Международная торговля банковскими услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена также тем, что банковские услуги являются традиционной и наиболее прибыльной сферой банковского предпринимательства, направленного на удовлетворение потребностей частных и корпоративных клиентов в целях развития экономики.
Основной целью данной работы является исследование основных принципов формирования и управления портфелем банковских услуг на международном рынке и путей их использования в деятельности белорусских банков в условиях перехода к рыночной экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава1 Международный рынок банковских услуг
§ 1.1 Понятие и виды банковских услуг
§ 1.2 Банковские услуги в международной экономике
Глава 2 Современные тенденции международной торговли банковскими услугами
Глава 3 Рынок банковских услуг в Республике Беларусь и перспективы его развития
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Международная торговля банковскими услугами.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 
 

Кафедра международного бизнеса 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на тему: Международная торговля банковскими  услугами. 
 
 
 

Студентки ФМЭО       Лашкевич Ю.Г.

3 курса, УВЭД - 2 

Руководитель 

к. э. н., ассистент             Дятлова Е.Л. 
 
 
 
 
 
 

МИНСК

2004 

     Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Глава1 Международный рынок банковских услуг

§ 1.1 Понятие  и виды банковских услуг

§ 1.2 Банковские услуги в международной экономике

Глава 2 Современные тенденции международной торговли банковскими услугами

Глава 3 Рынок банковских услуг в Республике Беларусь и перспективы его развития

Заключение

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Характерной тенденцией современного развития является формирование мировой экономической системы, основывающейся на международном производстве, международных рынках капитала и рабочей силы, международном научно-информационном пространстве. Данное явление связано с глобализацией – качественно новым этапом интернационализации производства и обмена. Этим явлением в настоящее время охвачены все сферы экономики, в том числе и банковская. В мире, где все большее число людей не ограничены в своих передвижениях по свету и нуждаются в современных и своевременных финансовых услугах, развитие международных банковских услуг идет быстрыми темпами. Во многих странах совершенствование деятельности банков, как на национальном, так и на международном уровне стало одним из приоритетных направлений социально-экономического развития. Поэтому возникает необходимость исследования основных тенденций развития рынка банковских услуг в условиях экономической интеграции. Актуальность данной темы обусловлена также тем, что банковские услуги являются традиционной и наиболее прибыльной сферой банковского предпринимательства, направленного на удовлетворение потребностей частных и корпоративных клиентов в целях развития экономики.

     Основной  целью данной работы является исследование основных принципов формирования и  управления портфелем банковских услуг на международном рынке и путей их использования в деятельности белорусских банков в условиях перехода к рыночной экономике. Исходя из этой цели были поставлены следующие задачи:

  • раскрыть содержание понятия «банковская услуга», ее отличие от банковской операции, дать классификацию банковских услуг;
  • определить международные банковские услуги и их роль в мировой экономике и международных экономических отношениях;
  • выделить основные тенденции современного рынка международных банковских услуг;
  • исследовать состояние и перспективы белорусского рынка банковских услуг, разработать предложения по созданию адекватного современных условиям рынка банковских услуг.

     При написании данной работы использовались различные источники, в которых  рассматриваются теоретические  основы банковских услуг, современные технологии и тенденции в этой сфере, а также освещается зарубежный опыт формирования портфелем и управления портфелем банковских услуг и пути его использования в деятельности белорусских банковских учреждений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава1 Международный рынок  банковских услуг

     § 1.1 Понятие и виды банковских услуг 

     При исследовании международного рынка  банковских услуг большое внимание уделяется определению основных терминов и понятий, используемых в  зарубежной и отечественной банковской практике. Прежде всего к таким терминам относятся банковская услуга, банковская операция, банковский продукт и портфель банковских услуг. В настоящее время не существует единого подхода к разграничению понятий банковская услуга и банковская операция.

