Наличный денежный оборот в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Деньги являются важным звеном во всей совокупности производственных отношений. Они имеют общее с товарами происхождение, одно порядковую естественную основу, но выделяются из товарного мира и абсолютно противостоят ему, выполняя совсем иную общественную функцию. Если товары находятся в сфере обращения временно, то деньги являются постоянным спутником этой сферы. Их природа в этом отношении отличается от природы товара: развившись из товара, они продолжают оставаться товаром, и в то же время отличаются от всего прочего товарного мира своими специфическими свойствами. Б

Содержание

Введение………………………………………………………………………...
…5
1 Понятие налично-денежного оборота……………………………………….
…7
2 Организация обращения наличных денег в Республике Беларусь………..
..13
3 Прогнозирование наличного денежного оборота в Республике Беларусь..
..20
Заключение……………………………………………………………………...
..24
Список использованных источников………………

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 70.54 Кб (Скачать)

Разрешение  предприятиям, предпринимателям, частным  нотариусам на расходование наличных денег из выручки дается ежегодно (как правило, в течение I квартала) на основании представленной заявки с учетом соблюдения ими правил ведения  кассовых операций при отсутствии претензий  к текущему (расчетному) счету предприятия, предпринимателя, частного нотариуса либо при наличии в картотеке расчетных документов, оплата которых относится к четвертой группе очередности платежей, за исключением случаев, установленных законодательством Республики Беларусь.

При наличии  претензий к текущему (расчетному) счету действие ранее выданных разрешений на использование предприятиями, предпринимателями, частными нотариусами поступающей  им выручки приостанавливается до полного  расчета по платежам, предшествующим четвертой группе очередности, за исключением  случаев, установленных законодательством  Республики Беларусь.

Ответственность за несоблюдение указанного требования несут предприятия, предприниматели, частные нотариусы в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Данные условия должны быть оговорены при заключении договора текущего (расчетного) банковского  счета или при внесении изменений  в действующие договоры.

Размер  расходования наличных денег из выручки, поступившей в кассы предприятия, предпринимателю, частному нотариусу  на цели, предусмотренные законодательством, за исключением выплат, входящих в  состав фонда заработной платы, пенсий, пособий, устанавливается дифференцированно  для каждого предприятия, предпринимателя, частного нотариуса в зависимости  от его потребностей и вида уставной деятельности предприятия, деятельности предпринимателя, но не более 50% поступившей  выручки в месяц за вычетом  денежных средств, израсходованных на выплаты, входящие в состав фонда заработной платы, пенсий, пособий.

Общий размер расходования наличных денег из выручки  страховым организациям, предприятиям по скупке тары у населения, комиссионным магазинам на выплату комитентам, предприятиям игорного бизнеса, ломбардам  может устанавливаться обслуживающим  банком.

Разрешение  предприятию на расходование наличных денег из выручки для осуществления  расчетов наличными деньгами между  предприятиями, предпринимателями, частными нотариусами дает обслуживающий  банк в размерах и в порядке, установленных  законодательством Республики Беларусь.

Банки при  наличии лицензии с правом осуществлять расчетно-кассовое обслуживание предприятий, предпринимателей, частных нотариусов, физических лиц и отсутствии ограничительных  предписаний осуществляют прием  наличных денег в соответствии с  законодательством Республики Беларусь:

от предприятий, предпринимателей, частных нотариусов для зачисления на их текущие (расчетные) и иные счета, открываемые в порядке, установленном законодательством  Республики Беларусь, выручки - на основании  договора, заключенного между банком и предприятием, предпринимателем, частным нотариусом;

от предприятий, предпринимателей (покупателей), частных  нотариусов для зачисления на их текущие (расчетные) и иные счета, открываемые  в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, получателей средств (продавцов) за продукцию (товары, работы, услуги) - в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

от предпринимателей, частных нотариусов для пополнения их текущих (расчетных) счетов;

от физических лиц по платежам, вытекающим из гражданско-правовых отношений, за продукцию, товары, работы, услуги и другим платежам (коммунальные услуги, услуги связи, страховые и  налоговые платежи, сборы, штрафы, оплата обучения, лечения, покупка квартиры, гаража и т.п.) для зачисления на текущие (расчетные) и иные счета предприятий, предпринимателей и частных нотариусов, открываемые в порядке, установленном  законодательством Республики Беларусь, а также в виде взносов первичным общественным организациям.

