Налоговая система Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 11:08, контрольная работа

Описание работы

На сегодняшний день практически во всех странах мира правительства стремятся к оптимизации национальных систем налогообложения. Издревле налоги являются важнейшим источником пополнения бюджета, выполняя тем самым фискальную функцию. За такие правонарушения как уклонение от уплаты налогов, несвоевременная уплата налогов или уплата налогов в неполном объеме, физические и юридические лица несут различную ответственность: от уплаты штрафов (пени), до уголовного делопроизводства.

Работа содержит 1 файл

текст.doc

— 106.50 Кб (Скачать)


              ВВЕДЕНИЕ             

 

На сегодняшний день практически во всех странах мира правительства стремятся к оптимизации национальных систем налогообложения. Издревле  налоги являются важнейшим источником пополнения бюджета, выполняя тем самым фискальную функцию. За такие правонарушения как уклонение от уплаты налогов, несвоевременная уплата налогов или уплата налогов в неполном объеме, физические и юридические лица несут различную ответственность: от уплаты штрафов (пени), до уголовного делопроизводства. Необходимо помнить, что нормальное функционирование налоговой системы возможно только при наличии крепкой нормативно – правовой базы. Законодательство разных стран имеет свои особенности, содержит различные положения, которые обусловлены ее национальными интересами.

При всей множественности налогообложения развитые государства стремятся к минимизации налогов или, точнее, к их оптимизации.

В качестве примера такого зарубежного опыта, я решила остановиться на стране «восходящего солнца» - Японии.

Целью данной работы являются методы исследования взимания и контроля за уплатой налогов в стране.

На сегодняшний день современная Япония наряду с США, Германией, Великобританией является центром деловой жизни. В стране расположены крупнейшие корпорации мира, а также представлена широкая филиальная сеть, поэтому будет интересно рассмотреть вопрос налогообложения прибылей корпорации, а также налогообложение доходов физических лиц.

Предметом исследования при рассмотрении данной темы будет изучение механизма функционирования налоговой системы Японии с целью регулирования налоговых отношений в обществе.

 

 

1. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ЯПОНИИ

 

Особый интерес для изучающих зарубежное налоговое законодательство унитарных стран представляет налоговая система Японии. Налоговая система Японии сложилась еще в XIX веке. В современном виде она функционирует, начиная с послевоенного времени, когда была проведена налоговая реформа, названная по имени профессора Шалпа.

Остановимся на некоторых аспектах этой системы, поскольку она имеет специфические особенности и несколько отличается от налоговой системы США и западноевропейских стран.

В Японии функционируют государственные налоги и налоги местные. При этом более 64% всех налоговых поступлений образуется за счет государственных налогов, а остальные - за счет местных налогов. Затем значительная часть налоговых средств перераспределяется через государственный бюджет Японии путем отчислений от государственных налогов в местные бюджеты. В стране 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет свой самостоятельный бюджет. Распределение налогов является как бы зеркальным отражением их сбора: примерно 64% финансовых ресурсов расходуются как местные средства, а остальные средства обеспечивают осуществление общегосударственных функций. [3]

Необходимо также отметить, что доходная часть бюджета страны и бюджетов префектур строится не только на налогах. В Японии по сравнению с рядом других стран довольно высока доля неналоговых поступлений. Так, в государственном бюджете налоги составляют 84% и неналоговые средства - 16%, местные органы управления имеют до четверти неналоговых поступлений. Сюда входят арендная плата, продажа земельных участков и другой муниципальной недвижимости, пени, штрафы, продажа облигаций, доходы от лотерей, займы и др. В неналоговые статьи дохода включается также остаток предыдущего года.[3]

Налоговая система Японии, как в США и Европе, характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Каждый вид государственного налога регулируется законом. Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, в остальном установление ведется местным парламентом. Всего в стране 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно классифицировать по трем крупным группам: [3]

Первая - это прямые подоходные налоги на юридических и  физических лиц.

Вторая - прямые налоги на имущество.

Третья - прямые и косвенные потребительские налоги.

Налоговая политика Японии предусматривает укрепление финансов местных органов власти: префектур, городов, районов, поселков и т.д. В  Японии платят три вида местных налогов, взимаемых му­ниципалитетами. Это предпринимательский, корпо­ративный муниципальный и уравнительный налоги.

