Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 22:44, реферат
Денежное обращение является важным составным элементом экономического механизма, а его устойчивость — необходимым условием общехозяйственной сбалансированности. Длительное нарушение устойчивости денежного обращения негативно влияет на развитие экономики, затрагивая в той или иной степени практически все экономические процессы.
1. Понятие и характеристика устойчивости денежного обращения………....3
2. Методы стабилизации денежного обращения……………………………....8
3. Методы регулирования денежного обращения…………………………....15
4. Список используемой литературы……………………………………….…
Методы, направленные на прямое ограничение роста цен и доходов, образуют содержание политики доходов . Методы политики доходов могут использоваться вне зависимости от фазы циклического развития производства. Ограничивая масштабы увеличения цен и заработной платы, политика доходов уменьшает рост издержек производства, тем самым политика доходов препятствует саморазвитию инфляции, уменьшает интенсивность инфляции. Однако, вследствие того, что политика доходов устраняет свободу ценообразования, свойственную нормальным условиям развития рыночной экономики, она применяется на протяжении непродолжительных периодов времени. Различают несколько вариантов проведения политики доходов:
• экстремальный вариант, заключающийся в полном замораживании роста цен и заработной платы (в современных условиях не применяется);
• ограничивающий вариант, позволяющий повышение цен в определенных пределах при оповещении органов контроля, предусматривает заключение коллективных соглашений по оплате труда, проведении регулярной индексации доходов при росте цен и др.;
• налоговый вариант, предусматривающий установление дифференцированных (штрафных или стимулирующих) ставок налога на прибыль в зависимости от темпов роста цен и заработной платы.
Особенностью политики доходов является возможность ее дифференцированного проведения в отдельных отраслях или секторах экономики.
Инфляция представляет собой комплексную проблему. Для ее решения необходима системная программа, охватывающая как аспекты, связанные с энерго- и ресурсосбережением, так и совершенствованием системы ценообразования, налогообложения, ужесточением бюджетных ограничений и смягчением проблемы неплатежей. Необходимый комплекс мер должен приниматься не в одночасье, а последовательно и согласованно друг с другом.
1.
Единственный способ
Поэтому первейшая задача - добиться неукоснительного возврата ранее выданных кредитов (что в условиях уменьшающейся инфляции будет непросто), в том числе и за счет банкротства, санации или продажи эффективному собственнику отдельных предприятий.
2.
Неукоснительный возврат
Поэтому вторая задача - восстановление доверия к облигациям государства. Для этого нужно добиться неукоснительного погашения точно в срок каждого тиража, кроме того, целесообразны публичные аргументированные заверения министра финансов о невозможности обвалов на этом рынке.
3.
Поддержание стабильных цен
Поэтому третья задача - консолидация банковского капитала путем слияния и привлечения новых акционеров. Вместе с тем, главный стимул для акционеров - рост индекса акций того или иного банка. Нужно наладить нормальный фондовый рынок, хотя бы банковских акций.
4.
Анализ обнаруживает большую
зависимость производственной
5. Поощрение конкуренции и отмена правил, ограничивающих развитие рынков. Моделирование инфляции с помощью моделей Леонтьева в условиях ограниченной конкуренции показывает, что внутренняя солидарность отрасли существенно влияет на цены.
6. Стабильный единый курс и наибольшая (по белорусским меркам) инфляция выровняет условия хозяйствования для всех и покажет истинную рентабельность предприятий. Некоторые из них окажутся в критическом положении, поэтому нужны будут быстрые и жесткие методы по их санации или банкротству. Это требует эффективно действующего законодательства, наличия профессиональных антикризисных управляющих. Вместе с тем, поддерживать такие предприятия за счет льгот по налогам, безвозвратных кредитов разумно только в крайне редких случаях (градообразующее предприятие, временные затруднения), ибо каждое из таких предприятий ложится бременем на всю экономику и вносит свой вклад в инфляцию.
С целью сокращения инфляции
и стабилизации обменного
В
заключение хотелось бы отметить, что
Республике Беларусь просто жизненно
необходимы решительные сдвиги в
создании благоприятных условий для
ведения бизнеса, привлечения инвестиций,
особенно в сферу производства потребительских
товаров и услуг. Для управления инфляцией
необходимо научиться выдавать новые
кредиты только после возврата старых,
возможно, даже и ценой банкротств, санации
или продажи эффективному собственнику
отдельных предприятий, а также провести
программу по снижению дефицита госбюджета.
