Меры по предупреждению банкротства банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 16:03, реферат

Описание работы

Зарубежные исследователи отмечают ряд причин, по которым происходит банкротство банков. К числу внешних относятся изменение общеэкономической ситуации, утрата банком доверия, массовое изъятие вкладов, обострение конкуренции, вмешательство акционеров в деятельность банка и др. Внутренние факторы не менее разнообразны и включают в себя некомпетентность руководства банка, недостатки внутрибанковской организации и системы контроля, спекуляцию, недостаточную отраслевую диверсификацию кредитов, слабый контроль за заемщиками, нарушение действующих нормативов, обман органов банковского надзора, криминальные манипуляции и др.

Содержание

Введение……………………………………………………………...…................3
1 Меры по предупреждению банкротства банков……………………………...4
2 Возбуждение дела о банкротстве банка и особенности ликвидации банка...9
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованных источников……………………………………...........15

Работа содержит 1 файл

рефератХОЗЯЙСТВЕННОЕ.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение……………………………………………………………...…................3

1 Меры по предупреждению банкротства банков……………………………...4

2 Возбуждение дела о банкротстве банка и особенности ликвидации банка...9

Заключение……………………………………………………………………….14

Список использованных источников……………………………………...........15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    На 1 сентября 2011 года хозяйственные суды Беларуси ведут 1496 дел об экономической  несостоятельности и банкротстве, в том числе 1433 дел относятся  к предприятиям частной формы собственности. В судах г. Минска рассматривают 48,9% всех дел. По экономической несостоятельности и банкротстве предприятий, имеющих значение для экономики и социальной сферы страны, ведут 63 дела.

    Судебная  практика свидетельствует о том, что кризисные явления в экономике Республики Беларусь не обошли и банковскую систему. С момента вступления в действие Закона Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" от 18.07.2000 г (в ред.от 31.12.09) (далее - Закон) хозяйственными судами (хозяйственным судом города Минска и Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь) приняты решения о банкротстве четырех банков. В этой связи банкротство банков хозяйственным судам следует воспринимать как проблему не столько теоретическую, сколько практическую.

    Зарубежные  исследователи отмечают ряд причин, по которым происходит банкротство  банков. К числу внешних относятся изменение общеэкономической ситуации, утрата банком доверия, массовое изъятие вкладов, обострение конкуренции, вмешательство акционеров в деятельность банка и др. Внутренние факторы не менее разнообразны и включают в себя некомпетентность руководства банка, недостатки внутрибанковской организации и системы контроля, спекуляцию, недостаточную отраслевую диверсификацию кредитов, слабый контроль за заемщиками, нарушение действующих нормативов, обман органов банковского надзора, криминальные манипуляции и др. Тем не менее, не взирая на причины банкротства банков, данная проблема является актуальной, так как специфика деятельности банков и банковской системы имеет исключительную важность для всей экономики страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Меры по предупреждению  банкротства банков 

    Существуют  определенные меры по предупреждению банкротства банков. Так основанием для этого являются обстоятельства, при которых банк:

  1. неоднократно в течение последних шести месяцев в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах банка не удовлетворял требований отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполнял обязанности по уплате обязательных платежей в течение трех дней и более со дня наступления даты их исполнения;
  2. в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах банка не удовлетворяет требований отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанности по уплате обязательных платежей в течение трех дней и более со дня наступления даты их исполнения;
  3. допускает абсолютное снижение собственных денежных средств (капитала) более чем на двадцать процентов по сравнению с максимальной величиной, достигнутой за последние двенадцать месяцев, нарушая при этом один из обязательных нормативов, установленных Национальным банком Республики Беларусь;
  4. нарушает норматив достаточности капитала, установленный Национальным банком Республики Беларусь;
  5. нарушает в течение последнего месяца более чем на десять процентов норматив текущей ликвидности, установленный Национальным банком Республики Беларусь.

    В случае возникновения данных оснований применяются меры по предупреждению банкротства банка:

  • улучшение финансового состояния банка;
  • назначение временной администрации по управлению банком;
  • реорганизация банка.

    В случае возникновения оснований банк, его учредители (участники) обязаны принимать необходимые меры по улучшению финансового состояния банка или реорганизации банка.

    Национальный банк Республики Беларусь вправе потребовать от банка осуществления мер по улучшению финансового состояния банка или реорганизации банка, а также назначить временную администрацию.

    При рассмотрении дела о банкротстве банка применяются конкурсное производство или ликвидационное производство.

    Мировое соглашение, защитный период и санация, предусмотренные настоящим Законом, в отношении банков не применяются.

    Управляющий при банкротстве банка должен иметь лицензию управляющего, соответствовать квалификационным требованиям, установленным Национальным банком Республики Беларусь, а также иметь дополнительно специальный аттестат управляющего.

    Нормативными  правовыми актами Национального  банка Республики Беларусь определяются объем квалификационных требований к управляющему при банкротстве банка, порядок и иные условия его специальной аттестации, в том числе основания и порядок выдачи и аннулирования специального аттестата управляющего.

    Национальный  банк Республики Беларусь вправе в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения управляющим при банкротстве банка своих обязанностей аннулировать выданный ему специальный аттестат управляющего.

    Решение Национального банка Республики Беларусь об аннулировании специального аттестата управляющего может быть обжаловано этим управляющим в хозяйственный суд.

    Национальный  банк Республики Беларусь в случаях  неисполнения или ненадлежащего  исполнения управляющим при банкротстве  банка своих обязанностей вправе заявить в орган государственного управления по делам о банкротстве ходатайство об аннулировании выданной ему лицензии управляющего.

    Управляющим при банкротстве банка может  быть назначена по решению хозяйственного суда организация, осуществляющая гарантированное  возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц.

