Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 09:46, курсовая работа
Практически по всем важнейшим направлениям инвестиционной политики проводимые в последние годы рыночные реформы противоречили мировому опыту государственного стимулирования инвестиций. Нет никаких оснований предполагать, что при сохранении прежнего экономического курса и ущербной инвестиционной политики, не отвечающей рыночным реалиям, может произойти ожидаемый рост инвестиций.
Введение
Глава 1. Экономическая оценка реальных инвестиционных проектов
1.1. Виды инвестиционных проектов
1.2. Процесс разработки и стадии развития инвестиционных проектов
1.3. Рекомендации по разработке инвестиционных проектов, принятые в отечественной практике
1.4. Основные принципы оценки эффективности инвестиционных проектов
2. Учет риска и неопределенности при оценке эффективности реальных инвестиционных проектов
2.1. Общие вопросы учета риска и неопределенности
2.2. Анализ чувствительности реального инвестиционного проекта
2.3. Проверка безубыточности реального инвестиционного проекта
2.4. Методы учета риска при оценке инвестиций за рубежом
Заключение
Список литературы
• организацию торгов на строительство, заключение договоров и контрактов;
• приобретение (отвод) земли, подготовительные, строительные и монтажные работы;
• предпроизводственный маркетинг, обеспечение поставок и формирование администрации;
• набор и обучение эксплуатационных кадров;
• сдачу объекта в эксплуатацию и вывод на проектную мощность.
Стадия эксплуатации (operating phase) может быть рассмотрена с точки зрения как краткосрочных, так и долгосрочных позиций. Краткосрочные проблемы связаны с применением и совершенствованием технологии, финансовым и материально-техническим обеспечением производства, организацией работы персонала. Долгосрочные проблемы касаются прежде всего стратегии, мониторинга совокупных издержек на производство, продолжения маркетинговых исследований, т. е. зависят от качества предынвестиционных решений.
Величина затрат на предынвестиционные исследования зависит от масштаба и природы исследования, вида и глубины исследования, от организаций-заказчиков и подрядчиков исследования и других факторов.
В широко применяемом за рубежом "Руководстве по подготовке промышленных технико-экономических исследований" (Manual for the preparation of industrial feasibility studies) [2] на основе многолетнего опыта в различных странах приводят следующие показатели величины затрат на проведение предынвестиционных исследований:
• на исследование возможностей — 2-3 человеко-месяца, или 0,2-1,0% от общей величины инвестиционных издержек;
• на ПТЭО — 6-12 человеко-месяцев, или 0,25-1,5%;
• на ТЭО небольших и средних проектов — 12-15 человеко-месяцев, или 1,0-3,0%;
• на ТЭО крупных и сложных проектов — 15-20 человеко-месяцев, или 0,2-1,0% от общей величины инвестиционных издержек. Для большинства крупных промышленных инвестиционных проектов затраты на предынвестиционные исследования составляют от 10 до 15 млн. долларов США.
Рис. 2. Последовательность разработки предварительного ТЭО инвестиционных проектов, принятая в развитых капиталистических странах
За рубежом затраты на разработку инвестиционных исследований в зависимости от вида проекта финансируются инвестором, инвестором совместно с партнерами, национальными банками развития и коммерческими банками, за счет субсидий по техническому сотрудничеству и развитию, включая программы ООН.
В общем виде процесс разработки инвестиционного проекта включает следующие этапы:
• маркетинговые исследования и разработку стратегии инвестирования;
• прогноз масштабов реализации нововведения и разработку программы его реализации;
• прогноз финансовых показателей и оценку экономической и коммерческой эффективности проекта;
• разработку комплексного плана проведения мероприятий по реализации проекта.
Схема разработки предварительного технико-экономического обоснования инвестиционных проектов, принятая в развитых капиталистических странах, представлена на рис. 2.
1.3. Рекомендации по разработке инвестиционных проектов, принятые в отечественной практике
В настоящее время основным документом, регламентирующим способы формирования и оценки целесообразности инвестиций в России, являются утвержденные в 1994 г. Минэкономики РФ, Минфином РФ и ГК РФ но строительной, архитектурной и жилищной политике "Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования" и их вторая редакция .
В этих методических рекомендациях выделяют следующие этапы формирования инвестиционных проектов:
• определение инвестиционного замысла (идеи);
• исследование инвестиционных возможностей;
• ТЭО проекта, в котором, в отличие от ТЭО строительства, расчеты и контроль над их выполнением завершаются не только утверждением проекта и окончанием сооружения объекта, но и достижением заданной нормы доходности с выводом на проектный режим эксплуатации;
• формирование контрактной документации;
• подготовка проектно-сметной документации;
• строительно-монтажные и пуско-наладочные работы;
• эксплуатация объекта, мониторинг экономических показателей.
