Международный валютный фонд и его роль в регулировании международных валютно-финансовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2011 в 13:59, реферат

Описание работы

Главной целью данной работы является изучение Международного валютного фонда и его роли в регулировании международных валютно-финансовых отношениях. Следовательно, можно определить следующие задачи данной работы: изучение истории, целей, задач и структуры МВФ; рассмотрение деятельности МВФ в валютно-кредитной сфере; определение роли и места МВФ в системе международных валютно-финансовых отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МВФ: ЕГО ИСТОРИЯ, СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА
4
1.1. История возникновения МВФ 4
1.2. Основные цели и функциональные характеристики МВФ
6
1.3. Организационная структура и основные подразделения организации
7
1.4. Порядок вступления в МВФ и обязательства вступающих стран
9
ГЛАВА 2. РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МВФ
11
2.1. Формы деятельности МВФ 11
2.2. Проблемы в деятельности МВФ 16
ГЛАВА 3. РОЛЬ МВФ В РЕГУЛИРОВАНИИ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
17
3.1. Место МВФ в системе международных валютно-кредитных отношений и его роль в их регулировании

17
3.2. Взаимоотношения России и МВФ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

МВФ.doc

— 130.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    РЕФЕРАТ

    по  дисциплине «Деньги. Кредит. Банки»

    на  тему: «Международный валютный фонд и его роль

    в регулировании международных валютно-финансовых отношений» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

  стр.
    ВВЕДЕНИЕ
3
        ГЛАВА 1.   МВФ: ЕГО ИСТОРИЯ, СУЩНОСТЬ И   СТРУКТУРА
 
4
                1.1.  История возникновения МВФ
4
                    1.2.  Основные цели и функциональные характеристики МВФ
 
6
                    1.3.  Организационная структура и основные подразделения организации
 
7
                    1.4.  Порядок вступления в МВФ и обязательства вступающих стран
 
9
        ГЛАВА 2.  РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МВФ
 
11
                    2.1.  Формы деятельности МВФ
11
                    2.2.  Проблемы в деятельности МВФ
16
        ГЛАВА 3.  РОЛЬ МВФ В РЕГУЛИРОВАНИИ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
 
17
                   3.1.  Место МВФ в системе международных валютно-кредитных отношений и его роль в их регулировании
 
 
17
               3.2.   Взаимоотношения России и МВФ
18
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
21
    СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
22
   
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ 

      В системе международных экономических отношений немаловажную роль играют валютно-финансовые организации. Они создают условия для накопления и перераспределения международного валютного капитала, что позволяет использовать его целенаправленно и эффективно.

      Международный валютный фонд играет значительную роль, как в развитии экономик стран-участников, так и в развитии мировой экономики в целом. Поэтому изучение его сущности, методов работы и роли в мировой экономике важно для создания полной ратины функционирования международных экономических отношений. В этом и состоит актуальность рассмотрения данной темы.

      Главной целью данной работы является изучение Международного валютного фонда  и его роли в регулировании  международных валютно-финансовых отношениях. Следовательно, можно определить следующие задачи данной работы: изучение истории, целей, задач и структуры МВФ; рассмотрение деятельности МВФ в валютно-кредитной сфере; определение роли и места МВФ в системе международных валютно-финансовых отношений.

      При этом, объектом исследования является деятельность Международного валютного фонда. Предмет исследования – роль этой международной организации в регулировании международных валютно-финансовых отношений. 
 
 
 
 
 

      ГЛАВА 1.   МВФ: ЕГО ИСТОРИЯ, СУЩНОСТЬ И   СТРУКТУРА

                   1.1.  История возникновения МВФ

      МВФ был учрежден на мировой валютно-финансовой конференции ООН (1-22 июля 1944г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир). Конференция  приняла статьи соглашения МВФ, которые  исполняют роль его устава. Этот документ вступил в силу 27 декабря 1945г., практическую деятельность фонд начал в мае 1946г., имея в своем составе 39 стран членов, а к валютным операциям он приступил с 1 марта 1947г.

      СССР  принял участие в Бреттон-Вудской  конференции, но, впоследствии, в связи  с холодной войной он не ратифицировал статьи соглашения МВФ. По той же причине на протяжении 50-60-х годов из МВФ вышли Польша, Чехословакия и Куба.

