Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2011 в 13:59, реферат
Главной целью данной работы является изучение Международного валютного фонда и его роли в регулировании международных валютно-финансовых отношениях. Следовательно, можно определить следующие задачи данной работы: изучение истории, целей, задач и структуры МВФ; рассмотрение деятельности МВФ в валютно-кредитной сфере; определение роли и места МВФ в системе международных валютно-финансовых отношений.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МВФ: ЕГО ИСТОРИЯ, СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА
4
1.1. История возникновения МВФ 4
1.2. Основные цели и функциональные характеристики МВФ
6
1.3. Организационная структура и основные подразделения организации
7
1.4. Порядок вступления в МВФ и обязательства вступающих стран
9
ГЛАВА 2. РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МВФ
11
2.1. Формы деятельности МВФ 11
2.2. Проблемы в деятельности МВФ 16
ГЛАВА 3. РОЛЬ МВФ В РЕГУЛИРОВАНИИ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
17
3.1. Место МВФ в системе международных валютно-кредитных отношений и его роль в их регулировании
17
3.2. Взаимоотношения России и МВФ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Деньги. Кредит. Банки»
на тему: «Международный валютный фонд и его роль
в
регулировании международных
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
|
3 |
|
4 |
|
4 |
|
6 |
|
7 |
|
9 |
|
11 |
|
11 |
|
16 |
|
17 |
|
17 |
|
18 |
|
21 |
|
22 |
ВВЕДЕНИЕ
В системе международных экономических отношений немаловажную роль играют валютно-финансовые организации. Они создают условия для накопления и перераспределения международного валютного капитала, что позволяет использовать его целенаправленно и эффективно.
Международный валютный фонд играет значительную роль, как в развитии экономик стран-участников, так и в развитии мировой экономики в целом. Поэтому изучение его сущности, методов работы и роли в мировой экономике важно для создания полной ратины функционирования международных экономических отношений. В этом и состоит актуальность рассмотрения данной темы.
Главной
целью данной работы является изучение
Международного валютного фонда
и его роли в регулировании
международных валютно-
При
этом, объектом исследования является
деятельность Международного валютного
фонда. Предмет исследования – роль этой
международной организации в регулировании
международных валютно-финансовых отношений.
ГЛАВА 1. МВФ: ЕГО ИСТОРИЯ, СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА
1.1. История возникновения МВФ
МВФ был учрежден на мировой валютно-финансовой конференции ООН (1-22 июля 1944г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир). Конференция приняла статьи соглашения МВФ, которые исполняют роль его устава. Этот документ вступил в силу 27 декабря 1945г., практическую деятельность фонд начал в мае 1946г., имея в своем составе 39 стран членов, а к валютным операциям он приступил с 1 марта 1947г.
СССР принял участие в Бреттон-Вудской конференции, но, впоследствии, в связи с холодной войной он не ратифицировал статьи соглашения МВФ. По той же причине на протяжении 50-60-х годов из МВФ вышли Польша, Чехословакия и Куба.
В результате глубоких социально-экономических и политических реформ, имевших целью переход от централизованно планируемой экономики к рыночной и интегрирование национальных экономик в мировое хозяйство, в начале 90-х годов бывшие социалистические страны, а также государства ранее входившие в состав СССР, вступили в Фонд (за исключением КНДР и Республики Кубы). Россия стала членом МВФ с 1 июня 1992г, а остальные страны СНГ и Балтии – на протяжении с апреля по сентябрь 1992г.
В 1999г. (по состоянию на Январь) число стран – членов МВФ составляло 182. Постоянное место пребывания руководящих органов Фонда – Вашингтон. Помимо того, имеются отделения в Париже, Женеве, Токио и при ООН в Нью-Йорке.
По
мере эволюции мировой валютной системы,
а также трансформации
Рекордные по объему заимствования по линии МВФ – 120 млрд.долл.США, пришлись на 1997-1999 гг. Крупнейшими реципиентами финансовой помощи в этот период стали страны, пострадавшие от финансовых кризисов: Ю.Корея, Индонезия, Бразилия, а также Россия.
В 2004 фин.г. МВФ одобрил выделение средств на сумму около 14,5 млрд. СДР (на 14,9 млрд.СДР меньше, чем в 2003 фин.г.), из которых почти 9 млрд.СДР пришлось на долю Аргентины и 4,5 млрд.СДР на долю Бразилии. Также стоит отметить кредит Украине в размере 411 млн.СДР.
