Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:46, контрольная работа
В последние годы во внешней торговле Беларуси существенно возросло значение международного кредита для осуществления внешнеторговых сделок.
В настоящее время кредит обслуживает большинство видов внешнеэкономических связей – внешнюю торговлю, обмен услугами, зарубежную инвестиционную деятельность, производственные, научно-технические связи и т. д.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………
1 СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО КРЕДИТА
2 ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТОВАНИЯ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС
3 МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, ИХ ФУНКЦИИ И РОЛЬ. УЧАСТИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В МЕЖДУНАРОДНЫХ КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Международные кредитно-финансовые учреждения созданы на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования валютных и кредитно-финансовых отношений между странами, содействия экономическому развитию стран, кредитной помощи.
В число таких организаций входят:
Банк международных расчетов (БМР) - координирует валютно-финансовую политику его стран-членов, является финансовым агентством Европейского объединения угля и стали, Европейской валютной системы. БМР функционирует на коммерческой основе как акционерное общество.
Международный валютный фонд (МВФ) Основные задачи МВФ: содействие развитию международной торговли и валютно-финансового сотрудничества, поддержание платежных балансов членов МВФ и регулирование курсов их валют, разработка реформ по оздоровлению валютной системы мира. МВФ предоставляет кредитные ресурсы своим членам. Помимо предоставления кредитов другой важной задачей МВФ является надзор за политикой стран-участниц в области валютных курсов с целью сохранения последовательности макроэкономической политики на мировом уровне. Это осуществляется путем организации ежегодных или проводящихся раз в два года совещаний стран-участниц.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - создан для кредитования развивающихся стран со средним уровнем дохода. Одновременно содействует привлечению инвестиций из других источников. Источником кредитования являются средства, заимствованные на международном рынке капитала. Особенностью кредитования МБРР является так называемый проектный подход к предоставлению кредита.
Международная ассоциация развития (МАР) – предоставляет наиболее мягкие кредиты только для экономически слаборазвитых стран, которые не могут использовать займы МБРР, сроком на десятилетия под проценты, значительно ниже рыночных. Средства для предоставления кредитов целиком формируются за счет взносов стран-доноров, входящих во Всемирный банк.
Международная финансовая корпорация (МФК) создана для поддержки частных предприятий в развивающихся странах посредством предоставления кредитов и привлечения средств частных инвесторов. Является своеобразным катализатором притока инвестиций в развивающиеся страны. Не принимает гарантий правительства. МФК своими кредитами призвана способствовать эффективности частных инвестиций в странах-заемщиках.
Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) создан для финансирования путем предоставления займов и гарантий по займам, инвестиций, предназначенных для развития менее развитых регионов ЕС, модернизации или конверсии предприятий, а также проектов, представляющих общий интерес для нескольких стран-членов (в настоящее время это главным образом проекты по развитию инфраструктуры транспорта и телекоммуникаций, охране окружающей среды, обеспечению надежности поставок энергоносителей).
региональные международные банки развития.
Республика Беларусь с 1992 года является членом следующих международных финансовых организаций:
1.Международного валютного фонда (МВФ)
Членство в МВФ является одним из определяющих факторов международного финансово-экономического сотрудничества Республики Беларусь.
В рамках координационной работы по взаимодействию с МВФ Министерство финансов обеспечивает:
1. Координацию работы республиканских органов государственного управления по проведению консультаций с персоналом МВФ.
Основными направлениями развития взаимоотношений с МВФ в 2007 году являлись: выработка согласованных подходов к определению параметров социально-экономического развития Республики Беларусь; учет и практическое использование рекомендаций экспертов Фонда при разработке и реализации экономической политики, в частности, привлечение технической помощи. Совместно с экспертами МВФ продолжена работа по совершенствованию подходов к проведению бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, усилению эффективности использования ее инструментов, обеспечению финансовой стабильности, разработке и внедрению международных стандартов финансовой отчетности. В ходе совместной работы получили существенное развитие система инструментов банковского надзора, макропруденциального анализа, стресс-тестирования кредитного риска и риска ликвидности, а также система анализа и прогнозирования для целей денежно-кредитной политики.
2. Координацию работы по оказанию Министерству финансов технической помощи по различным направлениям.
В мае и ноябре 2007 г. в Министерстве финансов работала техническая миссия МВФ по программному составлению бюджета; в октябре 2007 г. - по статистике государственных финансов и бюджетной классификации; в период с 21 по 31 января 2008 г. - по вопросам управления внешним государственным долгом, доступа к международным рынкам капиталов, стресс-тестированию, отчетам по финансовой стабильности, а также тенденциям в сфере кредитования и управления кредитным риском.
3. Координацию работы в рамках некредитных программ МВФ.
Привлекается значительная техническая помощь в денежно-кредитной, валютной, бюджетно-налоговой областях, статистике.
4. Координацию работы по оказанию Министерству финансов технической помощи по различным направлениям.
2. Группы Всемирного банка, в том числе
Международного банка реконструкции и развития (МБРР);
Международной финансовой корпорации (МФК);
Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ);
Международного центра по урегулированию инвестиционных разногласий (МЦУИР).
За период членства страны Советом исполнительных директоров Всемирного банка были одобрены 4 программы по сотрудничеству с Беларусью (1993, 1997, 1999 и 2002гг.), а также ряд кредитных соглашений по конкретным проектам, в связи с чем в республику поступили следующие кредитные ресурсы:
1. Институциональный заем; 2. Реабилитационный заем; 3. Заем на развитие лесного хозяйства; 4. Заем на проект “Модернизация инфраструктуры в социальной сфере Республики Беларусь”.