      В результате глубоких социально-экономических  и политических реформ, имевших целью  переход от централизованно планируемой  экономики к рыночной и интегрирование национальных экономик в мировое хозяйство, в начале 90-х годов бывшие социалистические страны, а также государства ранее входившие в состав СССР, вступили в Фонд (за исключением КНДР и Республики Кубы). Россия стала членом МВФ с 1 июня 1992г, а остальные страны СНГ и Балтии – на протяжении с апреля по сентябрь 1992г.

      В 1999г. (по состоянию на Январь) число  стран – членов МВФ составляло 182. Постоянное место пребывания руководящих  органов Фонда – Вашингтон. Помимо того, имеются отделения в Париже, Женеве, Токио и при ООН в Нью-Йорке.

      По  мере эволюции мировой валютной системы, а также трансформации деятельности МВФ статьи соглашения трижды пересматривались. Первая серия поправок была осуществлена в 1968-69гг., в связи с образованием механизма специальных прав заимствования (СДР – аббревиатура от английского SDR (Special Debt Rights)), во второй, произведенной в 1976-78гг., были определены основные принципы нового, Ямайского международного валютного устройства, сменившего Бреттон-Вудскую валютную систему. Третья поправка 1990-92гг. предусматривала введение санкций в виде приостановки права участвовать в голосовании в отношении стран-членов, не выполнивших свои финансовые обязательства перед фондом. Кроме того, в стадии ратификации странами-членами находится принятая Советом управляющих поправка к уставу, касающаяся специального, разового выпуска СДР. Готовятся также поправки, накладывающие на страны-члены обязательства по либерализации международного движения капиталов.

      Рекордные по объему заимствования по линии МВФ – 120 млрд.долл.США, пришлись на 1997-1999 гг. Крупнейшими реципиентами финансовой помощи в этот период стали страны, пострадавшие от финансовых кризисов: Ю.Корея, Индонезия, Бразилия, а также Россия.

      В 2004 фин.г. МВФ одобрил выделение средств на сумму около 14,5 млрд. СДР (на 14,9 млрд.СДР меньше, чем в 2003 фин.г.), из которых почти 9 млрд.СДР пришлось на долю Аргентины и 4,5 млрд.СДР на долю Бразилии. Также стоит отметить кредит Украине в размере 411 млн.СДР.

      Долговые кризисы середины-конца 90-х послужили катализатором процесса реформирования деятельности Фонда. Суть реформ состоит в переходе к политике «помощи для самопомощи», направленной на раннее выявление уязвимых мест в финансовых системах стран-членов и предупреждение кризисов, главным образом, через механизмы мониторинга и экспертной помощи. Кредитование будет производится лишь в случае возникновения серьезных трудностей с платежным балансом. При этом повышаются процентные ставки по кредитам и ужесточаются требования к проведению определенной макроэкономической политики.

      Среди новых направлений деятельности Фонда выделяются сотрудничество с  другими международными финансовыми  организациями (МФО) в области борьбы с отмыванием капиталов, финансированием  терроризма, а также регулирование деятельности оффшорных финансовых центров. 
 

      1.2.  Основные цели  и функциональные  характеристики МВФ

      МВФ создан для регулирования отношений  в сфере валютных расчётов между  государствами и осуществления  финансовой помощи странам-членам через предоставление им при возникновении валютных затруднений, обусловленных нарушением равновесия платёжных балансов, краткосрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд действует как специализированная организация системы ООН. Практически МВФ является институциональной основой современной международной валютной системы.

      Официальные цели МВФ:

    1. Содействие международному сотрудничеству путём обеспечения механизма для консультаций и согласованных действий относительно международных валютных вопросов;
    2. Содействие сбалансированному росту международной торговли с целью повышения уровня занятости и реальных доходов населения, развитию производственных возможностей стран-членов;
    3. Содействие стабильности валют и упорядоченным валютным отношениям, и предотвращение конкурентному обесцениванию валют;
    4. Содействие созданию многосторонней системы платежей и переводов по текущим операциям, и стремиться к ликвидации валютных ограничений;
    5. Временно предоставлять общие ресурсы Фонда государствам-членам (при наличии соответствующих гарантий), для того, чтобы они могли исправить нарушения равновесия их платёжных балансов, избегая мер, которые могли бы принести вред на национальном или международном уровне;
    6. Сократить сроки и масштабы дефицита платёжных балансов.

