Методы борьбы с инфляцией

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:58, контрольная работа

Описание работы

Переход экономики России на рыночные рельсы резко повысил значение денег, влачивших до того некое полувиртуальное существование. Проблемы денежного обращения стали основными как в практических мероприятиях по реконструкции экономики страны, так и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов на страницах экономической прессы и появление большого количества отечественных и зарубежных исследований на эту тему, актуальность их не уменьшается. Значительная стоимость анализа инфляционных процессов, большое число подлежащих учету действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.

Работа содержит 1 файл

РГР по ДКБ.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

          Так что с полным основанием можно сказать, что гиперинфляция  -  это  явление  прежде  всего поведенческое. Можно не достигнуть критических 50 процентов, остановиться на 30, а гиперинфляция уже налицо. Можно дойти и до 60 процентов, а состояние нельзя назвать гиперинфляцией.  Собственно,  гиперинфляция  наступает  на  самом деле,  когда  наблюдается характерное для нее поведение. Основной сигнал  - бегство от национальной валюты. Если даже бешенные цены перестают отпугивать покупателя, то гиперинфляция началась.

           Особого упоминания в связи с гайдаровской гиперинфляцией, помимо совершенно патологической эмиссии денег, заслуживает так называемая «первичная приватизация». Во всем мире государство путем приватизации избавляется от малорентабельных активов с тем, чтобы снизить нагрузку на бюджет. В России же (и не только) при Гайдаре и Чубайсе под приватизацию в первую очередь попали наиболее прибыльные предприятия, приносившие ощутимые доходы в бюджеты всех уровней. Надо ли напоминать, что предприятия были реализованы зачастую за совершенно анекдотические деньги и при новых «хозяевах» доходы бюджета от этих предприятий не только не выросли, но и в большинстве своем совсем сошли на нет – предприятия были или просто банально разворованы, или же, даже при успешно развивающемся производстве, стали хроническими должниками перед бюджетом. Хороший удар по бюджету нанесла и отмена государственной монополии на спиртное. Таким образом, не только велась совершенно вредительская эмиссионная, финансово-кредитная  и ценовая политика, но и искусственно всеми доступными способами усугублялся дефицит бюджета. Все это не могло не привести к гиперинфляции и совершенно непонятно, почему дипломированные экономисты этого не осознавали. В том же ключе развивалась и ситуация с «иностранными инвестициями» - все эти «инвесторы» приобретали предприятия либо с целью их последующего закрытия, дабы устранить с рынка опасного конкурента, либо с целью в кратчайшие сроки снять максимум прибыли путем эксплуатации доставшихся по наследству от «проклятых коммунистов» основных фондов и  опять же  ликвидировать предприятие. Никто из них не собирался реально что-то вкладывать в экономику бывших республик СССР и в результате инфляционная ситуация от таких «инвестиций» только ухудшалась. Сказался тут и массовый бесконтрольный вывоз капиталов за границу.

 

 

4. Методы борьбы с инфляцией.

 

          Правительство каждой страны, находящейся в экономическом кризисе, должно в первую очередь проводить  антиинфляционную  политику.  При этом крайне желательно, чтобы правительство, одной рукой борясь с инфляцией (в том числе и за счет простых граждан), другой рукой не усугубляло ситуацию в экономике своими непродуманными или даже своекорыстными эгоистичными действиями. Методы борьбы с инфляцией могут быть как прямыми директивными, так и косвенными.

 

 

4.1 Косвенные методы.

 

          1. Регулирование общей массы денег через управление ими  центральным банком (регулируя собственно денежную массу не следует забывать, что государственные ценные бумаги это тоже по сути деньги – и те, и другие эмитируются государством);

          2. Регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком, при этом в условиях борьбы с инфляцией необходимо поддержание жесточайшей финансовой дисциплины;

          3. Обязательные   резервы  коммерческих  банков,  операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

          Именно  эти  меры  были использованы Центробанком России под управлением Т.Парамоновой для обуздания инфляции в 1995 году.

 

 

4.2 Прямые методы.

