Небанковские кредитные организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 16:40, реферат

Описание работы

Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом» О банках и банковской деятельности». Именно банки являются первым, исходным звеном в сфере финансового рынка, тогда как все НКО - звено вторичное, производное. Поэтому существуют обстоятельства, ставящие банки в особое положение в экономике Тавасиев А.М., Бычков В.П., Москвин В.А. Указ. Соч. С. 10.:

Работа содержит 1 файл

Небанковские кредитные организации.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

 

Количество членов кооператива не может быть меньше 15 и больше 2000 человек.

 

Основными принципами деятельности кредитных потребительских кооперативов являются:

 

· Добровольность вступления в кооператив;

 

· Свобода выхода из него;

 

· Равенство прав и  обязанностей всех членов кооператива при принятии решений независимо от размеров паевых взносов;

 

· Личное участие в  управлении кооперативом.

 

Кредитные потребительские  кооперативы подлежат государственной  регистрации. Органами управления является общее собрание членов кооператива, правление, ревизионная комиссия и комитет по займам, исполнительным органом - директор. Высший орган - общее собрание членов кооператива.

 

Инвестиционные фонды - находящийся в собственности  акционерного общества либо в общей  долевой собственности физических и юридических лиц имущественный комплекс, пользование и распоряжение которым осуществляет управляющая компания исключительно в интересах акционеров этого акционерного общества или учредителей доверительного управления.

 

Образование и функционирование инвестиционных фондов регламентируются Федеральным законом «Об инвестиционных фондах» от 29 ноября 2001г. №156-ФЗ.

 

Существует два вида инвестиционных фондов - акционерные  и паевые.

 

Акционерный инвестиционный фонд - открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные российским законодательством. Другие виды предпринимательской деятельности фонд не имеет права осуществлять. Этот фонд должен получить лицензию. Имущество фонда состоит из двух вещей: инвестиционных резервов и имущества для обеспечения деятельности органов управления фонда.

 

Инвестиционные резервы  передаются в доверительное управление управляющей компании на основании  договора о передаче ей полномочий единоличного исполнительного органа фонда.

 

Рассматриваемый фонд имеет  право размещать только обыкновенные именные акции путем открытой подписки. Главным органом фонда  является общее собрание акционеров, исполнительным органом - совет директоров.

 

Паевой инвестиционный фонд (ПИФ) - обособленный имущественный  комплекс, переданный в доверительное  управление управляющей компании учредителями. Имущество ПИФ является общим  имуществом владельцев инвестиционных паев и принадлежит им на праве общей долевой собственности. Раздел имущества и выделение из него в натуре не допускается. Управляющая компания осуществляет сделки с имуществом от своего имени в качестве доверительного управляющего. Сейчас инвестиционные фонды находятся в трудном положении из-за проблем на рынке ценных бумаг, поэтому их включение в кредитную систему нам представляется преждевременным, несмотря на то что законодательство позволяет инвестировать средства ПИФ в депозиты, считая тем самым их ссудным капиталом. Им запрещено выдавать кредиты, списывать свои обязательства, приобретать имущество, выступать инвестором своего ПИФ.

 

В 2003 г. происходило активное создание новых категорий ПИФ: индексного, денежного рынка, венчурного. Почти  половина действующих ПИФ была создана  в январе - октябре 2003 г.

 

Пенсионный фонд. Проведение пенсионной реформы в России существенно  повышает роль Пенсионного фонда  РФ как финансово-кредитного учреждения. В соответствии с Федеральным  законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ введено обязательное пенсионное страхование.

 

Согласно п.1 Положение  о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1, Пенсионный Фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

 

Следует отметить, что  согласно положениям ст. 5 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ ПФ РФ является государственным учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования. При этом он имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и не подлежат изъятию.