Немаловажно восстановить доверие к облигациям
государства, так как стабильное функционирование
рынка ГКО – в национальной валюте – предпосылка
стабильности белорусского рубля. Национальному
банку РБ важно удержать объявленную траекторию
обменного курса и инфляции. Необходима
также стандартизация инструментов регулирования
ликвидности и уменьшение норм обязательных
резервов.
Основные направления и методы антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь.
Развитие
инфляционного процесса зависит
от проводимой государством экономической
политики, в рамках которой, в частности,
могут приниматься специальные
антиинфляционные меры.
Наиболее вероятными
в условиях повышения инфляции представляются
такие меры, принимаемые государством
и руководством предприятий, которые в
той или иной мере будут направлены на
компенсацию трудящимся потерь от удорожания
потребительной корзины.
Государство при выборе методов макроэкономического
регулирования может рассматривать различные
системы мер в области налогово-бюджетной,
денежно-кредитной, валютной и социальной
политики.
Первоочередная важность проблемы инфляции
в экономике республики нашла отражение
в Основных направлениях денежно-кредитной
политики. На протяжении ряда последних
лет снижение ее является стратегической
целью ДКП, проводимой в республике.
Инфляцию,
развивающуюся в масштабах, подрывающих
законы товарно-денежного обращения, можно
считать одной из закономерностей переходного
периода. Очевидно, что стержнем любой
антиинфляционной политики является подавление
причин инфляции и нейтрализация условий
ее возникновения и развития.
Так как системной причиной
инфляция стала попытка форсированно
внедрить форму свободного рынка в условиях
неадекватной социально-экономической
среды, самый общий рецепт обуздания и
ликвидации инфляции – приведение в соответствие
процесса общественного производства
и его социально-экономических форм. При
сохранении курса на рыночную трансформацию
экономики это означает формирование
развитой инфраструктуры рынка, институционализацию
рыночных отношений, создание эффективных
мер государственного воздействия на
трансформационную экономику.
В контексте детализации
системных причин инфляция и стратегического
курса на их подавление целесообразно
выделить ряд факторов:
· Удорожание импортируемых ресурсов
(энергоносителей, металла и др.), а также
любых импортных товаров и услуг в разрезе
одной или нескольких отраслевых групп;
· Рост оплаты труда работников в отдельной
отрасли или любой группе отраслей;
· Увеличение налогов на продукты вследствие
изменения государственной налоговой
политики;
· Повышение взимаемых налогов на производство
в одной или уменьшение субсидирования
отдельных отраслей;
· Снижение обменного курса национальной
валюты;
· Удорожание отечественной продукции
различных отраслей, обусловленное иными
причинами.
Перечень системных
факторов инфляции в республике указывает
на то, что для борьбы с ней в наших условиях
невозможно использовать только традиционный
набор мер антиинфляционной политики.
В условиях переходной экономики ни монетаристские,
ни кейнсианские рецепты не дадут желаемого
эффекта. Анализ, общей динамики инфляционных
процессов в экономике Беларуси позволяет
сделать вывод о невозможности перенесения
опыта применения антиинфляционных
мер в странах с развитой рыночной экономикой
на нашу действительность, где рыночные
отношения с их инфраструктурой еще не
имеют законченных форм.
В связи с возникновением
хронической несбалансированности экономики
входе радикальных экономических реформ
необходимо разработать в условиях реформирования
эффективную антиинфляционную политику.
Необходимы кардинальные рыночные
преобразования, прежде всего демонополизация,
развитие конкуренции, либеральное, стимулирующее
деловую активность, законодательство.
Следует незамедлительно приступить к
упрощению и оптимизации управления. Стержнем
экономической политики должно стать
развитие малого и среднего бизнеса.
Подавление инфляции
в долгосрочном аспекте может быть достигнуто
после создания надежного механизма, поддерживающего
и стимулирующего инвестиционную деятельность.
Инвестиции также зависят от текущих темпов
инфляции. Эмпирические данные за несколько
лет свидетельствуют о падении инвестиционной
активности, что является результатом
неблагоприятного инвестиционного
климата в республике. Кардинальное решение
проблемы иностранных инвестиций зависит
от институциональных преобразований
и законодательства по вопросам собственности
условии деятельности совместных и иностранных
предприятий.
