Наличный денежный оборот в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Деньги являются важным звеном во всей совокупности производственных отношений. Они имеют общее с товарами происхождение, одно порядковую естественную основу, но выделяются из товарного мира и абсолютно противостоят ему, выполняя совсем иную общественную функцию. Если товары находятся в сфере обращения временно, то деньги являются постоянным спутником этой сферы. Их природа в этом отношении отличается от природы товара: развившись из товара, они продолжают оставаться товаром, и в то же время отличаются от всего прочего товарного мира своими специфическими свойствами. Б

Содержание

Введение………………………………………………………………………...
…5
1 Понятие налично-денежного оборота……………………………………….
…7
2 Организация обращения наличных денег в Республике Беларусь………..
..13
3 Прогнозирование наличного денежного оборота в Республике Беларусь..
..20
Заключение……………………………………………………………………...
..24
Список использованных источников………………

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 70.54 Кб (Скачать)

Национальный  Банк осуществляет постоянный мониторинг за наличным денежным оборотом в регионах страны.

Обращение наличных денег является объектом прогнозного  планирования.

Для количественной характеристики объема денежной массы  в экономической теории используются специальные обобщенные показатели, так называемые денежные агрегаты: Ml, М2, МЗ и М4 [8, с.125].

Наиболее  узкий денежный агрегат Ml включает:

1) наличные  деньги в обращении, в том  числе деньги в кассах предприятий,  а также резервы коммерческих  банков в Национальном банке  (из которых не предоставляются  кредиты);

2) депозиты (банковские вклады) населения и  предприятия до востребования;

3) чековые  депозиты, т. е. вклады в коммерческих  банках, на которые может быть  выписан чек.

Таким образом, денежный агрегат Ml, имеющий по определению абсолютную ликвидность, включает в себя совокупное количество денег, используемых как средство обращения и обслуживающих текущий платежный оборот.

Однако  автор подчеркивает функцию денег  как средства накопления, а не как  средства обращения, необходимо учесть, что существует ряд других активов, отличающихся меньшей ликвидностью, чем деньги в узком смысле M1.

Это прежде всего деньги М2 - денежный агрегат, включающий в себя наряду с М1 сберегательные срочные депозиты, а также краткосрочные государственные ценные бумаги. Для срочных, то есть положенных на определенный срок, вкладов установлены следующие условия: если вкладчик желает получить процентный доход по полной ставке, средства должны находиться на счетах в течение всего установленного в договоре периода, продолжительность которого может составлять от одного месяца до нескольких лет. Поэтому экономисты считают средства на срочных вкладах менее ликвидными (т.е. менее подвижными, труднее обратимыми в наличные деньги). Но при желании эту операцию можно осуществить без больших сложностей, и поэтому экономисты включают такие вклады в денежную массу М2. Можно пойти и дальше: включить в денежную массу еще менее ликвидные государственные облигации, которые пользуются надежной репутацией и, как правило, могут быть быстро и без потерь проданы. Тогда получим денежную массу М3 (М2 плюс государственные облигации).

И наконец, деньги М4 - денежный агрегат, включающий МЗ и неденежные ликвидные активы, хранящиеся в банках (драгоценные металлы, ювелирные изделия и т.п.).

Вопрос, на основе какого же денежного агрегата анализировать объем денежной массы  в народном хозяйстве страны, является дискуссионным. Большинство предпочитает использовать агрегат Ml, поскольку он включает те активы, которые непосредственно используются в качестве средств обращения. Поэтому в дальнейшем под объемом денежной массы - предложением денег - будем понимать деньги M1.

Возвращаясь к вопросу о том, сколько же денег необходимо иметь в народном хозяйстве, следует, прежде всего, констатировать: очевидно, столько, сколько требуется  для оплаты всех предложенных за данный период товаров и услуг. Важно  также учесть, что каждая денежная единица может переходить из рук в руки несколько раз, обслуживая в течение данного периода времени несколько товарных сделок. Чем быстрее оборачиваются деньги, тем меньше их требуется для обращения.

Значит, необходимое для обращения количество денег зависит от трех факторов: 1) количества проданных товаров; 2) средней цены этих товаров; 3) скорости обращения денег [10, с.89].

