Международный валютный фонд и его роль в регулировании международных валютно-финансовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2011 в 13:59, реферат

Описание работы

Главной целью данной работы является изучение Международного валютного фонда и его роли в регулировании международных валютно-финансовых отношениях. Следовательно, можно определить следующие задачи данной работы: изучение истории, целей, задач и структуры МВФ; рассмотрение деятельности МВФ в валютно-кредитной сфере; определение роли и места МВФ в системе международных валютно-финансовых отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МВФ: ЕГО ИСТОРИЯ, СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА
4
1.1. История возникновения МВФ 4
1.2. Основные цели и функциональные характеристики МВФ
6
1.3. Организационная структура и основные подразделения организации
7
1.4. Порядок вступления в МВФ и обязательства вступающих стран
9
ГЛАВА 2. РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МВФ
11
2.1. Формы деятельности МВФ 11
2.2. Проблемы в деятельности МВФ 16
ГЛАВА 3. РОЛЬ МВФ В РЕГУЛИРОВАНИИ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
17
3.1. Место МВФ в системе международных валютно-кредитных отношений и его роль в их регулировании

17
3.2. Взаимоотношения России и МВФ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

МВФ.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

      ГЛАВА 2.  РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МВФ

                  2.1.  Формы деятельности МВФ

      

      

      В современных условиях деятельность фонда ассоциируется по большей  части с его финансово-кредитными функциями. Но в целом существует и другие формы деятельности МВФ (рис. 1). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Рис. 1. Классификация форм деятельности МВФ

      Возникновение такой формы деятельности как  инспектирование связано с переходом  от паритетной к современной, открытой системы обмена валют. При этом членами  МВФ было принято решение о  том, что Фонд должен расширить свою деятельность за рамки меновой стоимости, которая, в конце концов, является результатом целого ряда экономических мероприятий, изучать все сферы экономики стран, которые устанавливают размер этой стоимости, и непредубеждённо давать оценку экономической деятельности стран для всего сообщества членов. Такая форма деятельности была определена самим МВФ как «инспектирование» или надзор за обменной политикой членов организации.

      Консультирование  является так же постоянной формой деятельности Фонда. Консультируясь со своими членами, МВФ получает информацию о том, насколько ответственно и открыто действует страна при установлении условий, на которых правительства и частные лица других стран покупают и продают её валюту, а так же информацию об общем положении дел в стране.

      МВФ проводит три типа консультаций:

  • Ежегодные консультации. Ежегодно группа из 4 – 5 экспертов МВФ приезжает в столицу определённой страны и около двух недель собирает информацию и обсуждает с должностными лицами экономическую политику страны. После этих двух этапов группа, уже в штаб-квартире готовит подробный доклад для обсуждения его на Директорате. Выводы, рекомендации и предложения, разработанные в результате этого обсуждения, передаются на рассмотрение правительству страны.
  • Дополнительные консультации может организовать директор-распорядитель Фонда в случаях, когда страна неожиданно оказывается в тяжёлой экономической ситуации, или есть подозрение, что её действия противоречат «кодексу поведения» и могут навредить другим государствам.
  • Специальные консультации МВФ проводит с теми странами, экономическая политика которых в значительной степени определяет состояние мировой экономики.

      Услуги  странам-членам МВФ предоставляются  в таких формах:

    1. Повышение квалификации национальных кадров;
    2. Техническая помощь, которую предоставляют эксперты из состава служащих Фонда;
    3. Информационное обслуживание. Публикация ежегодных и ежемесячных статистических материалов, издание серий специальных брошюр, и другие виды информационной деятельности.

      Наиболее  же известной является такая форма деятельности МВФ, как финансирование. МВФ предоставляет финансовую помощь странам-членам в рамках разнообразных механизмов финансирования, которые отличаются в основном типом проблем платёжного баланса, для ликвидации которых они предназначены.

      Непосредственное  финансирование осуществляется при  помощи таких механизмов, как резервный  транш и кредитные транши.