Основы долгосрочного
безинфляционного развитий экономики
закладываются на уровне предприятии
здоровое в финансовом отношении предприятие
способное адекватно реагировать на колебания
рыночной конъюнктуры осуществлять техническое
развитие производства, самостоятельно
гасить факторы, и предпосылки инфляции
издержек. В настоящее же время действующие
предприятия и производства испытывают
большие экономические трудности, так
как высокие издержки производства, низкий
уровень рентабельности, значительные
объемы скрытых дотаций на фоне низкой
покупательной способности населения
резко ограничили внутренние и внешние
рынки сбыта. Изменения в структуре оборотных
средств свидетельствуют об обострении
проблемы сбыта, росте неплатежей и о крайне
малой роли денежно-кредитной
сферы в функционировании производства.
Поэтому представляется важным оздоровление
финансового состояния предприятий и
скорейшее решение проблемы неплатежей.
В целях оздоровления
финансового состояния предприятий акцент
необходимо делать на смене механизмов
ответственности. Для создания эффективного
мотивационного механизма у субъектов
хозяйствования - предпочтительнее использовать
имущественную; а не административную
ответственность. Но это возможно лишь
при проведении надлежащих институциональных
преобразований: приватизации, задействовании
процедур банкротства, активизация фондового
рынка и т. п. В определенной степени можно
согласиться с позицией правительства,
придерживающегося принципа индивидуального
подхода к субъектам хозяйствования. Однако
такой индивидуальный подход должен осуществляться
в контексте рыночного поведения предприятий
с ориентацией на конкуренцию, эффективность
и самообеспечение. При этом он будет автоматически
нести и большой антиинфляционный заряд.
Развитие инфляционного процесса зависит
также и от реализуемой государством валютной
политики.
Усиление инфляции
оказывает дополнительное давление на
обменный курс национальной валюты
в сторону его понижения. Принимая в этих
условиях решение о девальвации, государство
допускает появление в экономике дополнительного
инфляционного импульса, который в первую
очередь проявляется в удорожании импортных
товаров, а затем по цепочкам межотраслевых
взаимосвязей переносится и на стоимость
отечественной продукции, при производстве
которой используется импортируемые сырье
и комплектующие.
Для того чтобы
построить модель антиинфляционного регулирования,
позволяющую эффективно управлять инфляционными
процессами, необходимо выделить базовые
факторы современной инфляция.
Все многообразие причин, вызывающих инфляцию,
можно классифицировать следующим образом:
экономические — внутренние (экономическое
состояние), макроэкономические (состояние
бюджета, платежного баланса, уровень
развития производства и др.), глобальные
(состояние мировых финансовых рынков);
политические — внешние (введение таможенных
и прочих запретов), внутренние (уровень
доверия населения к правительству); психологические
(инфляционные ожидания).
Из перечисленных факторов только внешние
политические и глобальные экономические
не поддаются регулированию, следовательно,
снижение темпов инфляции до желаемого
целевого норматива возможно при регулировании
остальных факторов, которые можно свести
к трем группам: монетарные, немонетарные
и структурные. Таким образом, антиинфляционная
политика должна включать три направления:
меры по ограничению монетарных факторов
инфляции, издержек и по структурному
регулированию рынка.
В общем виде основной
причиной инфляции выступает несоответствие
денежной и товарной массы. Управление
инфляцией будет эффективным, если бюджетная,
налоговая и денежно-кредитная политики
будут скоординированы и иметь во главе
общую цель — обеспечение экономического
роста в стране и преодоление инфляции.
При этом ДКП должна быть направлена на
эффективное управление денежной массой,
а бюджетно-налоговая политика должна
содействовать развитию производства.
Модель, взаимоувязывающая
денежно-кредитную, бюджетную и налоговую
политики, позволит создать стимул для
развития производства, насыщения внутреннего
рынка продукцией, сделать национальную
экономику более защищенной от колебаний
внешнеэкономической конъюнктуры и поможет
эффективно управлять инфляцией.
В период действия указанной схемы должна
быть достигнута финансовая стабилизация
и осуществлено дальнейшее реформирование
секторов экономики. Переход к ДКП на основе
метода целевой инфляции будет эффективным
в постстабилизационный период.
Основным направлением
решения проблем социально-экономического
развития Беларуси должно стать сочетание
рыночного механизма с государственным
регулированием экономики, роль которого
возрастает в смешанной экономике.
Список используемой литературы: