Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 23:04, курсовая работа
Кредитная политика банка включает в себя следующие элементы:
Определение целей, исходя из которых формируется кредитный портфель банка (виды, сроки, размеры и качество обеспечения);
Описание полномочий подразделений банка в процессе выдачи, ведения и погашения кредита;
Перечень необходимых документов;
Основные правила приема, оценки и реализации кредитного обеспечения;
Лимитирование операций по кредитованию;
Политика установление процентных ставок по кредитам;
Методики оценки кредитных заявок;
Характеристику диагностики проблемных кредитов, их анализа и путей выхода из возникающих трудностей.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Правовые и организационные основы кредитного процесса в банке. 4
2. Характеристика этапов кредитного процесса 6
2.1. Рассмотрение кредитной заявки 6
2.2. Анализ кредитоспособности клиента и оценка кредитного риска 7
2.3. Статистические методы оценки кредитного риска 10
2.4. Подготовка кредитного договора 12
2.5. Заключение кредитного соглашения 12
2.6. Мониторинг выполнения кредитного соглашения 15
3. Особенности кредитного процесса в зависимости от категорий заемщиков, целей кредитования, форм обеспечения 17
3.1. Оценка кредитоспособности клиентов банка 17
3.2. Особенности кредитного процесса в зависимости от целей кредитования 19
3.3. Обеспечение кредита 20
4. Кредитный договор, его содержание и экономическое значение. 21
5. Анализ кредитного процесса в отдельном банке. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 31
—показатели рентабельности.
Несмотря на всю важность анализа финансовых отчетов предприятия и рассчитанных на их основе коэффициентов, они хотя и являются основными, но отнюдь не достаточными для принятия решения о предоставлении кредита тому или иному заемщику. Кроме этого в банках изучают свои архивы, отчеты специализированных кредитных агентств, обмениваются информацией с другими банками и финансовыми организациями, изучают специализированную прессу. В странах с развитой рыночной банковской системой существуют специализированные компьютерные банковские сети, где сосредотачивается вся информация о прошлом клиентов банковских учреждений. Рассмотренные финансовые показатели должны увязываться с каждой конкретной ситуацией, а не рассматриваться как нечто, свидетельствующее однозначно в пользу или против выдачи кредита. Даже при наличии хорошего уровня финансовых показателей заемщика на момент рассмотрения кредитной заявки стоит помнить о том, что риск невозврата кредита все равно остается. Финансовые показатели лишь помогают оценить степень кредитного риска. Поэтому банк, предоставляя кредиты, должен быть полностью уверен в надежности заемщика. Таким образом, наиболее сложной задачей при выдаче кредита оказывается не оценка сегодняшнего положения заемщика, а прогнозирование развития ситуации в будущем исходя из имеющейся в данный момент информации.
В последнее время в банковской практике все чаще начинают применяться статистические методы оценки кредитных рисков. При этом стараются выработать стандартные подходы объективной оценки заемщиков и на этой основе разделить их на надежных и ненадежных. С этой целью применяются следующие основные модели: «модель Зета»; метод кредитного скоринга; модель оценки коммерческой ссуды; кредитный скоринг по потребительскому кредиту.
Модель Зета. Данная модель была разработана группой американских экономистов в конце 70-х гг. и предназначена для оценки вероятности банкротства той или иной фирмы. В этом случае определяют значение «X», используя специальное уравнение, переменные которого являются показателями деятельности фирмы, а именно: ликвидность, скорость оборота и т. д. При оценке фирмы, полученный показатель сравнивается с эталонным, и в зависимости от его величины применяется решение о предоставлении кредита.