Предпринимательский налог начисляется на облага­емую налогами прибыль и взимается по трем ставкам, ве­личина каждой из которых может незначительно коле­баться в зависимости от префектуры. Так, для Токио он установлен в пределах от 6 до 12,6% прибыли в зависимо­сти от уставного капитала компании и величины самой прибыли. [1]

Корпоративный муниципальный налог представляет собой совокупность двух налогов: префектурального и го­родского или (как в случае для Токио) соответственно го­родского и районного. Налоговые ставки могут различать­ся в зависимости от места, но предельная ставка для префектурального (для Токио — городского) налога — 6%, го­родского (районного) — 4,7% (рассчитывается от суммы общенационального налога). [1]

Уравнительный налог представляет собой подлежа­щую уплате фиксированную сумму, величина которой (от 50 тыс. до 3750 тыс. иен) определяется по соответствующей таблице, зависит от размера капитала юридическо­го лица и числа работающих на нем и распределяется между городом и префектурой в соотношении 4:1. [1]

3

 



2. ПОРЯДОК ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ЯПОНИИ 

 

2.1. Прямые налоги на доходы физических и юридических лиц

Самый высокий доход государству приносят подоходный налог с юридических и физических лиц. Он превышает 56% всех налоговых поступлений.

Значение налога на доходы физических лиц для государственного бюджета Японии огромно. Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10, 20, 30, 40 и 50%. Кроме того, есть подоходный префектурный налог по трем ставкам: 5, 10 и 15%. Помимо этого существуют местные подоходные налоги. [5]

Подоходным налогом облагаются заработная плата, жалованье, доходы крес­тьян, лиц свободных профессий, доходы от недвижимости (сдача в аренду), а так­же дивиденды, проценты, случайные заработки, пенсии и т. д. Все налогооблагаемые доходы в Японии делятся на десять категорий:

1. Проценты по вкладам.

2. Дивиденды.

3. Доходы от недвижимости.

4. Доходы от предпринимательской деятельности.

5. Заработная плата.

6. Бонусы.

7. Выходные пособия, пенсии.

8. Случайные доходы.

9. Смешанные, разносторонние доходы.

10. Доходы от капитала.

Для большинства из них (кроме процентов и дивидендов) установлены налоговые льготы или освобождения от уплаты налогов. Кроме того, независимо от величины дохода каждый житель Японии обязан уплачивать налог на прожива­ние, составляющий 3200 иен в год. [5]

В деловой практике Японии часто возникает вопрос о том, не слишком ли тяжелое налоговое бремя несет рядовой японский налогоплательщик. Однако необходимо учитывать и тот факт, что подоходное налогообложение физических лиц предусматривает существенные льготы.

Основными налоговыми льготами, которыми пользуется средний налогоплательщик, являются «базовая льгота» (необлагаемый минимум дохода налогопла­тельщика, равный 350 тыс. иен) и аналогичные льготы на супругу (супруга) и на каждого иждивенца.[5] Кроме того, такие виды доходов, как заработная плата, пен­сии и выплаты социального страхования имеют специальные налоговые освобож­дения. Министерство финансов Японии при подсчете налогооблагаемой базы для каждого налогоплательщика предоставляет пять льгот и освобождений.

Для исчисления подоходного налога суммируются доходы налогоплательщи­ка, полученные им из разных источников, а затем из общей суммы дохода вычита­ется необлагаемый минимум, устанавливаемый с учетом различных скидок (ба­зисной, на иждивенцев, на взносы по социальному страхованию, по страхованию жизни и в пенсионный фонд, на расходы на медицинское обслуживание, а также специальных скидок для инвалидов, престарелых, вдов и т. д.). Следствием явля­ется то, что необлагаемый минимум для семьи из 4-х человек в Японии гораздо выше, чем, например, в США, ФРГ, Англии, Франции.

Помимо адресных, персональных освобождений, которые широко применяют­ся к налогооблагаемому доходу в целом, существует ряд узко специальных льгот по налогообложению доходов, полученных из различных источников, введенных в налоговую систему по ряду важных причин.

• С целью справедливого налогообложения доходов разных категорий насе­ления введена специальная скидка, уменьшающая налогооблагаемый доход налогоплательщика. Эта скидка применяется только в отношении доходов, полученных наемным работником от продажи своего труда. Размер скидки равен сумме специально определяемых «персональных расходов» (personal expenses). Цель введения этой скидки — достижение равного для целей на­логообложения положения лиц наемного труда с одной стороны, и пред­принимателей — с другой. Последние имеют возможность списывать часть своих личных расходов в «расходы бизнеса» (иначе говоря, на себестои­мость) и выводить их из-под налогообложения, чего лица наемного труда до введения этой скидки были лишены (что, с точки зрения Налогового управления Японии, не соответствует критерию справедливости налого­обложения). На практике использовавшим эту скидку предпринимателям удавалось добиться уменьшения налогооблагаемой подоходным налогом базы на 28,6%.