     Банковские  операции рассматривают как проявление банковских функций на практике, а  банковские услуги – как одну или  несколько банковских операций, удовлетворяющих  определенные потребности клиента  и проведение банковских операций по поручению клиента в пользу последнего за определенную плату [4, с.23 ]. Однако последнее определение перекликается с недавно возникшим понятием банковского продукта, рассматриваемого как комплекс взаимосвязанных операций, направленных на удовлетворение потребностей клиента в отдельных видах банковской деятельности [12, с 19].

     В связи с этим в последнее время  в зарубежной и отечественной  литературе банковскую операцию в общем  смысле определяют как действия банка, тем или иным образом связанные  с движением денежных средств, а под услугой подразумевается деятельность, способствующая оптимальному выполнению операции. В соответствии с этим можно предложить следующие определения понятий «банковская операция» и «Банковская услуга». Банковская операция – это комплекс взаимосвязанных действий банка и клиента, производимых от имени банка, предусматривающих перемещение средств и направленных на решение конкретной экономической задачи. Банковская услуга, таким образом, представляет собой предоставляемые клиентам технические, технологические, финансовые, интеллектуальные профессиональные виды деятельности банка, сопровождающие и оптимизирующие проведение банковских операций [12, с.19].

     Банковские  услуги можно классифицировать по нескольким критериям, характеризующим особенности  их предоставления клиентам. В их числе:

  1. направленность на удовлетворение потребностей клиента:
    • прямые услуги, удовлетворяющие непосредственные пожелания клиента (платежные, коммерческие);
    • косвенные или сопутствующие услуги, облегчающие предоставление прямых услуг без получения клиентом дополнительной прибыли (клиринговые, консультационные);
    • услуги, приносящие дополнительный доход или снижение издержек при использовании прямых услуг[18, с.107].
  1. степень сложности:
    • услуги, которые могут быть востребованы большим количеством потребителей (клиринговые услуги);
    • услуги, требующие специального уровня подготовки банковских кадров (управление активами, инвестиционные услуги);
    • услуги, требующие профессиональных знаний в области использования услуг (услуги в области корпоративных финансов);
    • услуги, требующие специальных знаний (финансовое планирование) [12, с. 18].
    1. тип обслуживаемых операций:
    • кредитные услуги;
    • расчетно-кассовые услуги;
    • инвестиционные услуги;
    • трансформация ссудных капиталов (форфетирование, факторинг, лизинг, траст и др.);
    • консультационные услуги [16, с. 2].

     Предоставляемые банком услуги можно условно разделить  также на четыре типа:

    1. стратегические (позволяют клиенту банка разработать и достичь существенных стратегических преобразований в характере, направлениях и масштабах деятельности, либо образе жизни);
    2. текущие (позволяют клиенту банка оптимальным образом добиться целей, поставленных в годовом плане);
    3. оперативные (позволяют клиенту банка подготовиться и быстро решить не запланированные проблемы);
    4. специальные (позволяют клиенту получить профессиональную помощь в непредвиденных кризисных ситуациях) [16, с. 4].

     Банковская  деятельность требует формирования портфеля предлагаемых услуг, организации  торговли и сбыта их конечному  потребителю, т.е. нуждается в рынке  банковских услуг. Рынок банковских услуг – это специфичная сфера рыночных отношений, обеспечивающая спрос и предложение на услуги банков, направленная на стимулирование банковских операций в целях удовлетворения потребностей клиентов. Основными составляющими инфраструктуры рынка банковских услуг являются в настоящее время не только центральные и коммерческие банки, но и торговые компании, инвестиционные фонды, консалтинговые компании, оффшорные зоны и т.д. [12, с. 20]. В общем двумя другими типами продавцов на рынке банковских услуг являются небанковские кредитно-финансовые институты и нефинансовые предприятия [3, с.57]. Первые формально не являются банками, но основная деятельность их связана с оказанием финансовых услуг, во многом аналогичных банковским (консалтинговые фирмы, инвестиционные фонды, факторинговые и форфейтинговые компании). Ко второй группе относятся, прежде всего, торговые компании и финансовые конгломераты.