      Резервным траншем страны-члена называется превышение её квоты в МВФ над  «скорректированной» суммой её валютных ресурсов, которые находятся в фонде на счету общих ресурсов. Резервный транш складывается за счёт части взноса страны-члена в резервных активах (СДР, иностранная валюта, золото) и чистой суммы валютных ресурсов страны-члена, использованных МВФ. Страна-член может считать резервный транш своим резервным активом, который можно мобилизовать в кратчайшие сроки.

      Кредитные транши. Согласно принципам своей  кредитной политики МВФ предоставляет  кредиты в виде четырёх траншей, каждый из которых равен 25% квоты. Покупка  кредитных траншей позволяется странам-членам только для финансирования экономических мероприятий, направленных на преодоление проблем платёжного баланса.

      Поэтапное финансирование. Последующие покупки  страной-участницей валюты у МВФ  рассматривается как использование ею так называемых «граничных кредитных долей». Такое финансирование может осуществляться двумя путями: с использованием механизма резервных кредитов (кредитов «стенд бай») или в рамках механизма расширенного финансирования (расширенные кредиты).

      Соглашения по резервным кредитам или соглашения «стенд бай», как и соглашения по расширенным кредитам, обеспечивают стране-члену гарантию того, что она сможет автоматически получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную до исчерпания обусловленной договором суммы, в любое время на протяжении действия соглашения, но при условии соблюдения положений договора. Такие соглашения использовали с 1952 г. Начиная с 1977 г., срок действия соглашений о резервных кредитах продлен с одного до трёх лет.

      Другой  формой поэтапного финансирования, которая используется МВФ с 1974 г., является предоставление «расширенных кредитов». Её предназначение состоит в предоставлении валютных средств странам-членам с целью финансирования дефицитов их платёжных балансов на более длительное время и в больших размерах, нежели это предусмотрено уставом МВФ в рамках политики обычных кредитных долей (траншей).

      Льготное  финансирование. Этот термин объединяет два механизма финансирования МВФ, направленные на помощь развивающимся  странам, и наиболее бедным странам: механизмы финансирования структурной перестройки экономики (МФСП) и механизмы расширенного финансирования структурной перестройки (МРФСП).

      Механизмы финансирования структурной перестройки  могут использоваться только 62 развивающимися странами. Для получения кредита в рамках МФСП страна подаёт среднесрочную программу действий в виде доклада о принципах политики, который готовится совместно с сотрудниками МВФ и Мирового банка. В докладе нужно отметить структурные мероприятия и макроэкономическую политику, которая необходима для нормализации состояния платёжного баланса.

      Специализированное  финансирование. Согласно терминологии МВФ эта форма кредитования объединяет три механизма:

  • Компенсационного финансирования и финансирования в случае непредвиденных обстоятельств;
  • Финансирования буферных запасов;
  • Финансирования системных трансформаций.

      В 1963 г. в МВФ был создан первый механизм финансирования специального назначения – механизм компенсационного финансирования, а в 1988 г. в результате его объединения с механизмом финансирования в случае непредвиденных обстоятельств был создан МКФФНО. Согласно с этим механизмом кредиты предоставляются в таких случаях: недополучения экспортных поступлений, чрезмерные расходы на импорт зерна, другие непредвиденные внешние обстоятельства. Этот тип кредита создан для того, чтобы предоставлять странам-членам более широкую защиту от неблагоприятного изменения внешних экономических условий.

      Механизм  финансирования буферных запасов (Буферные запасы - это запасы сырьевых товаров, создаваемые в рамках международных товарных соглашений с целью регулирования уровня цен на конкретный сырьевой товар) создан в 1969 г. Поэтому механизму предоставляется помощь странам-членам с неблагоприятным состоянием платёжного баланса в финансировании взносов в утверждённые международные буферные запасы сырьевых товаров.

      Механизм  финансирования системных трансформаций (СТФ) является специализированным механизмом, утверждённый в 1993 г. Этот механизм создан для предоставления помощи странам, имеющим трудности с осуществлением внешних платежей вследствие глубинных нарушений традиционных торговых связей и структуры платежей, обусловленных переходом от государственной торговли к рыночной. Получать помощь в рамках СТФ могут только те страны, которые находятся на начальных этапах процесса преобразований и пока они не могут составить программу, для реализации которой МВФ мог бы использовать возможности других механизмов финансирования. 
 
