Международная торговля банковскими услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена также тем, что банковские услуги являются традиционной и наиболее прибыльной сферой банковского предпринимательства, направленного на удовлетворение потребностей частных и корпоративных клиентов в целях развития экономики.
Основной целью данной работы является исследование основных принципов формирования и управления портфелем банковских услуг на международном рынке и путей их использования в деятельности белорусских банков в условиях перехода к рыночной экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава1 Международный рынок банковских услуг
§ 1.1 Понятие и виды банковских услуг
§ 1.2 Банковские услуги в международной экономике
Глава 2 Современные тенденции международной торговли банковскими услугами
Глава 3 Рынок банковских услуг в Республике Беларусь и перспективы его развития
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Международная торговля банковскими услугами.doc

— 131.00 Кб (Скачать)
 

      Перечисленные услуги в сфере международных отношений обычно предусматривают комиссионное вознаграждение и играют значительную роль в получении прибыли банками.

      Основной  проблемой при разработке стратегии  банковского обслуживания внешнеэкономических  сделок клиентов остается необходимость унификации правил, подходов к управлению рисками. Это вызвано увеличением объемов международной торговли и сделок на мировых валютных, кредитных и финансовых рынках. С позиции предоставления банками услуг корпоративным клиентам в управлении рисками в области внешнеэкономической деятельности понятие риска можно определить как возможность частичного или полного неисполнения контрагентом своих платежных, кредитных и контрактных обязательств, вследствие воздействия различных факторов на проведение сделки, финансовое и экономическое состояние клиента [12, с. 68]. Банковские услуги по управлению рисками включают в себя анализ различных факторов риска, консультирование клиентов, хеджирование этих рисков.

      В настоящее время особое внимание уделяется так называемым глобальным инвестиционным услугам. Это связано, прежде всего, с объединением мировых финансовых и инвестиционных центров в единую систему, развитием международной финансовой интеграции, финансовых инноваций, созданием новых финансовых инструментов и технологий в инвестиционной деятельности. Эволюция глобальных инвестиционных услуг проходила в три этапа, которые представлены в следующей таблице.

      Таблица 2

      Эволюция  глобальных инвестиционных услуг [12, с. 107]

  Периоды
Середина 80-х гг. Середина 90-х гг. 2000-2004 гг.
Терминологическое определение услуг Глобальные  депозитарные услуги Глобальные  услуги на рынке ценных бумаг Глобальные  инвестиционные услуги
Географический  охват 20-25 стран 50-60 стран 100 и более  стран
Основные  виды услуг Ответственное хранение, расчеты по сделкам, отчетность по движению средств по счетам Кредитование  ценными бумагами и под залог, управление индексными фондами и  проведение сделок с дериватами Стратегическое  партнерство, управление инвестиционными  рисками и т.д.

      Подводя итоги, можно сказать следующее. Рынок банковских услуг занимает значительное место в международной  торговле. На глобальном уровне в него входят услуги в сфере корреспондентских  отношений, управления рисками, обслуживания внешнеэкономической деятельности, а также глобальные инвестиционные услуги. Они обычно предусматривают комиссионное вознаграждение и приносят основной доход банкам. Развитие этих видов услуг вызвано увеличением объемов мировой торговли, интеграцией финансовых, валютных и кредитных рынков, развитием новых технологий в банковской деятельности, а также другими тенденциями международной торговли банковскими услугами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 2 Современные тенденции  международной торговли банковскими услугами 

      Увеличение  объемов продажи товаров, услуг, технологий и интеллектуальной собственности в развитых странах оказало прямое воздействие на развитие банковских услуг. В настоящее время возрастает значимость услуг по обслуживанию внешнеэкономической деятельности, увеличивается объем инвестиционных, консультационных, информационных услуг, возрастает роль услуг в сфере финансового консультирования, управления активами, на передний план выходят банковские услуги в сфере информационных технологий с использованием Интернета.

      Огромное  влияние на развитие международной торговли банковскими услугами оказывает обострившаяся конкуренция между банками, небанковскими кредитно-финансовыми и нефинансовыми предприятиями. Роль финансовых посредников банки экономически развитых стран уступают сегодня другим финансовым институтам – факторинговым и лизинговым компаниям, инвестиционным и инновационным фирмам. Удельный вес банков в кредитных операциях упал с 82% до 69% [11, с. 10].