Долговые кризисы середины-конца 90-х послужили катализатором процесса реформирования деятельности Фонда. Суть реформ состоит в переходе к политике «помощи для самопомощи», направленной на раннее выявление уязвимых мест в финансовых системах стран-членов и предупреждение кризисов, главным образом, через механизмы мониторинга и экспертной помощи. Кредитование будет производится лишь в случае возникновения серьезных трудностей с платежным балансом. При этом повышаются процентные ставки по кредитам и ужесточаются требования к проведению определенной макроэкономической политики.
Среди
новых направлений деятельности
Фонда выделяются сотрудничество с
другими международными финансовыми
организациями (МФО) в области борьбы
с отмыванием капиталов, финансированием
терроризма, а также регулирование деятельности
оффшорных финансовых центров.
1.2. Основные цели и функциональные характеристики МВФ
МВФ создан для регулирования отношений в сфере валютных расчётов между государствами и осуществления финансовой помощи странам-членам через предоставление им при возникновении валютных затруднений, обусловленных нарушением равновесия платёжных балансов, краткосрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд действует как специализированная организация системы ООН. Практически МВФ является институциональной основой современной международной валютной системы.
Официальные цели МВФ:
Функции МВФ:
Высший руководящий орган МВФ - Совет управляющих (Board of Governors), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внешние изменений в Статьи Соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время. В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов: возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов ведущим государствам. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, - «специальным большинством» (соответственно 70 или 85% голосов стран-членов). При Совете работают два комитета: Временный комитет и Комитет по развитию. Временный комитет консультирует Совет по управленческим вопросам текущего контроля за мировой валютной системой и её приспособлением к меняющимся условиям. Комитет развития консультирует относительно особенностей потребностей беднейших стран.
Исполнительный комитет отвечает за текущие дела МВФ. 7 из 24 исполнительных директоров назначаются странами с наибольшими квотами (Германия, Великобритания, Китай, Саудовская Аравия, США, Франция и Япония), остальные 17 выбираются Советом управляющих с учётом принципа регионального представительства. Заседания Исполнительного совета проходят 2 – 3 раза в неделю под председательством директора-распорядителя, которого выбирает Исполнительный совет на пятилетний срок директора-распорядителя (с сентября 2007 г. – Доминик Стросс-Кан, Франция).
Персонал МВФ насчитывает почти 2000 человек из более чем 100 стран. Основная часть его работает в штаб-квартире в Вашингтоне, незначительная часть служащих задействована в отделениях в Париже, Женеве и ООН в Нью-Йорке, или являются временными представителями МВФ в странах-членах.
На сегодняшний день в состав МВФ входят 185 стран, почти все страны – члены ООН кроме Кубы, Северной Кореи, Андорры, Лихтенштейна, Монако, Науру и Тувалу.
Устав МВФ не предусматривает особенных условий для вступления в организацию. Членство в ней открыто для любого государства, которое способно и готово выполнять определённые обязанности. Вступая в МВФ, страна обязуется:
При вступлении в МВФ каждое государство-член выплачивает взнос по подписке, называемый «квотой». Страны выплачивают 25% в счет своей квоты в виде резервных активов, т.н. СДР, или основной валюты (доллар США, евро, японская иена, фунт стерлингов). В случае необходимости для целей кредитования МВФ может запросить у государства-члена остальную часть, подлежащую выплате в собственной валюте. Размер квот пересматривается каждые 5 лет. Общая сумма взносов государств-членов образует уставный капитал МВФ, который используется для оказания временной помощи странам, испытывающим финансовые трудности.
Квота
рассчитывается на основании данных
об объеме ВВП страны, а также исходя из
имеющихся золотовалютных резервов государств
и определяет сумму, которую оно может
заимствовать у МВФ, и его правo голоса. Общая
сумма квот в МВФ эквивалентна 217,4 млрд.
СДР. Наибольшая квота у США 37,149 млрд. СДР
или 371 743 (16,77%) голосов, у России 5, 945 млрд.
СДР или 59 704 (2,69%) голосов. Однако новый
директор-распорядитель Стросс-Канн, не
поддержанный Россией при назначении,
предлагает снизить квоту России до 1,7–1,8%
и перевести ее влияние на уровень стран
Персидского залива, Таиланда и Аргентины.
В совокупности Соединенные Штаты и страны
Евросоюза обладают на сегодня 50% всей
квоты при голосовании в МВФ и фактически
могут провести любое решение вне зависимости
от мнения других стран, вместе взятых,
поэтому снижение квоты России, по большому
счету, не имеет практического значения.