Негосударственный финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является изучение основных видов негосударственного контроля, а также механизма его функционирования.
Основные задачи курсовой работы:
* Определить сущность и задачи негосударственного финансового контроля;
* Рассмотреть основные виды негосударственного контроля и проанализировать соотношение государственного и негосударственного видов контроля;
* Дать оценку современному состоянию аудиторских услуг и изучить законодательную базу;
* Определить дальнейшее развитие негосударственного контроля.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3
1.Теоретическиое основы негосударственного финансового контроля…………5
1.1. Основные понятия и задача негосударственного финансового
контроля……………………………………………………………………………...5
1.2.Виды негосударственного финансового контроля……………………………6
1.3. Соотношение государственного и негосударственного видов финансового контроля………………………………………………………………………………9
2.Развитие аудита в России как вида негосударственного финансового
Контроля……………………………………………………………………………13
2.1. Юридические основы российского аудита…………………………………..13
2.2.Современный рынок аудиторских услуг……………………………………..16
3.Пути совершенствование негосударственного финансового контроля
в России…………………………………………………………………………….22
3.1. Совершенствование негосударственного финансового контроля
в России……………………………………………………………………………22
3.2.Реализация концепции негосударственного финансового контроля
в системе законодательства……………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………………………………..31
Приложение №1……………………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

Негосударственный контроль.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

        

          В 2008 году подавляющее количество  аудиторских заключений выдано  малыми аудиторскими организациями  – 58,6%, от общего количества выданных заключений. Средние аудиторские организации выдали 29,6% аудиторских заключений, крупные –11,8%. 

3.Пути  совершенствования  негосударственного  финансового контроля

    3.1.Совершенствование  негосударственного финансового контроля в России

     В настоящее время большое значение приобретает необходимость совершенствования  финансового контроля с целью  повышения его действенности  и эффективности.

     Совершенствование финансового контроля в РФ должно осуществляться по следующим основным направлениям. 

     В целях совершенствования аудиторского контроля особого внимания заслуживает  проблема повышения качества оказываемых  аудиторских услуг. Важное значение в этой связи приобретает разработка дополнительных критериев, характеризующих  деятельность аудиторских организаций помимо соблюдения действующих правил (стандартов). Кроме того, повышению качества оказываемых аудиторских услуг будут способствовать и такие факторы, как создание методик оценки ущерба от осуществления некачественного аудита, упрощение существующей системы судебного делопроизводства, повышение уровня квалификации аудиторов и др.

     В современных условиях своего решения  требует законодательное обеспечение  внутрихозяйственного финансового  контроля. Следует законодательно закрепить  основы функционирования служб внутреннего контроля и установить основы их взаимодействия с другими органами финансового контроля. Также важным направлением совершенствования является разработка и реализация наиболее рациональных форм, методов его осуществления, способствующих снижению злоупотреблений должностных лиц, сохранности  и рациональному использованию финансовых ресурсов.

     Дальнейшему развитию и совершенствованию общественного  контроля должно способствовать осуществление  следующих мер: расширение деятельности попечительских советов; более чёткая регламентация отдельных аспектов деятельности некоммерческих организаций, таких как информирование о результатах своей деятельности; законодательное обеспечение процедур доступа к государственным информационным ресурсам, исключая информацию с ограниченным доступом; обеспечение возможности участия общественности в проведении контрольных действий (например, инвентаризации товарно-материальных ценностей и денежных средств).

    3.2.Реализация концепции негосударственного финансового контроля в системе законодательства РФ

     Реализация  концепции  негосударственного финансового  контроля  в системе законодательства Российской Федерации подразумевает  выработку рекомендаций по внесению необходимых изменений в действующие нормативные документы, а также учет влияния указанных изменений на смежные отрасли законодательства.

     Следует отметить, что правовое регулирование  негосударственного финансового контроля в России осуществляется многочисленными  нормативными актами, в числе которых  необходимо назвать НК РФ, федеральные законы от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», от 07.08.2001 №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», от 26.12.1998 №208-ФЗ «Об акционерных обществах», от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности», а также указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ.

