Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 18:42, курсовая работа
Деньги являются важным звеном во всей совокупности производственных отношений. Они имеют общее с товарами происхождение, одно порядковую естественную основу, но выделяются из товарного мира и абсолютно противостоят ему, выполняя совсем иную общественную функцию. Если товары находятся в сфере обращения временно, то деньги являются постоянным спутником этой сферы. Их природа в этом отношении отличается от природы товара: развившись из товара, они продолжают оставаться товаром, и в то же время отличаются от всего прочего товарного мира своими специфическими свойствами. Б
Введение………………………………………………………………………...
…5
1 Понятие налично-денежного оборота……………………………………….
…7
2 Организация обращения наличных денег в Республике Беларусь………..
..13
3 Прогнозирование наличного денежного оборота в Республике Беларусь..
..20
Заключение……………………………………………………………………...
..24
Список использованных источников………………
Национальный Банк осуществляет постоянный мониторинг за наличным денежным оборотом в регионах страны.
Обращение наличных денег является объектом прогнозного планирования.
Для количественной характеристики объема денежной массы в экономической теории используются специальные обобщенные показатели, так называемые денежные агрегаты: Ml, М2, МЗ и М4 [8, с.125].
Наиболее узкий денежный агрегат Ml включает:
1) наличные
деньги в обращении, в том
числе деньги в кассах
2) депозиты (банковские вклады) населения и предприятия до востребования;
3) чековые депозиты, т. е. вклады в коммерческих банках, на которые может быть выписан чек.
Таким образом, денежный агрегат Ml, имеющий по определению абсолютную ликвидность, включает в себя совокупное количество денег, используемых как средство обращения и обслуживающих текущий платежный оборот.
Однако автор подчеркивает функцию денег как средства накопления, а не как средства обращения, необходимо учесть, что существует ряд других активов, отличающихся меньшей ликвидностью, чем деньги в узком смысле M1.
Это прежде всего деньги М2 - денежный агрегат, включающий в себя наряду с М1 сберегательные срочные депозиты, а также краткосрочные государственные ценные бумаги. Для срочных, то есть положенных на определенный срок, вкладов установлены следующие условия: если вкладчик желает получить процентный доход по полной ставке, средства должны находиться на счетах в течение всего установленного в договоре периода, продолжительность которого может составлять от одного месяца до нескольких лет. Поэтому экономисты считают средства на срочных вкладах менее ликвидными (т.е. менее подвижными, труднее обратимыми в наличные деньги). Но при желании эту операцию можно осуществить без больших сложностей, и поэтому экономисты включают такие вклады в денежную массу М2. Можно пойти и дальше: включить в денежную массу еще менее ликвидные государственные облигации, которые пользуются надежной репутацией и, как правило, могут быть быстро и без потерь проданы. Тогда получим денежную массу М3 (М2 плюс государственные облигации).
И наконец, деньги М4 - денежный агрегат, включающий МЗ и неденежные ликвидные активы, хранящиеся в банках (драгоценные металлы, ювелирные изделия и т.п.).
Вопрос, на основе какого же денежного агрегата анализировать объем денежной массы в народном хозяйстве страны, является дискуссионным. Большинство предпочитает использовать агрегат Ml, поскольку он включает те активы, которые непосредственно используются в качестве средств обращения. Поэтому в дальнейшем под объемом денежной массы - предложением денег - будем понимать деньги M1.
Возвращаясь к вопросу о том, сколько же денег необходимо иметь в народном хозяйстве, следует, прежде всего, констатировать: очевидно, столько, сколько требуется для оплаты всех предложенных за данный период товаров и услуг. Важно также учесть, что каждая денежная единица может переходить из рук в руки несколько раз, обслуживая в течение данного периода времени несколько товарных сделок. Чем быстрее оборачиваются деньги, тем меньше их требуется для обращения.
Значит, необходимое для обращения количество денег зависит от трех факторов: 1) количества проданных товаров; 2) средней цены этих товаров; 3) скорости обращения денег [10, с.89].
Отсюда очевиден и закон денежного обращения: количество денег, необходимых для нормального обращения, соответствует сумме цен (стоимости) всех товаров, деленной на скорость оборота денежных единиц:
M=(PQ)/V,
где М - количество денег
Q - количество проданных товаров
Р - средняя цена товаров
V- скорость обращения денег
Данный закон может быть формально записан и несколько иначе, как известное уравнение обмена (модель Ирвинга Фишера):
MV = PQ,
где М - количество денег
Q - объем товаров
Р - средняя цена товаров
V- скорость обращения денег
наличный денежный оборот
Уравнение
обмена позволяет понять, почему колеблются
цены и соответственно покупательная
способность денег при
Итак, если
предположить, что скорость обращения
денег и объем реализуемых
на рынке товаров на протяжении определенного
периода времени постоянны, из формулы
И. Фишера следует, что уровень цен
в стране прямо пропорционален количеству
денег в обращении и скорости
их оборота и обратно
2 Организация обращения наличных денег в Республике Беларусь
Организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь регламентируются правилами организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь с изменениями и дополнениями от 29 октября 2003 г. № 182 [4, с.34].
