Международная валютно-кредитная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Международная валютно-кредитная система представляет собой набор законов и правил, регулирующих деятельность центральных эмиссионных банков на внешних валютных рынках. Цель этих правил состоит в облегчении процессов международной торговли таким образом, чтобы все ее участники получали максимально возможную пользу, обеспечивающую эффективность и процветание экономических систем, которые представляет международная торговля.

Содержание

1.Введение 3-4 стр.
2. Сущность международных валютно-кредитных отношений 5-12 стр.
3. Основные тенденции современной международной валютно-кредитной системы 13-23 стр.
4. Проблемы современной международной валютно-кредитной системы и пути их разрешения 14-33 стр.
5. Заключение 34 стр.
6. Список источников 35 стр.
7. Примечания 36 стр.
8. Приложения 37-38 стр.

Работа содержит 1 файл

курсовик (2).doc

— 307.00 Кб (Скачать)

Международные финансовые институты преследуют следующие цели: 

1) объединить усилия  сообщества в целях стабилизации  международных финансов и мировой  экономики;

2) осуществлять межгосударственное  валютное и кредитно-финансовое  регулирование;

3) совместно разрабатывать  и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.

Степень участия и  влияния отдельных стран в  международных финансовых институтах определяется величиной их взноса в  капитал, так как обычно применяется  система «взвешенных голосов». Изменение соотношения сил во всемирном хозяйстве, в частности возникновение в 60-х гг. трех центров (США, Западная Европа, Япония) в противовес послевоенному американоцентризму, отражается в деятельности международных финансовых институтов. Так, страны ЕС добились права вето по принципиальным вопросам, усилив свое влияние в МВФ.

Международный валютный фонд (МВФ) — международная валютно-кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. МВФ был создан на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г., но начал функционировать с марта 1947 г. Правление МВФ находится в Вашингтоне, а его отделение — в Париже. Правление состоит из пяти главных департаментов: для Африки, Европы, Азии, Среднего Востока и Западного полушария.

Официальными целями МВФ являются: содействие развитию международной торговли и валютного  сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, многосторонней системы платежей и устранения валютных ограничений; предоставление государствам — членам фонда средств в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов.

В настоящий момент организация  включает 187 государств-членов (на июнь 2010). Главная цель состоит в сохранении стабильности международной валютной системы – системы обменных курсов и международных платежей, позволяющей странам (и их гражданам) покупать друг у друга товары и услуги. Это необходимо для обеспечения устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни.  Все государства-члены представлены в его Исполнительном совете, который служит форумом для обсуждения национальных, региональных и глобальных последствий их экономической политики. Основные направления деятельности МВФ включают:

- консультирование государств-членов  относительно внедрения мер политики, которые могут помочь им предотвратить или урегулировать финансовый кризис, добиться макроэкономической стабильности, ускорить экономический рост и снизить уровень бедности;

-временное предоставление  финансирования государствам-членам с целью помочь им в регулировании проблем платежного баланса, то есть ситуации недостатка иностранной валюты вследствие того, что их платежи другим странам превышают их собственные валютные доходы.

- оказание странам,  по их просьбе, технической  помощи и содействия в подготовке кадров с целью помочь им сформировать базу знаний и институты, необходимые для проведения обоснованной экономической политики.

Капитал МВФ образуется за счет взносов государств — членов фонда в соответствии с установленной  для каждого из них квотой, величина которой зависит от уровня экономического развития стран и ее роли в мировой капиталистической экономике и международной торговле. Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами в руководящих органах МВФ. Каждое государство располагает 250 голосами плюс один голос на каждые 100 тыс. СДР ее квоты. 46% всех голосов принадлежит США и странам ЕС, 34% — развивающимся.

Кредиты МВФ делятся  на несколько видов.

1. Кредиты, предоставляемые  в пределах резервной позиции  страны в МВФ. Для покрытия дефицита платежного баланса страна может получить кредит в Фонде — ссуду в иностранной валюте в обмен на национальную сроком до трех—пяти лет. Погашение ссуды производится обратным путем — посредством покупки через определенный срок национальной валюты на свободно конвертируемую. В пределах 25% квоты страна получает кредиты без ограничений, а также на сумму кредитов в иностранной валюте, предоставленных ранее Фонду. Этот кредит не должен превышать 200% квоты.