 

          Прямые методы регулирования покупательной  способности  национальной денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:

          1. Прямое и непосредственное регулирование  государством  кредитов и тем самым - денежной массы;

          2. Государственное регулирование цен;

          3. Государственное (в том числе и по   соглашению   с   профсоюзами)  регулирование заработной платы (эта мера должна сочетаться с поддержанием жесткой фискальной дисциплины, иначе зарплаты «уходят в тень»);

          4. Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

          К подобного рода мерам прибегать в России не рискуют, считая их почему-то «нерыночными», хотя все остальные страны «с рыночной экономикой» с успехом их применяют.

 

 

4.3 Специфика России. Борьба с коррупцией.                                  

                                                                          

          Высокий уровень коррупции в органах исполнительной и законодательной  власти  традиционен для России. Однако      коррупция  давно не имела такого размаха, который был достигнут в      период  перехода  к  рыночной  системе хозяйствования. Впервые за долгие века существования Российского государства коррупция стала      реально  угрожать самому существованию страны и оказывать влияние на  нормальное  функционирование  экономики.  Подобного же уровня      коррупция  в  России  достигала  только накануне событий Смутного    времени и в период, предшествовавший падению самодержавия.

          Ранее было описано, какими именно способами коррупция влияет на  рост  темпов  инфляции  как  при  инфляции  спроса, так и при инфляции  предложения. Фактор коррупции не подчиняется нормальным экономическим   законам,   поскольку   корни  ее  лежат  в  сфере этносоциальных,  а  не  экономических отношений, и это обстоятельство усугубляет  сложность  стабилизации  экономической ситуации чисто рыночными  методами.  При этом бороться с коррупцией можно только жесткими   карательными   и   политическими   методами,  реальных возможностей самоограничения коррупции не существует – она исчезнет только с гибелью пораженного ею государственного аппарата.

          На сегодняшний день, пока коррупционеры имеют возможность в угоду своим корыстным интересам проводить на самом высоком уровне решения,  выгодные лично им, но губительные для экономики страны, ни  о  каком  снижении темпов инфляции не может быть и речи (яркий пример из недавних – введение так называемого обязательного страхования автогражданской ответственности. В результате страховые компании получили ничем не обоснованные миллиардные прибыли, а рост транспортных тарифов спровоцировал очередной виток инфляции, и все это под убаюкивающие увещевания правительства о борьбе с инфляцией). Кроме того,  выше было сказано, что ряд коррумпированных государственных чиновников  непосредственно  заинтересован  в ее росте как основе собственного   благосостояния.   Сейчас   эти  люди  считаю  себя хозяевами  жизни,  и не имеют ни малейшего желания превращаться в      обычных скромных чиновников, коими они и должны быть при нормально функционирующей экономике. Бюрократические    корпоративные  интересы  тут  тесно  переплетаются  с  интересами коррумпированных  руководителей  и интересами лидеров преступного      мира.  В  любой  более или менее развитой стране также существует      коррупция,  но  в  отличие  от  России  даже  только подозрение в      коррупции  автоматически  влечет  отставку  чиновника.  У нас же      лицо,   неоднократно  уличенное  в  расхищении  казенных  средств      может,  как  ни  в чем не бывало, продолжать занимать руководящие      посты  и  даже успешно продвигаться в правительственной иерархии,      занимать высшие выборные должности. При сохранении такого порядка вещей   вскрытие  фактов  коррупции  становится  бессмысленным, а      борьба   с   коррупцией   сводится   к   отлову   мелких  местных      коррупционеров не   способных   реально  влиять  на  положение      экономики  -  и  страны  в целом, и отдельных ее регионов, хотя и      наносящих стране ощутимый ущерб. Дополнительные трудности создает вполне понятное нежелание законодателей дать реальную юридическую базу  для  борьбы  с коррупцией. По сегодняшний день единственным      документом,  хоть  как-то  регламентирующим  борьбу  с коррупцией      остается  президентский  Указ  "О  борьбе  с коррупцией в системе      государственной службы".