В общем случае определение инвестиционного замысла включает следующие работы: отбор и предварительную оценку замысла; инновационный, патентный и экологический анализ нового технического решения; анализ сертификационных требований; предварительное согласование замысла с федеральными, региональными и отраслевыми ведущими организациями; выбор организации, способной осуществить проект.
Исследование инвестиционных возможностей в указанных методических указаниях почти целиком заимствовано из упоминаемого Руководства по подготовке промышленных технико-экономических исследований и заключается в следующем: первоначальном изучении спроса и прогнозировании цен на продукцию (услуги); предварительном решении организационно-правовых вопросов реализации проекта; определении предполагаемого объема инвестиций и первоначальной оценки их эффективности; подготовке исходно-разрешительной и контрактной документации для проектно-изыскательских работ; разработке инвестиционного предложения для потенциального инвестора и подготовке решения о финансировании работ по составлению ТЭО проекта.
Субъектами инвестиций являются предприятия или организации, которые в упоминаемых официальных рекомендациях Госстроя России, Министерства экономики и Министерства финансов РФ называются реципиентами (от recipient — получатель).
В качестве возможных источников финансирования капитальных вложений можно рассматривать:
• собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы инвестора (прибыль, накопления, амортизационные отчисления, суммы, выплачиваемые страховыми компаниями в виде возмещения за ущерб), различного вида активы (основные фонды, земельные участки, промышленная собственность и т. п.);
• привлеченные ресурсы (средства от продажи акций, средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми и акционерными компаниями на безвозмездной основе);
• инвестиционные ассигнования из государственных бюджетов РФ и республик в составе РФ, фондов поддержки предпринимательства на безвозмездной основе;
• иностранные инвестиции в форме финансового или другого участия в уставном капитале совместных предприятий или в форме прямых вложений международных организаций и финансовых институтов, предприятий и организаций различных видов собственности;
• заемные финансовые средства, в том числе кредиты банков, кредиты, предоставляемые государством на возвратной основе, кредиты иностранных инвесторов, облигационные займы, займы инвестиционных фондов и компаний, страховых обществ, векселя и другие средства.
Как видно из перечисленного, первые четыре группы источников представляют собственный капитал реципиента (не возвращается). Расчеты с другими участниками проекта производятся на правах долевого участия. Средства, полученные по пятой группе источников, подлежат возврату на определенных условиях в установленные сроки. Но зато в этом случае кредиторы не участвуют в распределении прибыли.
Для осуществления проекта с новым строительством кроме финансовых средств необходимо иметь: согласованную и утвержденную проектно-сметную документацию; отведенный (приобретенный) земельный участок; договор с подрядной строительной организацией, если строительство не осуществляется хозспособом; сведения о наличии энергетических, сырьевых, материальных и других ресурсов для нормального функционирования нового объекта.
На всех этапах предынвестиционной фазы, начиная с самых первых шагов формулирования целей и поиска направлений их реализации, необходимо проводить оценку эффективности проекта. Эффективность следует рассчитывать параллельно с технологическими разработками, а не под "занавес", как наблюдалось многие годы в отечественной практике. При этом в расчетах основные приоритеты следует отдавать потребителю, т. е. необходимо исходить из того, что нужно потребителю, а не из того, что может производитель. Можно отметить, что Минстрой России установил обязательный порядок расчета показателей эффективности проектов и исходных данных для этих показателей согласно действующим методическим рекомендациям с включением их в состав проектной документации (технико-экономических обоснований и проектов на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений) по стройкам и объектам производственного назначения, осуществляемым с использованием инвестиционных ресурсов федерального бюджета Российской Федерации, и на потенциально опасные и технически особо сложные объекты независимо от источников финансирования, видов собственности и принадлежности этих объектов. Указанным постановлением рекомендовано органам государственного управления субъектов Российской Федерации установить аналогичные требования к проектной документации по стройкам и объектам, осуществляемым с использованием инвестиционных ресурсов бюджетов республик в составе Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. А министерствам и ведомствам Российской Федерации предложено привести в соответствие с этими требованиями отраслевые положения по вопросам разработки проектной документации.
Разработка ТЭО проекта включает следующие работы: полное маркетинговое исследование; формирование программы выпуска продукции (оказания услуг); разработку основных технико-технологических, архитектурно-планировочных, строительных и других инженерных решений; подготовку мероприятий по охране окружающей среды и чрезвычайным ситуациям; составление раздела проекта организации строительства (НОС); решение вопросов организации управления предприятием; подготовку сметно-финансовой документации, включая расчет стоимости строительства и объема капитальных вложений, величины эксплуатационных затрат, потребности в оборотном капитале, определение проектируемых источников финансирования; оценку рисков, связанных с осуществлением проекта; определение сроков строительства (осуществления проекта), экономической эффективности и условий прекращения эксплуатации проекта.