Отсюда  очевиден и закон денежного обращения: количество денег, необходимых для  нормального обращения, соответствует  сумме цен (стоимости) всех товаров, деленной на скорость оборота денежных единиц:

 

M=(PQ)/V,                                                                                                  (1.1)

 

где  М - количество денег

       Q - количество проданных товаров

       Р - средняя цена товаров

       V- скорость обращения денег

 

Данный  закон может быть формально записан  и несколько иначе, как известное  уравнение обмена (модель Ирвинга Фишера):

 

MV = PQ,                                                                                                      (1.2)

 

где М - количество денег

       Q - объем товаров

       Р - средняя цена товаров

       V- скорость обращения денег

наличный денежный оборот

Уравнение обмена позволяет понять, почему колеблются цены и соответственно покупательная  способность денег при изменении  объема денежной массы в стране. Механизм связей параметров М, V, Р и Q в уравнении обмена И. Фишер иллюстрировал при помощи идеи рычага. Если количество денег в обращении (М) увеличивается, например, в 2 раза, то равновесие в уравнении объема нарушается. Поскольку скорость обращения денег (V) и объем (выпуск) товаров (Q) резко измениться не могут, то равновесие может быть восстановлено единственным способом: увеличением длины рычага (Р) в 2 раза, что соответствует такому же росту цен. Теперь одна единица товарной массы уравновешивается в два раза большим количеством денежных единиц, что свидетельствует о снижении покупательной способности денег (при прочих равных условиях).

Итак, если предположить, что скорость обращения  денег и объем реализуемых  на рынке товаров на протяжении определенного  периода времени постоянны, из формулы  И. Фишера следует, что уровень цен  в стране прямо пропорционален количеству денег в обращении и скорости их оборота и обратно пропорционален объему реализованной продукции (Р=MV/Q). 

 

2 Организация обращения наличных денег в Республике Беларусь

 

Организации наличного денежного  обращения в Республике Беларусь регламентируются правилами организации  наличного денежного обращения  в Республике Беларусь с изменениями  и дополнениями от 29 октября 2003 г. № 182 [4, с.34].

Согласно  Правил организация наличного денежного обращения в республике Беларусь осуществляется в следующем порядке.

Банк  устанавливает по согласованию с  исполнительным (или иным) органом  управления предприятия, предпринимателями, частными нотариусами ежегодно, как  правило, в течение I квартала исходя из необходимости ускорения оборачиваемости  денег и своевременного поступления  их в банки порядок и сроки  сдачи наличных денег, порядок использования  наличных денег из выручки предприятиям, предпринимателям, частным нотариусам, лимит остатка касс предприятиям.

Лимит остатка  кассы не устанавливается предприятиям с круглосуточным режимом работы, религиозным организациям, предпринимателям, частным нотариусам, а также специализированным кооперативам, общественным организациям (объединениям), осуществляющим хозяйственную  деятельность, направленную только на решение уставных целей и задач  в порядке, установленном законодательством  Республики Беларусь, и не занимающимся предпринимательской деятельностью. Вся выручка (за исключением остатка  фактической потребности в разменных  наличных деньгах, но не более трех базовых величин в расчете  на одного кассира) сдается в кассу  этих предприятий, предпринимателям либо в банк, эксплуатационным предприятиям Министерства связи Республики Беларусь в порядке и сроки, установленные  банком.

Банки не вправе отказать при обращении указанных  предприятий, предпринимателей, частных  нотариусов в установлении им лимитов  остатков касс. Предприятия, предприниматели  несут ответственность за превышение установленных лимитов остатков касс в соответствии с законодательством  Республики Беларусь.

Для установления порядка и сроков сдачи наличных денег, размеров расходования выручки  предприятиям, предпринимателям, частным  нотариусам, а также лимитов остатка  касс предприятиям в обслуживающий  их банк представляется заявка, которая  действительна в течение срока  действия, указанного в решении банка.

При этом устанавливаются следующие сроки  сдачи наличных денег:

ежедневно независимо от дня поступления выручки - для предприятий, предпринимателей, частных нотариусов, расположенных  в населенном пункте, где имеются банки или эксплуатационные предприятия Министерства связи Республики Беларусь;

один  раз в несколько дней, но не реже одного раза в 7 календарных дней - для  предприятий, предпринимателей, частных  нотариусов, расположенных в населенном пункте, где нет банков или эксплуатационных предприятий Министерства связи  Республики Беларусь, а также находящихся  на отдаленном расстоянии от них, и  для предприятий, предпринимателей, частных нотариусов, имеющих незначительные ежедневные либо периодические поступления  наличных денег в кассы предприятий, предпринимателям, частным нотариусам.

