Меры по предупреждению банкротства банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 16:03, реферат

Описание работы

Зарубежные исследователи отмечают ряд причин, по которым происходит банкротство банков. К числу внешних относятся изменение общеэкономической ситуации, утрата банком доверия, массовое изъятие вкладов, обострение конкуренции, вмешательство акционеров в деятельность банка и др. Внутренние факторы не менее разнообразны и включают в себя некомпетентность руководства банка, недостатки внутрибанковской организации и системы контроля, спекуляцию, недостаточную отраслевую диверсификацию кредитов, слабый контроль за заемщиками, нарушение действующих нормативов, обман органов банковского надзора, криминальные манипуляции и др.

Содержание

Введение……………………………………………………………...…................3
1 Меры по предупреждению банкротства банков……………………………...4
2 Возбуждение дела о банкротстве банка и особенности ликвидации банка...9
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованных источников……………………………………...........15

Работа содержит 1 файл

рефератХОЗЯЙСТВЕННОЕ.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

    Национальный  банк Республики Беларусь вправе после  отзыва специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности продлить срок действия временной администрации не более чем на шесть месяцев, либо до момента сформирования органов, осуществляющих реорганизацию или ликвидацию банка, либо до момента назначения управляющего. Однако общий срок действия временной администрации не может превышать тридцати месяцев.

    Временная администрация возглавляется руководителем, имеющим специальный аттестат управляющего, который выдается Национальным банком Республики Беларусь лицу, имеющему лицензию управляющего.

    Банк  в порядке, установленном законодательными актами, вправе обжаловать решение  Национального банка Республики Беларусь о назначении временной  администрации в хозяйственный  суд.

    Обжалование решения Национального банка Республики Беларусь о назначении временной администрации не приостанавливает ее деятельности.

    Если  виновными действиями временной  администрации причинен банку вред, то акционеры банка, владеющие в  совокупности не менее чем одним процентом акций (собственник имущества банка - унитарного предприятия), вправе предъявить в хозяйственный суд иск к руководителю временной администрации о возмещении банку реального ущерба или иск к Национальному банку Республики Беларусь о возмещении Национальным банком Республики Беларусь реального ущерба, если он нанесен в результате необоснованного назначения временной администрации.

    Так же Национальным банком Республики Беларусь принимается решение о прекращении деятельности временной администрации:

    • при устранении причин, послуживших основанием для ее назначения;
    • при передаче дел управляющему;
    • по иным основаниям, предусмотренным нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь.

    После прекращения деятельности временной  администрации полномочия руководителей банка, отстраненных на период ее деятельности от исполнения своих обязанностей, восстанавливаются, если руководители банка не освобождены от обязанностей в соответствии с законодательством о труде.

    Национальный  банк Республики Беларусь вправе потребовать проведения реорганизации банка. Реорганизация банка осуществляется в форме слияния или присоединения в порядке, установленном законодательством.

    При получении требования Национального  банка Республики Беларусь о реорганизации  банка руководитель банка обязан в течение пяти дней со дня получения требования заявить в высший орган управления банка ходатайство о необходимости реорганизации банка.

    Высший  орган управления банка после  получения ходатайства руководителя банка о необходимости реорганизации банка обязан известить Национальный банк Республики Беларусь о принятом решении в срок не более десяти дней со дня получения требования Национального банка Республики Беларусь о реорганизации банка.

    Требования  к вновь образуемым в форме  слияния или присоединения банкам определяются банковским законодательством. 

    2. Возбуждение дела о банкротстве банка и особенности ликвидации банка 

    Если  исходить от практики, то особенности банкротства банков, закрепленные в главе VI Закона, то следует учитывать непосредственно с момента разрешения вопроса о возбуждении производства по делу, и касаются эти особенности в основном процедуры возбуждения производства по делу и особенностей ликвидации банка.

    С заявлением о банкротстве банка  в хозяйственный суд вправе обратиться: банк-должник, конкурсный кредитор (за исключением физических лиц), Национальный банк Республики Беларусь, прокурор, налоговый или иной уполномоченный орган - по уплате обязательных платежей, организация, гарантирующая возврат банковских вкладов физическим лицам, - по обязательствам, возникающим у банка перед гражданами из договоров банковского вклада и (или) банковского счета.

    Граждане (вкладчики) лишены возможности самостоятельно инициировать судебный процесс о банкротстве банка, непосредственно обращаясь в хозяйственный суд, что было непосредственно ранее.

    При поступлении в хозяйственный  суд заявления о банкротстве  банка хозяйственный суд до возбуждения  производства по делу о банкротстве  предлагает Национальному банку  Республики Беларусь представить заключение Национального банка Республики Беларусь о целесообразности отзыва у банка специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности либо копию акта Национального банка Республики Беларусь об отзыве этого специального разрешения (лицензии). Национальный банк Республики Беларусь обязан направить указанные документы в хозяйственный суд в течение одного месяца после получения предложения хозяйственного суда.

    Основанием  для возбуждения дела о банкротстве  банка является представление в хозяйственный суд копии акта Национального банка Республики Беларусь об отзыве специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности.