2. Кредиты, предоставляемые сверх резервной доли. Ссуды выдаются после предварительного изучения Фондом валютно-экономического положения страны и выполнения требований МВФ о проведении стабилизационных мер.

Стабилизационные программы  МВФ предусматривают ограничение  внутренних кредитов, бюджетных расходов, заработной платы и ведут к снижению темпов экономического роста, что обычно идет вразрез с национальными интересами страны-заемщика. Однако получение займа в МВФ дает возможность странам рассчитывать на крупные кредиты в частных банках. МВФ играет большую роль в межгосударственном регулировании валютно-кредитных отношений. МВФ также производит обзорную и прогнозную деятельность, которая предоставляется государствам-членам с целью их более глубокой осведомленности и следовательно более успешной политики. Данный документ называется - Общий обзор прогнозов «Перспектив развития мировой экономики». (Приложение №2)

В годы мирового финансового  кризиса МВФ играл очень важную роль в стабилизации мировой экономики, в годовом отчете деятельности МВФ за 2010 год приведены следующие данные:

«Мы приняли обязательства  о предоставлении свыше 200 млрд. долл. в виде кредитов и пополнили системы  дополнительными 283 млрд. СДР. Наша новая  кредитная линия обеспечила прочную  систему защиты для стран с  отличными результатами в проведении экономической политики. С начала кризиса в 2008 году мы увеличили втрое наши обязательства по льготному кредитованию стран с низкими доходами и до 2012 года применяем нулевую процентную ставку. В странах, имеющих программы с МВФ, сокращение объема производства было меньшим по сравнению с прошлыми кризисами, и они избежали болезненных корректировок обменных курсов и процентных ставок».

Но не всегда государствами-членами  признается польза от деятельности МВФ, очень часто она подвергается осуждению, так как выдвигаемые фондом жесткие требования, официально призванные устранить разбалансированность экономики, денежного обращения, обеспечить погашение внешнего долга, не всегда достигают поставленной цели и усугубляют негативные процессы в стране - заемщице. Если рассматривать вред, нанесенный России, то он проявляется в том, что, принимая условия МВФ, в России в 1992 году была внезапно проведена либерализация цен, что привело к их росту в 26 раз за год и усилению инфляции. Рекомендованные фондом дефляционные меры усугубили экономический спад, свертывание инвестиций в стране. Ограничение денежной эмиссии вызвало денежный голод и неплатежи. Под давление МВФ Россия в 1992 году ввела частичную конвертируемость рубля без создания необходимых условий, что повлекло за собой снижение его валютного курса и усугубило процесс бегства капиталов.

В 80-ые годы из-за резкого  падения цен на нефть рухнула  мексиканская экономика. МВФ стал действовать: кредиты выдавались в обмен на масштабную приватизацию, сокращение государственных расходов и т. п. До 57 % государственных расходов уходило на выплату внешнего долга. В результате из страны ушло около 45 млрд долларов. Безработица достигала 40 % экономически активного населения. Страну вынудили вступить в НАФТА и предоставить колоссальные льготы американским корпорациям. Доходы мексиканских рабочих моментально сократились.[2]

В результате реформ Мексика  — страна, где впервые была одомашнена кукуруза — стала её импортировать. Полностью была уничтожена система поддержки мексиканских фермерских хозяйств. После вступления страны в НАФТА в 1994 году либерализация пошла ещё быстрее, стали ликвидироваться протекционистские тарифы.

Всемирный банк

Группа Всемирного Банка  состоит из пяти организаций, одной  из них является Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР). В статье можно узнать о деятельности и роли Всемирного Банка и банка реконструкции в экономике и финансовых рынках.

Всемирный банк — является международной финансовой организацией, которая помогает развивающимся странам бороться с бедностью и способствует их экономического развитию.  Членство: 187 государств (взято с сайта Всемирного Банка в 2010 году)

Сегодня под Всемирным  банком действуют пять организаций:

  • Международный банк реконструкции и развития
  • Международная ассоциация развития

У банка есть долгосрочные и среднесрочные цели. Существуют так называемые цели развития тысячелетия, которые должны быть достигнуты к 2015 году и включают в себя следующие:

  • снижение уровня нищеты и голода
  • сокращение детской смертности
  • поощрение равенства мужчин и женщин
  • улучшение охраны материнства
  • обеспечение начального образования во всём мире
  • обеспечение устойчивого развития окружающей среды
  • формирование глобального партнерства в целях развития
  • борьба с венерическими заболеваниями, в частности СПИДом

В настоящее время  под Всемирным банком фактически понимают две организации: Международный  банк реконструкции и развития; Международная  ассоциация развития.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с решениями международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР — Вашингтон.