          Вследствие всего вышеизложенного есть основания полагать, что общепринятые методы оздоровления экономики  неприменимы в сегодняшней  российской  действительности.  Именно поэтому даже благие намерения   различных   международных   организаций  как  правило приводят  только  к  осложнению  экономической ситуации в стране. Видимо  без  учета  национальной специфики, в том числе и разгула коррупции, невозможна   в  принципе  выработка  адекватных  мер противодействия росту инфляции.

 

5. Первоочередные антиинфляционные методы.

 

          Сбивать темпы инфляции - значит сокращать разницу между      денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те      методы,  которые  ведут  экономику к равновесию. К первоочередным      мерам относятся следующие:

 

          1. Обеспечение страны в достатке продовольствием. Это первейшее  условие  любых  реформаторских усилий. Для налаживания      продовольственного  дела в стране следует оказать государственную      финансовую  помощь  сельскохозяйственным  предприятиям всех видов собственности и провести мягкую реформу колхозов и совхозов, исключающую возможность даже временного падения сельскохозяйственного производства:

          а) установление порядка выдачи кредитов сельскохозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счет будущего урожая (подобная практика действительно была введена, и именно она, а не мифические «фермеры» и «инвесторы», позволила сохранить реальное сельскохозяйственное производство), государственная   поддержка   сельских  хозяйств,  работающих  на удовлетворение потребностей рынка продовольствия;

          б) установление государственных закупочных цен, а также цен на  потребляемые  в  сельскохозяйственном производстве ресурсы (в первую очередь – электроэнергию и энергоносители) на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания  системы  контрактной  торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.

          2. Воссоздание разрушенного инвестиционного поля народного хозяйства, без чего функционирование экономики  становится невозможным. В этих целях надо прежде всего восстановить на банковских  счетах  предприятий  путем  индексирования утраченные из-за резкого роста цен и обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.

          3. Налаживание снабженческо-сбытовых связей между     предприятиями.  Хозяйственные связи предприятий в рыночном режиме      наиболее  эффективны  в  основном  через  систему крупных оптовых      купцов-синдикатов.  Эти  структуры могут функционировать в рамках      отдельных   регионов,   в   общероссийском  и  межгосударственном      масштабе.

          4. Взамен налога на добавленную стоимость, стимулирующего в современных  условиях  хозяйствования  в  России  рост инфляции и      крайне   трудно   поддающегося   контролю   налоговых  инспекций,      определить   основным   платежом   в  бюджет  налог  на  прибыль или налог с продаж,      дифференцировав  его ставки в зависимости от роста рентабельности      и роста объемов производства, что будет нацеливать      производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.

          5. На время кризиса необходимо централизовать банковскую систему России, имея в виду обязательное исполнение коммерческими и инвестиционными банками директив центрального  банка  по приоритетности  и  льготности  кредитования  регионов,  отраслей,      предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота.

          6. Для стабилизации потребительского рынка целесообразно:

          а) создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в  сфере  производства и услуг. Ввести государственные кредиты на аренду  производственных  помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования  (с  возможностью последовательного выкупа), а также ввести  обязательное  страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен (вот здесь обязательное страхование было действительно целесообразным, попутно это было бы действенной мерой против «фирм-однодневок» );

          б) создать условия для повсеместного распространения      параллельно  с  существующей  системой  торговли  потребительских      кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства      для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров      членам  кооператива  (по  наличному  и  безналичному  расчету) по      бесприбыльным розничным ценам. Такого рода кооперативное движение      широко   развито  во  многих  индустриальных  странах.  Без  него      немыслимо   представить   их  экономику.  Потребкооперация  будет      способствовать  нормализации  цен  и  вне кооперативного сектора.      Собственно  говоря,  стихийно такие структуры уже давно возникли,      необходимо  просто  легализовать  их  существование  и оказать им      необходимую государственную поддержку.

          7.  В  течение  кризисного  периода  следует также проводить рациональную  государственную политику защиты внутреннего рынка и строгого контроля частной экспортной деятельности. Все экспортные операции  должны  осуществляться  через  немногие крупные фирмы и синдикаты,  контролируемые  государством и выполняющие экспортные операции на комиссионных налогах.

Информация о работе Методы борьбы с инфляцией