    В целях улучшения финансового  состояния банка могут применяться  следующие меры:

  1. оказание финансовой помощи банку его учредителями (участниками) и (или) иными лицами:

Финансовая  помощь банку может  быть оказана в следующих формах:

размещения  денежных средств на депозите в данном банке со сроком возврата не менее  шести месяцев и начислением  процентов по ставке не выше ставки рефинансирования Национального банка  Республики Беларусь; дачи поручительств, банковских гарантий по кредитам для банка; установления отсрочки и (или) рассрочки платежа; перевода долга с согласия кредиторов банка; отказа от распределения прибыли банка в качестве дивидендов с целью направления ее на осуществление мер по улучшению финансового состояния банка; дополнительного взноса в уставный фонд банка; отказа от требований банка; иных формах, способствующих устранению причин, вызвавших необходимость принятия мер по улучшению финансового состояния банка. Денежные средства на банковских счетах и во вкладах в банке могут быть использованы его кредиторами для увеличения уставного фонда банка в порядке, установленном Национальным банком Республики Беларусь. Решение о формах и условиях оказания финансовой помощи принимается банком и лицом, оказывающим финансовую помощь банку.

  1. изменение структуры активов и пассивов банка;

Изменение структуры активов  банка может предусматривать:

улучшение качества кредитования, включая замену неликвидных активов ликвидными; приведение структуры активов по срочности в соответствие со сроками обязательств, обеспечивающих их исполнение; сокращение расходов, в том числе на обслуживание долга и содержание банка; продажу активов, не приносящих дохода, а также активов, продажа которых не будет препятствовать выполнению банковских операций банком; иные меры по реструктуризации активов.

Изменение структуры пассивов банка может предусматривать:

увеличение  собственных средств (капитала); снижение размера и (или) удельного веса текущих  и краткосрочных обязательств в  общей структуре пассивов; увеличение удельного веса среднесрочных и долгосрочных обязательств в общей структуре пассивов; иные меры по реструктуризации пассивов. Банк обязан в соответствии с гражданским законодательством уменьшить свой уставный фонд до размера чистых активов, если чистые активы окажутся меньше уставного фонда банка.

  1. изменение организационной структуры банка

Изменение организационной  структуры банка  может осуществляться в следующих формах: изменения состава и численности сотрудников банка; изменения структуры банка, в том числе сокращения и ликвидации обособленных, а также иных структурных подразделений банка; иных формах, способствующих устранению причин, вызвавших необходимость принятия мер по улучшению финансового состояния банка. При осуществлении процедуры закрытия филиала (отделения) банка могут применяться правила продажи предприятия, предусмотренные настоящим Законом.

  1. иные меры, применяемые в соответствии с законодательством.

    Единоличный исполнительный орган банка (далее - руководитель банка) в случае возникновения оснований для применения мер по предупреждению банкротства банка в течение десяти дней со дня их возникновения обязан заявить в высший орган управления банка ходатайство о применении мер по улучшению финансового состояния банка или реорганизации банка при условии, что причины возникновения указанных оснований не могут быть устранены силами исполнительного органа банка.

    Ходатайство руководителя банка о применении мер по улучшению финансового  состояния банка или реорганизации  банка должно содержать рекомендации по формам, характеру и срокам применения таких мер.

    Высший  орган управления банка, которому должен принять решение по указанному ходатайству  в течение десяти дней со дня его  заявления.

    Руководитель  банка обязан заявить в Национальный банк Республики Беларусь ходатайство о применении мер по предупреждению банкротства банка, если учредители (участники) этого банка отказались принять меры по улучшению финансового состояния банка или реорганизации банка либо не приняли соответствующего решения в срок.

    Национальный  банк Республики Беларусь вправе потребовать  от банка разработку плана улучшения  финансового состояния банка  и осуществление мероприятий, предусмотренных  этим планом. Там должны быть:

    • оценка финансового состояния банка;
    • формы и размеры участия учредителей (участников) банка и (или) иных лиц, оказывающих помощь в улучшении финансового состояния банка;
    • меры по сокращению расходов на содержание банка;
    • меры по получению дополнительных доходов;
    • меры по возврату просроченной дебиторской задолженности;
    • меры по изменению организационной структуры банка;
    • срок восстановления уровня достаточности собственных средств (капитала) и текущей ликвидности банка.

    В случаях неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения руководителем банка мер по улучшению финансового состояния банка руководитель банка несет ответственность в соответствии с законодательством.

    Особое  место в оздоровлении деятельности банка отводится временной администрации  по управлению банком, которая является специальным органом управления банком, назначаемым Национальным банком Республики Беларусь на срок до 18 месяцев.

    Полномочия  исполнительных органов банка в  период деятельности временной администрации  могут быть либо ограничены, либо приостановлены актом Национального банка Республики Беларусь о назначении временной администрации.

    Основаниями для назначения временной администрации являются:

    • банк в связи с отсутствием или недостаточностью средств на корреспондентских счетах банка не удовлетворяет требований отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанности по уплате обязательных платежей в течение семи дней и более со дня наступления даты их исполнения;
    • банк допускает абсолютное снижение собственных денежных средств (капитала) более чем на тридцать процентов по сравнению с максимальной величиной, достигнутой за последние двенадцать месяцев, нарушая при этом один из обязательных нормативов, установленных Национальным банком Республики Беларусь;
    • банк в течение последнего месяца более чем на двадцать процентов нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Национальным банком Республики Беларусь;
    • банк в установленный срок не исполняет требований Национального банка Республики Беларусь о замене руководителя банка либо принятии мер по улучшению финансового состояния банка или реорганизации банка;
    • в соответствии с законодательными актами имеются основания для отзыва у банка специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности.

Информация о работе Меры по предупреждению банкротства банков