Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 16:40, реферат
Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом» О банках и банковской деятельности». Именно банки являются первым, исходным звеном в сфере финансового рынка, тогда как все НКО - звено вторичное, производное. Поэтому существуют обстоятельства, ставящие банки в особое положение в экономике Тавасиев А.М., Бычков В.П., Москвин В.А. Указ. Соч. С. 10.:
Количество членов кооператива не может быть меньше 15 и больше 2000 человек.
Основными принципами деятельности
кредитных потребительских
· Добровольность вступления в кооператив;
· Свобода выхода из него;
· Равенство прав и обязанностей всех членов кооператива при принятии решений независимо от размеров паевых взносов;
· Личное участие в управлении кооперативом.
Кредитные потребительские кооперативы подлежат государственной регистрации. Органами управления является общее собрание членов кооператива, правление, ревизионная комиссия и комитет по займам, исполнительным органом - директор. Высший орган - общее собрание членов кооператива.
Инвестиционные фонды - находящийся в собственности акционерного общества либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц имущественный комплекс, пользование и распоряжение которым осуществляет управляющая компания исключительно в интересах акционеров этого акционерного общества или учредителей доверительного управления.
Образование и функционирование инвестиционных фондов регламентируются Федеральным законом «Об инвестиционных фондах» от 29 ноября 2001г. №156-ФЗ.
Существует два вида инвестиционных фондов - акционерные и паевые.
Акционерный инвестиционный фонд - открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные российским законодательством. Другие виды предпринимательской деятельности фонд не имеет права осуществлять. Этот фонд должен получить лицензию. Имущество фонда состоит из двух вещей: инвестиционных резервов и имущества для обеспечения деятельности органов управления фонда.
Инвестиционные резервы передаются в доверительное управление управляющей компании на основании договора о передаче ей полномочий единоличного исполнительного органа фонда.
Рассматриваемый фонд имеет право размещать только обыкновенные именные акции путем открытой подписки. Главным органом фонда является общее собрание акционеров, исполнительным органом - совет директоров.
Паевой инвестиционный фонд (ПИФ) - обособленный имущественный комплекс, переданный в доверительное управление управляющей компании учредителями. Имущество ПИФ является общим имуществом владельцев инвестиционных паев и принадлежит им на праве общей долевой собственности. Раздел имущества и выделение из него в натуре не допускается. Управляющая компания осуществляет сделки с имуществом от своего имени в качестве доверительного управляющего. Сейчас инвестиционные фонды находятся в трудном положении из-за проблем на рынке ценных бумаг, поэтому их включение в кредитную систему нам представляется преждевременным, несмотря на то что законодательство позволяет инвестировать средства ПИФ в депозиты, считая тем самым их ссудным капиталом. Им запрещено выдавать кредиты, списывать свои обязательства, приобретать имущество, выступать инвестором своего ПИФ.
В 2003 г. происходило активное создание новых категорий ПИФ: индексного, денежного рынка, венчурного. Почти половина действующих ПИФ была создана в январе - октябре 2003 г.
Пенсионный фонд. Проведение пенсионной реформы в России существенно повышает роль Пенсионного фонда РФ как финансово-кредитного учреждения. В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ введено обязательное пенсионное страхование.
Согласно п.1 Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1, Пенсионный Фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Следует отметить, что согласно положениям ст. 5 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ ПФ РФ является государственным учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования. При этом он имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и не подлежат изъятию.
Кроме того, вышеуказанным
федеральным законом
Таким образом, Пенсионный Фонд РФ является государственным учреждением, наделенным публично-властными полномочиями и имеющим специальную правоспособность. Основными его субъектами является:
· Страховщик - Пенсионный Фонд и его территориальные органы; негосударственные пенсионные фонда;
· Страхователи - лица, производящие выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица); индивидуальные предприниматели, адвокаты;
· Застрахованные лица - лица, на которые распространяется обязательное пенсионное обеспечение.
Негосударственные пенсионные фонды - особа организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фондов на основании договоров с вкладчиками фондов в пользу его участников. Эти фонды создаются в соответствии с Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» от 7 мая 1998г. № 75 - ФЗ.
Фонды осуществляют свою деятельность независимо о государственного пенсионного фонда. Их учредителями могут быть физические и юридические лица. Фонд отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Он подлежит обязательной регистрации, его учредительными документами является устав и учредительный договор, органами управления являются совет фонда и исполнительная дирекция.
Инкассаторские организации. Инкассация - в наиболее распространенном смысле упорядоченная сдача (приемка) наличных денежных средств предприятиями, организациями (их структурными подразделениями) учреждениям банков.