Согласно Правил организация наличного денежного обращения в республике Беларусь осуществляется в следующем порядке.
Банк
устанавливает по согласованию с
исполнительным (или иным) органом
управления предприятия, предпринимателями,
частными нотариусами ежегодно, как
правило, в течение I квартала исходя
из необходимости ускорения
Лимит остатка
кассы не устанавливается предприятиям
с круглосуточным режимом работы,
религиозным организациям, предпринимателям,
частным нотариусам, а также специализированным
кооперативам, общественным организациям
(объединениям), осуществляющим хозяйственную
деятельность, направленную только на
решение уставных целей и задач
в порядке, установленном
Банки не вправе отказать при обращении указанных предприятий, предпринимателей, частных нотариусов в установлении им лимитов остатков касс. Предприятия, предприниматели несут ответственность за превышение установленных лимитов остатков касс в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Для установления порядка и сроков сдачи наличных денег, размеров расходования выручки предприятиям, предпринимателям, частным нотариусам, а также лимитов остатка касс предприятиям в обслуживающий их банк представляется заявка, которая действительна в течение срока действия, указанного в решении банка.
При этом
устанавливаются следующие
ежедневно независимо от дня поступления выручки - для предприятий, предпринимателей, частных нотариусов, расположенных в населенном пункте, где имеются банки или эксплуатационные предприятия Министерства связи Республики Беларусь;
один раз в несколько дней, но не реже одного раза в 7 календарных дней - для предприятий, предпринимателей, частных нотариусов, расположенных в населенном пункте, где нет банков или эксплуатационных предприятий Министерства связи Республики Беларусь, а также находящихся на отдаленном расстоянии от них, и для предприятий, предпринимателей, частных нотариусов, имеющих незначительные ежедневные либо периодические поступления наличных денег в кассы предприятий, предпринимателям, частным нотариусам.
В отдельных случаях исходя из особенностей деятельности предприятия, предпринимателя, частного нотариуса по их обоснованному ходатайству решением руководителя банка устанавливаются другие сроки сдачи выручки. При этом учитывается необходимость ускорения оборачиваемости и своевременного поступления денег в банки, обеспечение сохранности, специфика работы предприятия, предпринимателя, частного нотариуса. При образовании сверхлимитного остатка кассы наличные деньги должны быть сданы в банки независимо от установленного срока сдачи наличных денег.
Лимит остатка
кассы устанавливается с учетом
особенностей деятельности, режима работы,
порядка и сроков сдачи наличных
денег в банк, времени заезда инкассации,
обеспечения сохранности и
При установлении лимита остатка кассы не учитывается сумма выручки, поступившей от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), оплаченных в безналичном порядке посредством чеков из чековых книжек, расчетных чеков, банковских пластиковых карточек и других форм безналичных расчетов.
Лимит остатка кассы устанавливается по времени на конец рабочего дня предприятий, их подразделений. Наличные деньги, полученные от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) в конце рабочего дня после заезда инкассаторов, сдачи выручки самостоятельно, не являются сверхлимитными в случае документального подтверждения времени продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) и сдачи их на следующий рабочий день в банк либо эксплуатационным предприятиям Министерства связи Республики Беларусь в порядке и сроки, установленные банком.
Воинским
частям, организациям и учреждениям
Министерства обороны Республики Беларусь,
имеющим только бюджетное финансирование,
лимиты остатка касс устанавливаются
Министерством обороны
Другие организации и учреждения Министерства обороны Республики Беларусь представляют в обслуживающий банк в установленном порядке заявку на установление лимитов остатка кассы, порядка и сроков сдачи денежной выручки, размеров ее использования.
Комитету государственной безопасности Республики Беларусь и его подведомственным органам лимит остатка кассы устанавливается Председателем Комитета государственной безопасности Республики Беларусь без согласования с обслуживающими банками. Установленные лимиты остатка кассы сообщаются обслуживающим банкам.
Предприятиям,
имеющим в своем составе
Порядок
и сроки сдачи наличных денег
для уполномоченных лиц (агенты, распространители,
инспектора, продавцы мелкорозничной
и передвижной торговой сети и
другие материально ответственные
лица) устанавливаются самим
Банки устанавливают размер расходования наличных денег из выручки, поступившей в кассу предприятия, предпринимателю:
реализующих товары (работы, услуги) за наличные деньги и имеющих постоянное их поступление, в том числе содержащих на своем балансе магазины и мелкорозничную сеть;
занимающихся одновременно производственной и торговой деятельностью, в кассы которых постоянно поступает выручка.
По другим предприятиям и предпринимателям, а также частным нотариусам решение об установлении размера расходования наличных денег из выручки принимается банком в исключительных случаях исходя из целесообразности.
Банки ведут учет таких предприятий, предпринимателей, частных нотариусов и осуществляют контроль за своевременностью сдачи выручки предприятиями, предпринимателями, частными нотариусами в банк.
Выплата заработной платы в размере бюджета прожиточного минимума из выручки предприятий и предпринимателей производится независимо от наличия разрешения, выданного банком на расходование наличных денег из выручки, в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Информация о работе Наличный денежный оборот в Республике Беларусь