Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:07, контрольная работа
1. Сущность и правовые основы системы электронных межбанковских переводов НБУ.
2. Структурная схема СМЭП.
3. Условия возникновения межбанковского перевода через СМЭП.
Модели обслуживания консолидированного корреспондентского счёта в СМЭП.
4. Выполнение внутреннего и межбанковского переводов.
Проект SEPA инициирован европейским банков-ским сектором, создавшим в 2002 г. для этой целиЕвропейский Совет по Платежам (European PaymentsCouncil; сокращенно EPC), который разработал новыесхемы, правила и стандарты для европлатежей. Вне-дрение SEPA находит сильную поддержку не толькосо стороны европейского банковского сообщества, нои со стороны бизнеса, торговцев и потребителей, атакже Европейского Центрального Банка и Европей-ской Комиссии.
Кроме уменьшения общих расходов европейскойэкономики на перемещение капитала в пределахрегиона (в данный момент до 3% совокупного ВВП)создание SEPA позволит гармонизировать рынокплатежных услуг в зоне евро и интегрировать раз-нородные национальные платежные системы.
В состав SEPA входят 27 стран-членов ЕС и 5 ев-ропейских стран, не являющихся членами ЕС (Ислан-дия, Лихтенштейн, Монако, Норвегия и Швейцария).В настоящее время SEPA находится в процессе по-этапного внедрения (рис. 5). С января 2008 г. банкиосуществляют миграцию клиентов на новые платеж-ные инструменты, а в 2011 г. платежи SEPA полностьюзаменят национальные платежи в еврозоне. Банкамстран, входящих в SEPA (не только еврозоны), для под-держки новых платежных инструментов необходимоинвестировать значительные средства в технологии.Внедрение SEPA увеличит конкуренцию междубанками и корпорациями в борьбе за клиентов, ведьпосле завершения проекта смена клиентом банка впределах границ Европы не будет ничем ограничена.С целью повышения панъевропейской конкурен-ции в сфере платежей разработана и утвержденаДиректива ЕС о платежных услугах, которая долж-на быть перенесена в национальное законо__ дательствостран-членов не позже 1 ноября 2009 г.
4. На сегодняшний день мировая система электронных платежей находится на стадии активного
формировании. Электронные платежи приобретают все большую популярность, как среди населения, так и у
юридических лиц, так как во многом они являются более удобными, чем традиционные платежные системы.
Основными преимуществами электронных платежей является:
- Удобство для пользователей, простота использования и доступность
- Снижение трансакционных издержек для участников электронной коммерции
- Мобильность
- Безопасность, обеспечиваемая использованием SSL протокола с кодовым ключом 128-bit
Основными проблемами, которые стоят на пути развития электронных платежей в странах СНГ
является:
- Неразвитость инфраструктуры опосредствующей использование систем электронных расчетов
- Не проясненный правовой статус платежных систем в странах СНГ
- Инертность государственных аппаратов в работе над созданием правовой базы и созданием
благоприятных условий для развития электронных платежей
- Отсутствие норм международного права по унификации и координирования сотрудничества
национальных в сфере развития электронных платежных систем.
На этапе становления практики электронных расчетов, важнейшую роль играет государство, как
институт, регламентирующий функционирование и развитие национальных экономик, именно от него будут
зависеть темпы развития и внедрения современных форм электронных платежных систем.
В настоящее время существуют два наиболее эффективных метода государственного регулирования
рынка электронных денег. Первый - нормативный, состоит в разработке и принятии на государственном уровне
специального законодательства, регулирующего выпуск и обращение электронных денег. Второй - это
кредитно-денежная политика, которая заключается в разработке центральными банками специальных мер по
регулированию денежного обращения с учётом широкого использования электронных денег. От
эффективности использования этих двух методов зависят результаты государственного контроля над рынком
электронных денег и эффективность функционирования электронных платежей.
В большинстве стран законодательная база по электронным деньгам находится ещё в стадии разработки.
Сложность электронных транзакций и многообразие их форм являются дополнительными препятствиями на
пути выработки эффективной нормативной политики. В США разработкой специального законодательства в
области электронных денег занимается Бюджетный Комитет Конгресса США, в Европе - Европейская
Комиссия по электронным деньгам и Банк Международных Расчётов (г. Базель), а также центральные банки
стран ЕС. В России и Украине эти вопросы находятся в компетенции центральных банков.
В нормативной политике требуется принятия законодательных актов регламентирующих три основных
вопроса:
- стандартизацию электронных денег;
- надзор за эмиссией электронных денег;
- обеспечение безопасности электронных денег.
Политика государственного невмешательства в разработку стандартов на системы электронных денег
должна сочетаться с государственной поддержкой наиболее продвинутых стандартов. В настоящее время в
мире осуществляется свыше 150 проектов на основе электронных денег, подавляющее большинство которых не
стандартизированы. Первые шаги на пути стандартизации были сделаны в 1996 г., когда три крупнейших
международных платёжных системы Europay, MasterCard и VISA разработали первую версию единых
международных спецификаций на микропроцессорные карточки - EMV. Однако, реализация этих
спецификаций на практике оказалась чрезвычайно дорогой. Сегодня, в области микропроцессорных карточек
борются две концепции: JAVA Card и MULTOS [2], каждая из которых претендует на то, чтобы стать
отраслевым стандартом. Идея совместить все необходимые клиенту приложения на одной микропроцессорной
карточке, основным эмитентом которой будет являться банк, является чрезвычайно перспективной.
Для обеспечения безопасности электронных денег необходимо предусмотреть разработку универсальных
шифровальных алгоритмов на государственном, а в перспективе и на межгосударственном уровнях.
802
В части кредитно-денежной политики, серьёзной проблемой с которой могут столкнуться центральные
банки при внедрение электронных денег связаны с потерей права сеньоража, а также существенным
сокращением общего объёма обязательств и активов, которые позволяют им осуществлять контроль над
денежной массой.
Однако, несмотря на трудности, электронные расчеты и цифровые валюты будут дельнейшее развитие и
внедрение, что обусловлено, прежде всего, их экономическими преимуществами в части снижения
трасакционных издержек. Электронные деньги позволяют значительно сократить издержки, связанные, в
частности, с чеками. Американский экономист Д. Хамфри утверждает, что издержки электронных платежей
составляют от 30 до 50% издержек платежей чеками или безналичными банковскими платежами платежей [2].
Ограничение развития и распространения различных видов электронных денег приведёт к конкурентным
потерям. Страны, которые будут совершенствовать разновидности электронных денег, займут в будущем
лидирующие позиции как в области текущих платежей в реальной экономике, так и в области электронной
коммерции в сети Интернет.