     Структура рынка банковских услуг состоит  из следующих секторов:

    • рынок платежных и корреспондентских услуг;
    • услуги на рынке ссудных капиталов;
    • рынок коммерческих услуг корпоративным клиентам;
    • рынок услуг частным клиентам;
    • рынок услуг по обслуживанию внутренней и внешней торговли;
    • рынок электронных банковских услуг;
    • рынок услуг по доверительному управлению активами [12, с.21].

      Таким образом, при исследовании международного рынка банковских услуг прежде всего  необходимо определить основные понятия, разграничить термины «банковская  операция» и «банковская услуга». Банковскую операцию в общем смысле определяют как действия банка, тем или иным образом связанные с движением денежных средств, а под услугой подразумевается деятельность, способствующая оптимальному выполнению операции. Банковские услуги классифицируют по степени сложности, по направленности на удовлетворение потребностей клиента, по типам обслуживаемых операций и т.д. С целью максимизации прибыли от банковской деятельности необходимо формирование портфеля банковских услуг, который, в свою очередь нуждается в рынке банковских услуг. Данный рынок состоит из определенных секторов, а основными типами продавцов на нем являются центральные и коммерческие банки, а также небанковские кредитно-финансовые институты и нефинансовые предприятия. В настоящее время рынок банковских услуг занимает особое место в мировой экономике и международных экономических отношениях. 

     § 1.2 Банковские услуги в международной  экономике 

     Рынок банковских услуг занимает значительное место в мировой торговле. По подсчетам  Международного Валютного Фонда, они  составляют 7,5 % от общего объема мировой торговли товарами [18, с.107]. Типовой портфель международных банковских услуг в настоящее время включает услуги в сфере корреспондентских отношений, управления рисками, внешнеэкономической деятельности клиентов, а также глобальные инвестиционные услуги.

     Корреспондентские отношения представляют собой совокупность различных форм сотрудничества между  двумя или несколькими кредитными учреждениями при осуществлении  платежей и расчетов одним из них  по поручению и за счет другого [1, с. 101]. Лидерами в предоставлении банковских услуг в области корреспондентских отношений являются универсальные банки с развитой сетью филиалов и банков-корреспондентов, обладающих гибкой системой управления счетами и кредитными рисками, оперативностью принятия решений и конкурентоспособной тарифной политикой. В их числе: Ситибэнк, Бэнк оф Нью-Йорк, Дойче банк, Дрезднер банк и др. [18, с. 111]. Широкая корреспондентская сеть, крупный объем активов, солидная клиентская база позволяет им завоевывать новые рынки сбыта банковских продуктов и увеличить доходы от комплексного предоставления банковских услуг.

      Корреспондентские услуги, с одной стороны, являются самостоятельным направлением банковской деятельности, а с другой стороны, - важным элементом сопровождения  внешнеэкономического бизнеса. В целом портфель банковских операций и услуг при обслуживании внешнеэкономической деятельности клиентов можно представить в следующей таблице. 
 
 
 
 
 
 
 

      Таблица 1

Банковские  операции и услуги по обслуживанию внешнеэкономической  деятельности [12, с. 64]

Основные  банковские операции Банковские  услуги
Кредитование  внешнеэкономической деятельности клиентов Консультационные  услуги по организации торговых сделок клиентов
Валютные  операции Организация международных  корреспондентских отношений с иностранными банками для кредитно-расчетного обслуживания клиентов
Международные расчеты Проведение  переговоров о получении от иностранных  банков кратко- и среднесрочных кредитных  линий для обслуживания торговых и документарных операций клиента
Форфейтинговые  операции Участие в банковских синдикатах и консорциумах в целях  привлечения ресурсов других банков и кредитно-финансовых институтов для  проектного финансирования и кредитования торговых сделок клиентов
Факторинговые операции Управление  страновыми, кредитными, платежными и прочими рисками при осуществлении клиентом внешнеэкономической деятельности
Лизинговые  операции Развитие отношений  с экспортно-импортными банками  и организация сделок в рамках полученных кредитных линий

Информация о работе Международная торговля банковскими услугами