    При поступлении в хозяйственный  суд заявления о банкротстве  банка хозяйственный суд до возбуждения производства по делу о банкротстве предлагает Национальному банку Республики Беларусь представить заключение Национального банка Республики Беларусь о целесообразности отзыва у банка специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности либо копию акта Национального банка Республики Беларусь об отзыве этого специального разрешения (лицензии). Национальный банк Республики Беларусь обязан направить указанные в настоящей части документы в хозяйственный суд в течение одного месяца после получения предложения хозяйственного суда.

    При получении хозяйственным судом  в течение одного месяца заключения Национального банка Республики Беларусь о нецелесообразности отзыва у банка специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности заявление о его банкротстве возвращается кредитору.

    При неполучении хозяйственным судом  в течение одного месяца заключения Национального банка Республики Беларусь, указанного в части шестой настоящей статьи, заявление о  банкротстве банка возвращается кредитору. В этом случае лицо, подавшее в Национальный банк Республики Беларусь заявление об отзыве у банка специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности, вправе требовать в хозяйственном суде возмещения Национальным банком Республики Беларусь убытков, причиненных непринятием Национальным банком Республики Беларусь решений об отзыве у банка указанного специального разрешения (лицензии) либо о принятии мер по предупреждению банкротства банка, предусмотренных настоящим Законом и отнесенных к компетенции Национального банка Республики Беларусь.

    Лицами, участвующими в деле о банкротстве  банка, являются лица, указанные ранее, а также:

    • Национальный банк Республики Беларусь - при возбуждении дела о банкротстве банка по заявлению Национального банка Республики Беларусь;
    • организация, осуществляющая гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц, - при возбуждении дела о банкротстве банка по заявлению этой организации.

    В случае, если основаниями для отзыва специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности послужили неудовлетворительное финансовое положение банка, неисполнение им своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами и если в течение сорока пяти календарных дней со дня отзыва указанного специального разрешения (лицензии) Национальный банк Республики Беларусь не получил определения или иного документального подтверждения о возбуждении производства по делу о банкротстве банка, Национальный банк Республики Беларусь обязан в течение пяти дней подать в хозяйственный суд заявление о банкротстве банка независимо от наличия его задолженности перед Национальным банком Республики Беларусь.

    В определении о возбуждении производства по делу о банкротстве банка хозяйственный  суд указывает об открытии конкурсного производства и назначении управляющего. Копия заявления банка о его банкротстве направляется в Национальный банк Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь при подаче заявления о банкротстве банка может представить в хозяйственный суд кандидатуру управляющего. Хозяйственный суд направляет судебные акты (их копии) лицам, участвующим в деле о банкротстве банка, в течение пяти дней со дня их принятия (вынесения).

    Управляющий обязан использовать в процессе конкурсного производства только корреспондентский счет банка, в отношении которого открыто конкурсное производство, открытый в учреждении Национального банка Республики Беларусь. Порядок открытия указанного счета и осуществления расчетов по данному счету устанавливается нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь.

    В течение десяти дней со дня представления  управляющим в Национальный банк Республики Беларусь документов, подтверждающих право управляющего совершать операции по корреспондентскому счету банка, в отношении которого открыто конкурсное производство, на указанный счет в порядке, установленном нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь, перечисляются остатки денежных средств с корреспондентских счетов банка, открытых в иных банках, а также иные денежные средства банка, депонированные банком в Национальном банке Республики Беларусь.

    Объявление  об открытии в отношении банка  конкурсного производства в течение  пятнадцати дней со дня представления  управляющим в Национальный банк Республики Беларусь документов, подтверждающих право управляющего совершать операции по корреспондентскому счету банка, в отношении которого открыто конкурсное производство, передается для опубликования за счет средств банка в печатный орган Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, печатный орган Национального банка Республики Беларусь или иные республиканские средства массовой информации.

    Хозяйственный суд в течение четырех месяцев  со дня возбуждения производства по делу о банкротстве банка принимает решение об открытии в отношении банка ликвидационного производства.

    Открытие  в отношении банка ликвидационного  производства является основанием для  внесения Национальным банком Республики Беларусь соответствующей записи в  Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

    Управляющий ежемесячно представляет в Национальный банк Республики Беларусь бухгалтерскую  и статистическую отчетность ликвидируемого банка, установленную Национальным банком Республики Беларусь.

    Управляющий в срок не более шести месяцев  после открытия ликвидационного  производства составляет промежуточный  ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества  ликвидируемого банка, перечне предъявленных  кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения.

    Промежуточный ликвидационный баланс подлежит согласованию с Национальным банком Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь в течение одного месяца со дня  представления этого баланса  направляет в хозяйственный суд заключение по нему.

    После завершения расчетов с кредиторами  управляющий составляет ликвидационный баланс, который представляется для  утверждения в Национальный банк Республики Беларусь и хозяйственный  суд.

    Управляющий передает в государственный архив документы в порядке и в соответствии с перечнем, утверждаемым совместно государственным органом, осуществляющим государственную политику в области архивного дела, и Национальным банком Республики Беларусь.

    С момента внесения записи о ликвидации банка в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ликвидация банка считается завершенной, а банк - прекратившим существование.

    Запись  в Единый государственный регистр  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о ликвидации банка вносится на основании определения хозяйственного суда о завершении ликвидационного производства.

    Из  имущества банка вне очереди  удовлетворяются требования физических лиц, являющихся кредиторами по заключенным  с ними договорам банковского  вклада и (или) банковского счета.

Информация о работе Меры по предупреждению банкротства банков