      Обострилась конкуренция и между однотипными  банковскими учреждениями. В борьбе за клиентов банки все чаще выходят на чужую территорию. При этом следует отметить, что борьба идет в основном не за крупных корпоративных клиентов, а за предприятия малого и среднего бизнеса. Если в 1990-е гг. банки стремились обслуживать корпорации, то сейчас существует тенденция к избавлению от них и переориентации на более мелких клиентов. Однако в данном случае все чаще используется стратегия предоставления сначала одной услуги, к которой потом неизбежно добавляются другие, как правило, более дорогие [17, с. 26].

      Данная  тенденция порождает некоторые  структурные изменения в банковской сфере, а именно такое понятие, как  «вхождение в отрасль». Оно подразумевает  создание транснациональными корпорациями «внутренних банков». Например, «Вольвобанк», «Бритиш петролеум», «Рено» полностью обслуживают финансовые потребности своих учредителей и предоставляют определенный набор услуг иностранным клиентам [12, с. 26].

      Одной из проблем ведущих банков на ближайшие  годы является реструктуризация сети филиалов и отделений, так как создание глобальной сети ведет к удорожанию стоимости услуг и дополнительным издержкам. Базовым принципом банковского обслуживания становится сегментный подход к продаже услуг, основанный на портфельном принципе их предоставления, в том числе при помощи информационных технологий [12, с. 27].

      Изменения потребностей клиентов и возможностей банковских услуг ведет к определенной реорганизации каналов их сбыта. Общение банка с клиентом в  стационарном помещении теряет свою актуальность, т.к. последний получает возможность это делать при помощи электронных систем связи. Банки тратят огромные суммы на развитие банковских услуг в Интернете. В Европе банки около 4% всех своих операций осуществляют через Интернет, а в США доля онлайновых банковских транзакций составляет 3%, при этом доля клиентов, работающих через Сеть, у ведущих европейских банков превышает 10% [5, с. 1]. Согласно прогнозам исследовательской компании Datamonitor, 121 млн. человек в Западной Европе и США совершат в 2005 году банковские операции посредством Интернета, только в Европе обороты рынка онлайн-банкинга составят 5 млрд. евро [15, с.1].

      На  современном этапе возрастает потребность  в оказании клиентам различных консультационных услуг по управлению активами, страхованию, приватизации и банкротству, при этом банковские клиенты предъявляют повышенный спрос на качество услуг. Понятие качества банковских услуг состоит в способности совокупности характеристик банковской услуги удовлетворить функциональные (время, способ оказания), информационные (доступность, конфиденциальность) и эмоциональные (обратная связь, точность и аккуратность) потребности клиентов [9, с. 24-25]. Согласно исследованиям, в Западной Европе 30% рабочего времени банковских служащих тратится на исправление ошибок [18, с. 109].

      К перспективам развития банковских услуг  следует отнести проблему рисков, обусловленную увеличением объемов  внешнеэкономических сделок, кредитования, распространением компьютерной торговли, быстрым ростом деривативных сделок. К ним относятся страновые, политические, валютные, клиентские риски, риск наступления «эффекта домино» при финансовой несостоятельности одного или нескольких участников рынка, рыночный риск, риск ухудшения финансового положения участников или стран [12, с. 24].

      Важным  направлением в развитии банковских услуг является концентрация банковского капитала и стремление крупнейших транснациональных банков к комплексности и универсальности их предоставления. В данном случае универсальность банковского учреждения подразумевает возможность предоставления комплексного портфеля банковских услуг независимо от географического положения филиала или отделения транснационального банка. Большое значение для универсализации деятельности банка играют создание глобальной филиальной сети и развитие корреспондентских отношений [18, с. 110].