Однако инкассировать можно не только денежные средства, но и валютные ценности, ценные бумаги, финансовые, платежные и коммерческие документы, различные денежные эрзацы, например телефонные жетоны. Правовая основа инкассации вытекает из установленного законом и иными подзаконными актами РФ порядка расчетов и платежей на территории РФ.
Инкассация осуществляется на основе договора и может представлять собой сложную операцию с участием двух и более субъектов. При инкассации наличных денежных средств одной стороной обязательно выступает банк или кредитное учреждение. Банк может инкассировать наличные деньги у своих клиентов самостоятельно, в это случае банк осуществляет инкассацию с помощью специально созданной службы. Для проведения инкассации банк на договорной основе может привлекать третьих лиц, например специализированные инкассаторские организации, а также пользоваться услугами других банков.
Операции с валютными ценностями, включая драгоценные камни и металлы, осуществляются на основе специальных лицензий ЦБ. Иные ценности предприятия инкассируют с помощью своих структурных подразделений (такого рода операции осуществляются на основе внутренних регламентов).
В Российской Федерации небанковские кредитные организации инкассации ведут свою деятельность на основании указания Центрального Банка Ф от 1 июня 1998 г. № 244-У: Вестник Банка России. 1998. №38. 10 июня. «Кредитные организации, создаваемые для осуществления инкассации (прием, доставка и сдача) денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов, подлежат регистрации в Банке России в качестве небанковских кредитных организаций в соответствии с инструкцией Банка России «О порядке регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности» от 27 сентября1996 г. № 49.
Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов должна быть обеспечена надежной охраной. Для получения лицензии на осуществление операций по инкассации небанковская кредитная организация должна представит в территориальное учреждение Банка России нотариально удостоверенные копии документов:
· Согласованного с органами внутренних дел устава службы безопасности;
· Разрешения органа внутренних дел на хранение и использование служебного оружия;
· Документов, подтверждающих право собственности или аренды автомобиля.
Если охрана инкассации будет осуществляться организацией, специализирующейся на охранной деятельности, небанковская кредитная организация для получения лицензии на осуществление операции по инкассации должна представить в территориальное учреждение Банка России нотариально удостоверенные копии документов организации, специализирующейся на охранной деятельности: свидетельства о государственной регистрации; устава; лицензии на охранную деятельность; разрешения органа внутренних дел на хранение и использование служебного оружия; договора на охрану с данной организацией и документов организации инкассации, подтверждающих право собственности или аренды на автомобили.
Заключение
Банк России и кредитные организации - основные субъекты банковской системы в России. Естественно, что с точки зрения обеспечения и защиты коренных интересов общества, главную роль в российской экономике должны играть российские кредитные организации. Поэтому Банк России и российские кредитные организации - основные субъекты банковской системы.
В отличие от
той банковской системы,
Действующие в банковской системе России небанковские кредитные организации подлежат классификации по сочетанию банковских операций и других сделок кредитных организаций, на осуществление которых у данной кредитной организации имеется лицензия Банка России. Однако, как справедливо отмечается в литературе, в большинстве случаев наименование небанковской кредитной организации имеет мало общего с ее реальной деятельностью. Это обстоятельство объясняется:
? чрезвычайно высокими
темпами их образования в
? слабой разработанностью правовой базы, регламентирующей деятельность этих институтов;
? распространенностью
случаев осуществления этими
организациями банковских
? слабым контролем
за деятельностью этих
Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс
Российской Федерации. Часть
2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».
3. Жуков Е.Ф. , Н.М. Зеленкова, Л.Т. Зеленкова» Деньги. Кредит. Банки»: Учебник для Вузов - 3е изд. Перераб. и доп. - М: ЮНИТИ-ДАНА,2005. - 703с.
4. Жуков Е.Ф. «Банки и
5. Костерина Т.М. Банковское дело. Учебник для студентов высших учебных заведений. - М., 2003. - 240 с.
6. Кузнецова Е.И. «Деньги Кредит Банки»: Учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 527 с.
7. Лаврушин О.И. «Деньги Кредит Банки»: Учебник. - М.: КНОРУС, 2006 - 560 с.
8. Павлодский Е.А. «Кредитные организации в России: правовой аспект». - М.: Волтерс Клувер, 2006. - 624 с.
9. Семилютина Н.Г. Происхождение
кредитных организаций и
10. Соколова И.В. Бухгалтерский учет в банках. Учебник для студентов вузов.- М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2005 г. - 984с.
11. Тавасиев А.М., Бычков В.П., Москвин В.А. Банковское дело: базовые операции для клиентов: Учеб.пособие /под ред. А.М. Тавасиева. М.: Финансы и статистика, 2005. - 304 с.
12. Тавасиев А.М. «Антикризисное
управление кредитными
13. Торхов В.П. Кредитные карты.
// Методический журнал "Расчеты
и операционная работа в