Платежи могут производиться как на основании  соответствующего договора между банком и получателем денежных средств, так и без договора в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Наличные  деньги, принятые от физических лиц  в уплату налогов, страховых и  других сборов, могут сдаваться сборщиками этих платежей непосредственно в  банки или через эксплуатационные предприятия Министерства связи  Республики Беларусь как на основании  соответствующего договора между банком и получателем денежных средств, так и без договора.

Банки выдают наличные деньги на цели, установленные  законодательством Республики Беларусь.

Банки в  целях рационального распределения  имеющихся кассовых ресурсов осуществляют контроль за выдачей наличных денег предприятиям, предпринимателям, частным нотариусам в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Национальный  банк в пределах своей компетенции  может разрабатывать рекомендации банкам по перечню сведений (документов), используемых банками для осуществления  контроля при проведении отдельных  операций банков с наличными деньгами.

Выдача  наличных денег на заработную плату, стипендии, пенсии, пособия, доходы предпринимателей, частных нотариусов производится в  соответствии с законодательством  Республики Беларусь в сроки, определяемые договором между предприятием, предпринимателем, частным нотариусом, с одной стороны, и банком, с другой стороны.

Банки при  определении в договоре конкретных сроков выдачи наличных денег на эти  цели учитывают необходимость равномерного распределения их по дням месяца для  обеспечения удовлетворения обоснованных требований предприятий, предпринимателей, частных нотариусов в наличных деньгах. Предприятия, предприниматели и  частные нотариусы представляют в банки копию либо выписку  из коллективного договора (соглашения), трудовых договоров (контрактов) с указанием  сроков выплаты заработной платы, стипендий, пенсий, пособий, доходов предпринимателей, частных нотариусов при открытии текущих (расчетных) счетов или изменении сроков выплат. Сведения о размерах указанных выплат представляются в порядке и сроки, определяемые договором.

Если  в коллективном договоре (соглашении), трудовом договоре (контракте) сроки  выплаты заработной платы определены не в один, а в несколько дней, обслуживающий банк по письменному  согласию предприятия, предпринимателя, частного нотариуса может устанавливать  конкретный (один) день по каждому сроку  получения наличных денег из банка  на эти цели (за 1-ю, за 2-ю половину месяца и другие сроки).

Выдача  наличных денег на заработную плату, стипендии, пенсии, пособия по срокам, приходящимся на пятницу, субботу и  воскресенье, может производиться  банками в целях равномерного распределения нагрузки на кассовых работников начиная с четверга. Выдача наличных денег по срокам, приходящимся на праздничные и предпраздничные дни, производится банками не более чем за три рабочих дня до их наступления, а по предприятиям, выходные дни которых не совпадают с общеустановленными, - накануне выходных дней этих предприятий. В указанные сроки производятся выдачи наличных денег на заработную плату, стипендии, пенсии, пособия из выручки предприятия, предпринимателя, частного нотариуса.

Выдача  наличных денег для расчетов с  увольняемыми и уходящими в отпуск работниками, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством  Республики Беларусь, производится независимо от определенных в договоре между  предприятием, предпринимателем, частным  нотариусом и банком сроков выплаты  заработной платы, доходов предпринимателей, частных нотариусов.

Для обеспечения  рационального регулирования кассовых ресурсов и упорядочения выдач наличных денег банки на основании сведений, полученных от предприятий, предпринимателей, частных нотариусов о размерах и  определенных договором сроках выплаты  заработной платы, стипендий, пенсий, пособий, доходов предпринимателей, частных  нотариусов, ежеквартально, с разбивкой  по месяцам, составляют календари выдач  наличных денег на заработную плату, стипендии, пенсии, пособия, доходы предпринимателей, частных нотариусов (по дням).

Для расчета  потребности банков в наличных деньгах  в предстоящие дни, а также  учета своевременного получения  предприятиями, предпринимателями, частными нотариусами наличных денег на заработную плату, стипендии, пенсии, пособия, доходы предпринимателей, частных нотариусов и для составления сведений о  просроченных платежах населению предприятиями  банки ведут ведомость учета  выдач наличных денег на заработную плату, стипендии, пенсии, пособия, доходы предпринимателей, частных нотариусов.