     Вместе  с тем в настоящее время  отсутствует специальное законодательство о финансовом контроле (государственном  и негосударственном), что влияет на правовую урегулированность  этой важнейшей сферы общественных отношений. Существующие правовые акты, принятые в отношении финансового контроля, относятся к различными отраслям законодательства,  и отражает специфику конкретных предметов регулирования. Очевидно, что они были приняты в разное время для реализации конкретных социально-экономических  задач, при этом отсутствовала научная концепция финансового контроля в рыночных условиях, что создавало законодателю дополнительные проблемы. Данные обстоятельства неизбежно отразились как на качестве источников права, так и на вопросах их взаимодействия, что привело к возникновению правовых коллизий, а также обусловило наличие пробелов в законодательстве.

     Важную  роль в решении указанной проблемы могло бы сыграть принятие закона о финансовом контроле как основы специального законодательства, регулирующего финансово-контрольные отношения. Однако  закон о финансовом контроле не принят  до настоящего времени и, более того, соответствующий законопроект даже не внесен  для рассмотрения в Государственную думу.

     Данное  обстоятельство  имеет ряд объективных  причин, в числе которых следует  назвать:

  • некоторые отставания отечественной теории финансового контроля как правовой дисциплины от реалий социально-экономической среды;
  • сложность финансового контроля в рыночных условиях;
  • неоднозначность формулировок единых принципов для государственных и негосударственных контроля, которые выполняли бы не декларативную, а прагматическую функцию;
  • динамизм и многоаспектность законодательства в сфере бухгалтерского учета, налогообложения, аудита;
  • влияние идеологических и политических факторов, относящих финансовый контроль (в особенности негосударственный) к числу «пережитков» административной системы;
  • противоречивость международных тенденций в сфере регулирования финансового контроля.

     Большое значение для реализации концепции  негосударственного финансового контроля в системе законодательства России играют теоретические аспекты соотношения  систем регулирования бухгалтерского учета и финансового контроля. Институт бухгалтерского учета является в настоящее время «одной из конституционных гарантий единого рынка, единства экономического пространства как одной из основ конституционного строя Российской Федерации». Признание значительной  социально-экономической роли бухгалтерского учета в документе высшего правового уровня (беспрецедентное для конституции зарубежных стран) в значительной мере определяет метод регулирования общественных  отношений по поводу бухгалтерского учета. В данном случае необходимым следствием отнесения бухгалтерского учета к предмету ведения Российской Федерации является его законодательное регулирование, подразумевающее всеобщий обязательный характер применения правовых норм и наличие санкций за их нарушение.

     Вместе  с тем институт финансового контроля пока не получил адекватного правового значения. Он не только представлен в Конституции РФ, но и не отражен в специальном законодательстве. Таким образом, можно заключить, что роль бухгалтерского учета по отношению к финансовому контролю определена как доминирующая. Вместе с тем представляется, что указанные институты одинаково важны для общества.

     С точки зрения теории управления учет и контроль являются функциями, необходимыми для существования любой управляемой  системы – от конкретной организации  до государства в целом. Учет без контроля теряет смысл, так как ценность учетной информации зависит ее достоверности; контроль без учета невозможен, потому что учетные данные составляют предмет контроля. Более того, указанные функции являются не только взаимодополняющими, но и взаимно пересекающимися. Учет содержит в себе элементы контроля (двойная запись, уравнение баланса, равенство итогов синтетического и аналитического учета), а контроль – элементы учета (регистрация, обработка и предоставление информации).

     В рыночных условиях существует специфический  тип  общественных отношений, возникающий  по поводу предоставления организациями  финансовой информации (в виде отчетности) неограниченному кругу заинтересованных лиц. При этом контроль также приобретает особенные черты: во-первых, сама информация о состоянии внутрихозяйственного контроля представляет интерес для того же неограниченного круга лиц; во-вторых, контроль является средством обеспечения достоверности финансовой информации. Следовательно, возникает новый тип общественных отношений – по поводу финансового контроля, который не рассматривался ранее в теории финансового права.