В отдельных  случаях исходя из особенностей деятельности предприятия, предпринимателя, частного нотариуса по их обоснованному ходатайству решением руководителя банка устанавливаются другие сроки сдачи выручки. При этом учитывается необходимость ускорения оборачиваемости и своевременного поступления денег в банки, обеспечение сохранности, специфика работы предприятия, предпринимателя, частного нотариуса. При образовании сверхлимитного остатка кассы наличные деньги должны быть сданы в банки независимо от установленного срока сдачи наличных денег.

Лимит остатка  кассы устанавливается с учетом особенностей деятельности, режима работы, порядка и сроков сдачи наличных денег в банк, времени заезда инкассации, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок наличных денег, среднедневной выручки, среднедневного расхода наличных денег (кроме расходов на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий, дивидендов).

При установлении лимита остатка кассы не учитывается  сумма выручки, поступившей от продажи  товаров (выполнения работ, оказания услуг), оплаченных в безналичном порядке  посредством чеков из чековых  книжек, расчетных чеков, банковских пластиковых карточек и других форм безналичных расчетов.

Лимит остатка  кассы устанавливается по времени  на конец рабочего дня предприятий, их подразделений. Наличные деньги, полученные от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) в конце рабочего дня после заезда инкассаторов, сдачи выручки самостоятельно, не являются сверхлимитными в случае документального подтверждения времени продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) и сдачи их на следующий рабочий день в банк либо эксплуатационным предприятиям Министерства связи Республики Беларусь в порядке и сроки, установленные банком.

Воинским  частям, организациям и учреждениям  Министерства обороны Республики Беларусь, имеющим только бюджетное финансирование, лимиты остатка касс устанавливаются  Министерством обороны Республики Беларусь по согласованию со Специализированным управлением Национального банка. Данные предприятия сообщают установленные  лимиты остатков касс обслуживающему банку по его требованию (запросу).

Другие  организации и учреждения Министерства обороны Республики Беларусь представляют в обслуживающий банк в установленном  порядке заявку на установление лимитов остатка кассы, порядка и сроков сдачи денежной выручки, размеров ее использования.

Комитету  государственной безопасности Республики Беларусь и его подведомственным органам лимит остатка кассы  устанавливается Председателем  Комитета государственной безопасности Республики Беларусь без согласования с обслуживающими банками. Установленные  лимиты остатка кассы сообщаются обслуживающим банкам.

Предприятиям, имеющим в своем составе мелкорозничную торговую сеть (палатки, ларьки, киоски, летние кафе и т.п.), пункты передвижной  торговли (автомагазины, автолавки, лотки, корзины и т.п.), иных уполномоченных лиц (агенты, распространители, инспектора и другие материально ответственные  лица), банком устанавливается общий  лимит остатка кассы, размер расходования наличных денег из выручки с учетом подразделений мелкорозничной и  передвижной торговой сети, иных уполномоченных лиц.

Порядок и сроки сдачи наличных денег  для уполномоченных лиц (агенты, распространители, инспектора, продавцы мелкорозничной и передвижной торговой сети и  другие материально ответственные  лица) устанавливаются самим предприятием, предпринимателем и доводятся каждому  приказом руководителя предприятия, предпринимателем. Сроки сдачи выручки для уполномоченных лиц устанавливаются исходя из необходимости  ускорения оборачиваемости и  своевременного поступления их в  банки, но не реже одного раза в 7 календарных  дней.

Банки устанавливают  размер расходования наличных денег  из выручки, поступившей в кассу  предприятия, предпринимателю:

реализующих товары (работы, услуги) за наличные деньги и имеющих постоянное их поступление, в том числе содержащих на своем  балансе магазины и мелкорозничную сеть;

занимающихся  одновременно производственной и торговой деятельностью, в кассы которых постоянно поступает выручка.

По другим предприятиям и предпринимателям, а  также частным нотариусам решение  об установлении размера расходования наличных денег из выручки принимается  банком в исключительных случаях  исходя из целесообразности.

Банки ведут  учет таких предприятий, предпринимателей, частных нотариусов и осуществляют контроль за своевременностью сдачи выручки предприятиями, предпринимателями, частными нотариусами в банк.

Выплата заработной платы в размере бюджета  прожиточного минимума из выручки предприятий  и предпринимателей производится независимо от наличия разрешения, выданного  банком на расходование наличных денег  из выручки, в соответствии с законодательством  Республики Беларусь.

Информация о работе Наличный денежный оборот в Республике Беларусь