 

Кроме того, вышеуказанным  федеральным законом устанавливается, что Пенсионный Фонд РФ и его территориальные  органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

 

Таким образом, Пенсионный Фонд РФ является государственным учреждением, наделенным публично-властными полномочиями и имеющим специальную правоспособность. Основными его субъектами является:

 

· Страховщик - Пенсионный Фонд и его территориальные органы; негосударственные пенсионные фонда;

 

· Страхователи - лица, производящие выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица); индивидуальные предприниматели, адвокаты;

 

· Застрахованные лица - лица, на которые распространяется обязательное пенсионное обеспечение.

 

Негосударственные пенсионные фонды - особа организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фондов на основании договоров с вкладчиками фондов в пользу его участников. Эти фонды создаются в соответствии с Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» от 7 мая 1998г. № 75 - ФЗ.

 

Фонды осуществляют свою деятельность независимо о государственного пенсионного фонда. Их учредителями могут быть физические и юридические лица. Фонд отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Он подлежит обязательной регистрации, его учредительными документами является устав и учредительный договор, органами управления являются совет фонда и исполнительная дирекция.

 

Инкассаторские организации. Инкассация - в наиболее распространенном смысле упорядоченная сдача (приемка) наличных денежных средств предприятиями, организациями (их структурными подразделениями) учреждениям банков.

 

Однако инкассировать  можно не только денежные средства, но и валютные ценности, ценные бумаги, финансовые, платежные и коммерческие документы, различные денежные эрзацы, например телефонные жетоны. Правовая основа инкассации вытекает из установленного законом и иными подзаконными актами РФ порядка расчетов и платежей на территории РФ.

 

Инкассация осуществляется на основе договора и может представлять собой сложную операцию с участием двух и более субъектов. При инкассации наличных денежных средств одной  стороной обязательно выступает банк или кредитное учреждение. Банк может инкассировать наличные деньги у своих клиентов самостоятельно, в это случае банк осуществляет инкассацию с помощью специально созданной службы. Для проведения инкассации банк на договорной основе может привлекать третьих лиц, например специализированные инкассаторские организации, а также пользоваться услугами других банков.

 

Операции с валютными  ценностями, включая драгоценные  камни и металлы, осуществляются на основе специальных лицензий ЦБ. Иные ценности предприятия инкассируют с помощью своих структурных подразделений (такого рода операции осуществляются на основе внутренних регламентов).

 

В Российской Федерации  небанковские кредитные организации  инкассации ведут свою деятельность на основании указания Центрального Банка Ф от 1 июня 1998 г. № 244-У: Вестник Банка России. 1998. №38. 10 июня. «Кредитные организации, создаваемые для осуществления инкассации (прием, доставка и сдача) денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов, подлежат регистрации в Банке России в качестве небанковских кредитных организаций в соответствии с инструкцией Банка России «О порядке регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности» от 27 сентября1996 г. № 49.

 

Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов должна быть обеспечена надежной охраной. Для получения лицензии на осуществление операций по инкассации небанковская кредитная организация должна представит в территориальное учреждение Банка России нотариально удостоверенные копии документов:

 

· Согласованного с органами внутренних дел устава службы безопасности;

 

· Разрешения органа внутренних дел на хранение и использование  служебного оружия;

 

· Документов, подтверждающих право собственности или аренды автомобиля.

 

Если охрана инкассации будет осуществляться организацией, специализирующейся на охранной деятельности, небанковская кредитная организация для получения лицензии на осуществление операции по инкассации должна представить в территориальное учреждение Банка России нотариально удостоверенные копии документов организации, специализирующейся на охранной деятельности: свидетельства о государственной регистрации; устава; лицензии на охранную деятельность; разрешения органа внутренних дел на хранение и использование служебного оружия; договора на охрану с данной организацией и документов организации инкассации, подтверждающих право собственности или аренды на автомобили.