Выдача  наличных денег из касс банков на расчеты  между предприятиями, предпринимателями, частными нотариусами производится в пределах размера, согласованного с обслуживающим банком, за вычетом  суммы, использованной на эти цели из выручки.

Выдача  наличных денег предприятиям, предпринимателям, частным нотариусам, физическим лицам  производится, как правило, за счет текущих поступлений наличных денег  в кассы банков.

При недостаточности  текущих поступлений наличных денег  для удовлетворения потребностей обслуживаемых  предприятий, предпринимателей, частных  нотариусов, физических лиц банки  осуществляют подкрепление операционных касс в порядке, установленном законодательством  Республики Беларусь.

Главные управления Национального банка  ежемесячно анализируют состояние  инкассации торговой выручки по областям и г. Минску.

Контролирующие  органы в пределах своей компетенции  осуществляют проверки соблюдения предприятиями, предпринимателями, частными нотариусами  правил ведения кассовых операций, порядка расчетов наличными деньгами в Республике Беларусь.

К предприятиям, предпринимателям, частным нотариусам, не соблюдающим правила ведения  кассовых операций и порядок расчетов наличными деньгами в Республике Беларусь, применяются меры ответственности, предусмотренные законодательством  Республики Беларусь.

Банки имеют  право осуществлять контроль за соблюдением правил ведения кассовых операций и порядка расчетов наличными деньгами в Республике Беларусь предприятиями, предпринимателями, частными нотариусами, открывшими у них текущие (расчетные) и иные счета, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Банки не осуществляют контроль за соблюдением правил ведения кассовых операций и порядка расчетов наличными деньгами в Республике Беларусь дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями иностранных государств.

Национальный  банк осуществляет контроль за работой банков по организации наличного денежного обращения.

 

 

3 Прогнозирование наличного денежного оборота в Республике Беларусь

 

Прогноз наличного денежного оборота (прогноз кассовых оборотов банков) составляется на основе прогноза основных направлений социально-экономического развития, а также данных анализа  кассовых оборотов банков за предыдущие периоды и оценки ожидаемых кассовых оборотов за квартал, предшествующий прогнозируемому.

Банки для  определения потребности в наличных деньгах составляют прогнозы ожидаемых  поступлений в их кассы наличных денег и выдач из касс наличных денег на основании динамических рядов Инструкции и сообщают их не позднее 5-го числа второго месяца квартала, предшествующего прогнозируемому  кварталу, своим вышестоящим банкам на соответствующей территории [2, с.89].

Головные  территориальные (областные) банки  осуществляют свод прогнозируемых кассовых оборотов и представляют сводный  квартальный прогноз наличного  денежного оборота (приход, расход, эмиссионный результат) в разрезе  банков и объяснительную записку  к нему не позднее 10-го числа второго  месяца текущего квартала в Главное  управление Национального банка  по соответствующей территории.

Главные управления Национального банка  для определения ожидаемых изменений  наличного денежного оборота  и потребности предприятий, предпринимателей, частных нотариусов в наличных деньгах  составляют прогноз наличного денежного  оборота по областям и г. Минску по источникам поступлений наличных денег  в кассы банков и направлениям их выдач на предстоящий квартал  и представляют в Национальный банк не позднее 20-го числа второго месяца текущего квартала с приложением пояснительной записки и расчетов прогноза наличного денежного оборота.

Прогнозируемые  расчеты эмиссионного результата главные  управления Национального банка  учитывают при разработке мер  по организации наличного денежного  обращения, а также при прогнозировании  завоза наличных денег в регион.

Для составления  прогноза наличного денежного обращения  главные управления Национального  банка используют:

прогнозируемые  расчеты розничного товарооборота (включая общественное питание) территориальных, ведомственных органов регулирования  торговли;

фактические сведения территориальных органов  Министерства статистики и анализа  Республики Беларусь об общих (через  все каналы реализации) объемах розничного товарооборота (включая общественное питание), о розничном товарообороте (включая общественное питание),по официально учтенным предприятиям, а также о расходовании торговыми предприятиями наличных денег из выручки, фактических объемах услуг, оказанных населению;

Информация о работе Наличный денежный оборот в Республике Беларусь