Негосударственный финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является изучение основных видов негосударственного контроля, а также механизма его функционирования.
Основные задачи курсовой работы:
* Определить сущность и задачи негосударственного финансового контроля;
* Рассмотреть основные виды негосударственного контроля и проанализировать соотношение государственного и негосударственного видов контроля;
* Дать оценку современному состоянию аудиторских услуг и изучить законодательную базу;
* Определить дальнейшее развитие негосударственного контроля.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3
1.Теоретическиое основы негосударственного финансового контроля…………5
1.1. Основные понятия и задача негосударственного финансового
контроля……………………………………………………………………………...5
1.2.Виды негосударственного финансового контроля……………………………6
1.3. Соотношение государственного и негосударственного видов финансового контроля………………………………………………………………………………9
2.Развитие аудита в России как вида негосударственного финансового
Контроля……………………………………………………………………………13
2.1. Юридические основы российского аудита…………………………………..13
2.2.Современный рынок аудиторских услуг……………………………………..16
3.Пути совершенствование негосударственного финансового контроля
в России…………………………………………………………………………….22
3.1. Совершенствование негосударственного финансового контроля
в России……………………………………………………………………………22
3.2.Реализация концепции негосударственного финансового контроля
в системе законодательства……………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………………………………..31
Приложение №1……………………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

Негосударственный контроль.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

           Аудиторскую деятельность имеют  право вести субъекты, которым  предоставлена лицензия на осуществление  аудиторской деятельности, Минфин  России как лицензирующий орган  в соответствующем государственном  реестре учитывает выданные лицензии  на осуществление аудиторской деятельности. Их количество показывает, сколько аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов имеют право вести аудиторскую деятельность.

Таблица 1.

Лицензирование  аудита [9]

  На 1.04.05 На 

1.01.06.

На 1.01.07 На 1.01.08 На 1.01.09
Лицензирование на осуществление аудиторской деятельности-всего, тыс. 7,2 7,7 8,2 7,3 6,9
В том  числе:     7,1    
Аудиторские организации 6,1 6,6 1,1 6,4 6,2
Индивидуальные  аудиторы 1,1 1,1   0,9 0,7
 

          Как видно из таблицы 1, начиная с 2007 года, наблюдалось сокращение количества лицензий: в 2007 году – на 0,9 тыс., в 2008 году – на 0,4 тыс. Данное сокращение во многом обусловлено тем, что не все аудиторские организации и индивидуальные аудиторы продлевали срок действия своих лицензий. В 2008 г. за продлением срока действия лицензий обращалось в среднем порядка 60% аудиторских организаций и порядка 30% индивидуальных аудиторов, срок действий лицензий, которых истекал. С 1 января 2010 г. лицензирование аудиторской деятельности прекращается.

      В 2008 г. Минфин России поступило 842 заявления о предоставлении лицензий на осуществлении аудиторской деятельности, что на 164 заявления или на 24% больше, чем в 2007 г. Лицензии предоставлены 746 соискателям (89%), 96 соискателям (11%) отказано в предоставлении лицензии. Продлен срок действия 1287 лицензий.

     Распределение аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов по федеральным округам  характеризуется следующими данными:

Таблица 2.

Распределение аудиторских организаций по федеральным округам [9]

Федеральный округ Аудиторские организации Индивидуальные  аудиторы
Кол-во лицензий, тыс. В % от общего кол-ва Кол-во лицензий, тыс. В % от общего кол-ва
Российская  Федерация  
6,2
100 0,7 100
В том  числе        
Центральный 3,0 48,4 0,2 28,6
Северо-Западный 0,7 11,3 0,1 14,3
Южный 0,5 8,1 0,1 14,3
Приволжский 0,8 12,9 0,1 14,3
Уральский 0,5 8,1 0,05 7,1
Сибирский 0,5 8,1 0,1 14,3
Дальневосточный 0,2 3,1 0,05 7,1

                В 2008 г. распределение аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов по федеральным округам практически не изменилось по сравнению с 2007 г.

      Подавляющее большинство аудиторских организаций  занимается аудиторской деятельностью  пять и более лет. Данная «возрастная» структура аудиторских организаций  сохраняется на протяжении достаточно длительного времени.

Таблица 3.

«Возрастная»  структура аудиторских  организаций[9]

Количество  лет ведения аудиторской  деятельности Удельный  вес аудиторских  организаций в  общем количестве, в %
2005 2006 2007 2008
Менее года 2,1 3,3 3,2 3,5
1-2 года 8,3 11,5 10,0 10,4
3-4 года 22,3 17,7 12,9 10,5
5 и  более лет 67,3 67,4 73,9 75,6

      Однако, как в любом сегменте рынка, на рынке аудиторских услуг количество субъектов, фактически ведущих деятельность, отличается от количества субъектов, имеющих  право вести такую деятельность. Наличие лицензии у ряда аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не сопровождается фактическим ведением аудиторской деятельности. Экспертная оценка показала, что на протяжении последних лет фактически вели аудиторскую деятельность порядка 4,5-5,0 тыс. субъектов. При этом доля индивидуальных аудиторов в данном показателе незначительна по сравнению с долей аудиторских организаций. Деятельность индивидуальных аудиторов носит ограниченный характер, масштабы ее не оказывают существенного влияния на показателя рынка аудиторских услуг.