     При этом большое значение придается  сегментированию рынка банковских услуг по группам клиентов в зависимости  от размеров и ориентации деятельности банковского учреждения. В настоящее  время можно выделить шесть сегментов рынка банковских услуг:

    1.Транснациональный  (услуги транснациональным корпорациям,  обслуживание внешнеторговых сделок, поглощение мелких и средних  банков в стране пребывания, покупка  финансовых институтов за рубежом);

    2.Внутристрановой  (контролируется транснациональными банками, но ориентируется на местных экспортеров);

    3.Специализированные  банки (специализируются на 2-3-х  кредитных операциях);

    4.Инвестиционные  банки (контролируются транснациональными  банками и специализируются на  привлечение иностранных инвесторов и организация средне- и долгосрочных займов);

    5.Небанковские  институты (инвестиционные, факторинговые,  форфейтинговые, страховые услуги);

    6.Филиалы  иностранных банков (портфель услуг  зависит от стратегии центрального  офиса, в основном представлен обслуживанием внешней торговли, кредитованием крупных компаний страны пребывания) [18, с. 28-29].

      Таким образом, в связи с увеличение объемов продажи товаров, услуг, технологий и интеллектуальной собственности  в развитых странах в настоящее  время возрастает значимость услуг по обслуживанию внешнеэкономической деятельности, увеличивается объем инвестиционных, консультационных, информационных услуг, в сфере финансового консультирования, управления активами, в сфере информационных технологий с использованием Интернета. Обостряется конкуренция не только между однотипными банковскими учреждениями, но и между банками и нефинансовыми и небанковскими кредитно-финансовыми институтами. При этом с одной стороны наблюдается тенденция к переориентации обслуживания с крупных компаний на предприятия малого и среднего бизнеса, а с другой стороны имеет место вхождение банков в отрасль с целью оказания услуг конкретным корпорациям. Базовым принципом банковского обслуживания становится сегментный подход к продаже услуг, основанный на портфельном принципе их предоставления, в том числе при помощи информационных технологий и сети Интернет, что ведет к снижению издержек и, как следствие, их стоимости. Также возрастает потребность в консультационных услугах, при этом банковские клиенты предъявляют повышенный спрос на их качество. К перспективам развития банковских услуг следует отнести проблему услуг по хеджированию рисков, а также универсализацию банковской деятельности. При этом большое значение придается сегментированию рынка в зависимости от ориентации и размеров банковского обслуживания. Все эти тенденции следует учитывать при формировании конкурентоспособного портфеля международных банковских услуг  в Беларуси. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 3 Рынок банковских услуг в Республике Беларусь и перспективы его развития 

      Деятельность  белорусских банков в области  торговли услугами можно с некоторыми оговорками назвать успешной. В этой сфере постоянно наблюдается  выполнение большинства прогнозных показателей и приращение прибыли [14, с. 10]. Совершенствование качества обслуживания стимулирует растущая конкуренция. Это связано со снятием ряда ограничений на деятельность в нашей стране иностранных кредитных организаций. Стараясь расширить свою клиентскую базу как внутри страны, так и за рубежом отечественные банки стали действовать более активно и целенаправленно, многие стали внедрять новые технологии. В целом распределение рынка банковских услуг между белорусскими банками можно представить на следующей диаграмме. 

      Диаграмма 1

      Распределение рынка банковских услуг между белорусскими банками [13, с. 12]

      

      Каждый  из 30 работающих на белорусском рынке  банков предлагает около сотни различных  услуг в области внешнеэкономической  деятельности. Чаще всего корпоративные  клиенты пользуются расчетно-кассовым сервисом в сфере корреспондентских отношений. В гораздо меньшей степени востребованы консультирование, кредитование, факторинг и обслуживание экспортно-импортных сделок [6, с. 11].

      Если  на международном рынке возрастает конкуренция между банками, небанковскими кредитно-финансовыми и нефинансовыми предприятиями, то в Беларуси данная тенденция не просматривается. Роль финансовых посредников при осуществлении основных трансакций в республике остается за банками [13, 13].

      В целом к тенденциям развития белорусского рынка банковских услуг можно отнести следующие:

    1.ориентация  банков на обслуживание предприятий,  которые обеспечивают увеличение  экспортного потенциала страны (Белорусский  металлургический завод, производственные  объединения «Беларуськалий», «Полимир», «Белнефтехим»);

    2.развитие  услуг белорусских банков при  работе с экспортными кредитными  агентствами зарубежных стран  (банки выступают заемщиком перед  иностранными банками-партнерами  на внешнем рынке кредитных  ресурсов при реализации крупных инвестиционных проектов в нашей стране) [8, с. 13].

Информация о работе Международная торговля банковскими услугами