 

Заключение

 

 

 Банк России и  кредитные организации - основные  субъекты банковской системы  в России. Естественно, что с точки зрения обеспечения и защиты коренных интересов общества, главную роль в российской экономике должны играть российские кредитные организации. Поэтому Банк России и российские кредитные организации - основные субъекты банковской системы.

 

 В отличие от  той банковской системы, которая  в России была до 1917 года, а  затем и в короткий период  НЭПа в 20-е годы прошлого  века, современная нам банковская  система, по своим организационно-правовым  формам, - достаточно однообразна.  В ней нет широкого спектра разнообразных видов и форм банков и других кредитных организаций. Нет разнообразия видов и форм кредитных организаций. Замечу, что в банковской системе юридически не закреплены виды банков. Нет никакой специализации банков. Банк может называться как угодно (инновационный, ипотечный, инвестиционный, сберегательный банк и т.п.), но само по себе это не указывает на характер его банковских операций. По банковскому законодательству, все банки, - универсальные. Они могут заниматься любыми банковскими операциями, которые указаны в их лицензиях. Нет четкого правового статуса у государственных и муниципальных банков.

 

Действующие в банковской системе России небанковские кредитные  организации подлежат классификации  по сочетанию банковских операций и  других сделок кредитных организаций, на осуществление которых у данной кредитной организации имеется лицензия Банка России. Однако, как справедливо отмечается в литературе, в большинстве случаев наименование небанковской кредитной организации имеет мало общего с ее реальной деятельностью. Это обстоятельство объясняется:

 

? чрезвычайно высокими  темпами их образования в сочетании  со смутным представлением многих  организаторов о сущности того  института, который они создают;

 

? слабой разработанностью  правовой базы, регламентирующей деятельность этих институтов;

 

? распространенностью  случаев осуществления этими  организациями банковских операций  без государственной регистрации  и соответствующей лицензии;

 

? слабым контролем  за деятельностью этих организаций  со стороны Банка России и других соответствующих государственных органов.

 

Список использованной литературы

 

 

1. Гражданский кодекс  Российской Федерации. Часть первая.

 

2. Федеральный закон «О банках  и банковской деятельности».

 

3. Жуков Е.Ф. , Н.М. Зеленкова, Л.Т. Зеленкова» Деньги. Кредит. Банки»: Учебник для Вузов - 3е изд. Перераб. и доп. - М: ЮНИТИ-ДАНА,2005. - 703с.

 

4. Жуков Е.Ф. «Банки и небанковские  кредитные организации и их  операции»: Учеб. пособие. М.: Вузовский  учебник. - 2005. - 491с.

 

5. Костерина Т.М. Банковское дело. Учебник для студентов высших учебных заведений. - М., 2003. - 240 с.

 

6. Кузнецова Е.И. «Деньги Кредит  Банки»: Учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 527 с.

 

7. Лаврушин О.И. «Деньги Кредит  Банки»: Учебник. - М.: КНОРУС, 2006 - 560 с.

 

8. Павлодский Е.А. «Кредитные организации в России: правовой аспект». - М.: Волтерс Клувер, 2006. - 624 с.

 

9. Семилютина Н.Г. Происхождение  кредитных организаций и эволюция  предоставляемых ими услуг (правовые  аспекты). // Законодательство и экономика.  №1, 2004.

 

10. Соколова И.В. Бухгалтерский  учет в банках. Учебник для  студентов вузов.- М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2005 г. - 984с.

 

11. Тавасиев А.М., Бычков В.П., Москвин  В.А. Банковское дело: базовые  операции для клиентов: Учеб.пособие  /под ред. А.М. Тавасиева. М.: Финансы и статистика, 2005. - 304 с.

 

12. Тавасиев А.М. «Антикризисное  управление кредитными организациями». Учебное пособие - М.: Юнити-Дана 2006г. - 480 с.

 

13. Торхов В.П. Кредитные карты. // Методический журнал "Расчеты  и операционная работа в коммерческом банке". №2, 2005.


Информация о работе Небанковские кредитные организации