Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 12:39, доклад
Важнейшее инновационное изменение, которое внедряется в деятельности Федерального казначейства – это переход к стратегическому менеджменту (стратегированию). Можно выделить четыре этапа стратегического менеджмента как важные составные элементы соответствующего перманентного процесса.
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВАИ БАНКА РОССИИ
Потребности трансформации путей развития экономики России, связанных с переходом к инновационным подходам, настоятельно требуют изменений в сфере организации и функционирования всего сектора государственного управления.
Аспектами трансформации Федерального казначейства (Казначейства России) с точки зрения новых инновационных подходов являются, в частности:
В Федеральном казначействе основные направления совершенствования системы внутренней организации и управления в значительной мере ориентированы на принципы лучших практик реализации административной реформы в нашей стране, а также на изучение и внедрение элементов аналогичного зарубежного опыта, включая достижения сектора реальной экономики.
Важнейшее инновационное изменение, которое внедряется в деятельности Федерального казначейства – это переход к стратегическому менеджменту (стратегированию). Можно выделить четыре этапа стратегического менеджмента как важные составные элементы соответствующего перманентного процесса.
Во-первых, это постоянный анализ места и роли федерального органа исполнительной власти в системе мероприятий по реализации социально-экономической политики Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, формирование и согласование в установленном порядке перспективных направлений развития ведомства.
Во-вторых,
это соответствующее
В-третьих, это идентификация и институализация проблемных вопросов, формирование “центров ответственности” для наиболее эффективного их решения и реализация соответствующих конкретных мероприятий в тесной взаимосвязи с перспективными направлениями развития других государственных институтов.
В-четвертых, это изменение подходов к системе оценки и контроля внутренней деятельности федерального органа исполнительной власти.
В Федеральном казначействе существует два горизонта планирования развития ведомства: пятилетнее планирование на основе стратегической карты и тактическое планирование на ежегодной основе.
Планы тесно взаимосвязаны между собой и учитывают актуальные тенденции социально-экономической политики государства.
Специалистами ведомства была разработана “Стратегическая карта развития Федерального казначейства на 2010–2015 гг.”, включающая формирование таких базовых компонентов стратегирования, как: роль, миссия, видение перспективной модели его совершенствования, семь важнейших стратегических целей Казначейства России, декомпозированных на двенадцать ключевых задач.
Важнейшими целями развития Казначейства России на среднесрочную перспективу являются:
Существенную роль в процессе развития Казначейства России должно сыграть активное внедрение программно-целевых методов в систему управления, что, в частности, предполагает использование инструментов ведомственных целевых программ в тесной связи со стратегическими задачами ведомства.
С целью реализации мероприятий “Стратегической карты Казначейства России на 2010–2015 гг.” ежегодно формируются детальные планы соответствующих мероприятий.
Необходимо
отметить, что решение целого ряда
важнейших задач развития Казначейства
России (включая, в частности, такие
как: внедрение современных
Одной из приоритетных задач в рамках внедрения концепции “Электронное казначейство” является переход на безбумажный документооборот не только с клиентами территориальных органов Казначейства России, но и с подразделениями Банка России, в которых осуществляется открытие и ведение счетов Федерального казначейства. Этот сложный процесс занял в общей сложности почти десять лет и был практически завершен в 2010 году.
В
свою очередь, это создало необходимые
предпосылки для включения
Применение технологии БЭСП наиболее эффективно для реализации внутридневных подкреплений счетов территориальных органов Федерального казначейства, предназначенных для осуществления и учета операций со средствами федерального бюджета, а также при проведении различных платежей, имеющих высокую степень приоритетности для государства (например, реализации ряда мер антикризисного регулирования, финансовой поддержки населения и уполномоченных органов в процессе предотвращения и (или) устранения последствий природных и (или) техногенных катастроф и т.п.).
Проведенный Казначейством России мониторинг времени прохождения бюджетных платежей из федерального центра до его территориальных органов и обратно в системе БЭСП позволяет утверждать, что период прохождения в настоящее время, как правило, не превышает одной минуты. В свою очередь, это позволило Федеральному казначейству и Центральному банку Российской Федерации совместно реализовать в 2010 году процедуру централизации на Едином казначейском счете (далее – ЕКС), открытом в ОПЕРУ-1 Банка России, средств, предназначенных для проведения операций и учета внебюджетных средств бюджетных учреждений, а также финансовых ресурсов, находящихся в их временном распоряжении. Кроме того, в том же году была успешно внедрена модель, при которой подразделениями Банка России осуществляется ежедневное “обнуление” всех остатков средств, находящихся по завершении операционного дня в территориальных органах Казначейства России, с одновременным их зачислением на ЕКС.
Это
дало возможность существенно
Важнейшим
совместным проектом Казначейства России
и Банка России является методическое
и организационное
Первый эксперимент подобного рода, успешно реализованный в 2009 году в Краснодарском крае, наглядно продемонстрировал следующие преимущества нового подхода:
В рамках осуществления Центральным банком Российской Федерации контрольно-надзорных и регулятивных полномочий представляется чрезвычайно важной реализация совместно с Казначейством России ряда мероприятий по предоставлению дополнительного сервиса добросовестным плательщикам денежных средств в бюджеты всех уровней.
В
настоящее время Федеральным
казначейством совместно с
Преимущества подобного подхода, как нам представляется, будут выражаться, в частности, в следующем:
Все
вышеперечисленные проекты
На более длительную перспективу (до 2017 года) рассчитана реализация проекта по трансформации Казначейства России в квазикредитную организацию с особым правовым статусом в части осуществления им расчетно-платежных и учетных полномочий в отношении средств бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов.
В этом контексте предполагается концентрация средств, учитываемых на счетах, открытых Федеральному казначейству на одном счете Казначейства России, ведущемся в уполномоченном подразделении Банка России.
При
этом должна быть обеспечена возможность
автоматизированного