Используя приведенный подход, американский экономист Альтман предложил свою модель, где применил метод множественного дискриминантного анализа. При этом используются пять основных переменных: отношение оборотного капитала к сумме активов; отношение нераспределенного дохода к сумме активов; отношение операционных доходов (до вычета процентов и налогов) к сумме активов; отношение рыночной стоимости акций фирмы к общей сумме долга; отношение суммы продаж к сумме активов. Здесь также полученный результат сравнивают с эталонным показа
Модель оценки коммерческой ссуды. Данная модель предложена американским экономистом Чессером и включает шесть переменных:
— доход до вычета процентов и налогов к сумме активов;
В случае благоприятной оценки предполагаемого заемщика банк приступает к разработке условий кредитного договора. По кредитному договору банк или иная кредитная организация обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Данный этап заключается в определении основных характеристик ссуды: вида кредита; его суммы; срока кредита; способа погашения; обеспечения; цены кредита; прочих условий.
На данном этапе, который называется структурированием ссуды, большое внимание уделяется проблеме определения стоимости кредита, которая формируется в процессе установления процентной ставки; размера компенсационного остатка на счете; комиссии за выдачу и оформление кредита и т. д. В процессе установления процентной ставки учитываются: стоимость привлеченных банком средств, в частности депозитных источников; надежность заемщика и степень кредитного риска; расходы по оформлению и контролю за погашением кредита; характер отношений между банком и заемщиком и ряд других моментов, зависящих от конкретного банка, вида ссуды и категории заемщика.
Степень кредитного риска можно оценивать различными методами, в частности, методом рейтинговой оценки, который заключается в начислении специальных баллов по предварительно определенным критериям.
Путем анализа статистических данных рассчитана частота неплатежей, которая соответствует каждому уровню. Например, если набранная сумма соответствует первому уровню, это означает, что в данной категории заемщиков одно непогашение кредита приходится на 200 выданных. По четвертому уровню — три неплатежа на каждые 100 выданных кредитов.
После завершения работы по структурированию ссуды принимается окончательное решение о заключении кредитного договора или об отказе в предоставлении ссуды. В первом случае начинается сложный переговорный процесс. Дело в том, что условия предоставления кредита могут существенно отличаться от предполагаемых, содержащихся в заявке клиента. В процессе переговоров стороны должны стремиться к сближению своих позиций и достижению компромисса.
С целью минимизации вероятности ошибок и достижения наибольшей объективности в процессе заключения кредитных сделок в коммерческих банках устанавливаются определенные границы полномочий отдельных должностных лиц.
В процессе оформления кредита в банке формируется специальное кредитное досье, в которое включаются следующие документы: свидетельства полномочий лиц, подписавших кредитный договор от имени предприятия; документы, подтверждающие получение ссуды; документы, дающие право на распоряжение залогом в случае наличия обеспечения.
Обе стороны, участвующие в кредитной сделке (банк и клиент), после согласования подписывают развернутый документ, именуемый кредитным соглашением, в котором изложены все подробности предоставляемой ссуды. Кредитное соглашение должно содержать следующие основные разделы: свидетельства и гарантии; характеристика кредита; обязывающие условия; запрещающие условия; невыполнение условий кредитного соглашения; санкции в случае нарушения условий соглашения.
Раздел «Свидетельства и гарантии» включает подтверждения: полномочий конкретного лица заключать кредитные договора и подписывать долговые обязательства, удостоверять отсутствие задолженности по налогам; о наличии права распоряжаться активами; об отсутствии активов в залоге, кроме известных банку; об отсутствии нарушений клиентом предыдущих кредитных договоров; о наличии стабильного финансового положения клиента.
Раздел «Характеристика кредита» включает подробное изложение условий кредита (вид, сумма кредита, процентная ставка, шкала погашения и обеспечения). Кроме того, указываются все участники сделки, основные положения долгового обязательства и производится документарное оформление обеспечения кредита.