Немаловажную роль играет и экспертиза проектов. В странах с рыночной экономикой экспертиза является одним из основных элементов системы управления и велика ответственность каждого эксперта. Подготовленное ТЭО согласно действующим рекомендациям должно пройти вневедомственную, экологическую и другие виды экспертиз, после чего ТЭО утверждается и подготавливается инвестиционное соглашение.
Инвестиционным соглашением называется результат представленных выше технико-экономических исследований инвестиционных возможностей. Инвестиционное соглашение рекомендуется дополнять информационным меморандумом, в котором содержатся подробные данные о реципиенте, его финансовой состоятельности, выпускаемой продукции, стратегии поведения на рынке и пр. Вместо инвестиционного соглашения в кредитную организацию можно направлять заявку, в которой приведены сведения из инвестиционного соглашения и информационного меморандума.
Необходимо заметить, что, несмотря на схожесть общих подходов к оценке инвестиционных проектов, принятые сравнительно недавно в нашей стране официальные методы их отбора для финансирования в настоящее время не полностью совпадают с принятыми за рубежом методами. В отечественной практике до настоящего времени используются десятками лет апробированные традиционные способы оценки капитальных вложений и затрат на проведение мероприятий научно-технического прогресса, краткое описание которых приводится в данной работе.
1.4. Основные принципы оценки эффективности инвестиционных проектов
Кроме экономической оценки инвестиционных проектов (особенно крупных) рекомендуется проводить следующие виды проектного анализа: 1) технический (проверка технико-технологической обоснованности проекта и приемлемости его для местных условий); 2) экологический (оценка влияния проекта на окружающую среду); 3) организационный или, как его называют в различных переводах, институциональный (оценка ответственности организации за осуществление проекта в заданные сроки и нормальную его эксплуатацию); 4) социальный (проверка приемлемости проекта в общественном отношении).
Экономический анализ или определение экономической эффективности инвестиционного проекта — это проверка соответствия проекта целям и интересам его участников.
Различают два вида экономической эффективности1 инвестиционного проекта (ИП):
• эффективность проекта в целом;
• эффективность участия в проекте.
Оценка эффективности проекта в целом — это определение потенциальной привлекательности проекта для всех возможных участников и источников финансирования. Она включает в себя:
• общественную (социально-экономическую) эффективность проекта;
• коммерческую эффективность проекта.
При определении общественной эффективности учитывают социально-экономические последствия осуществления ИП для общества в целом, т. е. кроме непосредственных результатов и затрат, затраты и результаты в смежных секторах экономики, экологические, социальные и другие эффекты.
Коммерческая эффективность — эффективность осуществления ИП для участника, его реализующего, в предположении, что он производит все необходимые затраты и пользуется всеми его результатами.
Эффективность участия в проекте, определяемая для выявления заинтересованности в нем всех его участников, включает в себя:
• эффективность участия предприятий в проекте (эффективность ИП для предприятий-участников);
• эффективность инвестирования в акции предприятия (эффективность для акционеров акционерных предприятий — участников ИП);
• эффективность участия в проекте структур более высокого уровня по отношению к предприятиям — участникам ИП, в том числе региональную и народнохозяйственную эффективность — для отдельных регионов и народного хозяйства РФ, а также отраслевую эффективность — для отдельных отраслей народного
В дальнейшем будем употреблять термин эффективность.
хозяйства, финансово-промышленных групп, объединений предприятий и холдинговых структур;
• бюджетную эффективность ИП (эффективность участия государства в проекте с точки зрения расходов и доходов бюджетов всех уровней).
2. Учет риска и неопределенности при оценке эффективности реальных инвестиционных проектов
2.1. Общие вопросы учета риска и неопределенности
Все вышеперечисленные рекомендации по экономической оценке реальных инвестиционных проектов основываются на допущении, что оцениваемый проект будет реализован своевременно, потребность в продукции или услугах проекта сохранится, цены на продукцию и услуги будут находиться на достаточно высоком уровне, организация производства будет соответствовать предъявляемым требованиям, государственная политика в отношении данной отрасли будет благоприятной и т. д. Выполнение всех условий одновременно на практике маловероятно. Поэтому при оценке экономической эффективности реальных инвестиционных проектов должны быть рассмотрены все источники неопределенностей и способы их учета. В общем случае под неопределенностью понимают неполноту или неточность информации об условиях реализации проекта. Под риском обычно подразумевают возможность возникновения неблагоприятных ситуаций и последствий в ходе реализации проекта. Термин "неопределенность" обычно применяется, когда результат нельзя точно предугадать, но возможность потерь Не так очевидна, как в случае риска. Но степень4неопределенности (вероятность) является мерой измерения риска.
Информация о работе Оценка эффективности инвестиционных проектов