Направления развития системы взаимодействия Федерального Казначейства и Банка России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 12:39, доклад

Описание работы

Важнейшее инновационное изменение, которое внедряется в деятельности Федерального казначейства – это переход к стратегическому менеджменту (стратегированию). Можно выделить четыре этапа стратегического менеджмента как важные составные элементы соответствующего перманентного процесса.

Работа содержит 1 файл

ОДЦБ.doc

— 54.50 Кб (Скачать)

     НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВАИ  БАНКА РОССИИ

     Потребности трансформации путей развития экономики  России, связанных с переходом к инновационным подходам, настоятельно требуют изменений в сфере организации и функционирования всего сектора государственного управления.

     Аспектами трансформации Федерального казначейства (Казначейства России) с точки зрения новых инновационных подходов являются, в частности:

    • изменения в структуре внутренней организации и управления ведомством,
    • внедрение инновационных подходов применительно к новым направлениям функциональной деятельности Федерального казначейства,
    • поиск новых подходов к развитию и совершенствованию исполнения традиционных функциональных направлений деятельности.

     В Федеральном казначействе основные направления совершенствования системы внутренней организации и управления в значительной мере ориентированы на принципы лучших практик реализации административной реформы в нашей стране, а также на изучение и внедрение элементов аналогичного зарубежного опыта, включая достижения сектора реальной экономики.

     Важнейшее инновационное изменение, которое  внедряется в деятельности Федерального казначейства – это переход к стратегическому менеджменту (стратегированию). Можно выделить четыре этапа стратегического менеджмента как важные составные элементы соответствующего перманентного процесса.

     Во-первых, это постоянный анализ места и  роли федерального органа исполнительной власти в системе мероприятий  по реализации социально-экономической  политики Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, формирование и согласование в установленном порядке перспективных направлений развития ведомства.

     Во-вторых, это соответствующее определение  и корректировка стратегических целей и задач внутри федерального органа исполнительной власти, их гармонизация с его ресурсными возможностями, включая мобилизацию необходимых резервов.

     В-третьих, это идентификация и институализация проблемных вопросов, формирование “центров ответственности” для наиболее эффективного их решения и реализация соответствующих конкретных мероприятий в тесной взаимосвязи с перспективными направлениями развития других государственных институтов.

     В-четвертых, это изменение подходов к системе оценки и контроля внутренней деятельности федерального органа исполнительной власти.

     В Федеральном казначействе существует два горизонта планирования развития ведомства: пятилетнее планирование на основе стратегической карты и тактическое планирование на ежегодной основе.

     Планы тесно взаимосвязаны между собой и учитывают актуальные тенденции социально-экономической политики государства.

     Специалистами ведомства была разработана “Стратегическая  карта развития Федерального казначейства на 2010–2015 гг.”, включающая формирование таких базовых компонентов стратегирования, как: роль, миссия, видение перспективной модели его совершенствования, семь важнейших стратегических целей Казначейства России, декомпозированных на двенадцать ключевых задач.

     Важнейшими  целями развития Казначейства России на среднесрочную перспективу являются:

    • формирование единого информационного пространства в части финансовой деятельности всех публично-правовых образований в стране;
    • обеспечение качественного кассового обслуживания субъектов государственного сектора экономики (включая государственные внебюджетные фонды);
    • развитие современной системы бюджетных платежей (в том числе, с применением биржевых механизмов регулирования ликвидности единого казначейского счета по учету средств федерального бюджета, а также современных банковских расчетно-платежных технологий);
    • совершенствование системы внутренней организации деятельности ведомства, основанное на применении новейших информационно-телекоммуникационных технологий, детальной административной и технологической регламентации всех основных итеративных процессов, оптимизации структуры и функций сотрудников и т.д.

     Существенную  роль в процессе развития Казначейства России должно сыграть активное внедрение  программно-целевых методов в  систему управления, что, в частности, предполагает использование инструментов ведомственных целевых программ в тесной связи со стратегическими задачами ведомства.

     С целью реализации мероприятий “Стратегической  карты Казначейства России на 2010–2015 гг.” ежегодно формируются детальные  планы соответствующих мероприятий.

     Необходимо  отметить, что решение целого ряда важнейших задач развития Казначейства России (включая, в частности, такие  как: внедрение современных платежно-расчетных  технологий в государственном секторе, полномасштабное внедрение концепции “Электронное казначейство” и т.п.) было бы невозможным без существующей системы комплексного взаимодействия между Федеральным казначейством и Банком России.

     Одной из приоритетных задач в рамках внедрения  концепции “Электронное казначейство”  является переход на безбумажный документооборот не только с клиентами территориальных органов Казначейства России, но и с подразделениями Банка России, в которых осуществляется открытие и ведение счетов Федерального казначейства. Этот сложный процесс занял в общей сложности почти десять лет и был практически завершен в 2010 году.

     В свою очередь, это создало необходимые  предпосылки для включения территориальных  органов Казначейства России в систему  банковских электронных срочных  платежей (систему БЭСП) Банка России. В настоящее время эта инновационная банковская технология успешно используется казначейскими подразделениями в 79 субъектах Российской Федерации, объем операций составляет 3,4 трлн. рублей (июль 2009 года – июль 2010 года), что в совокупности превышает третью часть от общей суммы годовых расходов федерального бюджета.

     Применение  технологии БЭСП наиболее эффективно для реализации внутридневных подкреплений счетов территориальных органов Федерального казначейства, предназначенных для осуществления и учета операций со средствами федерального бюджета, а также при проведении различных платежей, имеющих высокую степень приоритетности для государства (например, реализации ряда мер антикризисного регулирования, финансовой поддержки населения и уполномоченных органов в процессе предотвращения и (или) устранения последствий природных и (или) техногенных катастроф и т.п.).