 

    1. Проблемы  в деятельности МВФ

      Современные проблемы вытекают из реализации стратегии МВФ в разных странах. В последнее время деятельность МВФ подвергается критике мировой общественностью, особенно общественностью развивающихся стран. Дело в том, что предоставляя займы на оздоровление экономики, МВФ выдвигает, как правило, примерно одинаковый пакет требований, который включает: приватизацию крупных предприятий, либерализацию цен и внешней торговли, жёсткую денежно-кредитную политику для стабилизации валюты, прекращение субсидирования убыточных предприятий, минимизацию бюджетного дефицита за счёт сокращения социальных программ и повышения налогов, девальвации валюты. В большинстве случаев выполнение этих требований не только не способствует улучшению состояния экономики, а, наоборот, ведёт к падению производства, обострению социальных конфликтов. Это проявилось, в частности, во время финансового кризиса 1997 г. в Юго-Восточной Азии, когда деятельность МВФ стала фактически дестабилизирующим фактором.

      Мировой опыт свидетельствует, что МВФ финансировал не всегда успешные программы экономического переустройства в разных странах. В 90-е годы МВФ активно пытался внедрять на просторах СНГ концепцию монетаризма, подошедшую для преобразований в Великобритании, США и других странах с устоявшейся рыночной экономикой, и плохо прижившейся здесь. 
 

          ГЛАВА 3.  РОЛЬ МВФ В РЕГУЛИРОВАНИИ ВАЛЮТНО-   ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

      1. Место МВФ в системе международных валютно-кредитных отношений и его роль в их регулировании

      

      Рис. 2. Система международных валютно-кредитных  институтов

      Международный валютный фонд является одним из основных звеньев мировой валютной системы. На рис. 2 показано место МВФ по отношению  к другим международным валютно-финансовым институтам.

      МБРР  – Международный банк реконструкции  и развития

      МАР – Международная ассоциация развития

      МФК – Международная финансовая корпорация

      МАГИ  – Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций

      МЦРИС – Международный центр решения  инвестиционных споров

      МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой валютной системы.

      Если  в начале свей деятельности МВФ предоставлял кредиты в основном развитым странам, то примерно с 70-х годов приоритет  начал смещаться в сторону  развивающихся стран. В 90-е годы для МВФ сложилась новая ситуация, когда в его состав вошла группа бывших социалистических стран со своим характерным комплексом экономических проблем. Предоставление помощи этим странам МВФ обуславливается рядом жестких условий.

      МВФ кроме всего прочего можно расценивать и как форму и как инструмент усиления международных интеграционных процессов на мировом уровне, что вытекает из целей его деятельности.

      За  время своего существования МВФ  превратился в подлинно универсальную  организацию, добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-заёмщиков. Одновременно он начинает играть важную роль в реализации решений «семерки» ведущих государств Запада, становится ключевым звеном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и полезный опыт. 
 

      3.2.   Взаимоотношения  России и МВФ

      В январе 1992 г. Правительство России официально обратилось в МВФ за финансовой помощью в размере $6 млрд. для создания фонда стабилизации. Первое соглашение о помощи было подписано М.Камдессю и Е.Гайдаром в начале июля 1992 г. 5 августа был предоставлен первый транш $1 млрд., который использовался для пополнения валютных резервов, осуществления платежей по внешнему долгу и интервенции на валютном рынке. Однако последующие транши резервного кредита Россия в 1992 г. не получила. Не были выделены и средства ($6 млрд.), предназначенные для фонда стабилизации рубля. МВФ объяснил отказ тем, что российское правительство уклонилось от выполнения согласованной с ним стабилизационной программы, объем ВВП уменьшился на 14,5%, дефицит федерального бюджета, вместо запланированного уровня в 5% ВВП, достиг (по методологии МВФ) 22,4%, а инфляция составила в среднем 20,5% в месяц.

Информация о работе Международный валютный фонд и его роль в регулировании международных валютно-финансовых отношений