Официальной целью деятельности МБРР является содействие странам-членам в развитии их экономики посредством  предоставления долгосрочных займов и кредитов, гарантирования частных инвестиций. Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны.

Междунаро́дная  ассоциа́ция разви́тия (МАР) — организация, входящая в группу Всемирного банка (1960 г). Предоставляет беспроцентные займы с 30-40-летним сроком погашения и отсрочкой основных платежей в течение первых десяти лет с взиманием комиссии 3-4% на покрытие административных расходов. Цель организации — оказание помощи самым бедным странам за счет добровольных пожертвований стран-членов, поощрение экспорта товаров из развитых стран в беднейшие страны. Право на получение займов из МАР имеют страны с ВВП на душу населения не более $835. За период действия МАР предоставила кредиты общим объемом свыше 150 млрд. долл. США. Специфика деятельности MAP заключается в координации деятельности с МБРР и совместном кредитовании проектов. Тем самым совмещаются потоки льготных государственных кредитов как формы экономической помощи и более дорогих частных ссудных капиталов.

Деятельность Всемирного банка в течение длительного  времени критикуется различными неправительственными организациями, учёными, среди которых видное место занимает нобелевский лауреат по экономике и бывший главный экономист Всемирного банка Джозеф Стиглиц.[3]

Он также указал на то, что Россия последовала рекомендациям  и испытала падение реальных доходов населения, а Китай не последовал и переживает экономический подъем. В частности Джозеф Стиглиц резко отрицательно выразился по поводу политики Всемирного банка в отношении России, критикуя шоковую терапию переходного периода.[4] В 2001 году Комиссия Конгресса США провела оценку результатов деятельности международных финансовых организаций и пришла к выводу, что 60% проектов Всемирного Банка завершились неудачно. Всемирный банк призван бороться с бедностью, но за последние пять лет лишь 1% кредитов получили «бедные» государства, наиболее нуждающиеся в такого рода помощи. За это время уровень бедности в мире несколько снизился, что нельзя объяснить только деятельностью Всемирного банка. Успехов добились государства, которые практически не получали финансовой помощи Всемирного банка. В тех странах, которые были получателями основных пакетов помощи, не только не было успехов в борьбе с бедностью, но ситуация в них даже ухудшилась.[5]

Особое место среди международных  валютно-кредитных организаций занимает Банк международных расчетов (БМР, Базель, 1930 г.). По существу, это банк центральных банков (34 страны, 1999 г., в том числе Россия с 1996 г.). БМР содействует их сотрудничеству, принимает их депозиты и предоставляет кредиты. Специфической чертой БМР является выполнение функций банка-агента при международных расчетах по валютному клирингу (ныне клирингу по операциям частных коммерческих банков в ЭКЮ, замененных евро) и другим расчетам стран-членов. БМР - ведущий информационно-исследовательский центр.

Нельзя не выделить региональные валютно-кредитные  организации  «Европейского союза». Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) — инвестиционный механизм, созданный в 1991 году 61 странами и двумя международными организациями для поддержки рыночной экономики и демократии в 29 странах — от Центральной Европы до Центральной Азии. Как международная организация, ЕБРР пользуется рядом привилегий, таких как юридическая неприкосновенность сотрудников. Главная задача ЕБРР заключается в содействии переходу европейских стран к открытой рыночной экономике. Для этого он оказывает содействие развитию и расширению конкурентоспособного частного сектора, прежде всего — малых и средних предприятий, способствует мобилизации иностранного и местного капиталов для развития предпринимательской деятельности; направляет инвестиции в объекты инфраструктур, обеспечивающих условия для развития частных предприятий. Европейский инвестиционный банк (ЕИВ) был создан в 1958 г. с целью предоставления кредитов сроком от 20 до 25 лет на освоение отсталых районов, осуществление межгосударственных   проектов,   модернизацию   отраслевой   структуры производства.

Информация о работе Международная валютно-кредитная система