     Проведенный Казначейством России мониторинг времени  прохождения бюджетных платежей из федерального центра до его территориальных  органов и обратно в системе БЭСП позволяет утверждать, что период прохождения в настоящее время, как правило, не превышает одной минуты. В свою очередь, это позволило Федеральному казначейству и Центральному банку Российской Федерации совместно реализовать в 2010 году процедуру централизации на Едином казначейском счете (далее – ЕКС), открытом в ОПЕРУ-1 Банка России, средств, предназначенных для проведения операций и учета внебюджетных средств бюджетных учреждений, а также финансовых ресурсов, находящихся в их временном распоряжении. Кроме того, в том же году была успешно внедрена модель, при которой подразделениями Банка России осуществляется ежедневное “обнуление” всех остатков средств, находящихся по завершении операционного дня в территориальных органах Казначейства России, с одновременным их зачислением на ЕКС.

     Это дало возможность существенно увеличить  среднедневные остатки средств  на ЕКС по сравнению с данными  кризисного 2009 года, а также значительно  снизить зависимость федерального бюджета как от привлечения дополнительных внешних и внутренних заимствований, так и от иммобилизации части средств суверенных фондов Российской Федерации (и в первую очередь ее Резервного фонда) для решения проблем бюджетной сбалансированности. Дальнейшее углубление взаимодействия Казначейства России и Банка России в направлении развития технологии БЭСП применительно к бюджетной сфере могло бы осуществляться по следующим основным направлениям:

    • обеспечение полного охвата вышеуказанным сервисом всей совокупности территориальных органов Казначейства России (в настоящее время он недоступен в четырех регионах Российской Федерации: Республике Дагестан, Республике Северная Осетия – Алания, Чеченской Республике и Республике Ингушетия);
    • поэтапный переход к внедрению специализированного сервиса Банка России для региональных подразделений Федерального казначейства в субъектах Российской Федерации, реализующего возможность осуществления их руководителями (в соответствии с переданными полномочиями и в условиях определенных правовых ограничений) прямого дебетования ЕКС с целью ускорения оборачиваемости бюджетных средств и оптимизации расчетно-платежных технологий.

     Важнейшим совместным проектом Казначейства России и Банка России является методическое и организационное сопровождение  процесса перехода выдачи наличных денежных средств работникам бюджетной сферы и бюджетным учреждениям посредством индивидуальных и корпоративных банковских карт, эмитируемых кредитными организациями.

     Первый  эксперимент подобного рода, успешно  реализованный в 2009 году в Краснодарском крае, наглядно продемонстрировал следующие преимущества нового подхода:

    • расширение рамок операционного дня в части возможности получения наличных денежных средств;
    • существенное увеличение точек выдачи кассовой наличности, включая не только помещения банков, но и банкоматы;
    • внедрение электронных технологий при подкреплении счетов для выдачи наличных денежных средств, что существенно удобнее повсеместно используемого ныне механизма акцепта денежных чеков в органах Федерального казначейства, который невозможен без их физической доставки туда представителем бюджетополучателя;
    • возможность получения дополнительных бюджетных доходов, уплачиваемых кредитными организациями при победе в тендере на право их работы с наличными денежными средствами (если такие условия оговорены в соответствующей конкурсной документации);
    • сокращение операций бюджетных издержек при увеличении эффективности.

     В рамках осуществления Центральным  банком Российской Федерации контрольно-надзорных и регулятивных полномочий представляется чрезвычайно важной реализация совместно с Казначейством России ряда мероприятий по предоставлению дополнительного сервиса добросовестным плательщикам денежных средств в бюджеты всех уровней.

     В настоящее время Федеральным  казначейством совместно с другими федеральными органами исполнительной власти – администраторами бюджетных поступлений (Федеральной налоговой службой, Федеральной миграционной службой, Министерством внутренних дел Российской Федерации) и администрациями ряда субъектов Российской Федерации (Республик Татарстан и Башкортостан, Владимирской и Астраханской областями) начат эксперимент по концентрации данных о начислениях и учете оплаты бюджетных платежей физическими лицами в сети Интернет. Предполагается, что в дальнейшем эти данные будут доступны для них через услугу “личный кабинет” на федеральном портале государственных услуг. В связи с этим особую актуальность будет иметь возможность доступа для пользователей этой услуги ко всему спектру современных платежных банковских технологий, включая расчеты посредством банковских карт различных платежных систем, интернет-банкинга и т.п.

     Преимущества  подобного подхода, как нам представляется, будут выражаться, в частности, в следующем:

    • должно быть достигнуто повышение собираемости бюджетных поступлений и ускорение оборачиваемости бюджетных средств;
    • будет обеспечено существенное повышение степени информированности плательщиков о задолженности и ее погашении, упрощение процедур перечисления средств в пользу бюджетов.

     Все вышеперечисленные проекты должны быть реализованы в течение ближайших трех лет.

     На  более длительную перспективу (до 2017 года) рассчитана реализация проекта  по трансформации Казначейства России в квазикредитную организацию с  особым правовым статусом в части осуществления им расчетно-платежных и учетных полномочий в отношении средств бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов.

     В этом контексте предполагается концентрация средств, учитываемых на счетах, открытых Федеральному казначейству на одном счете Казначейства России, ведущемся в уполномоченном подразделении Банка России.

     При этом должна быть обеспечена возможность  автоматизированного оперативного расщепления данных электронной  выписки по вышеуказанному счету  по соответствующим балансовым субсчетам, в том числе по счетам всех публично-правовых образований Российской Федерации.

Информация о работе Направления развития системы взаимодействия Федерального Казначейства и Банка России