Раздел «Обязывающие условия» содержит специальные, часто стандартизированные правила, которые должен соблюдать заемщик в течение действия срока ссуды. Они включают требования: о необходимости поддержания определенного уровня оборотного капитала и стабильного уровня акционерного капитала (в случае с АО); соблюдении установленной величины балансовых коэффициентов; регулярном предоставлении финансовых отчетов; незамедлительном сообщении обо всех проблемах в плане финансового состояния; обеспечении необходимого страхования от несчастных случаев, пожаров и т.п.; регулярной уплате налогов и прочих обязательств, которые в случае неуплаты могут привести к взысканиям на активы; содержании в порядке и обеспечении надлежащего ремонта зданий и оборудования; обеспечении банковским работникам доступа к бухгалтерской документации, сообщении банковскому учреждению о намечаемом или предпринятом судебном преследовании.
Раздел «Запрещающие условия» включает перечень действий, которые заемщик не должен производить, а именно: не продавать или закладывать активы, за исключением случаев, вызванных производственной необходимостью; не приобретать акции или облигации, кроме государственных ценных бумаг; выплачивать вознаграждение служащим и дивиденды акционерам не выше определенного максимума; не проводить акционерных сделок с акциями компании или других операций с отсроченным возмещением средств; не выдавать гарантий по долгам других предприятий; не предпринимать расширение своего участия в других предприятиях; не участвовать в слияниях и поглощениях; не осуществлять изменений в руководящем составе предприятия, могущих повлиять на его производственную и финансовую политику.
Раздел
«Невыполнение условий
Раздел «Санкции в случае нарушения условий соглашения» включает следующие основные пункты: требование немедленного погашения всей остающейся суммы долга и процентов по ней; требование дополнительного обеспечения или гарантий; права банка на погашение остающейся части долга за счет текущего счета заемщика.
После согласования всех пунктов клиентом и представителем банка (если это предусмотрено соглашением, то и гарантом) подписывается кредитное соглашение.
Контроль за выполнением кредитного договора выступает важным и неотъемлемым элементом всей кредитной деятельности банка. Целью кредитного мониторинга является снижение рискованности кредитных операций и недопущение отрицательных ситуаций, связанных с возникновением сложностей в процессе погашения кредита. Поэтому в процессе кредитного мониторинга самое пристальное внимание уделяют двум основным факторам: недостаткам в работе кредитного персонала банка и неэффективному функционированию предприятия, получившего кредит.
По
первому фактору стремятся
В процессе кредитного мониторинга особое внимание следует уделять фактам, свидетельствующим об ухудшении финансового состояния заемщика, вследствие чего выданный кредит может быть не погашен в срок или вообще превратиться в безнадежный долг. Выделяют следующие отрицательные факты: непредставление финансовых отчетов в установленные сроки; резкое увеличение дебиторской задолженности; замедление оборачиваемости запасов; снижение доли краткосрочных активов; непропорциональный рост краткосрочной задолженности; снижение коэффициента ликвидности; увеличение доли основного капитала в сумме активов; снижение объема продаж; рост просроченных долгов; возникновение убытков от операционной деятельности; изменение условий коммерческого кредитования и т. д. Кроме того, о будущих сложностях могут свидетельствовать следующие факты: изменение поведения или привычек высшего руководящего состава; супружеские проблемы руководителей; резкое изменение отношений с банком, нежелание сотрудничества; замена ключевых сотрудников; увлечение созданием новых предприятий; скупка недвижимости; плохое составление финансовых отчетов; принятие необоснованного риска; установление нереалистичных цен на продукцию; медленная реакция на ухудшение рыночных условий; слабый операционный контроль; отсутствие преемственности в руководстве; потеря важных клиентов; создание спекулятивных запасов; отсрочки замены устаревшего оборудования и т. д.
В случае
возникновения проблем с
В каждом коммерческом банке важным инструментом кредитного мониторинга выступает кредитный архив, где сосредотачивается вся необходимая документация: финансовые отчеты, деловая переписка, аналитические обзоры кредитоспособности, залоговые документы и т. д. Кредитный мониторинг также предполагает постоянный контроль кредитного портфеля, при этом применяется, как правило, дифференцированный подход, заключающийся в том, что наиболее надежные кредиты подвергаются проверке один раз в год, в то время как проблемные ссуды находятся под постоянным контролем.