский Стандарт. (Приложение Г).

     Самой востребованной банковской услугой  является получение заработной платы, стипендии или пенсии через банк – 69% пользуются в настоящее время  этой услугой.

     51% москвичей пользуются банковскими  пластиковыми картами, 38% опрошенных  имеют накопительные вклады в  банке, а 20% - услугами кредитования  населения. (Приложение Д).

     Большинство москвичей, которые пользуются какими-либо банковскими услугами, знают о  различных платежных системах - Visa (90%), Master Card (82%), American Express (64%).

Информация о работе Огранизация деятельности коммерческого банка