На протяжении последних лет аудиторский сектор динамично развивается:

Таблица 4.

Динамика  аудиторских услуг [9]

  За 2005 год За 2006 год За 2007 год За 2008 год
Объем оказанных аудиторских услуг  – всего, млрд. руб. 28,9 34,4 41,7 50,1
Прирост по сравнению с прошлым годом, % х 19,2 21,3 20,1
 

      В 2008 году объем оказанных аудиторских  услуг увеличился по сравнению с 2007 годом на 20,1% и составил 50,1 млрд. руб. Как и в предыдущие годы, среди  важнейших факторов роста данного показателя – рост цен на аудиторские услуги и расширение клиентской базы.

      На  объеме оказанных в 2008 г. аудиторских  услуг практически не сказалась  экономическая ситуация второй половины 2008 г. и начала 2009 г., поскольку, как  правило, основной объем этих услуг( в частности обязательный аудит) аудиторские организации оказывают в первой половине года. По мнению экспертов, последствия сложной экономической ситуации окажут влияние на показатели рынка аудиторских услуг за 2009 год. Среди негативных факторов называют: сокращение притока новых клиентов, сокращение бюджетов на привлечение аудиторов и консультантов у имеющихся клиентов, снижение или, как минимум, фиксация на неизменном уровне цен на аудиторские и консультационные услуги, платежеспособность клиентов. Вместе с тем в настоящее время основания для вывода о существенном сокращении объема рынка аудиторских услуг в 2009 г. отсутствуют.

      В 2008 году высокая динамика роста объема оказанных аудиторских услуг  наблюдалось в Москве (21,8%), в Санкт-Петербурге (11,5%) и других регионах рост объема услуга составил соответственно 9% и 16,6%.

      В целом по стране на долю услуг по проведению аудита приходится более 48% всего объема оказанных услуг. Однако структура аудиторских услуг  в центре и регионах неодинакова. В Москве и Санкт-Петербурге преобладающими являются прочие услуги (соответственно 54,5% и 53%), других регионах основным видом услуг является проведение аудита (60,1%).

Так же неравномерность имеет место  в отношении федеральных округов. В Приволжском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах доля услуг  по проведению аудита превышает 60%. В Южном федеральном округе она составляет около 60%, в Центральном (без Москвы) и Уральском – порядка 57%, в Северо-Западном – 49%.

      В услугах по проведению аудита услуги по общему составили 92,2%, банковскому аудиту – 5,6%, аудиту бирж -1,2%, аудиту страховщиков -1,0%. Во всех федеральных округах, в том числе Центральном (без Москвы) доля услуг по общему аудиту колеблется между 96% и 98%. Данная структура услуг по проведению аудита наблюдается на протяжении.  Данная структура услуг по проведению аудита наблюдается на протяжении нескольких последних лет.

     Порядка 16% объема прочих услуг составляют услуги, оказанные клиентам, в отношении  бухгалтерской отчетности которых та же аудиторская организация проводила аудит. При этом доля таких услуг в крупных аудиторских организациях более чем в два раза превышает аналогичный показатель малых и средних аудиторских организаций.

       В следующей таблице приведены данные о распределение аудиторских организаций, фактически оказывающих аудиторские услуги, по объему таких услуг:

Таблица 5.

Распределение аудиторских услуг [9]

Объем аудиторских услуг, оказанных аудиторской  организацией, млн. руб. Удельный  вес в общем  количестве аудиторских организаций, % Удельный  вес в общем  количестве выданных аудиторских заключений, %
Менее 1,5 37,9 13,0
1,5-3,0 21,1 16,3
3,0-9,0 26,9 32,6
9,0-70,0 13,0 27,8
70,0-1500 1,0 8,4
Более 1500 0,1 1,9
 

      В 2008 году количество аудиторских организаций, которые оказали услуги в объеме более 1500 млн. руб. увеличилось на 25% по сравнению с 2007 годом, в  объеме 9,0-70,0 млн. руб. на 21%, в объеме 3,0-9,0 млн. руб. на 18%. В месте с тем количество аудиторских организаций, которые оказали услуг в объеме менее 1,5 млн. руб. сократилось на 13% по сравнению 2007 годом.

      Из  общего количества аудиторских организаций, которые в 2008 году фактически вели аудиторскую  деятельность 83% относятся к малым (с численностью работающих не более 15 человек), более 15% - к средним (с численностью работающих от 16 до 50 человек) и около 2% - к крупным (с численностью работающих более 50 человек). При этом среди крупных аудиторских организаций выделяются 4 организаций, численность работающих в которых превышает 1200 человек. (Приложение №1)

      В следующей таблице сравниваются некоторые показатели деятельности малых, средних и крупных организаций:

Таблица 6.

Показатели  деятельности малых, средних и крупных  аудиторских компаний [9]

  Малые Средние Крупные
Доля  в общем количестве аудиторских организаций, % 83,0 15,4 1,6
Доля  в общем объеме оказанных аудиторских  услуг, % 21,4 19,6 58,9
Доля  в объеме оказанных услуг по проведению аудита, % 25,1 21,6 53,7
Удельный  вес услуг по проведению аудита в  общем объеме оказанных аудиторских услуг, % 56,5 52,4 44,1
Доля  в общем количестве клиентов, отчетность, которых проаудирована, % 58,3 30,0 11,7

Информация о работе Негосударственный финансовый контроль