• Ряд специальных инструкций позволял также разделить для целей налого­обложения доходы от бизнеса. Объектом налогообложения выступает до­ход, получаемый за вычетом из выручки всех необходимых расходов. Нало­гоплательщикам, заполняющим «синюю» форму налоговой декларации, разрешалось вычитать из налогооблагаемого дохода стоимость подготовки налоговой декларации в размере не более чем 100 тыс. иен. Кроме того, были разрешены «вычеты» (специальные снижения размеров налогооблагаемого личного дохода бизнесмена) на размер заработной платы, уплачиваемой членам семьи, которые были введены вместо списания их на расходы, свя­занные с ведением бизнеса. Заработная плата самого бизнесмена (предпри­нимателя), таким образом, имела льготы как доход, получаемый от бизнеса, и вместе с тем он имел право на льготы по доходам, получаемым от продажи своего труда, как для лиц наемного труда (при условии, что фирма для це­лей налогообложения зарегистрирована как квазикорпорация). Система «двойного льготирования» была отменена в 1992 г., однако размер «специ­ального вычета» из налогооблагаемой базы при условии заполнения «си­ней» формы налоговой декларации был в то же время увеличен до 350 тыс. иен.

• Специальные налоговые льготы имеют разносторонние доходы и доходы от капитала. Для разносторонних доходов налогооблагаемая сумма уменьша­ется на 400 тыс. иен в год, если индивид имеет стаж работы менее 20 лет, и дополнительно к этой сумме на 700 тыс. иен, если трудовой стаж превыша­ет 20 лет.

Доходы от капитала и недвижимости облагаются отдельно от обычного по­доходного налога после вычета сумм соответствующих льгот. Кроме того, часто предоставляются налоговые кредиты для таких целей, как внешние (иностранные) налоги, налоговый кредит в связи с увеличением расходов на НИОКР и другие кредиты, предоставление которых обусловлено каки­ми-либо специфическими политическими целями.

• В налоговой системе Японии неденежные доходы (такие, как разница в арендной плате за жилье, предоставленное государством или компанией своему сотруднику по льготной цене, и его рыночной стоимостью), предос­тавляемые получателям заработной платы и предпринимателям, либо осво­бождаются от налогов вообще,  либо облагаются  частично.

• Семейные пары с одинаковым годовым доходом в Японии платят различ­ный подоходный налог в зависимости от того, работает ли один супруг в семье или двое. Современная налоговая система Японии приветствует се­мьи, в которых работают оба супруга с примерно одинаковыми доходами, поэтому семейные пары, где работает только один супруг, несут более тяже­лое налоговое бремя.

 

 

 

 

В таблице 1 рассмотрим пример уплачиваемых налогов двумя категориями семей. (см. ниже) [5]

 

По данным таблицы видно, что семьи первой и второй группы уплачивают одну и ту же сумму налога и несут равное налоговое бремя до тех пор, пока их доход составляет 3, 4 и 5 млн. иен. Затем при увеличении дохода семья с одним работающим будет нести более высокое налоговое бремя по сравнению с семьей другой категории.

Таблица 1. «Размеры налогов, уплачиваемых семьями с одним и двумя работающими супругами»

Шкала дохода, млн. иен

 

Семья с одним работающим

 

Семья с двумя работающими, получающими поровну

 

сумма налога

 

уровень налогового бремени, %

 

сумма налога

 

уровень налогового бремени, %

 

3

 

0

 

0

 

0

 

0

 

4

 

57500

 

1,4

 

57500

 

1,4

 

5

 

130500

 

2,6

 

130500

 

2,6

 

8

 

469000

 

5,9

 

384500

 

4,8

 

10

 

821000

 

8,2

 

560500

 

5,6

 

20

 

4282000

 

21,4

 

2836500

 

14,2

 

30

 

5577500

 

28,6

 

6182000

 

20,6

 

50

 

18077500

 

36,2

 

14177500

 

28,4

 

Информация о работе Налоговая система Японии