В 2007 году сотрудничество Республики Беларусь с Всемирным банком осуществлялось по следующим направлениям: 1. реализация действующих и подготовка новых кредитных проектов; 2. реализация проектов международной технической помощи; 3. аналитическая и консультативная помощь; 4. участие в управлении Банком.
Основным результатом работы стало утверждение 4 декабря 2007 г. Советом исполнительных директоров Всемирного банка Стратегии сотрудничества с Республикой Беларусь на 2008-2011 годы, которая в целом соответствует национальным интересам и приоритетам социально-экономического развития Беларуси.
В январе-марте 2008 года продолжилась реализация следующих проектов Всемирного банка: проект модернизации объектов социальной сферы; проект по реабилитации районов, пострадавших в результате катастрофы на чернобыльской АЭС.
Кроме того, совместно с персоналом Всемирного банка продолжается техническая работа по подготовке Странового экономического меморандума и оценке эффективности государственных расходов и финансовой подотчетности.
3. Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР)
Республика Беларусь является членом ЕБРР с 1992 года.
Принятая банком Стратегия для Беларуси на 2006-2008 годы предусматривает сценарное или ступенчатое финансирование в зависимости от выполнения республикой критериев ЕБРР.
Одним из основных компонентов Стратегии ЕБРР для Беларуси на 2006-2008 годы является предоставление финансирования в размере 25 млн. долларов США в рамках Программы поддержки микро-, малых и средних предприятий; вторым основным компонентом является создание банка микрофинансирования в Республике Беларусь; третьим компонентом является прямое финансирование отдельных частных белорусских компаний, а также частных компаний с иностранным капиталом.
В настоящее время ЕБРР сосредоточил внимание на проектах в негосударственном секторе Республики Беларусь, предоставляя ресурсы без правительственных гарантий.
Результатом постоянных и целенаправленных усилий явилось назначение с 1 июля 2007 г. после продолжительного перерыва Постоянного главы Представительства ЕБРР в Минске и расширение штата Представительства.
Таким образом, международные финансовые организации предоставляют кредиты Беларуси, как одной из развивающихся стран, на поддержку экономических реформ, поддержание курса валют, развитие объектов социальной сферы, закупку товаров критического импорта. Несомненно, привлечение международных кредитов для реализации определенных программ и проектов является важным компонентом для достижения стабильной рыночной экономики, повышения уровня жизни в Беларуси, стимулирования экспорта белорусской продукции.
Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 июля 2008 года составил 2313,2 млн. долларов США. Совокупный внешний долг приведен в таблице № 1.
Таблица № 1 –Валовой внешний государственный долг Республики Беларусь в 2008г
Заключение
Кредитная система играет не последнюю роль в экономическом развитии каждой страны и мирового воспроизводства в целом, обеспечивая его непрерывность, повышая эффективность капиталовложений и способствуя научно-техническому прогрессу.
С одной стороны, кредит обеспечивает непрерывность воспроизводства и его расширение. Он способствует интернационализации производства и обмена, углублению международного разделения труда. С другой стороны, он усиливает диспропорции общественного воспроизводства, стимулируя скачкообразное расширение прибыльных отраслей, сдерживает развитие отраслей, в которые не привлекаются иностранные заемные средства. Одной из наиболее негативных сторон международного кредита является то, что он увеличивает внешнюю задолженность страны.
Основой развития международного кредита служит усиливающаяся интернационализация производства и обмена, а также появление новых форм мирохозяйственных связей.
Необходимо уделять большое внимание проблеме кредита, так как экономическое состояние страны в значительной мере зависит от состояния кредитной системы. Поэтому необходимо учитывать опыт, накопленный развитыми странами в этой сфере.
Грамотная кредитная политика государства дает возможность всем экономическим субъектам этого государства экономического процветания.
Кредит играет специфическую роль в экономике: он не только обеспечивает непрерывность производства, но и ускоряет его. Со всей остротой перед Республикой Беларусь стоит проблема инвестиций для возмещения и обновления производственного аппарата, для пополнения оборотных средств. Без значительного притока высокоэффективных инвестиций не удастся решить проблемы устойчивой макроэкономической стабилизации, реконструкции народного хозяйства и экономического роста.
Литература
1. Короткевич, А.И. Деньги, кредит, банки: пособие/ А.И.Короткевич, И.И.Очкольда. – Минск: ТетраСистемс, 2008.
2. Деньги. Кредит. Банки: учеб. комплекс / М.Л.Зеленкевич, А.И.Коротке- вич, Л.М.Короткевич. – Мн.: ФУСТ БГУ, 2003.
3. Тарасов, В.И. Деньги, кредит, банки: учеб. пособие – Мн.: Книжный дом; Мисанта, 2005.
4. Современный экономический словарь. / Б.А.Райзберг, Л.Ш.Лозовский Е.Б.Стародубцева. -5-е изд., перераб. и доп.- М., 2006
5. Каталог прессы и масс-медиа: http://belta.press.net.by
6. Кравцова, Г.И. Деньги. Кредит. Банки: учеб. пособие / Г.И.Кравцова – Мн.: БГЭУ, 2007
7. Платежный баланс Республики Беларусь/ //Экономическая газета. -2008. – № 3 (1121). с. 29
8. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь: http://www.nbrb.by
9. Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь: http://www.minfin.gov.by