     С учетом вышеизложенного, представляется целесообразным рассмотреть реализацию концепции негосударственного финансового контроля на двух уровнях нормативного регулирования – федеральных законов и подзаконных актов.

     Соответственно  для первого уровня нормативного регулирования следует разработать  изменения и дополнения к  Закону о бухгалтерском учете, а также рекомендации  для проекта закона о финансовом  контроле; для второго рассмотреть варианты принятия стандартов внутрихозяйственного контроля и изменения и дополнения к федеральным правилам аудиторской деятельности.

     Кроме того, необходимо проанализировать влияние указанных изменений и дополнений на смежные отрасли законодательства.

     Отметим, что Закон о бухгалтерском  учете является одним из немногих  действующих правовых актов, в которых  определен комплекс задач финансового  контроля. Данный нормативный акт  в целом отличается четкостью структуры, согласованностью и взаимообусловленностью правовых норм, точностью формулировкой. Указанные качественные характеристики позволяют Закону о бухгалтерском учете (без существенных редакционных правок) выполнять функцию основы специального законодательства в области бухгалтерского учета с 1996 года до настоящего времени.

     Вместе  с тем данный правовой акт представляется наиболее перспективным инструментом для реализации основных положений  концепции негосударственного финансового контроля по нескольким основаниям:

  • в настоящее время специалистами в области правовой бухгалтерии подготовлено большое число предложений по совершенствованию действующего законодательства, учитывающих результаты теоретических исследований, особенности новых форм хозяйствования, а также правоприменительную практику. Свидетельством данного процесса является подготовка Минфином России проекта закона об официальном бухгалтерском учете;
  • органическое единство учета и контроля, аналогия общественных отношений, возникающих по поводу ведения учета и контроля, делают возможным и целесообразным объединением правовых норм, регулирующих данные институты, в комплексных источниках права.

     Отметим, что в Законе о бухгалтерском  учете отсутствует определение  (дефиниция) внутрихозяйственного (внутреннего) контроля, не сформулированы его основные принципы, не установлено соотношение бухгалтерского  учета и внутрихозяйственного контроля.

     На  наш взгляд, законодательное закрепление  указанных норм позволит решить следующие  задачи:

  • классифицировать функции учета и контроля;
  • установить степень важности контроля и меру его влияния  на основные характеристики бухгалтерского учета;
  • изложить основные, сущностные характеристики контроля;
  • обеспечить единое толкование и понимание основных принципов контроля;
  • создать единую методическую базу для формирования стандартов внутрихозяйственного контроля;
  • точнее определять состав прав, обязанностей и ответственности должностных лиц.

     Необходимо  подчеркнуть, что нормы, регулирующие контроль,  не выделены в Законе о бухгалтерском учете в обособленный раздел. Вместе с тем, принимая во внимание органическую  связь  учета и контроля, целесообразно сохранить структуру Закона о бухгалтерском учете без существующих изменений, внеся необходимые редакционные корректировки и дополнения, основываясь на разработанной концепции негосударственного финансового контроля.

     Предлагаем  следующие изменения и дополнения к тексту Закону о бухгалтерском  учете:

  1. ст.2 «Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» дополнить определением: Внутрихозяйственный контроль (система внутрихозяйственного контроля) – совокупность организационных, технических и информационных мер, методик и процедур, используемых руководством организации в качестве средства для результативного, упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, соблюдения законности при ведении финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности имущества, выявления, исправления и предотвращения ошибок и неправомерных действий персонала, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  2. в п.2. ст. 5 «Регулирование бухгалтерского учета» включить подпункт следующего содержания: «положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и способы ведения внутрихозяйственного контроля;
  3. ст. 8 «Основные требования к ведению бухгалтерского учета» дополнить пунктом следующего содержания: «Достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности должна подтверждаться системой внутрихозяйственного контроля»;
  4. абзац седьмой п. 3. ст.6 «Организация бухгалтерского учета в организациях» изложить в следующей редакции: «порядок внутрихозяйственного контроля, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета».

Информация о работе Негосударственный финансовый контроль