      Функции МВФ:

    • Осуществление надзора за согласованной системой упорядоченного обмена национальных валют;
    • Предоставление кредитов своим членам на реорганизацию экономики для установления более эффективного сотрудничества;
    • Предоставление дополнительных услуг странам-членам (повышение квалификации персонала, техническая помощь в специализированных сферах, информационное обеспечение).
 
 
    1. Организационная структура и основные подразделения     организации

      Высший  руководящий орган МВФ - Совет  управляющих (Board of Governors), в котором  каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внешние изменений в Статьи Соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время. В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов: возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов ведущим государствам. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, - «специальным большинством» (соответственно 70 или 85% голосов стран-членов). При Совете работают два комитета: Временный комитет и Комитет по развитию. Временный комитет консультирует Совет по управленческим вопросам текущего контроля за мировой валютной системой и её приспособлением к меняющимся условиям. Комитет развития консультирует относительно особенностей потребностей беднейших стран.

      Исполнительный  комитет отвечает за текущие дела МВФ. 7 из 24 исполнительных директоров назначаются странами с наибольшими квотами (Германия, Великобритания, Китай, Саудовская Аравия, США, Франция и Япония), остальные 17 выбираются Советом управляющих с учётом принципа регионального представительства. Заседания Исполнительного совета проходят 2 – 3 раза в неделю под председательством директора-распорядителя, которого выбирает Исполнительный совет на пятилетний срок директора-распорядителя (с сентября 2007 г. – Доминик Стросс-Кан, Франция).

      Персонал  МВФ насчитывает почти 2000 человек из более чем 100 стран. Основная часть его работает в штаб-квартире в Вашингтоне, незначительная часть служащих задействована в отделениях в Париже, Женеве и ООН в Нью-Йорке, или являются временными представителями МВФ в странах-членах.

      На  сегодняшний день в состав МВФ  входят 185 стран, почти все страны – члены ООН кроме Кубы, Северной Кореи, Андорры, Лихтенштейна, Монако, Науру и Тувалу.

    1. Порядок вступления в МВФ и обязательства вступающих стран

      Устав МВФ не предусматривает особенных  условий для вступления в организацию. Членство в ней открыто для любого государства, которое способно и готово выполнять определённые обязанности. Вступая в МВФ, страна обязуется:

  • Постоянно информировать другие страны о мероприятиях по определению стоимости своих денег относительно денег других государств;
  • Отказаться от ограничений на обмен национальных денег на другие валюты;
  • Придерживаться такой экономической политики, которая приведёт к росту как собственного национального богатства, так и богатства всего сообщества в целом.

      При вступлении в МВФ каждое государство-член выплачивает взнос по подписке, называемый «квотой». Страны выплачивают 25% в счет своей квоты в виде резервных активов, т.н. СДР, или основной валюты (доллар США, евро, японская иена, фунт стерлингов). В случае необходимости для целей кредитования МВФ может запросить у государства-члена остальную часть, подлежащую выплате в собственной валюте. Размер квот пересматривается каждые 5 лет. Общая сумма взносов государств-членов образует уставный капитал МВФ, который используется для оказания временной помощи странам, испытывающим финансовые трудности.

      Квота рассчитывается на основании данных об объеме ВВП страны, а также исходя из имеющихся золотовалютных резервов государств и определяет сумму, которую оно может заимствовать у МВФ, и его правo голоса. Общая сумма квот в МВФ эквивалентна 217,4 млрд. СДР. Наибольшая квота у США 37,149 млрд. СДР или 371 743 (16,77%) голосов, у России 5, 945 млрд. СДР или 59 704 (2,69%) голосов. Однако новый директор-распорядитель Стросс-Канн, не поддержанный Россией при назначении, предлагает снизить квоту России до 1,7–1,8% и перевести ее влияние на уровень стран Персидского залива, Таиланда и Аргентины. В совокупности Соединенные Штаты и страны Евросоюза обладают на сегодня 50% всей квоты при голосовании в МВФ и фактически могут провести любое решение вне зависимости от мнения других стран, вместе взятых, поэтому снижение квоты России, по большому счету, не имеет практического значения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Международный валютный фонд и его роль в регулировании международных валютно-финансовых отношений